Перечень юр лиц. Единый государственный реестр

  • 25.05.2022

Еди́ный госуда́рственный рее́стр юриди́ческих ли́ц (акр. ЕГРЮЛ ) - федеральный информационный ресурс, содержащий общие систематизированные сведения о юридических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации .

Ведение реестра осуществляется Федеральной налоговой службой России через территориальные органы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ ЕГРЮЛ - как искать информацию о компаниях и юридических лицах

    ✪ Как получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде?

    Субтитры

  • записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц;
  • записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
  • записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре, в том числе в связи с ошибками, допущенными регистрирующим органом;
  • документы, представленные в регистрирующий орган.

Порядок ведения реестра и доступа к данным

Записи в ЕГРЮЛ осуществляются в хронологическом порядке. Каждой записи соответствует государственный регистрационный номер (ГРН). В отношении каждого юридического лица номер первой записи в ЕГРЮЛ является основным государственным регистрационным номером (ОГРН) .

Реестр ведётся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

За исключением некоторых персональных данных о физических лицах сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными.

По запросу заинтересованного лица регистрирующий орган обязан предоставить сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в виде:

  • выписки из государственного реестра;
  • копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре;
  • справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Выписка из реестра предоставляется не позднее 5 дней с момента получения соответствующего запроса по форме, установленной законодательством.

Органам государственной власти и юридическому лицу о нём выписка из ЕГРЮЛ предоставляется бесплатно, другим лицам - за плату.

Выписка из ЕГРЮЛ может быть необходима для совершения определённых юридически значимых действий. Информацию из реестра можно также получить в открытом доступе через сеть Интернет. Такая информация не имеет юридической силы надлежаще оформленной выписки.

Данные реестра о юридическом лице

  • полное и сокращённое наименование на русском языке;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (лица, выполняющего его функции);
  • способ образования;
  • сведения об учредителях (участниках);
  • в отношении акционерных обществ - сведения о держателях реестров их акционеров;
  • в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
  • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
  • дата регистрации изменений, внесённых в учредительные документы, или, в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесённых в учредительные документы;
  • способ прекращения деятельности;
  • сведения о нахождении в процессе ликвидации;
  • размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала;
  • данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет в налоговом органе;
  • номер и дата регистрации в качестве страхователя:
    • в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации ;
    • в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации ;
  • сведения о нахождении в процессе реорганизации;
  • сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.

В условиях развития коммерческой деятельности количество предпринимателей стабильно растет. Для учета созданных ими организаций создан Единый государственный реестр юридических лиц. Краткое название полученной базы — ЕГРЮЛ. Реестр является перечислением всех официально зарегистрированных в стране компаний и содержит обширную информацию о каждой из них.

Что подлежит регистрации в ФНС

Единый государственный реестр юридических лиц существует в Российской Федерации с 2002 года. С этого времени каждая организация обязана быть внесена в общую базу, где ведется учет функционирующих на территории России юридических лиц .

Информация о компании в государственный реестр вносится в соответствии с утвержденной формой, поэтому есть ряд обязательных пунктов:

  1. Наименование организации . Должны быть указаны полное название (с расшифровкой аббревиатур) и сокращенное. Если в названии присутствуют иноязычные слова, обязательно написание их и в исконном виде, и русскими буквами. Также должно присутствовать наименование фирмы в случае различия с юридическим названием компании.
  2. Юридический статус организации . Необходима информация об организационно-правовой форме собственности: ОАО, ООО, ЗАО, ПАО, АО, кооператив, некоммерческое, унитарное предприятие, товарищество и т.д.
  3. Дата и способ создания предприятия . Компания может начать своё существование с нуля, а может быть результатом реорганизации.
  4. Сведения об учредителях, акционерах и владельцах юридического лица . Прописываются имена, паспортные данные и ИНН всех участников общества, руководителей (Директора или Генерального директора), собственников и иных лиц, обладающих постоянным правом подписи и управления компании.
  5. Уставной капитал . В реестр вносится информация о том, какого размера уставной капитал организации, из чего он состоит (уставной фонд, паевые взносы, собственный капитал, резервный капитал и прочее) и какая его часть внесена каждым участником.
  6. Учредительные документы . Указывается, на основании каких документов существует компания. Чаще всего это Устав. Отсюда берется большая часть информации о юридическом лице. Для внесения в реестр обязательно прилагаются оригиналы или заверенные копии этих документов.
  7. Юридический адрес организации .
  8. Данные об офисах, представительствах и филиалах компании , осуществляющих основную деятельность организации (как правило, они упомянуты в Уставе).
  9. ИНН юридического лица и коды ОКВЭД . При внесении организации в ЕГРЮЛ необходимо указать направления экономической деятельности, составляющие работу предприятия. Занятие незарегистрированными видами деятельности незаконно.
  10. Сведения об имеющихся лицензиях . Если компания занимается деятельностью, осуществление которой возможно только при наличии соответствующей лицензии, обязательна отметка о ней и в реестре.
  11. Информация о регистрации организации в ПФР и ФСС .

