Все о кассах в году. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники

  • 16.03.2023

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, осуществляя денежные расчеты наличными или с использованием электронных средств платежа. Это установлено Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, который внес поправки в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ , и установил новый порядок применения ККТ, поясняя, кто обязан применять онлайн кассы в 2017 году.

Новое по кассовым аппаратам с 2017 года

Новый порядок применения ККТ обязывает бизнес регистрировать с 1 февраля 2017 года только онлайн-кассы, а уже с 1 июля 2017 года все кассовые аппараты (новые или модернизированные) должны будут передавать сведения о расчетах в ФНС в режиме реального времени.

Кому нужна онлайн касса в 2017 году и нужна ли?

В ближайшие месяцы на новый порядок перейдут около 1,5 млн организаций и индивидуальных предпринимателей, оставив сомнения насчет новых онлайн касс с 2017 года. А с 1 июля 2018 года этот порядок станет обязательным еще для сотен тысяч, если не миллионов пользователей, которые пока не обязаны применять ККТ .

В частности, предприятия сферы услуг, владельцы вендинговых (торговых) автоматов, а также лица, применяющие ПСН и ЕНВД.

Входят ли продавцы пива и алкоголя в список тех, кто обязан применять ККТ в 2017 году? Ответ на этот вопрос положительный, уже с 31 марта 2017 года продавцы пива и алкоголя должны будут применять онлайн-кассы.

Новая технология позволит торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, кому обязательны кассы онлайн с 2017 года, использовать в качестве кассового аппарата телефон или планшет, регистрировать ККТ из дома и осуществлять удаленный контроль выручки, а покупателям - проверять кассовые чеки с помощью Интернета .

Новые кассовые аппараты с 2017 года

В рамках нового порядка применения ККТ уже зарегистрировано более 160 тысяч онлайн-касс. В реестре ККТ есть касса, которая предназначена и для интернет-торговли (интернет-магазины также входят в список тех, кто должен применять ККТ в 2017).

Выбрать новую онлайн-кассу или узнать, подлежит ли модернизации ваш кассовый аппарат можно, зайдя на сайт ФНС России, в раздел «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» или на сайт производителя кассы.

Что есть в новых ККТ с 2017 года? Теперь вместо ЭКЛЗ в кассах должны быть фискальные накопители. Кассу можно зарегистрировать в любой налоговой инспекции через Интернет. Для регистрации ККТ не нужен договор с ЦТО.

Кассовый чек может быть не только бумажным, но и электронным, который по желанию покупателя нужно будет направить на его е-mail или мобильный телефон. На новых кассовых чеках отражается номер фискального документа, фискальный признак документа, номер смены, порядковый номер за смену, вид налогообложения и другие реквизиты.

Обязательным элементом кассового чека является QR-код, благодаря которому любой покупатель может проверить легальность осуществляемой покупки.

Сколько это будет стоить?

Минимальная стоимость нового порядка применения ККТ составит не более 25 тыс.руб.. В нее входит приобретение новой кассы с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи.

Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тыс.руб., включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи.

По оценке производителей ККТ, стоимость модернизации кассового аппарата, применяемого в настоящее время, составит порядка 4-6 тыс. руб.

Затраты на приобретение ККТ (до 18 000 рублей на 1 кассу) можно будет учесть в расходах, в том числе и при применении УСН.

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:

  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

В июле 2016 г. вступили в силу изменения к закону о ККМ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, и теперь всем организациям и ИП необходимо . Как происходит этот переход, кого он коснется, что представляет из себя новая кассовая техника – расскажем в нашей статье.

Что такое ККМ с онлайн-передачей данных

Онлайн-кассы позволяют налоговикам моментально получать информацию о кассовых операциях ИП или компании. ККМ нового образца должны иметь встроенный фискальный накопитель, в котором данные защищены от изменений, подключаться к сети интернет, формировать бумажный и электронный чек, связываться с оператором фискальных данных, печатать на чеке QR-код, передавать электронные копии чеков оператору и покупателю.

Можно купить новый кассовый аппарат с такими функциями - на онлайн-ККМ цена начинается в среднем от 14 000 руб., на фискальные накопители от 7000 руб. Но тем, кто хочет сэкономить свои средства, до онлайн-касс можно модернизировать и некоторые «старые» действующие ККМ . Такие модели, как новые, так и старые с возможностью доработки, перечисляются в специальном реестре, утвержденном ФНС .

