План мероприятий по организации ярмарки выходного дня и продажи товаров на ней. Процесс организации выставок и ярмарок Представление товара на сельхоз ярмарке

  • 09.01.2024

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории города Москвы согласно к настоящему постановлению.

2. Префектурам административных округов города Москвы организаторам ярмарок выходного дня в срок до 1 июля 2011 г. привести организацию действующих ярмарок выходного дня на территории города Москвы в соответствие с требованиями настоящего постановления.

3. Возложить на префектуры административных округов города Москвы функции государственных заказчиков работ по обеспечению мероприятий по организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы.

4. Дополнить постановление Правительства Москвы от 16 февраля 2011 г. N 38-ПП "О расходных обязательствах префектур административных округов города Москвы и признании утратившим силу пункта 13 постановления Правительства Москвы от 21 сентября 2010 г. N 827-ПП" пунктом 1.13 в следующей редакции:

"1.13. Обеспечение мероприятий по организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.".

5. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2010 г. N 864-ПП "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них на территории города Москвы".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики Шаронова А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

7. Правовые акты Правительства Москвы об организации и проведении специализированной ярмарки в обязательном порядке согласовываются с заместителем Мэра в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и Департаментом торговли и услуг города Москвы.

8. Для организации ярмарок выходного дня префектура административного округа города Москвы по предложениям хозяйствующих субъектов, управ районов города Москвы и муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований ежегодно в срок до 1 сентября формирует проект перечня ярмарок выходного дня с учетом потребностей жителей районов города Москвы в обеспечении теми или иными товарами (работами, услугами).

9. В проект перечня ярмарок выходного дня включаются:

1) адрес площадки ярмарки выходного дня;

2) период (периоды) проведения ярмарки выходного дня;

3) организатор ярмарки выходного дня - префектура административного округа города Москвы.

10. Не допускается для организации ярмарок выходного дня использовать проезжую часть улично-дорожной сети города Москвы, за исключением территории Центрального административного округа города Москвы.

11. К проекту перечня ярмарок выходного дня прилагаются планы функционального зонирования площадок каждой ярмарки выходного дня с указанием расположения и количества мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

12. Сформированный проект перечня ярмарок выходного дня с прилагаемыми планами функционального зонирования площадок ярмарок префектура административного округа города Москвы направляет на согласование в территориальные органы Управления Роспотребнадзора по городу Москве, ГУВД по г. Москве, Главного управления МЧС России по г. Москве.

13. После получения всех согласований префект административного округа города Москвы в срок не позднее 1 октября направляет проект перечня ярмарок выходного дня в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы.

При наличии неучтенных замечаний согласующих организаций и неучтенных предложений хозяйствующих субъектов, управ районов города Москвы и муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований к проекту перечня ярмарок выходного дня прикладывается лист разногласий с обоснованием принятого решения.

14. Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы в течение 30 рабочих дней рассматривает проект перечня ярмарок выходного дня и принимает решение об одобрении либо необходимости их доработки.

15. Одобренные Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы (после подписания протокола) проекты перечней ярмарок выходного дня в срок до трех рабочих дней утверждаются распоряжениями префектур административных округов города Москвы и подлежат опубликованию на официальных сайтах Департамента торговли и услуг города Москвы и префектур административных округов города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

16. Внесение изменений в перечень ярмарок выходного дня осуществляется по правилам, предусмотренным настоящего Порядка, по предложениям хозяйствующих субъектов, управ районов города Москвы и муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований.

17. После принятия правового акта Правительства Москвы об организации и проведении специализированной ярмарки либо распоряжения префектуры административного округа города Москвы об утверждении перечня ярмарок выходного дня организатор ярмарки в течение 10 календарных дней разрабатывает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления на ярмарке. Информация о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней публикуется организатором ярмарки в средствах массовой информации.

18. План мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней включает в себя мероприятия по:

1) проведению работ по благоустройству площадки ярмарки и прилегающей территории, обеспечению удобного подъезда автотранспорта, не создающего помех для прохода пешеходов, обеспечению заездных карманов;

2) обеспечению при необходимости участников ярмарки стандартным торгово-технологическим оборудованием, его монтажу перед началом торговли и демонтаж после ее окончания;

3) организации при необходимости охранных мероприятий на период работы ярмарки;

4) организации противопожарного и санитарного содержания ярмарки, организацию уборки площадки ярмарки, вывоза мусора и биологических отходов;

5) организации при необходимости оборудования площадки ярмарок биотуалетами;

6) информационной поддержке проведения ярмарки;

7) определению ответственного за проведение ярмарки лица (администратора), которое должно находиться на площадке ярмарки в течение всего времени ее работы.

19. Для оказания услуг по организации ярмарки выходного дня (пункт 19 настоящего Порядка) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" префектурой административного округа города Москвы - организатором ярмарки выходного дня привлекаются подрядчики (исполнители) - юридические лица и индивидуальные предприниматели.

20. Режим работы (часы работы) определяется организатором ярмарки с учетом исключения негативного влияния ярмарки на пешеходную и транспортную инфраструктуру.

21. Не позднее чем за 3 календарных дня до даты проведения ярмарки либо в срок не позднее 20 декабря для ярмарок выходного дня организатор ярмарки разрабатывает и утверждает порядок организации ярмарки, который включает в себя:

1) наименование и адрес организатора ярмарки;

3) тип, адрес площадки, период проведения ярмарки, режим работы;

4) требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарке;

5) порядок и условия предоставления мест на ярмарке;

6) срок для подачи заявок на участие в ярмарке.

