Общественные движения. Правовой статус общественных движений Общественное движение в государственных органах

  • 13.12.2023

Правовое положение общественных движений в Российской Федерации закреплено Федеральным законом «Об общественных объединениях». В целом правовой статус общественного движения идентичен статусу общественной организации, за исключением отсутствия членства: вхождение лиц в участники общественного движения может не оформляться индивидуальными заявлениями или иными документами (если иное не определено уставом конкретного движения).

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Также каждое движение должно иметь постоянно действующий руководящий орган общественного движения -- выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественные движения, как и другие формы общественных объединений, могут регистрироваться в порядке, предусмотренном статьёй 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Права общественных объединений (и, в том числе, общественных движений), закреплены в статье 27 закона «Об общественных объединениях». В частности, предусматривается право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Реальное положение общественных движений (как зарегистрированных, так и незарегистрированных) в российском правовом поле претерпевает постоянную эволюцию, проходя различные этапы. С начала 1990-х годов XX века в России периодически изменяются степень контроля государства за деятельностью общественных движений и уровень их государственной поддержки.

В целом, законодательно правовое положение общественного движения не отличается от других видов общественных объединений (за исключением политических партий). Так, могут существовать:

· молодёжные общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 14 лет);

· детские общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 8 лет).

По территориальной сфере деятельности могут создаваться и действовать следующие виды общественных движений:

· общероссийские (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения -- организации, отделения или филиалы и представительства);

· межрегиональные (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения -- организации, отделения или филиалы и представительства);

· региональные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации);

· местные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления).

В соответствии с федеральным законом «О политических партиях», общероссийские общественные движения (равно как и общероссийские общественные организации) могут преобразовываться в политические партии, что является одним из двух предусмотренных законом форм создания политических партий.

В этом случае съезд общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании данного общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании его региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии её программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Новая политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем, после вступления в силу в 2001 году Федерального закона «О политических партиях», имел место обратный процесс: политические партии, не соответствовавшие жёстким требованиям данного закона (в частности, по количеству членов и региональных отделений) часто преобразовывались в общероссийские общественные движения.

общественное движение политический

Общественные движения в России на примере движения «Россия молодая»

Движение «Россия молодая» -- российская молодёжная организация, созданная в 2005 году. Идеология движения -- гражданский национализм. Движение известно митингами протеста у иностранных посольств, политическими уличными акциями, социальными проектами.

До сентября 2010 года движение возглавлял депутат Государственной Думы Максим Мищенко, затем его сменил Антон Демидов. Максим Мищенко стал главой вновь зарегистрированного Общероссийского Общественного Движения «Россия Молодая», которое действует во всероссийском масштабе. Кроме того, плотно сотрудничает с несколькими движениями на территории Украины, Приднестровья, Молдовы и Эстонии. С Августа 2007 года Движение проводит молодежный образовательный лагерь "ОСТРОВ", место проведения: Костромская область, Горьковское водохранилище, 500 км от Москвы.

Общественным движением является, состоящее из участников и не имеющее членства, массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Посредством участия в общественных движениях граждане имеют возможность в цивилизованных формах общаться с государством и обществом, донося свои требования.

Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально-значимым вопросам . Отличительными чертами общественного движения от других общественных объединений являются многочисленность его участников, отсутствие фиксированного членства и четкой организационной структуры.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях», общественные организации могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Согласно этому же Закону, граждане могут быть учредителями и участниками общественных движений только по достижении 18 лет . При этом сказано, что участниками молодежных общественных движений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а участниками детских общественных движений могут быть граждане, достигшие 8 лет. Условия и порядок участия, включая условия выбытия из участия в общественном движении по возрасту, определяются уставом соответствующего общественного движения. Государственная регистрация молодежных и детских общественных движений осуществляется в случае избрания граждан, достигших 18 лет, в руководящие органы указанных движений. То есть, учредителями любого общественного движения вправе выступать только полностью дееспособные граждане.