Фискальный оператор

Чтобы передавать в ИФНС информацию об операциях, проведенных через онлайн-кассы, необходимо заключить договор с аккредитованным оператором фискальных данных (ст. 4.6 закона № 54-ФЗ). Это организации, находящиеся на территории РФ и получившие разрешение на обработку фискальной информации. Решение о выдаче или аннулировании разрешения на деятельность оператора принимает налоговая служба (ст. 4.4., 4.5 закона 54-ФЗ).

На сайте ФНС ведется ]]> реестр операторов фискальных данных ]]> , где перечислены все аккредитованные организации.

По каждому пробитому чеку онлайн-ККМ формирует фискальный признак, который отправляется к фискальному оператору, где он сохраняется, взамен продавец получает уникальный номер чека, а в ИФНС отправляется вся информация о совершенной продаже. Фактически, фискальный оператор является посредником между онлайн-кассой и ИФНС.

Регистрация ККТ

Один из плюсов введения онлайн-касс – это упрощение процедуры их регистрации в ИФНС. Заявление о регистрации или перерегистрации ККМ теперь можно подавать не только на бумаге, но и в электронном виде без посещения инспекции (ст. 4.2 закона № 54-ФЗ).

Регистрация ККМ онлайн производится на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика в разделе «Контрольно-кассовая техника». Для этого нужно:

  • в специальной форме заполнить и отправить заявление в ИФНС,
  • после проверки полученных данных ИФНС присвоит онлайн-ККТ регистрационный номер, который следует ввести в фискальный накопитель наряду со сведениями об организации или ИП, и сформировать отчет о регистрации на кассе,
  • завершить регистрацию ККТ, добавив в личный кабинет данные из отчета о регистрации.

Если все проведено верно, в личном кабинете появится дата регистрации и срок окончания действия фискального накопителя.

Кто переходит на онлайн-кассы: этапы

Закон предусматривает поэтапный переход на онлайн-кассы с 2016 по 2018 год. Добровольная передача данных началась еще в июле 2016 г., а регистрировать ККМ старого образца было разрешено до 01.02.2017 г.

С 1 февраля 2017 г. регистрация старых касс прекращена, но до 1 июля 2017г. еще можно работать с ККТ без фискального накопителя, а также перерегистрировать их и снимать с учета. Налоговики же теперь ставят на учет только новые онлайн-ККТ.

С 31 марта 2017 г. особая норма действует для тех, кто торгует в розницу алкогольной продукцией, в т. ч. пивом: независимо от применяемой системы налогообложения (в том числе ЕНВД и патент), для них стало обязательным применение ККМ. Причем, те кто ранее работал без кассовых аппаратов, должны установить ККМ, отвечающие новым требованиям закона об онлайн-кассах с 2017 г., ведь старые образцы кассовой техники поставить на учет с 01.02.2017 невозможно (п. 10 ст. 16 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

С 1 июля 2017 г. можно будет использовать в работе исключительно ККТ нового образца, кроме тех, для кого переход на онлайн-кассы продлен до 01.07.2018 г. С 1 июля 2018 г. абсолютно все ИП и организации, использующие наличные расчеты и расчеты банковскими картами, должны перейти на новые ККМ-онлайн. Это в том числе и те, кто ранее мог не применять ККТ, но теперь это право потеряет:

  • плательщики ЕНВД,
  • ИП на патенте,
  • ИП и организации, оформляющие БСО при выполнении работ и оказании услуг населению,
  • продавцы лотерейных билетов и марок,
  • продавцы товара через торговые автоматы.

Для ИП, применяющих патент или ЕНВД, проект изменений к НК РФ предусматривает налоговый вычет на ККТ, который возможно будет применяться с 01.07.2018 г. Пока изменения не приняты и существуют только в законопроекте, но, если они будут одобрены, такой вычет может составить 18 000 рублей.