22. План мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, порядок организации ярмарки, в том числе режим работы ярмарки, порядок и условия предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, подлежат опубликованию на официальном сайте организатора ярмарки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

III. Порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке

23. должен обеспечить равный доступ к участию в ярмарке и предоставление мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) участникам ярмарки.

24. Порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и размер платы на специализированной ярмарке определяются организатором ярмарки, в том числе с учетом настоящего Порядка.

25. Плата с участников ярмарки выходного дня за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и оказание услуг, связанных с обеспечением торговли на ярмарке, не взимается, за исключением платы за услуги, предусмотренные настоящего Порядка.

26. Государственным учреждением "Московское объединение ветеринарии" за оказанные ветеринарные услуги по подтверждению безопасности в ветеринарном отношении реализуемых на ярмарке продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, продукции растениеводства непромышленного изготовления взимается плата с продавцов (владельцев) указанной продукции в соответствии с прейскурантом на платные ветеринарные услуги в государственных лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы, в подвижных лабораториях и подразделениях государственной ветеринарной экспертизы Государственного учреждения "Московское объединение ветеринарии".

27. Предоставление мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) участникам ярмарки выходного дня осуществляется префектурой административного округа города Москвы на основании заявки, направленной по выбору заявителя по почте, электронной почте через официальный сайт префектуры административного округа города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или поданной в службу "одного окна" префектуры административного округа города Москвы.

28. Заявка должна содержать следующие сведения:

1) полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование и организационно-правовую форму юридического лица, место его нахождения, основной государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика - для юридического лица;

2) фамилию, имя, отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;

3) фамилию, имя, отчество (в случае, если имеется) гражданина, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, реквизиты документа, подтверждающего ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, - для физического лица;

4) фамилию, имя, отчество (в случае, если имеется) контактного лица, номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином;

5) адрес площадки и период проведения ярмарки выходного дня, в которой заявитель желает участвовать;

6) перечень товаров (работ, услуг), предполагаемых к реализации, место их происхождения.

29. К заявке на участие в ярмарке выходного дня прилагаются (в случае направления заявки в электронном виде - в форме электронных копий документов):

1) для юридического лица - копия документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;

2) для индивидуального предпринимателя - копия документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

3) для граждан - копия документа, подтверждающего ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством.

30. Заявка на участие в ярмарке выходного дня должна быть скреплена печатью заявителя (для юридических лиц) и подписана заявителем или лицом, уполномоченным таким заявителем.

31. Префектура административного округа города Москвы ведет журнал регистрации поступления заявок на участие в ярмарке, в котором указываются дата поступлении заявки, время поступления заявки, регистрационный номер заявки, полное наименование заявителя и его место нахождения (место жительства), фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется) контактного лица, телефон, адрес электронной почты (в случае, если имеется).

32. Прием заявок на участие в ярмарках выходного дня осуществляется постоянно.

33. После приема заявок организатор ярмарки префектура административного округа города Москвы:

1) организует размещение участников на площадке ярмарки выходного дня в дни ее проведения в соответствии с очередностью поступления заявок;

2) по желанию заявителя выдает справку о предоставлении ему на ярмарке.

34. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин вправе не подавать заявку на участие в ярмарке выходного дня в порядке, предусмотренном настоящего Порядка, а непосредственно явиться для размещения на площадке ярмарки выходного дня в дни ее проведения. В этом случае его размещение на площадке ярмарки выходного дня осуществляется префектурой административного округа города Москвы при наличии свободных мест.

35. Предоставленное префектурой административного округа города Москвы место на ярмарке выходного дня не может быть передано участником ярмарки выходного дня третьему лицу.

IV. Требования к местам для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке

36. На каждой ярмарке должен быть обустроен информационный стенд, на котором размещается:

1) информация о размере платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (в случае, если плата установлена);

2) план функционального зонирования площадки ярмарки (для ярмарок выходного дня);

3) номера телефонов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, Главного управления МЧС России по г. Москве, ГУВД по г. Москве, Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве, Департамента торговли и услуг города Москвы, Комитета ветеринарии города Москвы, префектуры административного округа города Москвы, управы района города Москвы.

37. Площадка ярмарки должна быть благоустроена, иметь твердое покрытие либо настил, предохраняющий повреждение почвенного слоя. На площадке устанавливаются контейнеры для сбора мусора и биологических отходов, биотуалеты (при необходимости) и другие объекты.

38. Площадка ярмарки оформляется вывеской с указанием (наименование, место нахождения - для организации, фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя), адреса и режима работы ярмарки, а также наименования специализированной ярмарки.

39. На площадке специализированной ярмарки организуются места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) единого образца.

На площадке ярмарки выходного дня организуются места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг): лотки единого образца (в виде натяжных тентов на сборно-разборном каркасе) либо предусматриваются места для размещения специализированных автомобилей (автомагазинов, автолавок, автоприцепов), цистерн по реализации продовольственных товаров. Запрещается установка иных торговых объектов.

40. Требования к внешнему оформлению и внешнему облику ярмарок выходного дня устанавливаются Департаментом торговли и услуг города Москвы по согласованию с Москомархитектурой.

41. Специализированные автомобили могут использоваться для торговли на ярмарках выходного дня при условии государственной регистрации указанных транспортных средств и прохождения ими государственного технического осмотра в порядке, установленном законодательством.

42. При необходимости применения измерительных приборов (весов, гирь, мерных емкостей и других приборов), контрольно-кассовой техники на месте должны обеспечиваться условия для их установки в соответствии с метрологическими правилами и техническими требованиями.

Весы и другие измерительные приборы должны устанавливаться на месте таким образом, чтобы покупателем визуально обеспечивалась проверка меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг).

