Решение об одобрении крупной сделки предмет. Решение по жалобе индивидуального предпринимателя

  • 31.12.2023

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:

Связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;

предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

2. В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин - балансовая стоимость такого имущества и цена его отчуждения. В случае приобретения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена приобретения такого имущества.

В случае передачи имущества общества во временное владение и (или) пользование с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется балансовая стоимость передаваемого во временное владение или пользование имущества.

В случае совершения обществом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок по приобретению акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, которые повлекут возникновение у общества обязанности по приобретению акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена всех акций, которые могут быть приобретены обществом по таким сделкам, в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

3. Принятие решения о согласии на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества.

В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решений о согласии на совершение крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В решении о согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.

В решении о согласии на совершение крупной сделки могут не указываться сторона сделки и выгодоприобретатель, если сделка заключается на торгах, а также в иных случаях, если сторона сделки и выгодоприобретатель не могут быть определены к моменту получения согласия на совершение такой сделки.

Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении сделки может также содержать указание:

на минимальные и максимальные параметры условий сделки (верхний предел стоимости покупки имущества или нижний предел стоимости продажи имущества) или порядок их определения;

на согласие на совершение ряда аналогичных сделок;

на альтернативные варианты условий сделки, требующей согласия на ее совершение;

на согласие на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно.

В решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.

Крупная сделка может быть заключена под отлагательным условием получения надлежащего согласия на ее совершение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, может быть признана недействительной в соответствии со статьей 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его участников (участника), обладающих не менее чем одним процентом общего числа голосов участников общества.

Срок исковой давности по требованию о признании крупной сделки недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит.

5. Суд отказывает в удовлетворении требований о признании крупной сделки, совершенной с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, недействительной при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения такой сделки;

При рассмотрении дела в суде не доказано, что другая сторона по такой сделке знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества крупной сделкой, и (или) об отсутствии надлежащего согласия на ее совершение.

6. В случае, если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и в соответствии с настоящим Федеральным законом вопрос о согласии на совершение такой сделки вынесен на рассмотрение общего собрания участников, решение о согласии на совершение такой сделки считается принятым, если за него отдано количество голосов, необходимое в соответствии с требованиями настоящей статьи, и большинство голосов всех не заинтересованных в сделке участников.

к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров;

к сделкам по приобретению акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, заключаемым на условиях, предусмотренных обязательным предложением о приобретении акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества;

к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор содержит все сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, и было получено согласие на его заключение в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

8. Для целей настоящего Федерального закона под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Недавно вступили в силу новые требования к оформлению решения или протокола об одобрении крупной сделки. Для ООО они установлены новой редакцией Закона № 14-ФЗ, а для АО - новой редакцией Закона 208-ФЗ

Недавно вступили в силу новые требования к оформлению решения или протокола об одобрении крупной сделки. Для ООО они установлены новой редакцией Закона № 14-ФЗ , вступившей в силу с 1 сентября 2017 года, а для АО - новой редакцией Закона 208-ФЗ , которая действует с 30 июля 2017 года. Указанные законы установили новое требование: должен быть указан срок действия решения/протокола об одобрении крупной сделки. Если такой срок не установлен - решение по умолчанию будет действовать в течение года со дня его принятия. В материале предложены для скачивания готовые формы указанных документов в формате «MS Word».

В чем отличие решения о крупной сделке от протокола?
Решение о совершении крупной сделки вправе принять единственный участник (учредитель) ООО. В отличие от решения, протокол составляется на общем собрании, в случае, если у ООО или АО несколько участников-собственников. В протоколе нужно указать председателя и секретаря собрания, наличие кворума для принятия решения. Это основные отличия. Для краткости далее в статье используется термин "решение".