Работать без новых ККТ в 2018 году по-прежнему смогут:

  • те, кто расположен в отдаленной местности, где недоступна интернет-связь, а значит невозможна и передача фискальных данных онлайн. Таким лицам можно использовать ККМ, онлайн-кассами не являющиеся, выдавая покупателям бумажный чек. Перечень труднодоступных районов устанавливают региональные власти (п. 3 и 7 ст. 2 закона № 54-ФЗ);
  • ИП и организации занимающиеся ремонтом обуви, изготовлением ключей и т.п.;
  • аптеки в сельских фельдшерских пунктах;
  • водители общественного транспорта при продаже проездных билетов;
  • ИП и организации, продающие в киосках газеты и журналы, мороженое, разливные напитки, молоко и квас с автоцистерн, живую рыбу, торгующие на рынках и ярмарках, вразнос, а также продающие на развалах сезонные овощи и фрукты (п.2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Штрафы за онлайн-кассы с 2017 года

В 2017 году действуют обновленные штрафы для нарушителей кассовой дисциплины , а также увеличен до 1 года срок, в течение которого таких лиц можно привлечь к ответственности (ст. 14.5 КоАП РФ).

  • За применение устаревших моделей ККМ следует предупреждение либо штраф - для организации 5000-10 000 руб., для ИП 1500-3000 руб.
  • Продажа без ККМ обойдется юрлицам в 75-100% от непроведенной суммы, но не менее 30 000 руб., а ИП заплатит 25-50%, но не меньше 10 000 руб. За повторное такое нарушение и непроведение в общей сложности свыше 1 млн руб., деятельность продавца приостанавливается на период до 90 суток.
  • За невыданный чек, как бумажный, так и электронный при использовании онлайн-ККТ, следует предупреждение, либо штраф 10 000 руб. для организаций и 2000 руб. для предпринимателей.

Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...» (далее — Закон № 54-ФЗ) обновили еще в 2016 году.

Соответствующие изменения были внесены в него Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — Закон № 290-ФЗ), но только 1 июля 2017 г. для ККТ, зарегистрированной в налоговых органах до 01.02.2017 г. закончился «переходный период», в течение которого можно было применять ККТ, руководствуясь старыми требованиями Закона 54-ФЗ (п.3 ст.7 Закона № 290-ФЗ). Таким образом, многие организации и ИП только недавно столкнулись с нововведениями.

ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ (ст. 1.1, ч. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Подробнее об этих случаях расскажем ниже.

Причем новая редакция Закона 54-ФЗ уточняет, что расчеты — это:

  • прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
  • прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр;
  • прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Важно!
С 1 июля 2017 года ККТ необходимо применять не только при расчетах наличными или с использованием банковских карт, но и при расчетах с использованием электронных средств платежа.

Это означает, что при расчетах с применением платежных систем, например, PayPaI, Яндекс.Деньги и т. п. продавцы также должны применять ККТ (п.19 ст.3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Более того, Минфин РФ разъяснил, что даже в том случае, если физическое лицо производит оплату через банк платежным поручением, то при получении от физических лиц платы на расчетный счет продавец обязан выдать кассовый чек (см., например, Письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356).

Чек направляется на указанные покупателем до момента оплаты абонентский номер либо адрес электронной почты, кроме случаев, когда у организации (ИП) отсутствует возможность получения указанных данных покупателя. При этом организацией (ИП) должны быть приняты все меры для получения данных покупателя. Одной из таких мер может являться достижение договоренности с кредитным учреждением о запросе данных покупателя при подаче покупателем (клиентом) распоряжения кредитному учреждению (Письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356).

Как выполнить данные рекомендации пока не ясно. Но для решения этого вопроса у предпринимателей есть время. Дело в том, что согласно п. 9 ст.7 Закона № 290-ФЗ, в случае если организации или ИП, в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

Поскольку до внесения изменений в Закон 54-ФЗ применять ККТ при расчетах электронными средствами платежа (за исключением расчетов платежными картами) было не нужно, организации или ИП будут обязаны применять кассовую технику в таких ситуациях только после 01.07.2018 (Письмо Минфина России от 13.10.2017 N 03-01-15/67149). Надеемся, что к этому времени вопрос с практической реализацией нововведений как-то решится (внесут соответствующие изменения в законодательство).

Кто может не применять онлайн-кассы?