43. Место должно быть обеспечено в необходимом количестве торгово-технологическим и холодильным оборудованием, обеспечивающим возможность соблюдения условий приема, хранения и отпуска товаров (оказания услуг, выполнения работ), а также необходимым инвентарем.

Используемое оборудование и инвентарь должны содержаться в исправном состоянии, соответствовать требованиям по показателям электро- и взрывобезопасности и обеспечивать возможность соблюдения противопожарных норм и правил, а также возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийных или чрезвычайных ситуаций.

44. Места для продажи продовольственных товаров должны быть отделены от продажи непродовольственных товаров (выполнения работ, оказания услуг).

45. В месте для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, удобном для обозрения покупателями, должно быть размещена информационная табличка с указанием наименования и места происхождения товаров.

46. В день окончания работы ярмарки торговые объекты демонтируются либо вывозятся, площадка освобождается и приводится в надлежащее санитарно-техническое состояние.

V. Требования к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках

47. Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ярмарках осуществляется при наличии у продавцов:

1) товаросопроводительной документации на реализуемую продукцию, у граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, - документа, подтверждающего ведение гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством;

2) документов, подтверждающих качество и безопасность продукции в соответствии с требованиями федерального законодательства;

3) документов, удостоверяющих их личность и гражданство;

4) медицинских книжек установленного образца с полными данными медицинских обследований и других документов, предусмотренных законодательством.

48. Документы, предусмотренные настоящего Порядка, хранятся у продавцов в течение всего времени работы и предъявляются по требованию должностных лиц уполномоченных государственных органов.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду " ” настоящего Порядка

49. Реализуемые на ярмарках товары (работы, услуги) должны быть снабжены ценниками.

50. Продовольственные товары промышленного производства должны иметь маркировку, а плодоовощная продукция - информацию о месте выращивания (производства) продукции.

VI. Перечень товаров (работ, услуг), подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов

51. На ярмарках выходного дня допускается продажа сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров российских производителей, непродовольственных товаров легкой промышленности российских производителей, изделий народных промыслов, продукции ремесленничества, иных товаров, за исключением:

импортных товаров, кроме плодоовощной продукции, не произрастающей на территории Российской Федерации;

пива, алкогольной продукции;

парфюмерно-косметических товаров;

табачных изделий;

аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей, бытовой техники;

изделий из пушно-мехового сырья и дубленой овчины, шкурок зверей;

мяса животных, птицы и продуктов их убоя непромышленной выработки;

консервированных продуктов, кулинарных изделий из мяса и рыбы, кондитерских изделий, приготовленных в домашних условиях;

мясных и рыбных полуфабрикатов непромышленного производства;

нефасованной гастрономической продукции;

детского питания;

товаров бытовой химии;

животных;

лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

других товаров, реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

52. Перечень групп товаров, подлежащих продаже на специализированных ярмарках, а также перечень выполняемых работ и оказываемых на специализированных ярмарках услуг определяются на основании правового акта Правительства Москвы об организации и проведении специализированной ярмарки.

VII. Контроль за организацией ярмарок и продажей товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них

53. Контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках осуществляют префектуры административных округов города Москвы, а также федеральные органы исполнительной власти.

Постановление Правительства Москвы от 4 мая 2011 г. N 172-ПП "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории города Москвы"

Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования

Обзор документа

В Москве могут проводиться следующие типы ярмарок: ярмарки выходного дня (проводятся в субботу и воскресенье) и специализированные ярмарки, проводимые в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы, в т. ч. для реализации межправительственных и межрегиональных соглашений в области торгово-экономического сотрудничества.

Ярмарки выходного дня организуются и проводятся префектурами административных округов. Специализированные ярмарки организуются органами государственной власти города, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, определяемыми в соответствии с правовыми актами об организации и проведении таких ярмарок. Режим работы ярмарок определяется организатором.