Занесение информации о ЮЛ осуществляют налоговые органы по месту регистрации компании. Записи в ЕГРЮЛ о создании организации присваивается основной государственный регистрационный номер ().

Если компания существует дольше, чем с 1 июля 2002 года, или находится на территории республики Крым, или в городе Севастополь, и создана до включения этих территорий в РФ, то основным регистрационным номером станет любая первая запись в ЕГРЮЛ. Этот номер в дальнейшем считается одним из основных реквизитов организации и указывается во всех необходимых документах.

Все последующие записи вносятся в реестр в хронологическом порядке и также получают свой регистрационный номер (ГРН). При внесении изменений основной номер не меняется. При этом в записях об изменениях и в документах, подтверждающих это, отображается ОГРН.

Есть несколько случаев, в которых положено вносить информацию в ЕГРЮЛ:

  1. Первичная регистрация организации.
  2. Внесение изменений о действующей компании.
  3. Указание сведений об остановке деятельности ЮЛ.

Для первичной регистрации организации в Едином государственном реестре в органы ФНС нужно предоставить следующие документы:

  1. , где сообщается вся требуемая информация.
  2. Документы, удостоверяющие личность лиц, сведения о которых будут указаны в базе.
  3. Учредительные документы.
  4. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Особое внимание следует уделить заполнению заявления. В целях экономии времени и сил важно избежать ошибок, для их исправления потребуются дополнительные обращения в ФНС.

Внесение изменений может происходить двумя способами: исключение устаревших данных и их полная замена на новые или изменение сведений частично . В обоих случаях для регистрации понадобится соответствующее заявление от представителя ЮЛ.

Если организация прекратила своё существование, также вносятся данные в ЕГРЮЛ. В этой ситуации информация о юридическом лице не удаляется из базы данных, она по-прежнему остаётся в доступе, но включает в себя отметку об окончании деятельности.

Ведение ЕГРЮЛ осуществляется на электронных и бумажных носителях . Электронный вариант позволяет учитывать данные реестра другими федеральными информационными сетями. Представленные в налоговые органы при регистрации документы хранятся на бумажных носителях в соответствии с установленным регламентом. Они служат подтверждением информации, содержащейся в электронной базе, при расхождении сведений приоритетными являются те, что отображены в бумажном варианте.

Свидетельство ЕГРЮЛ

Пройдя процедуру регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, организация получает Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Это бумажный документ, напечатанный на гербовой бумаге, на нем прописывается ОГРН и указывается дата последнего внесенного изменения. То есть по истечению времени свидетельств у одного юридического лица может быть несколько, но основной номер в них будет один.

В дальнейшем этот документ нужен организации для взаимодействия с другими компаниями, он входит в пакет основных документов юридического лица наряду с ИНН, Уставом и т.д.

Расшифровка номера

Указанный в свидетельстве номер состоит из 13 знаков, и это не случайный набор цифр. Каждое сочетание имеет своё значение.

  • 1-й знак — признак отнесения записи к ОГРН — «1», «5», к ГРН — «2», «6», «7», «8», «9»;
  • 2-й и 3-й знаки — обозначают год внесения записи (последние две его цифры);
  • 4-й и 5-й знаки — указывают на субъект РФ;
  • с 6-ого по 12-й знак — номер записи, зафиксированной в ЕГРЮЛ в течение года;
  • 13-й знак — контрольная цифра, которая высчитывается путем деления числа, полученного из остальных 12 цифр, на «11» (берется целое число от «1» до «9»).