В соответствии с нормами Закона № 54-ФЗ без применения онлайн-касс в настоящее время производить расчеты могут следующие категории налогоплательщиков:

Освобождение от применения онлайн-касс при осуществлении расчетов

Кто может не применять? На основании чего?
Организации и (или) ИП при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа между ними (в том числе с использованием системы дистанционного банковского обслуживания - систем «Клиент-банк», «Интернет-банкинг», «Мобильный банкинг») п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Письма ФНС России от 09.02.2017 № ЗН-3-17/830@, от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@, Банка России от 06.03.2012 № 08-17/950 (п. 4)
Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
    Например:
  • При продаже газет и журналов, продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • При торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (кроме торговли непродовольственными товарами по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р – исключение вступит в силу 1.07.2017);
  • При торговле в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив и др.
п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, Письмо Минфина России от 28.06.2017 № 03-01-15/40934
Организации и ИП, расположенные в местностях, отдаленных от сетей связи, при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета. Перечень таких местностей определяется региональным органом исполнительной власти и публикуется на их сайтах п.3,п.7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, Приказа Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей»
Организации и ИП, осуществляющие расчеты НЕ за реализуемые товары (работы, услуги), в частности, при осуществлении расчетов по договорам займа ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, Письмо ФНС России от 20.12.2016 № ЕД-4-20/24495
Кредитные организации при использовании автоматических устройств для расчетов п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ

Кроме того, в соответствии с «переходными положениями» Закона № 290-ФЗ до 01.07.2018 г, как уже говорилось, могут НЕ применять ККТ организации и ИП ранее освобожденные от применения ККТ (п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ), а также организации и ИП:

  • Выполняющие работы, оказывающие услуги населению (при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности) (п.8 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, по которым применяется ЕНВД (при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу)) (п.7 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • Осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов (п. 11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)

К сведению!
В Госдуму ФС РФ внесен Законопроект № 273256-7, которым предусмотрены поправки в ст.7 Закона 290-ФЗ и продление до 01.07.2019 возможности не применять ККТ организациями и ИП, перечисленными в вышеуказанных случаях

Также отметим, что до 31.07.2017 г. применение ККТ было обязательно при розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (Письма Минфина России от 27.03.2017 № 03-01-15/17554, Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 № 2148/03-04). Это требование было предусмотрено п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...» (далее — Закон № 171-ФЗ) (в ред. п. 11 ст. 1, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ).

Но с 31.07.2017 данная норма предписывает применять ККТ в соответствии с Законом 54-ФЗ, а не во всех случаях розничной продажи алкоголя (п. 13 ст. 1, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ, Письмо Минфина России от 05.09.2017 № 03-14-17/56802). Т. е. с этой даты ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при продаже алкоголя вправе не применять ККТ до 01.07.2018.

Правда при этом Росалкогольрегулирование и Минфин РФ напоминают, что отсутствие обязанности по применению ККТ не освобождает от обязанности передачи сведений о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Кроме того, в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Таким образом, розничные продавцы алкоголя (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) обязаны выдать покупателю документ о фиксации продажи алкогольной продукции в ЕГАИС даже в тех случаях, когда они освобождены от обязанности использовать ККТ (Письмо Минфина России от 05.09.2017 № 03-14-17/56802).

Поэтому послабления в части возможности не применять ККТ по факту коснулись только организаций и ИП, занимающихся розничной продажей алкоголя при оказании услуг общественного питания (п. п. 13 п.2 ст.16 и п.2.1 ст.8 Закона 171-ФЗ). Таким образом, с 01.07.2017 большинство организаций и ИП все-таки обязаны применять онлайн-кассы.

Ответственность за неприменение онлайн-касс

Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. п. 1, 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).

Законом № 290-ФЗ внесены изменения в КоАП и ужесточена ответственность за неприменение (применение с нарушением установленных требований) ККТ.