Установлены требования к местам для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также требования к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Определен перечень товаров, продажа которых на ярмарках выходного дня запрещена.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой дея- тельности в Российской Федерации", в целях реализации межрегио- нальных соглашений в области торгово-экономического сотрудничест- ва, повышения ценовой доступности товаров за счет увеличения пос- тавок отечественного продовольствия в город Москву из субъектов Российской Федерации, развития конкуренции и расширения практики прямых продаж сельскохозяйственной продукции населению постановляет: 1. Утвердить Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них на территории города Москвы (далее - Порядок) согласно прило- жению к настоящему постановлению. 2. города Москвы, иным органам исполнительной - организаторам спе- циализированных ярмарок: 2.1. Обеспечить организацию ярмарок в соответствии с Порядком (п.1). 2.2. Принять меры по созданию общедоступной информационной среды, обеспечивающей стороны межрегионального сотрудничества ин- формацией о возможностях встречного делового сотрудничества, с целью привлечения к участию в ярмарках региональных товаропроизво- дителей. 2.3. Обеспечить информирование жителей в средствах массовой информации о деятельности ярмарок. 2.4. До 1 января 2011 г. привести организацию действующих яр- марок на территории города Москвы в соответствие с требованиями настоящего постановления. 3. Разрешить города Москвы финансировать в установленном порядке затраты на организа- цию деятельности и проведение ярмарок в соответствии с Порядком (п.1) за счет средств бюджета города Москвы, предусмотренных пре- фектурам административных округов города Москвы. 4. в пределах предостав- ленных полномочий обеспечивать контроль за качеством и безопас- ностью сельскохозяйственных продуктов, сырья и продовольствия, реализуемых на ярмарках, а также систематическое наблюдение за ис- полнением обязательных требований при осуществлении деятельности на ярмарках юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя- ми. 5. Государственному учреждению "Московское объединение вете- ринарии" осуществлять в установленном порядке проведение ветери- нарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, а также продукции растениеводс- тва непромышленного изготовления, предназначенных для реализации на ярмарках. 6. Просить Главное управление МЧС России по г.Москве органи- зовывать контроль за обеспечением пожарной безопасности в местах проведения ярмарок и оперативное реагирование на возможные чрезвы- чайные ситуации. 7. Просить Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве осуществлять контроль за соблюдением на ярмарках законодательства о защите прав потребителей, в том числе правил продажи отдельных видов товаров, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, качества и безопасности пищевых продуктов. 8. Просить обеспечивать охрану общественного порядка и безопасность дорожного движения в местах проведения яр- марок и на прилегающих территориях. 9. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от "Об утверждении Порядка ор- ганизации деятельности "ярмарок выходного дня" в городе Москве". 10. Контроль за выполнением настоящего постановления возло- жить на исполняющего обязанности министра Правительства Москвы Ма- лышкова В.И. и префектов административных округов города Москвы. П.п.Временно исполняющий обязанности Мэра Москвы В.И.Ресин Приложение к постановлению Правительства Москвы от 29 сентября 2010 г. N 864-ПП Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них на территории города Москвы 1. Общие положения 1.1. Ярмарки на территории города Москвы организуются на зе- мельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях (далее - пло- щадках) и имеют временный характер. 1.2. Ярмарки организуются органами исполнительной власти го- рода Москвы, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателя- ми (далее - организатор ярмарки). 1.3. Типы ярмарок: а) ярмарка выходного дня проводится в субботу и воскресенье; в рамках решения социальных вопросов распоряжением режим работы ярмарок выходного дня может быть продлен; б) специализированная ярмарка организуется в рамках проведе- ния городских мероприятий, межрегиональных соглашений в области торгово-экономического сотрудничества в соответствии с распоряди- тельным документом Правительства Москвы. 1.4. Торговые места на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, лич- ные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородни- чеством, животноводством). 2. Требования к организации ярмарок выходного дня 2.1. Префектура административного округа города Москвы по предложениям города Москвы ежегодно формирует пере- чень адресов проведения ярмарок выходного дня с учетом потребнос- тей жителей районов города Москвы в обеспечении теми или иными то- варами и обеспеченности населения предприятиями розничной торговли в соответствии с действующими градостроительными нормативами. В перечень адресов проведения ярмарок выходного дня префекту- рой административного округа города Москвы по предложению хозяйс- твующих субъектов (юридических лиц или индивидуальных предпринима- телей) могут быть включены площадки, принадлежащие им на праве собственности или временного владения (при условии разрешенного использования под торговую деятельность). Решение о целесообразности включения указанных площадок в пе- речень адресов проведения ярмарок выходного дня принимается Межве- домственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Пра- вительстве Москвы в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от "О Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы". К перечню адресов проведения ярмарок выходного дня прилагают- ся планы функционального зонирования территорий с указанием коли- чества торговых мест. Планом функционального зонирования должно предусматриваться размещение не менее чем 90% торговых мест для использования оте- чественными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Не более 10% торговых мест могут быть использованы для реали- зации непродовольственных товаров предприятий легкой промышленнос- ти из регионов Российской Федерации, изделий народных промыслов и продукции ремесленничества. 2.2. Перечень адресов проведения ярмарок выходного дня с при- лагаемыми планами функционального зонирования территории каждой ярмарки согласовывается с территориальными органами Управления Роспотребнадзора по городу Москве, Главного уп- равления МЧС России по г.Москве и . 2.3. В срок до 1 октября текущего года префектура администра- тивного округа города Москвы направляет согласованный в установ- ленном порядке перечень адресов проведения ярмарок выходного дня с прилагаемыми планами функционального зонирования в для внесения его на рассмотрение и утверждение Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы. Внесение изменений в окружной перечень адресов проведения яр- марок выходного дня осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы по пред- ложениям города Москвы, согла- сованным в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка. 2.4. Утвержденные Межведомственной комиссией по вопросам по- требительского рынка при Правительстве Москвы окружные перечни адресов проведения ярмарок выходного дня размещаются на официа- льном портале в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.dpru.mos.ru). 2.5. Организатором ярмарки выходного дня является префектура административного округа города Москвы. При организации ярмарки выходного дня на площадке, принадле- жащей на праве собственности или временного владения хозяйствующе- му субъекту, организатором ярмарки выходного дня является данный хозяйствующий субъект. 2.6. Функции организатора ярмарки выходного дня: 2.6.1. Разработка плана мероприятий по организации ярмарки выходного дня и продажи товаров на ней, режима работы ярмарки вы- ходного дня (часы работы). 2.6.2. Привлечение отечественных товаропроизводителей. 2.6.3. Проведение работ по благоустройству площадки ярмарки выходного дня. 2.6.4. Обеспечение участников ярмарки выходного дня торго- во-технологическим оборудованием, инвентарем, весоизмерительными приборами (при необходимости). 2.6.5. Обеспечение охранных мероприятий на период работы яр- марки выходного дня. 2.6.6. Обеспечение противопожарного и санитарного содержания ярмарки выходного дня, организации уборки территории ярмарки вы- ходного дня и вывоза мусора и биологических отходов в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Рос- сийской Федерации и города Москвы. 