Доступ к информации и её проверка

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся персональные сведения об организации, поэтому в целях безопасности информация не в полном объеме и не на одинаковых условиях доступна. Неограниченный и бесплатный доступ к данным реестра имеют лишь специальные органы, обеспечивающие законность деятельности компаний, а именно:

  1. Федеральная налоговая служба РФ.
  2. Министерство юстиции РФ.
  3. Федеральные органы исполнительной власти РФ (МВД, ФСБ и др.).
  4. Центральный банк РФ.

Доступ к некоторым банковским реквизитам юридических лиц и частной информации об учредителях и владельцах открыт только конкретным сотрудникам перечисленных организаций и при наличии соответствующего разрешения.

В целом же данные из реестра, оглашение которых не грозит какими-либо последствиями, можно получить любому пользователю. Для этого необходимо сделать письменный запрос в ФНС либо воспользоваться электронной базой.

Для проверки информации достаточно выгрузить электронную версию. В настоящее время услугу открытого доступа к реестру предоставляет немало различных интернет-сервисов, но за определенную плату.

С недавних пор можно взять выписку ЕГРЮЛ или копии приложенных документов в электронном виде на сайте ФНС nalog.ru . Эта услуга предоставляется бесплатно. По выгружается файл в формате pdf., в котором находится вся информация по выбранной организации, включая внесенные изменения, однако, как отмечают пользователи, ещё не по всем юридическим лицам это работает. Во избежание получения недостаточно актуальной информации лучше дополнительно использовать и другие сервисы ФНС.

Как заказать выписку из ЕГРЮЛ — в данном видео.

Зачем нужна выписка

Единый реестр существует не только для того, чтобы фиксировать образование, ликвидацию предприятия и происходящие в нем изменения. Хранящиеся в нем данные часто бывают необходимы в различных ситуациях. Тогда интересующиеся компании или лица обращаются к выписке из ЕГРЮЛ, которая формируется на основании всех внесенных данных об организации на момент запроса.

Вот случаи, в которых она может понадобиться:

  1. Для нотариального заверения документов, касающихся деятельности организации . В выписке видно, теми ли полномочиями обладает руководитель или иной представитель.
  2. Для взаимодействия с другими организациями . Так компании до начала совместной работы проверяют будущего партнера или контрагента, сверяют адрес, уставной капитал, сферу деятельности, юридический статус и текущее состояние предприятия (не фиктивное ли оно и не находится ли в процессе ликвидации).
  3. Для работы с банками . При открытии расчетного счета выписка ЕГРЮЛ — обязательный документ. На его основании делается вывод о достоверности информации, которую сообщает компания.
  4. Для участия в аукционах, торгах и тендерах . В этих случаях также необходимы подтвержденные сведения о юридическом лице, подающем заявку, так как в целях получения заказа недобросовестные организации могут пытаться искажать сведения.
  5. Для заключения договоров, связанных с недвижимостью .
  6. Также данные ЕГРЮЛ используются при формировании базы налогообложения .

Особенности получения

Способ получения выписки ЕГРЮЛ определяет её вид и область применения:

  1. Неофициальная (взятая из интернет-ресурсов) — служит источником информации, но не предъявляется по месту требования в качестве подтверждающего документа.
  2. Официальная (сформированная непосредственно органами ФНС) — заверенный документ, имеющий юридическую силу.

Если нужен официальный документ из налоговой, заверенный подписью и гербовой печатью, электронной выгрузки будет недостаточно, необходимо сделать запрос в территориальные органы ФНС. Для этого пишется заявление в специальной форме, на его основании налоговая служба формирует выписку ЕГРЮЛ, заверяет и предоставляет заявителю.

Для лица, представляющего саму организацию, документ делается бесплатно в течение 5 рабочих дней. При обращении стороннего сотрудника взимается плата в размере 200 рублей. Если выписка нужна срочно, соответствующая пометка указывается в заявлении на получение выписки ЕГРЮЛ. Тогда документ будет готов на следующий рабочий день, но стоимость услуги вырастет до 400 рублей.

В зависимости от желаемого срока изготовления выписок их можно подразделить на 2 вида :

  • обычная (в течение 5 дней);
  • срочная (1 рабочий день).

Готовая выписка обязательно датируется и выдается в двух экземплярах, один из которых остается в налоговой, а второй – в руках заявителя.

Какие изменения подлежат регистрации

В период существования юридического лица могут меняться многие характеристики. Есть обстоятельства, изменение которых обязательно отражать в Едином государственном реестре:

  • смена названия юридического лица;
  • изменение руководства компании;
  • новые паспортные данные руководителя;
  • замена учредителей или иное их количество;
  • другой юридический адрес компании;
  • изменение размера или перераспределение между учредителями уставного капитала организации;
  • смена или дополнение сфер деятельности компании;
  • обновление некоторых иных существенных положений Устава.