Для чего участникам необходимо решение о крупной сделке?
В первую очередь, оно требуется для прохождения аккредитации на 6 электронных торговых площадках (ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ), а также на многих коммерческих (в соответствии с регламентами таких ЭТП).
Во вторых, при подаче заявок на участие в электронных аукционах (п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). При передаче заказчику вторых частей заявок такое решение или протокол автоматически передается Заказчику из документов, размещенных на ЭТП при аккредитации. Однако любой участник при подаче заявки может приложить актуальный документ об одобрении сделки, который также попадет к заказчику для рассмотрения. При этом юридическую силу будет иметь документ с более поздней датой.
В третьих, при подаче заявки на участие в открытом конкурсе (пп. «е» ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ) или в закрытом аукционе (пп. «д» ч. 2 ст. 88 44-ФЗ),
В четвертых, такое решение требуется банкам при рассмотрении заявки на выдачу банковской (независимой) гарантии на участие в тендере или для исполнения своих обязательств по контракту/договору.

Как изменения законов влияют на участников закупок?
1. Участнику может быть отказано в аккредитации на ЭТП. При этом придется ждать повторного решения об аккредитации (до 5 рабочих дней – ч. 4 ст. 61 Закона №44-ФЗ), а за это время на «вкусный» тендер уже может окончиться подача заявок.

2. Отклонение поданной заявки на участие в электронном аукционе, открытом конкурсе, закрытом аукционе. Так как ранее не было конкретизировано, сколько времени действует принятое решение, заказчик достаточно формально подходил к рассмотрению такого решения, проверяя по большому счету его наличие и сумму разрешенной сделки, и не мог отклонить заявку, если с даты принятия решения/протокола о крупной сделке прошло более года.

Как нужно сделать уже сейчас?

1. Проверить, указан ли срок действия в вашем решении либо протоколе о крупной сделки.

2. Если срок действия не указан, оформить новый протокол внеочередного собрания участников и в нем обозначить принятые решения. Если собственник у организации один, он единолично принимает такое решение.

3. Внесите изменения в документы вашей организации на каждой ЭТП – удалите или отметьте неактуальным прежнее решение и загрузите новое.

4. Если не вносили изменения, нужно прикреплять новое решение к каждой подаваемой заявке.

Способы принятия решения

Согласно п. 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются:

1. Нотариальным заверением (почти нереально на практике и дорого).

2. Способом подтверждения принятия решения, указанным в Уставе (вряд ли указан в большинстве Уставов компаний).

3.Способ подтверждения принятия решения, указанный в конкретном решении (оптимально), либо указанный в отдельном решении. При этом одним из пунктов повестки дня необходимо указать вопрос «О выборе способа подтверждения принятия решений по всем вопросам повестки дня». Затем в самом решении по вопросам повестки дня указать выбранный способ (например, «Постановили: определить в качестве способа подтверждения принятия внеочередным общим собранием участников ООО решений и состава участников ООО, присутствующих при их принятии – подписание протокола всеми участниками ООО».

Из практики : желательно в решении не указывать конкретные названия ЭТП и их сайты. Они довольно часто меняются, что приводит к отклонению заявок по формальным основаниям, например:

«Приложено решение об одобрении или о совершении сделок по результатам аукционов, проводимых на электронной площадке ЭТП ММВБ «Госзакупки» www.etp-micex.ru. Оператором Национальной Электронной Площадки www.etp-ets.ru является Акционерное общество «Электронные торговые системы» (АО «ЭТС»). Необходимо указать верное наименование оператора электронной площадки. Вы можете скорректировать свою заявку и отправить ее на повторное рассмотрение.

«п.5 Решение об одобрении или о совершении по результатам торгов сделок от имени поставщика: В приложенном решении нужно исправить наименование нашей площадки - АО "Единая электронная торговая площадка", а не ОАО (с 7 сентября 2015 произошло переименование нашей ЭТП с ОАО на АО).»

Надо ли для аккредитации указывать способ госзакупки в решении об одобрении сделок?

Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 29.06.2017 по делу N А40-132329/2016 пояснил, что такой обязанности у участников закупки нет. Если же способ закупки назван в заявлении на аккредитацию, отказать в ней оператор электронной площадки не вправе.

Несмотря на то что суд в данном деле поддержал участника, лучше заранее снизить риск отказа в аккредитации. Для этого рекомендуем указывать в решении об одобрении или о совершении сделок по результатам закупок способы их проведения: «в том числе - электронный аукцион».

Кто вправе участвовать в закупках без решения о крупных сделках?