2.6.7. Создание условий для соблюдения участниками ярмарки выходного дня правил личной гигиены (установка и обслуживание туа- летов, наличие воды и др.). 2.6.8. Обеспечение доступности территории и объектов ярмарки выходного дня для инвалидов и других маломобильных групп населе- ния. 2.6.9. Обеспечение наличия журнала учета мероприятий по конт- ролю и аптечки первой медицинской помощи. 2.6.10. По запросам и других государственных органов обеспечение предоставления сведений, необходимых для мониторинга и анализа ра- боты ярмарок выходного дня. 2.6.11. Иные функции, предусмотренные настоящим Порядком. 2.7. В случае, когда организатором ярмарки выходного дня яв- ляется префектура административного округа города Москвы, привле- чение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для выпол- нения услуг, указанных в пунктах 2.6.2 - 2.6.9, осуществляется ею на конкурсной основе. 2.8. Размер платы за предоставление оборудованных торговых мест на ярмарке выходного дня, а также за оказание услуг, связан- ных с обеспечением торговли (уборка территории, вывоз мусора и другие услуги), определяется организатором ярмарки выходного дня с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки вы- ходного дня и продажи товаров на ней. Государственным учреждением "Московское объединение ветерина- рии" за оказанные ветеринарные услуги по подтверждению безопаснос- ти в ветеринарном отношении реализуемых на ярмарке выходного дня продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхожде- ния, продукции растениеводства непромышленного изготовления взима- ется плата с продавцов (владельцев) указанной продукции в соот- ветствии с действующим прейскурантом Государственного учреждения "Московское объединение ветеринарии", утвержденным в установленном порядке. 2.9. Организатор ярмарки выходного дня опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в инфор- мационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о плане ме- роприятий по организации ярмарки выходного дня и продажи товаров на ней. 2.10. В течение всего времени работы ярмарки выходного дня на ее территории должно находиться ответственное лицо, назначенное организатором ярмарки. 2.11. На ярмарке выходного дня устанавливается информационный стенд, на котором размещается: - информация о размере платы за предоставление оборудованных торговых мест на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли; - план функционального зонирования территории ярмарки выход- ного дня; - настоящий Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них; - книга отзывов и предложений; - номера телефонов горячей линии: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, Главного управления МЧС России по г.Москве, Управления Федеральной налоговой служ- бы России по г.Москве, префектуры ад- министративного округа города Москвы, управы района города Москвы для обращения продавцов и покупателей. 2.12. Торговые места на ярмарке выходного дня должны быть ос- нащены информационными табличками с указанием хозяйствующего субъ- екта и региона, где продукция производится. 2.13. В доступном для покупателей месте устанавливаются конт- рольные весы. 2.14. Площадка для проведения ярмарки выходного дня должна быть благоустроена. На площадке устанавливаются контейнеры для сбора мусора и биологических отходов, туалеты и другие объекты. 2.15. Площадка и расположенные на ней объекты должны поддер- живаться в надлежащем санитарно-техническом состоянии в течение всего времени работы ярмарки выходного дня. 2.16. Площадка оформляется вывеской с указанием организатора ярмарки выходного дня (наименование, юридический адрес - для орга- низации, фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринима- теля), адреса и режима работы ярмарки выходного дня. 2.17. На площадке в соответствии с функциональным зонировани- ем территории ярмарки выходного дня устанавливаются торговые мес- та: лотки единого образца (в виде натяжных тентов на сборно-раз- борном каркасе), а также специализированные автомобили (автомага- зины, автолавки, автоприцепы), цистерны по реализации продовольст- венных товаров. Запрещается установка иных торговых объектов. 2.18. Размещение торговых мест, их оснащенность торгово-тех- нологическим оборудованием должны отвечать установленным санитар- ным, противопожарным, экологическим и другим нормам и правилам и обеспечивать необходимые условия для организации торговли, свобод- ный проход покупателей и доступ к местам торговли. 2.19. По окончании работы ярмарки выходного дня (в воскре- сенье) торговые объекты демонтируются, площадка освобождается и приводится в надлежащее санитарно-техническое состояние. 3. Требования к организации специализированных ярмарок 3.1. В рамках проведения городских мероприятий, межрегиональ- ных соглашений в области торгово-экономического сотрудничества ор- ганы исполнительной организуют проведение специализированных ярмарок на основании распорядительных докумен- тов Правительства Москвы. 3.2. В распорядительном документе Правительства Москвы об ор- ганизации специализированной ярмарки определяется порядок органи- зации специализированной ярмарки и продажи товаров на ней с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, об обеспечении санитарно-эпидемиологи- ческого благополучия населения, о пожарной безопасности, об охране окружающей среды и других установленных федеральными законами тре- бований. 4. Требования к организации продажи товаров на ярмарках 4.1. Торговля на ярмарках осуществляется при наличии у про- давцов: - товаросопроводительной документации на реализуемую продук- цию, у граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, лич- ное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородни- чеством, животноводством, - документа, подтверждающего ведение гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсоб- ного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животно- водством; - документов, подтверждающих качество и безопасность продук- ции; ветеринарных сопроводительных документов на продукцию живот- ного происхождения; заключений Государственного учреждения "Мос- ковское объединение ветеринарии" по результатам ветеринарно-сани- тарной экспертизы на продукцию растительного и животного происхож- дения; - документов, удостоверяющих их личность и гражданство; - медицинских книжек установленного образца с полными данными медицинских обследований и других документов, предусмотренных за- конодательством. Вышеперечисленные документы хранятся у продавцов в течение всего времени работы и предъявляются по первому требованию долж- ностных лиц уполномоченных государственных органов. 4.2. Реализуемые на ярмарках товары должны быть снабжены цен- никами. 4.3. Реализация и хранение товаров на ярмарках осуществляются в соответствии с требованиями, установленными нормативными право- выми актами Российской Федерации и города Москвы. 4.4. Запрещается использование весов и метрологических средств измерения технически неисправных, не прошедших в установ- ленном порядке государственную поверку, а также не предусмотренных Государственным реестром средств измерений. 4.5. Продовольственные товары промышленного производства должны иметь маркировку в соответствии с требованиями нормативных документов, а плодоовощная продукция крестьянских и фермерских хо- зяйств - информацию о месте выращивания (производства) продукции. 4.6. На ярмарке выходного дня запрещена реализация: - импортных товаров, за исключением плодоовощной продукции, не произрастающей на территории Российской Федерации; - пива, алкогольной продукции; - парфюмерно-косметических товаров; - табачных изделий; - аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носите- лей, бытовой техники; - изделий из пушно-мехового сырья и дубленой овчины, шкурок зверей; - мяса животных, птицы и продуктов их убоя непромышленной вы- работки; - консервированных продуктов, кулинарных изделий из мяса и рыбы, кондитерских изделий, приготовленных в домашних условиях; - мясных и рыбных полуфабрикатов непромышленного производс- тва; - нефасованной гастрономической продукции; - детского питания; - товаров бытовой химии; - животных; - лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения; - изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; - других товаров, реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. 4.7. Перечень товаров, подлежащих продаже на специализирован- ных ярмарках, определяется соответствующим распорядительным доку- ментом Правительства Москвы. 5. Контроль за организацией ярмарок и продажей товаров на них Контроль за организацией ярмарок и продажей товаров на них осуществляют уполномоченные органы государственного контроля и надзора в рамках предоставленных полномочий.