Как регистрировать

Чтобы зафиксировать в ЕГРЮЛ перечисленные изменения, нужно обратиться в органы ФНС по месту регистрации с заявлением. Оно должно быть заполнено по унифицированной форме или Р13001 (в зависимости от того, какая именно причина), иметь подпись руководителя организации и быть заверено нотариусом.

К заявлению необходимо приложить удостоверяющие личность документы, решение учредителей о внесении изменений и новый вариант Устава в двух экземплярах (или иное изложение изменений).

Если у юридического лица меняется руководитель, заявления должны заполняться от лица нового директора, и везде должна стоять его подпись.

Плюс к этим документам следует добавить квитанцию об оплате госпошлины. Стоимость госпошлины за внесение изменений в ЕГРЮЛ — 800 рублей.

Сроки внесения

По действующему законодательству определены сроки внесения изменений налоговыми органами. По истечении 5 рабочих дней налоговая инспекция обязана предоставить готовые документы. Есть ограничения по времени и для самих организаций.

С момента официально зарегистрированного принятия решения об изменениях должно пройти не более 3 дней, иначе полагается штраф в размере 5000 рублей.

Запрос на внесение изменений может осуществлять не сам руководитель организации, его присутствие потребуется только при посещении нотариуса. В налоговую инспекцию может обратиться уполномоченный представитель компании, достаточно составить доверенность на него, она также будет задействована при приеме пакета документов.

При регистрации изменений в реестре заявителю предоставляется Лист записи. Это документ государственного образца, заполненный по форме Р50007. Он является официальным подтверждением внесения изменений относительно конкретного юридического лица. В отличие от выписки Лист записи содержит информацию только о фиксируемых изменениях, а не обо всей компании.

Причины и последствия исключения из реестра

При ликвидации юридического лица происходит его исключение из ЕГРЮЛ. Организация может быть ликвидирована в двух случаях:

  • добровольно — по инициативе самих учредителей;
  • принудительно — по решению суда или органов ФНС.

Когда ликвидации предприятия проводится по собственному решению, необходимо уведомить об этом налоговую инспекцию, предоставив соответствующее заявление.

Налоговые органы могут инициировать исключение компании из ЕГРЮЛ, если организация не отчитывается перед налоговой инспекцией в течение 1 года или если на протяжении целого года как минимум в одном банке у компании нет ни одной операции по расчетному счету.

После исключения из Единого реестра организация перестает быть в числе действующих. Если ликвидация была принудительной и в результате судебных разбирательств компания допущена к работе, восстановление в ЕГРЮЛ возможно. В случае добровольного прекращения деятельности процесс необратим. В результате сведения о юридическом лице остаются в доступе, но в информации о компании будет присутствовать запись об остановке деятельности организации.

Как получить официальную выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, узнайте в данном видео.

  • полное и сокращённое наименование организации на русском языке (также, в ряде случае, фирменное наименование на английском языке),
  • организационно-правовая форма ЮЛ,
  • юридический адрес (место нахождения),
  • сведения о состоянии юридического лица,
  • руководство организации (сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица),
  • сведения об учредителях (участниках),
  • сведения о держателе реестра (для акционерных обществ),
  • размер уставного капитала организации,
  • сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам,
  • информацию о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении,
  • сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования,
  • сведения о филиалах и представительствах,
  • сведения о видах деятельности организации (основном и дополнительных),
  • сведения о выданных лицензиях,
  • сведения о нахождении в процессе реорганизации,
  • сведения о нахождении в процессе ликвидации,
  • способ прекращения деятельности для ликвидированных ЮЛ,
  • сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации,
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и сведения об учете в налоговом органе,
  • сведения о регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФ РФ) и в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ),
  • сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе уменьшения его уставного капитала,
  • дата регистрации изменений, внесённых в учредительные документы, или, в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесённых в учредительные документы.

Выписка из ЕГРЮЛ представляет собой выдержку основных сведений о данном юридическом лице (за исключением некоторых персональных данных о физических лицах, которые предоставляются только уполномоченным органам) из ЕГРЮЛ ФНС РФ.