В случае госрегистрации общественного движения, его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом, который является учредительным документом движения. Постоянно действующий орган общественного движения является коллегиальным и выборным, он подотчетен съезду (конференции) или общему собранию участников движения. Учредителями общественного движения могут быть физические лица, их должно быть не менее трех, а также другие зарегистрированные общественные объединения. Но только общественные объединения не могут создать общественное движение, в составе учредителей обязательно должны быть физические лица. Учредители не сохраняют прав на переданное ими в собственность организации имущество, не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию общественных движений, является Министерство Юстиции РФ или его территориальные органы . Документы представленные в МинЮст для регистрации проходят доскональнейшую проверку. Проверяется правильность заполнения документов, достоверность указанных в них сведений, соответствие положений устава закону, и т. п. Поводом для отказа в госрегистрации может стать любая мелочь: неправильная форма гарантийного письма, подтверждающего адрес, непредставление решения органа исполнительной власти по месту нахождения движения, подтверждающего право на использование в названии имени государственного или общественного деятеля, несоответствие видов экономической деятельности целям создания движения и др. Особую сложность представляет приведение положений устава в соответствие с законом, но отказ в регистрации можно получить и за лишнюю галочку в каком-либо из приложений к заявлению. Поэтому, во избежание лишней траты денег и нервов, лучше доверить проведение государственной регистрации общественного движения

добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе людей снизу, объединившихся на основе общности интересов для осуществления общих целей. Движение, как правило, структурно не оформлено. При общности интересов в нем могут быть разномыслящие люди. Цели и задачи общественно-политического движения подвижны, часто не конкретны, постоянно видоизменяются и расширяются. В движении наличествует широкий, массовый и подвижный состав участников, широкая социальная база, организационная, идейная и духовно-ментальная рыхлость и нестабильность его участников. В движении нет фиксированного членства. Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 г., "общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения".

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание, которым подчинен выборный коллегиальный орган, являющийся постоянно действующим руководящим органом общественного движения. Если общественное движение зарегистрировано в государственных органах, то оно приобретает права юридического лица.

Общественное движение является общественно-политическим, если в своей деятельности оно направляет усилия на интеграцию интересов своих членов в плане их обращения к институтам государственной власти, участия в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, участия в митингах, демонстрациях, шествиях и других формах политической активности граждан, в избирательных кампаниях, выступает с инициативами по вопросам политической жизни, вносит предложения в органы государственной власти. Политическая часть вопросов их деятельности может захватывать и сферу их взаимоотношений с политическими партиями.

Классификация общественно-политических движений может быть произведена по различным критериям (по целям и сферам деятельности, по социальной основе, отношению к государственному строю, политическому режиму, по способам и действиям людей и др.).

Особенно важно то, что становление общественно-политического движения отражает факт возникновения гражданского общества, являющегося базисом всех демократических преобразований человека, общества и государства.

СТ. 30 Конституции устанавливает возможность граждан на объединение и отстаивание своих коллективных интересов. Это обеспечивает развитие институтов гражданского общества. Одной из форм реализации этого права служит общественное движение.

Понятие и признаки общественного движения

Общие признаки, которыми характеризуется общественное движение, перечислены в ст. 123.7-1 ГК и в ст. 9 закона «Об общественных объединениях».

  • Оно отличается следующими особенностями:
  • Общественное движение - некоммерческая организация. Цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками.
  • Оно не подлежит обязательной государственной регистрации. В отличие от коммерческих юрлиц, общественное или общественно-политическое движение считается созданным с момента принятия соответствующего решения.

Однако возникновение правоспособности увязывается с процедурой госрегистрации.

  • Служит добровольным объединением граждан на основе общности интересов и единства целей. Участники общественного движения вступают в него на основании собственных убеждений и желаний. В их число могут входить и юрлица.
  • Не имеет членства. Участниками общественного движения становятся все граждане, так или иначе поддерживающие его деятельность. В отличии от политической партии, участие в таком объединении не предполагает выдачу документа о принадлежности к нему.

Благодаря этим характеристикам, можно получить следующее определение.

Общественное движение - это созданное гражданами и (или) юридическими лицами общественное объединение на основе общности интересов, преследующее любые общественно-полезные цели, не имеющее членства и получающее права юрлица после процедуры государственной регистрации.

Виды общественных движений

Закон «О общественных объединениях» и ГК устанавливают открытый перечень целей, которые преследуют общественные движения. Это служит удобным основанием для классификации.

Среди них выделяются социальные и политические.

Первые предполагают действия объединения, направленные на развитие общества. Нередко целью таких движений служит стремление обратить внимание социума на ту или иную проблему. Примерами служат организации, выступающие в защиту животных, отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны войн и другие).