Формирование общественного пространства в ТРЦ приводит к переосмыслению большинства краткосрочных развлекательных программ и мероприятий, проходящих в галереях моллов. О ярмарках товаров ручной работы, их значении, опасности и перспективах расскажут основатель управляющей компании общественных пространств Павел Мажоров и генеральный директор управляющей компании ТРЦ «Реутов Парк» Дмитрий Караваев.

В последние полгода нам пришлось тесно столкнуться с таким явлением, как ярмарка товаров ручной работы в торговом центре. Работа над формированием общественной зоны ТРЦ не может обойтись без включения в нее различных хобби и увлечений. А ярмарка - это событие, собирающее вокруг себя людей как раз увлеченных, неравнодушных и активных.

Как ни странно, среди всех возможных вариантов мероприятий, тема ярмарок оказалась одной из самых интересных и запутанных. С одной стороны, что может быть проще? Стилизованные, праздничные столы или телеги с сувенирами и аксессуарами, украшениями и сладостями, товарами ручной и мелкосерийной работы, подарки на любой вкус. Всегда можно найти организатора ярмарок, готовых провести свое мероприятие в галерее ТРЦ.

Ярмарка для ТРЦ, при правильной организации и информационной поддержке, является не столько источником получения дополнительного дохода, сколько хорошим информационным поводом и социальной активностью - дает возможность местным мастерам (районным, региональным) привлечь новых покупателей без расходов на рекламу, то есть и заработать и познакомить со своим товаром свою аудиторию. Но не все так просто. За простодушным и разбитным внешним видом ярмарок таятся нешуточные проблемы.

Нам пришлось пройти достаточно длинный путь. Побеседовать с десятками мастеров и предпринимателей, продавцов и перекупщиков, пока не сформировалась реальная картина состояния дел. Несмотря на невероятное количество и кажущееся разнообразие, ярмарки или, как еще их называют, маркеты, имеют достаточно четкое деление на группы.

«Закрытые» ярмарки для своих

Первая и основная группа - это ярмарки handmade, работающие для постоянной целевой аудитории любителей и фанатов. Это мероприятия для истинных поклонников ручного творчества. Они проходят достаточно часто и собирают тысячные аудитории. Это «Ламбада-маркет», «Дуняша», «Art-Flection», «Ладья» и еще несколько подобных им мероприятий. Эти маркеты отличаются достаточно строгим отбором участников и большими вложениями в рекламу в центральных городских СМИ. На этих мероприятиях организуются зоны мастер-классов, фудкорты, проводятся концерты и перформансы. Для этих маркетов подбираются отдельные выставочные пространства такие, как «Трехгорная мануфактура», «Артплей», «Центральный Телеграф», «Выставочный центр» на Красной Пресне и другие. Каждое из них привлекает десятки тысяч посетителей, приезжающих целенаправленно. Как не печально это констатировать, торговые центры для этих мероприятий не используются, организаторы предпочитают не распылять внимание целевой аудитории. Мы общались с несколькими организаторами ярмарок целевой аудитории, пытаясь завлечь их в ТРЦ, но их ответы были отрицательны и категоричны.

Состав участников этой группы ярмарок сформирован заранее и, в основном, состоит из постоянных участников. Это мастера высокой квалификации, для которых ручная работа, производство и продажа - основная профессия и заработок. Организаторами ярмарок являются профессиональные команды, состоящие из опытных сотрудников.

В ТРЦ мы имеем абсолютно противоположную картину. Под видом ярмарки или маркета товаров ручной работы проводятся некий особенный формат мероприятий, абсолютно ничего не имеющий общего с ярмарками, описанными выше. Ярмарки в ТРЦ можно условно разделить на два типа: маркеты, объявленные как событие молодых дизайнеров одежды и акссесуаров, и маркет товаров ручной работы. Остановимся на каждом из них.

Модные ярмарки

Модный маркет молодых дизайнеров: внешне это выглядит как остров из рейлов, стоящий посреди торговой галереи с несколькими быстровозводимыми матерчатыми примерочными. Они продают одежду, отшитую на небольших производствах, по доступным ценам. Это одежда на узкий сегмент потребителя. Остро модная, иногда вызывающая, почти всегда яркая и не всегда практичная. Подобные ярмарки могут оживить пространство ТРЦ. Иногда они сопровождаются показами мод, устраивая полноценное событие с приглашенным ведущим, обзором в life-style блогах и критикой в прессе. Или просто выстраивают частокол рейлов, и больше напоминают «рыболовную сеть», в которую случайно попадается посетитель ТРЦ на растерзание улыбчивых и назойливых продавцов.