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) - федеральный информационный ресурс, содержащий общие систематизированные сведения о всех юридических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, а также, в ряде случаев, о ликвидированных и находящихся в процессе ликвидации организациях. Ведение реестра осуществляется Федеральной налоговой службой России (ФНС РФ) через территориальные органы. В соответствии с законодательством РФ данные ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными.

Сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРЮЛ, являются ключевыми при проверке контрагента и, наряду с прочими документами, могут подтверждать право собственности, права учредителей или руководства организации на заключение договоров и совершение других юридически значимых действий от лица юридического лица (ЮЛ), а также дают ценную информацию о состоянии ЮЛ и общей надежности контрагента.

Выделяют несколько основных видов выписок:

Обычная (электронная, информационная) выписка из ЕГРЮЛ – содержит основную открытую и общедоступную информацию из ЕГРЮЛ. Она не содержит паспортные данные учредителей и руководителей юридического лица, а также сведения о банковских счета организации.

Получить выписку из ЕГРЮЛ онлайн и совершенно бесплатно можно на сайт, данные ежедневно обновляются из официального источника (ФНС РФ), документ будет полностью идентичен той выписке, что вы можете скачать на официальном сайте налоговой (egrul.nalog.ru). Информация всегда актуальна на текущую дату.

Расширенная выписка – содержит полную информацию, в том числе паспортные данные участников юридического лица и его руководителя. Она предоставляется только органам власти, судам, государственным внебюджетным фондам. Такой документ также предоставляется налоговым органом юридическому лицу или его представителю о нем самом.

Официальная выписка из ЕГРЮЛ – заверенный печатью ФНС и полученный в налоговом органе документ. Представляет собой пронумерованную и прошитую распечатку на нескольких листах с печатью налогового органа.

Для ведения любой предпринимательской деятельности, будь то собственник-одиночка или юридическое лицо, действующим законодательством определена регистрация в специальном реестре. Различие в регистрации лишь в том, что физическое лицо самостоятельно это делает, а юридическое задействует услуги коммерческой организации при государственном органе. Ведение коммерческой деятельности без государственной регистрации, облагается административным штрафом. Предусмотренные Приказом ФНС правила заполнения заявлений можно найти на сайте территориальной налоговой службы, или в ознакомительной информации, непосредственно при заполнении бланка. Чтобы понять каким образом эти операции провести, подробнее рассмотрим необходимую информацию.

Что это такое ЕГРЮЛ, как расшифровывается

Аббревиатура ЕГРЮЛ в полном названии звучит так: Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. Этот реестр содержит данные обо всех предпринимателях и организациях на территории страны, которые занимаются коммерческой деятельностью, и обозначен номером из 13 цифр. Этот код используется для быстрого поиска в электронной системе при необходимости самим юридическим лицом, так и для контролирующих государственных структур. Каждая цифра содержит определенную информацию.

Какого же плана данные сюда входят? Это - название (полное и сокращенное) организации на русском и иностранном языках; дата регистрации (в коде указаны две последние цифры года); форма собственности; полный юридический адрес ; правовое основание создания; реквизиты предприятия; указывается размер уставного капитала и его распределение между участниками; список участников поименно, с указанием руководящих должностей. Данные о представителе, который может, без доверенности, совершать действия от имени юр. лица. Номер и дата регистрации как страхователя в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования также входит в пункты заявления. Указывается размер уставного капитала, обозначенный в учредительном документе . Вся эта информация закодирована в государственном регистрационном номере.

Когда в него вносятся сведения?

Предпосылками для регистрации в ЕГРЮЛ, являются: создание, реорганизация, добавление дополнительных структур, изменение каких-либо данных о юридическом лице, прекращение деятельности или ликвидация самой организации или подразделения.

Первоначальное оформление наиболее объемно. Для включения в регистрационный каталог, при подаче документов, заполняется специальная форма заявления, установленного образца, с заверенной у нотариуса подписью юридического лица-заявителя. В заявлении размещается вся правовая, уставная, разрешающая информация о предприятии, его подразделениях, дочерних отделениях и филиалах. Все данные реестра имеют два вида ведения, это как бумажный носитель, так и электронный вариант. Если проскакивают какие-либо несоответствия между данными, поданными в печатном варианте и электронном виде, то достоверными считаются записи на бумаге.