Прикладывать к заявке решение не требуется:

1. Индивидуальным предпринимателям. Для них процедура одобрения сделок не предусмотрена законом.

Бюджетники, в свою очередь, обременены дополнительными обязательствами перед государством, а это значит, что оформление и проведение крупной сделки несколько отличается от алгоритма для коммерческих структур. Но как одобрить крупную сделку в бюджетном учреждении?

Первое отличие — определение размера сделки, то есть исчисление предельной суммы, начиная с которой, закупка будет уже относиться не к простой категории, а именно к крупной сделке. Для бюджетников определены конкретные объемы. Так, крупной признается та, стоимость которой превышает 10 % от балансовой стоимости имущества и активов учреждения, а ее ключевое содержание — это распоряжение денежными средствами, передача имущества (активов) в пользование либо под залог, или же полное отчуждение активов, имущества.

Обратите внимание на два ключевых условия:

  1. Крупной может быть признана не только одна-единственная закупка, но и сразу несколько взаимосвязанных.
  2. Ограничение по стоимости может быть и ниже, если таковое условие было прописано в учредительных документах бюджетного учреждения.

Балансовая стоимость активов и, следовательно, 10 % порог по стоимости крупной сделки для каждого учреждения определяются в обособленном порядке. Данные формируются на основании годовой бухгалтерской отчетности учреждения за предшествующий год (данные бухгалтерского баланса БУ — строка 410 графа 10 ф. 0503730).

Так, к примеру, балансовая стоимость активов на отчетную дату может составлять 500 000 рублей, а следовательно, для этого учреждения крупным будет считаться любой договор стоимостью 50 000,01 рублей и выше. Иными словами, такой организации придется согласовывать с учредителем буквально каждый шаг.

Если операция отвечает требованиям, указанным выше, то ее совершение невозможно без соответствующего одобрения со стороны учредителя. Это и есть вторая исключительная особенность для бюджетников.

Итак, чтобы получить одобрение, потребуется направить соответствующий пакет документов в адрес органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Обратите внимание, что данный орган должен быть наделен соответствующими полномочиями, в противном случае придется перенаправлять обращение за одобрением в вышестоящие структуры.

Зачем и когда необходим документ

Бюджетной организации, которая выступает заказчиком закупки, важно знать, что предложения, поступающие в ходе процедуры, согласованы с исполнительными органами поставщика (собрание учредителей, совет директоров и т. д.). Такое требование обусловлено тем, что заказчику важно понимать, что крупная сделка, которая оказывается за рамками обычной хозяйственной деятельности, не приведет исполнителя к банкротству и срыву государственного контракта. Говоря по-простому, бюджетной организации нужно подтверждение, что участник может исполнить дорогой контракт.

Для договоров, совершаемых в рамках принятой уставом хозяйственной деятельности, тоже необходимо одобрение. Как правило, оно содержит ограничение по сумме. Максимальная сумма такой операции не ограничивается законом, но у собственника должно быть понимание ее предела.

Поставщик предоставляет решение об одобрении сделок на электронных площадках в составе основного пакета документов еще на этапе регистрации и получения статуса аккредитованной компании. Проверить, соответствует ли документ требованиям, поможет образец решения об одобрении по 44-ФЗ. В конце статьи вы найдете несколько примеров для различных организаций.

Как составить одобрение

Учредитель в отношении своих подведомственных учреждений вправе установить иной порядок проведения согласования и одобрения крупных сделок. Ниже приведем алгоритм, действующий в отношении бюджетного учреждения подведомственного Судебному департаменту при ВС РФ.

Решение о согласовании крупной сделки принимается только специальной комиссией. Для рассмотрения вопроса об одобрении учреждение должно направить заявку, составленную по определенной форме (форму утверждает представитель учредителя).