Для ТРЦ роль таких мероприятий неоднозначна. Среди плюсов можно отметить создание некой зоны интереса с необычной одеждой, которую нельзя купить в магазинах ТРЦ, один из вариантов привлечения трафика в «мертвую» зону ТРЦ или же дополнительный информационный повод при сокращении бюджета на маркетинг. Также нельзя сбрасывать со счетов дополнительный доход от аренды. Однако есть и минусы. Прямая конкуренция с постоянными арендаторами ТРЦ, которые могут предъявить вполне обоснованные претензии к пересечению ассортимента.

Проблемой может стать непрофессионализм организаторов, которые иногда используют разнокалиберное, неприспособленное торговое оборудование, на котором одежда напоминает развал лавки старьевщика. А также, предлагаемый ассортимент продукции, которая может не соответствовать ценовому сегменту целевой аудитории ТРЦ. Модные мероприятия вполне допустимы в ТРЦ, но для их проведения организаторам модных ярмарок надо давать четкие правила и ограничения, регламентирующие ассортимент, дизайн и форму проведения мероприятия, и, конечно же, необходим сценарий мероприятия.

Ярмарки товаров ручной работы

И если с модными маркетами более-менее все понятно, то с ярмарками товаров ручной работы в ТРЦ творится просто нечто невообразимое. Эти мероприятия вызывают вопросы. Точнее один - зачем это нужно? Под видом мастеров, продающих товары ручной работы, зачастую, в ТРЦ стоят продавцы с товарами, закупленными на вещевом рынке. Китайские платки, рюкзаки, кожгалантерея и аксессуары, украшения и мед в развес, печенье в коробках и все что могли придумать ушлые продавцы. Низкое качество товаров и базарное ценообразование. Думаете этого не может быть? Может. В Москве проходит минимум десяток подобных мероприятий каждые выходные. Можем предоставить список всем желающим (по запросу через редакцию - прим. редакции). Мы долго пытались определить, почему такие события стали возможны. Как в современный торговый центр проникает это явление. Остановились на том, что основных причин несколько - это отсутствие контроля со стороны ТРЦ, снижение уровня импульсных покупок, а также интереса к уникальным товарам за счет их более высокой стоимости.

Про падение спроса написано очень много. Товар ручной работы, рассчитан на узкий сегмент любителей конкретной темы, очень уязвим для всех проявлений экономического кризиса. Мишки Тедди и куклы, бижутерия и сувениры ручной работы стоят дорого и не находят среди посетителей ТРЦ достаточного спроса для того, чтобы мастер смог окупить достаточно высокую аренду места. Организаторы ярмарок в ТРЦ не стесняются накручивать свои цены. Для них - это разовые мероприятия, основная цель которых - собрать аренду с участников. В таких условиях с прибылью могут работать только перекупщики. Они закупают товар на вещевом рынке и спокойно продают на ярмарках. Им не нужны кассы и чеки, сертификаты и накладные. Только наличные. И покупатель на это ведется. Он ведь находится в ТРЦ. То есть ТРЦ своей репутацией прикрывает этих предпринимателей.

Что касается отсутствия контроля, то, скорее всего, он вызван тем, что у сотрудников управляющей компании нет возможности прямого взаимодействия с участниками ярмарки. Все вопросы решаются через представителя организатора. А так же, увидеть наглядно работы участников, как правило, удается только в первый день ярмарки непосредственно в своем ТРЦ.

Ярмарки в ТРЦ Москвы превратились в пародии сами на себя. Их огромный общественный потенциал был растерян. И большая часть вины лежит на организаторах подобных ярмарок, которые своей неуемной жадностью, нежеланием развиваться и видеть перспективу, превратили яркое, веселое, увлекательное мероприятие в скучную тоску некачественного ширпотреба.

Правила организации

По нашему мнению, ярмарки и маркеты в ТРЦ проводить можно. При правильной организации ярмарки и маркеты мало того, что становятся дополнительным доходом, но и значительной экономией бюджета маркетинга.

1. В первую очередь, ярмарка товаров ручного творчества или модный маркет - это событие, которое должно притягивать посетителей, вызывать их интерес. Поэтому важно тщательно выбирать организаторов маркетов. Размер дохода ТРЦ от ярмарки важен, но не является единственным критерием отбора.

2. Кроме дизайна торгового оборудования и оформления зоны ярмарки, организаторы маркета должны представить сценарий проведения мероприятия. Выступления, мастер-классы, концерты должны быть обязательно! Это важнейшая часть маркета.

3. Участники маркета должны утверждаться поименно с указанием производимого ими товара. Проверить этот список должны сотрудники управляющей компании. В договоре должны быть однозначно прописаны ограничения на продажу товаров фабричного производства. Контроль этой части договора должен осуществляться со стороны управляющей компании ТРЦ.

Обнаружили в тексте ошибку! Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Процесс организации выставки или ярмарки представляет собой сложный комплекс организационных, договорных, а также в некоторых случаях дипломатических мероприятий. Для организация крупной выставки или ярмарки требуется довольно продолжительное время - один-два года.

При проведении выставок и ярмарок можно выделить пять этапов:

Подготовка к выставке;

Доставка экспонатов и размещение их на стенде;

Проведение выставки;

Демонтаж стенда и вывоз экспонатов;

Анализ полученных результатов .