В случае, если в организации происходят какие-либо изменения, то необходимо в обязательном порядке оформить внесение изменения в государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Это может быть как полная замена данных (при изменении экономической деятельности), так и замена некоторой части информативных данных (при расширении предприятия или изменении деятельности определенной структуры организации). Все действия юридического лица вносятся в единый реестр на основе поданного заявления, где подтверждается, что учредительные документы предприятия достоверны и соответствуют законодательству.

При ликвидации или приостановлении коммерческой деятельности, юридическое лицо также обязано заявить в письменной форме на специальном бланке о совершаемом действии. В ЕГРЮЛ, при этом, информация о таком предприятия остается в базе, но с отметкой соответствующего характера.

Доступ к информации, зарегистрированного в реестре юридического лица, имеют органы исполнительной власти, Министерство юстиции, сотрудники ЦБ.

Лист записи

Всякое изменение данных, влечет за собой внесение новой записи с указанием ссылки на изменяемую информацию. Каждая запись регистрируется под своим номером, с указанием даты и самим содержанием. Для регистрации изменений или дополнений, заполняется номерной бланк заявления, где подробно, с соответствующей нормативной документацией изложена суть данного пункта. Этот бланк можно получить непосредственно в налоговой инспекции или распечатать с сайта службы.

Выписка из реестра

Выписку можно получить как в течение двух дней с момента подачи запроса, так и быстрее, если имеете при себе паспорт, доверенность, квитанцию об оплате госпошлины. Выписка раскрывает не какие-либо изменения в реестре, а содержит полную информацию и данные о субъекте предпринимательской деятельности.

Закон о регистрации предусмотрел ведение государственного реестра юридических лиц, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы Ведение реестра юридических лиц было предусмотрено ст.34 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РСФСР для включения в Государственный реестр). Однако на практике указанное правило не выполнялось и единый государственный реестр отсутствовал.. Ведение Государственного реестра осуществляется регистрирующим органом (МНС РФ) в порядке, установленном Правительством РФ Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438). Собственником государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации.

Единый государственный реестр является информационным банком данных о всех зарегистрированных юридических лицах По состоянию на 28 апреля 2003 г. государственный реестр содержит - 2289,4 тыс. записей, в том числе:

  • - о ранее зарегистрированных юридических лицах, представивших сведения в порядке статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" - 1642,0 тыс.;
  • - о государственной регистрации юридических лиц при их создании - 241,1 тыс.;
  • - о внесении изменений в ЕГРЮЛ - 301,5 тыс.; о ликвидации юридических лиц - 87,6 тыс. // ПРЕСС-РЕЛИЗ
  • - о создании системы государственной регистрации юридических лиц на базе Единого государственного реестра юридических лиц. Составляющей частью его являются регистрационные дела каждого зарегистрированного юридического лица, а также книги учета документов.

В Единый государственный реестр включаются записи о регистрации о создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых юридических лицах. Регистрационные дела формируются на каждое регистрируемое юридическое лицо и содержат все документы, представляемые при регистрации. Книги учета и регистрационные дела хранятся без ограничения времени и не подлежат уничтожению. Именно с момента внесения записи в реестр юридическое лицо считается созданным, реорганизованным или ликвидированным.

Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в реестре, обеспечивается за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения Единого государственного реестра.

Единый государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. При этом в случае выявления несоответствия между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.

В Едином государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

  • - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное, для коммерческих организаций на русском языке;
  • - организационно-правовая форма;
  • - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
  • - способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • - сведения об учредителях юридического лица;
  • - копии учредительных документов юридического лица;
  • - сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
  • - дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
  • - способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или ликвидации);
  • - размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
  • - фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
  • - сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Информация, содержащаяся в Едином государственном реестре, сохраняется даже при внесении изменений. Реестр должен хранить весь объем информации о юридическом лице в течение определенного Правительством РФ времени.

Основанием включения в реестр информации являются документы, представленные заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр.

Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. Упомянутые мной ранее Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений вводят так называемый «основной государственный регистрационный номер» (далее - ОГРН), т.е. номер записи о создании юридического лица после 1 июля 2002 г. или номер записи предоставления сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. ОГРН, по смыслу Правил, выступает по сути как способ индивидуализации юридического лица, наряду с индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН), который присваивается при его постановке на налоговый учет. ОГРН должен быть указан при совершении любых регистрационных действий в отношении конкретного юридического лица. Но, мало того, он еще должен быть указан «во всех документах юридического лица наряду с его наименованием». К.ю.н. А. Иванов http://www.civillaw.ru/ru/news/legalpersons_sublaws.shtml считает, что «при введении ОГРН Правительство РФ явно превысило свои полномочия. Ни ГК, ни Закон вовсе не предусматривают никакого ОГРН. По смыслу названных законов при каждом обращении в регистрирующий орган такому обращению присваивается самостоятельный номер. И не более того! Вопросы учета юридических лиц - дело налоговых органов. Возлагать соответствующие публичные обязанности на юридических лиц было бы несправедливо».