Заявка должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. Предмет, цель, вид, а также сумма (все позиции обязательны).
  2. Предполагаемая дата заключения одной или нескольких взаимосвязанных сделок.
  3. Срок исполнения условий контракта или нескольких контрактов сторонами.
  4. Источники финансирования, а также сопутствующие расходы по ее проведению.
  5. Обеспечение, если имеется таковое условие в контракте.
  6. Перечень имущественных объектов, которые будут переданы в качестве залога. Указывается балансовая стоимость такового имущества на отчетную дату.
  7. Порядок, по которому будет выбран контрагент или контрагенты по взаимосвязанным договорам и контрактам. Например, прямой договор или проведение конкурсных процедур.
  8. Наименование и регистрационные данные предполагаемого контрагента, который должен быть указан в заявке на основании данных о проведенном мониторинге рынка.
  9. Иные условия контракта, при их наличии.
  10. Общий объем кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на дату составления заявки, в том числе по налогам, взносам, сборам и иным платежам в бюджетную систему.
  11. Балансовая стоимость активов бюджетного учреждения по состоянию на последнюю отчетную дату.

Подготовленная заявка должна быть подписана руководителем бюджетного учреждения, а также главным бухгалтером либо иным лицом, на которого возложены данные полномочия. Готовый документ скрепляется гербовой печатью организации.

Вместе с заявкой учреждение обязано предоставить сопроводительные документы. К таковым относят:

  • технико-экономическое обоснование;
  • проект договора об осуществлении крупной сделки;
  • мотивированное обоснование контрагента, выбранного на основании проведенного анализа рынка;
  • отчет об оценке рыночной стоимости имущества (не старше 3 месяцев с момента утверждения отчета).

Полученный пакет документов комиссия рассматривает в течение 30 дней. Обратите внимание, что представители комиссии вправе запросить дополнительную документацию и обоснования для подтверждения обстоятельств и условий.

Решением специальной комиссии может быть не только одобрение или отказ в совершении крупной сделки, но и иные варианты. Например, указание на изменение существенных условий контракта и прочее.

По истечении 10 дней с момента исполнения контракта учреждение должно отчитаться перед учредителем по установленной форме.

За проведение крупной сделки с нарушением порядка, утвержденного учредителем в отношении своих подведомственных учреждений, ответственность несет руководитель учреждения. К тому же такая сделка может быть признана недействительной.

Например, если бюджетная организация «Музей» заключит договор на поставку оборудования на 10 миллионов рублей, а балансовая стоимость активов музея составляет 20 миллионов рублей, то учредитель вправе признать договор недействительным.

Обратите внимание, что учреждение имеет право самостоятельно признать сделку недействительной в такой ситуации. Однако, по нормам действующего законодательства, стороны недействительной сделки обязаны вернуть или возместить все активы, деньги и имущество, переданные при исполнении условий контракта.

Как проверить полученный от поставщика документ

Чаще всего бюджетники и госорганизации организовывают закупки, а не участвуют в них. Поэтому полезно знать, как проверить решение об одобрении крупной сделки.

Проверяем критерии

Для обществ, акционерных или с ограниченной ответственностью, определены критерии оформления документов по одобрению условий договора. Если в учредительных документах общества только один участник, то за его подписью оформляется образец решения единственного участника об одобрении крупной сделки. Если же в обществе более двух учредителей, то вопрос решается на внеочередном собрании, при завершении которого оформляется протокол. Образец протокола одобрения крупной сделки ООО 2 учредителя скачайте в конце статьи.

На законодательном уровне данные документы регулируются Федеральными законами:

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью действует Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (Федеральный закон «Об ООО»), в нем обозначена информация о том, какой орган общества уполномочен принимать такое заключение.
  2. Для акционерных компаний действует Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 31.12.2005 № 208.

Обращаем особое внимание, что в соответствии с ФЗ «Об ООО», если в обществе единственный участник выступает исполнительным органом, ему не обязательно принимать решение о одобрении крупной сделки единственного учредителя. При этом при аккредитации он должен предоставить информационное письмо или заключение о том, что в рамках законодательства контракт для него не является значительным.

Проверяем форму и содержание

Статья 181.2 ГК раскрывает требования к содержанию таких документов. Образец решения об одобрении или о совершении крупной сделки в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ или, по-другому, решения об одобрении или о совершении по результатам электронных аукционов сделок от имени участника закупки — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки законодательно не утвержден. Следует проверить, чтобы в нем были указаны.