Политическое общественное движение служит не формой борьбы за власть (акторами в этой сфере могут быть только политические партии), а способом повлиять на выборных лиц и чиновников по тому или иному вопросу.

Это можно назвать общественным лоббизмом. Примерами могут служить общественно-политические движения, выступающие за отмену смертной казни, за принятие или отмену того или иного закона, устанавливающего определенные права.

Хотя перечень целей и носит отрытый характер, любая из них связана с социальной или политической сферой жизни общества.

Правовое регулирование участия в работе общественных движений

Согласно ст. 18 закона, общественные или общественно-политические движения могут быть созданы не менее, чем 3-мя физическими или юридическими лицами, являющимися общественными объединениями.

Учредители становятся участниками в момент принятия решения о создании этой организации на общем собрании, съезде или конференции.
Ст. 19 закона предъявляет требования к участникам. Ими могут быть граждане, достигшие совершеннолетия.

Исключение составляют молодежные общественные и общественно-политические движения. Права на участие в них возникают с 14 лет. Другим исключением являются детские общественные движения, куда граждане могут вступать с 8 лет.

Указанные нормы предусматривают ряд ограничений.

Не имеют такого права следующие категории лиц:

  • Иностранцы или апатриды, чье пребывание на территории России нежелательно. Соответствующие нормы должны предусматривать процедуру признания их таковыми.
  • Фигуранты перечня лиц, связанных с финансированием терроризма и легализацией преступных доходов.
  • Общественные объединения, признанные экстремистскими.
  • Лица, чья деятельность была признана экстремистской на основании судебных решений.
  • Лица, лишенные свободы по приговору суда и отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Особенности регистрации общественных движений

Общественные или общественно-политические движения регистрируется в ином порядке, нежели коммерческая организация.

В отличие от последних, эта процедура осуществляется минюстом. Представленные документы проходят более тщательную проверку.

Они не должны содержать положения экстремистского толка. Кроме того, устав проходит проверку на предмет того, нарушаются ли права участников.

Перед регистрацией желательно передать документы юристам для предварительной экспертизы, поскольку любое несоответствие закону приведет к отказу.

Управление движением

Развитие общественных движений невозможно без управления. Ст. 9 закона устанавливает, что орган, выполняющий такие функции, должен быть коллегиальным.

Именно он осуществляет гражданскую правоспособность общественного движения.

Этот орган управляет всей собственностью объединения, которая необходима для обеспечения его деятельности.

В качестве таковой могут служить движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, а также другие объекты гражданских прав.

Основным различием между общественной организацией и общественным движением является то, что...

1) первая создается на базе членства, второе - нет

2) первая является общероссийским объединением, второе - религиозным

3) первая является местным объединением, второе - межрегиональным

4) второе создается на базе членства, первая – нет

5) первая является региональным объединением, второе - местным

36. Некоммерческим партнерством признается

1. основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия её членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей некоммерческого характера.

2. .некоммерческая организация, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

3. .добровольные объединения граждан и юридических лиц на базе членства.

4. добровольное объединение граждан на базе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении ᴇᴦο членами (участниками) имущественных паевых взносов.

5. не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на базе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Тема 7˸ Государство и иные публичные образования как субъекты гражданского права

Вопросы˸

1. Понятие, содержание и особенности гражданской правосубъектности государства, государственных и муниципальных образований.

2. Органы, уполномоченные государством на участие в гражданских правоотношениях.

3. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.

4. Гражданская правосубъектность иностранных государств на территории РФ.

5. Ответственность по обязательствам РФ, её субъектов, муниципальных образований.

В первом вопросе раскрыть понятие правосубъектности публично-правовых образований˸ организационное единство, обособление имущества, ответственность по своим обязательствам, выступление от собственного имени. Принцип равенства участников гражданских правоотношений.

Во втором вопросе , перечислить органы уполномоченные государством, субъектом РФ, муниципальным образованием на участие в гражданских правоотношениях. Государство, как субъект исключительных прав.

В третьем вопросе раскрыть участие публично-правовых образований в вещных, договорных, корпоративных, наследственных, обязательственных правоотношениях.

В четвертом вопросе раскрыть участие иностранных государств в гражданских правоотношения на территории РФ˸ вещные, обязательственные, корпоративные правоотношения.

Основным различием между общественной организацией и общественным движением является то, что... - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основным различием между общественной организацией и общественным движением является то, что..." 2015, 2017-2018.