Особенно одиозно выглядит обязанность включать ОГРН во «все документы юридического лица», поскольку «все документы» - понятие крайне расплывчатое. Под него можно повести любую бумагу, которая исходит от юридического лица, в том числе его договоры и даже инструкции по эксплуатации произведенных товаров. «Последовательное применение на практике данного правила повлечет убытки юридических лиц. Но даже если убытки не возникнут, произойдет такое усложнение процедуры деятельности юридических лиц, от которого хотели избавиться при передаче их регистрации налоговым органам» Там же..

Законом на юридических лиц возложена обязанность уведомлять регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении сведений, перечисленных выше, в течение трех дней с момента изменения, за исключением сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом (сведения предоставляются самими лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения).

Регистрационное дело юридического лица содержит все документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации юридических лиц, представленные в регистрирующий орган.

Поскольку процедура обязательной регистрации юридических лиц существовала и до введения в действие Закона о регистрации, необходимо отметить в реестре и юридические лица, зарегистрированные до 1.07.2002. Закон обязывает уполномоченных лиц юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 закона о регистрации. Это своего рода «всероссийская перепись юридических лиц».

Любое заинтересованное лицо может получить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о любом зарегистрированном юридическом лице. Указанная информация являются открытой и общедоступной, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

  • - выписки из государственного реестра. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: "нет";
  • - копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;
  • - справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.

Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

Законом установлено, что отказ в предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре сведений не допускается. Более того, незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации влечет в соответствии со ст.14.25 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 МРОТ.

Предоставление содержащихся в Едином государственном реестре сведений осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление информации составляет два установленных законом минимальных размера оплаты труда за каждый вышеуказанный документ. Размер платы за срочное предоставление сведений составляет четыре минимальных размера оплаты труда за каждый указанный документ.

В случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в Едином государственном реестре сведения по запросам органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам, органов местного самоуправления, а также иных лиц, определенных федеральными законами. Вышеуказанные правила установили, что информация предоставляется по запросу бесплатно:

  • а) органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
  • б) юридическому лицу о нем - один раз в год в одном экземпляре в виде выписки из государственного реестра.

С целью обеспечения открытости и общедоступности сведений, содержащихся в государственном реестре Министерству Российской Федерации по налогам и сборам было предписано п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" обеспечить подготовку к публикации и издание сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, по следующим показателям: полное наименование юридического лица, государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в Единый государственный реестр юридических лиц, наименование и адрес регистрирующего органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица. Во исполнение данной обязанности МНС РФ был издан приказ Приказ МНС РФ от 13 августа 2002 г. N БГ-3-09/431 «Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц». Было разъяснено, что сведения из государственного реестра, предназначенные для публикации, могут издаваться в виде отдельных брошюр либо печататься в изданиях органов региональной и местной печати на основании соглашений об информационном взаимодействии, а также должны размещаться на стендах в территориальных органах МНС России.

Кроме того п.4 упомянутого Приказа МНС России от 13.08.2002 № БГ-3-09/431 установлено, что для обеспечения открытости и общедоступности сведений, содержащихся в государственном реестре, указанные в пункте 1 названного Приказа сведения подлежат размещению на сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет. Указанные сведения должны обновляться не реже 1 раза в месяц на основании данных о государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр на подведомственной территории. Сведения о территориальных налоговых органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующие органы) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, размещены на Интернет-cайтах УМНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет, а также публикуются в средствах массовой информации. Указанные сведения содержат наименование регистрирующих органов, их почтовые адреса и адреса электронной почты, номера телефонов «горячей линии», наименования и коды территорий по ОКАТО, отнесенных к ответственности конкретного регистрирующего органа. Кроме того, в указанные сведения включена информация, необходимая для заполнения реквизитов платежных документов при уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, а также при внесении платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Адреса Интернет-cайтов УМНС России по субъектам Российской Федерации размещены на сайте МНС России в разделе «Территориальные налоговые органы».