Неприменение ККТ в установленных законодательством о ККТ случаях

Вид правонарушения Административная ответственность Основание
На должностных лиц На организацию (ИП)
При первичном правонарушении Штраф от 1/4 до 1/2 суммы расчета без ККТ, но не менее 10 тыс.руб. Штраф на организацию от 3/4 до 1 суммы расчета без ККТ, но не менее 30 тыс.руб. ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ
При повторном правонарушении*, если сумма расчетов без ККТ составила, в т.ч. в совокупности, 1 млн. руб. и более Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет Административное приостановление деятельности организации и ИП на срок до 90 суток ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ
* Повторное совершение однородного административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда пользователь ККТ считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения (пп. 2 п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям (использование ККТ с нарушением порядка регистрации, порядка, сроков и условий перерегистрации, порядка и условий применения, установленных законодательством РФ о применении ККТ) Штраф 1 500 - 3 000 руб. Предупреждение или штраф на организацию и ИП 5 000 - 10 000 руб. ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, ответственность применяется с 01.02.2017 (п. 15 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
Ненаправление покупателю чека ККТ или БСО в электронной форме (непередача по требованию покупателя указанных документов на бумажном носителе в установленных случаях) Штраф 2 000 руб. Предупреждение или штраф на организацию 10 000 руб. ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ

Под неприменением ККТ следует понимать (п. 1 ст. 3 Закона № 54-ФЗ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16, Письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831) фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине ее отсутствия).

Также установлена отдельная ответственность за использование ККТ не соответствующих установленным требованиям либо с нарушением порядка применения или регистрации.

ФНС разъяснила, что ККТ без фискального накопителя, в том числе снятая с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, не может квалифицироваться в качестве ККТ в понимании Закона N 54-ФЗ.

Поэтому начиная с 01.07.2017 осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием старых ККТ без фискального накопителя, влечет административную ответственность согласно ч. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602).

Установлены основания для освобождения от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ): пользователь ККТ должен добровольно заявить в налоговый орган о совершенном правонарушении (о неприменении ККТ, применении ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением таких требований), а также добровольно исполнить соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении.

При этом освобождение наступит, если одновременно будут выполнены следующие условия:

  • На момент подачи заявления налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В результате будет вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Введен упрощенный порядок привлечения к административной ответственности, при котором административный штраф может быть назначен налоговым органом без составления протокола об административном правонарушении, но только при согласии пользователя ККТ с событием вменяемого административного правонарушения (п. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Это возможно в ситуациях, когда налоговый орган выявит правонарушение в результате автоматизированной проверки поступивших сведений и заявлений от физических лиц и организаций. В таких случаях административный штраф назначается в размере 1/3 минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Если онлайн-касса была приобретена несвоевременно...

Хотим обратить внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 4 ст. 3 Закона № 290-ФЗ). Год исчисляется (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5):

  • Или с даты совершения правонарушения (например, с момента невыдачи чека конкретному покупателю);
  • Или со дня обнаружения административного нарушения, если оно относится к длящимся (к примеру, отсутствие кассового аппарата у организации, обязанной его применять).

Поэтому до сих пор остается актуальным вопрос: грозит ли добропорядочным организациям и ИП административная ответственность за невольное нарушение правил применения ККТ? Дело в том, что поставщики онлайн-касс оказались не готовы к большому спросу на свой товар. Поэтому многим организациям и ИП не удалось своевременно получить от поставщиков новую кассовую технику или модернизировать старую.

Минфин РФ и ФНС РФ разъясняют, что к тем ИП и организациям, которые предприняли все необходимые шаги к приобретению или модернизации ККТ ответственность применяться не будет.

В целях доказательства данного факта налоговые органы будут изучать договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) или до определенного законом предельного срока возможности его использования (Письма Минфина России от 11.10.2017 N 03-01-15/66392 от 28.06.2017 № 03-01-15/40922, от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, от 19.05.2017 № 03-01-15/31083, от 19.05.2017 № 03-01-15/31072, от 05.05.2017 № 03-01-15/28071, от 18.04.2017 № 03-01-15/23313, ФНС России от 11.07.2017 № ЕД-4-20/13440@).

Например, если налогоплательщик заключил договор и оплатил счет на поставку фискального накопителя, а производитель не смог поставить товар к 01.07.2017, то в такой ситуации указанное лицо не будет привлечено к административной ответственности, так как вины налогоплательщика в этом нет.

Как видим, не все так гладко и понятно в новом порядке применения ККТ. И законодатели это понимают. Поэтому велика вероятность, что в скором времени в законы, регулирующие порядок применения ККТ будут внесены соответствующие поправки.

Эксперты ООО «ПРАВОВЕСТ Аудит»