В ситуации, когда со стороны ООО есть намерение проведения сделки в крупном размере, действуют на основании норм и принципов, связанных с ее одобрением.

В соответствии с законодательством принятие решения происходит в ходе проведения общего собрания .

Что это такое: краткая описательная характеристика

Зачастую на предприятиях в роли лица, являющегося исполнителем, выступает единственный участник . Но на практике бывают ситуации, когда лицо делегирует полномочия наемному сотруднику .

В итоге получается, что управлением занимаются и другие лица. Если говорить о принятии решения в отношении сделки в крупном размере и масштабе, правила действий в разных ситуациях будут неодинаковы.

Все зависит от выбранного учредителем направления управления фирмой.

Необходимость в контрактной системе

Чтобы принять членство в электронном аукционе , необходимо обеспечить прохождение аккредитации. Все желающие подают пакет бумаг, включая согласие на проведение сделки.

Данная мера актуальна в любой ситуации, даже когда закупка не является крупной. Соответствующие сведения включают во второй раздел подаваемой заявки, что требуется:

  • со стороны действующего законодательства и учредительных бумаг;
  • в ситуациях, если обеспечение договора или заявки будет масштабным для участника мероприятием.

Если указанные сведения отсутствуют, есть вероятность отклонения кандидата на любом из этапов до заключения договора . Ответственной стороной за проверочные мероприятия является аукционная комиссия со стороны заказчика, что отражено в рамках п. 1. ст. 69 ФЗ №44 .

Важно учесть, что ИП по сравнению с ООО не имеют отношения к юридическим лицам. Это говорит об их условном освобождении от обязательства по подаче документа.

Одобрение у единственного учредителя

Организации, в которых работает единственный учредитель, выступающий в качестве исполнителя, не имеют обязательства по составлению подобной документации. Эта норма отражена в рамках ФЗ №14, ст. 46 .

Одновременно есть указание, что в целях прохождения аккредитации в рамках ЭТП участники аукциона обязуются подать данные вне зависимости от формы собственности . Иначе возможность принятия участия в торгах будет утрачена.

Однако включение данных во второй раздел заявительной бумаги является необязательным . Есть мнение, что если со стороны поставщика данные предоставлены не были, то заключение контакта не относится для него к рассматриваемой категории.

Но практическая статистика свидетельствует о том, что даже решение единственного участника, связанное с одобрением крупной сделки, должно быть приложено к суммарному документационному пакету . Важно избежать ошибок, иначе возникнет риск отклонения по причине принесения недостоверных данных.

Форма, содержание и основные нюансы

Первое, что стоит отметить в рамках формирования сделки – отсутствие единого образца решения . Однако в ФЗ №14 пояснено, что в документе необходимо указать:

  1. Лицо, выступающее в качестве стороны соглашения и выгодоприобретателя.
  2. Цену.
  3. Предмет.
  4. Прочие условия, а также порядки их определения.
  5. Ответственность сторон и меры наказания в случае пренебрежения ею.

Лицо, приобретающее выгоду, можно не описывать, особенно если к моменту согласования возможность его определения отсутствует, или если контракт создается по итогам торговых манипуляций.

Для прохождения аккредитации и принятия участия в торгах необходимо использовать образец документа.

Требования к заполнению и образец

Подготовка решения осуществляется в целях прохождения аккредитации в рамках специальных электронных площадок. Исходя из числа участников, решение составляется по-разному .

  1. Если учредитель – единственный, подготавливается решение единственного участника.
  2. Если их несколько – действовать следует на базе протокола одобрения крупной сделки.

В образце выделяют:

  1. Название документа.
  2. Место (населенный пункт) и год проведения мероприятия.
  3. Сообщение персональных данных единственного учредителя в виде ФИО, даты рождения, паспортных сведений. Составление ведется от первого лица.
  • одобрить составление контрактов на основании итогов проведения процедур по закупкам;
  • утвердить максимально вероятную сумму по сделкам в целях заключения контрактов;
  • другие пункты, связанные с деятельностью предприятия.

Прописывается «единственный участник ООО», указывается ФИО, подпись.