На первом этапе происходит сбор и анализ информации о ранее проходивших мероприятиях подобного рода. На основе собранных данных руководством принимается решение и разрабатывается план-график участия в выставках. После утверждения соответствующих смет проводятся работы по проектированию стендов, дизайну и подбору соответствующих материалов. На основе предложенных макетов изготавливаются стенды, сопутствующее оборудование и упаковка.

На втором этапе идет работа непосредственно по устройству стенда.

Стенд - это единый комплекс площади (), которую организатор ярмарки или выставки предоставляет в аренду заинтересованному участнику. Стенд должен быть таким, чтобы сразу были очевидны цели участия экспоната в мероприятии. Обязательно стенд должен отражать имидж предприятия, быть единой конструкцией и отпечатываться в памяти посетителей. Следовательно, стенд должен выделить предприятие, привлекать, не будучи вызывающим, пробуждать интерес, «вести» к себе .

Стенд выполняет функции:

Источника получения информации;

Торгового агента;

Аренды конкурентного соперничества в области технико-экономических достижений;

Носителя фирменного стиля предприятия.

Невыгодное размещение стенда может разрушить все усилия, которые фирма затратила для участия в ярмарке или выставке. Предпочтения по выбору места размещения стенда связаны с направлением естественного потока посетителей от входа в зал к выходу, поэтому каждый участник должен стремиться расположить стенд:

В углах;

Напротив или справа от главного входа;

Вблизи помещений, отведенных для проведения различных мероприятий;

На центральных внутренних проходах.

Стенд не следует размещать:

В дальней части зала;

Лицом в противоположную сторону от места, где происходят различные мероприятия;

Вдали от выходов и центральных проходов;

Позади больших колонн и лестниц .

Существуют различные типы стендов. Наиболее распространенные представлены в таблице 3 .

Таблица 3 - Типы стендов

Тип стенда

Особенности

Линейный

Имеет одну лицевую сторону и является наиболее распространенным типом стендов.

Преимущества: возможность использования трех стен для размещения экспонатов и рекламы.

Ограничения: выход лицом только на один проход, отсутствие возможности создать мощные точки концентрации внимания, отсутствие возможности контролировать движение по близлежащим проходам

Открыт с двух сторон. Для мелких и средних фирм является идеальным решением.

Преимущества: обеспечение удобного доступа к двум сторонам, легкость в проектировании

«Полуостров»

Открыт с трех сторон.

Преимущества: экспонент может легко контролировать прилежащую территорию; тип облегчает возможность привлечения посетителей

«Остров»

Открыт с четырех сторон.

Преимущества: возможность полностью контролировать прилежащую территорию и создавать большое количество точек привлечения внимания

Сквозной

Стенд, открытый с двух параллельных друг другу сторон.

Преимущества: наличие двух выходов на проходы.

Ограничения: проблемы его функционирования сложно определить

«Визави»

Два расположенных друг против друга стенды.

Преимущества: наличие двух фасадов, входящих в один и тот же проход

Экспонаты - это продукция, которая демонстрируется на выставке или ярмарке согласно с условиями участия .

В ходе подготовки к участию в выставке следует выяснить ряд вопросов:

Что должно экспонироваться;

Какое количество экспонатов необходимо представить;

Какие экспонаты должны экспонироваться обязательно;

На какой стадии жизненного цикла находятся товары, которые представляются в выставке;

Что в них нового, соответствуют ли они предпочтениям посетителей;

На третьем этапе - проведение выставки - непосредственно выбранный руководителем персонал контролирует, координирует, организует работу стенда. Количество стендистов должно быть достаточным для нормальной работы. Как правило, на стенд длиной два метра требуется два стендиста, на каждые дополнительные три метра - еще один. Важную роль играет правильный подбор персонала, который проводится по следующим категориям:

Рабочие качества (способности, трудолюбие, продуктивность, коммуникабельность);

Поведение в коллективе (солидарность, объективность, дружелюбие);

Творческий подход (способность освоения новых методов, новые предложения).

На данном этапе проведения выставки или ярмарки руководство и персонал совершают ошибки, которые представлены ниже:

Не назначен сотрудник, который отвечает за полноту и наличие информационных и рекламных материалов;

Не уделяется должное внимание выбору стенда;

Перечень и содержание информационных материалов для выставки утверждаются накануне выставки;

Отсутствует планирование ассортимента выставочных образцов, а также продвигаемых продуктов;

Не проводятся инструктаж и расстановка менеджеров, работающих на стенде.

На данном этапе идет непосредственное взаимодействие участников выставки, которое представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Коммуникационное взаимодействие участников выставки

Из данного рисунка видно, что каждый из участников преследует свои определенные цели и задачи, а также пытается их осуществить различными способами .

На заключительных этапах выставки проходит демонтаж стенда и архивация материалов, полученных на выставке. Для оценки выставки или ярмарки руководство обязывает сотрудников написать отчет о работе, в котором они должны отметить, что их привлекло или, напротив, не понравилось в работе выставки. По окончании выставки составляется финальный обзор (аналитический документ в табличном виде), в котором подробно указывается количество посетителей и заполненных анкет. Также проводится разбор ошибок, которые были допущены при планировании стенда и составляется записка, отражающая проблемы, которые возникли при подготовке, как они были решены и какие уроки следует извлечь в будущем. Таким образом можно выявить все плюсы и минусы, а также понять свои слабые места .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ярмарки и выставки являются эффективным средством престижной и товарной рекламы, поскольку дают возможность показать новые товары в действии, заключить новые контракты с крупными фирмами, сформировать дилерскую сеть, проникнуть на новые зарубежные рынки и привлечь внимание средств массовой информации, а следовательно увеличить узнаваемость фирмы.