Решение единственного учредителя оформления не требует, если он выступает в качестве единственного участника ООО и одновременно в роли гендиректора. Об этом положении сообщается в п. 7 ст. 46 ФЗ №14 .

Решение может потребоваться в рамках рядовых ситуаций : единственный участник не исполняет функций генерального директора, учредитель занимает пост, но организация находится под управлением нескольких директоров, есть решения, помешавшие оформлению или оспариванию сделки.

Если учредитель и директор — разные лица или в обществе работает несколько директоров, потребуется обязательная подготовка и оформление решения, связанного с одобрением крупной сделки.

Порядок документирования

Сделка будет полностью крупной, если наблюдается ее выход за пределы классической хозяйственной деятельности, а также она имеет непосредственную взаимосвязь с куплей-продажей имущества (свыше 30% ценных бумаг). Также речь идет о крупном размере сделки в случае, если возможна передача имущества во временную эксплуатацию или на основании лицензии.

Во всех приведенных ситуациях стоимость проведения операций должна быть не меньше чем 25% от балансовой цены активов ООО. В качестве решения об одобрении выступает документ , содержащий данный о максимальной стоимости одного контракта.

Если есть необходимость, он принимается на базе норм действующего законодательства или правил, установленных в рамках устава участника закупки. В прочих случаях действия совершает представитель поставщика, имеющий полномочие на получение аккредитации.

Таким образом, решение единственного учредителя об одобрении или неодобрении серьезного и масштабного для организации мероприятия составляется достаточно просто с соблюдением действующих норм, позиций и правил.

Важную роль играет определение структуры документа и очередности оформления. Грамотный подход к составлению и учет всех норм и правил обеспечит отсутствие проблем с законодательством и непониманий со стороны партнеров.

О том, как происходит одобрение крупной сделки в ООО, можно узнать из видео.

При крупных сделках в организациях потребуется наличие одобрения. Это специальный документ, соответствующий нормам ФЗ №44 или ФЗ №223, согласно этим законодательным актам одобрение не является обязательной бумагой.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но заказчик может в любой момент запросить соответствующий документ в поставщика, если осуществляется закупка товара. Чаще всего с решением встречаются представители малого и среднего бизнеса.

Что это такое

Решение об одобрении крупной сделки - это документ, который может быть востребован при крупных покупках.

Под крупными покупками подразумеваются те сделки, которые выходят за пределы стандартной хозяйственной деятельности компании, при этом действие сопряжено с куплей-продажей имущества «ООО» либо имущество будет передано во временное пользование согласно соответствующему договору или лицензии, что указано в пункте 1 статьи 46 ФЗ №14. Цена операции должна превышать четверть балансовой стоимости активов общества.

В решении об одобрении указывается максимальная цена одного контракта, что указано в пункте 8 части 2 статьи 61 ФЗ №44.

Документ принимается в соответствии с актами законодательства либо используются правила, указанные в Уставе участников закупки. Если же выбирается третий вариант - этим вопросом будет заниматься представитель поставщика, которые имеет достаточные полномочия для получения аккредитации на ЭТП.

В обществе с ограниченной общественностью обязательно должно проводиться общее собрание, по итогам которого составляется документ. Также вопросом может заниматься совет директоров, если это позволяет сделать Устав предприятия.

Что говорится в 44 ФЗ

ФЗ №44, регулирующий сферу закупок для юридических лиц, включает в себя следующие главы:

  1. Общие положения.
  2. Планирование.
  3. Осуществление.
  4. Мониторинг.
  5. Контроль в сфере.
  6. Обжалование действий.
  7. Особенности для некоторых типов закупок.
  8. Заключительные статьи.

Когда требуется

Аккредитация ЭТП - это обязательное условие для участия в электронном аукционе. Для этого потребуется пакет документов, состоящий, в том числе, из одобрения сделки. Бумага является обязательно для получения аккредитации даже в том случае, если покупка не характеризуется как «крупная».

Порой законодательство или иные регулирующие акты требуют наличия информации во второй части заявки. Также потребуется это в том случае, если контракт является крупным для участника.

Если же эти данные не будут представлены, то кандидат может быть отклонен в независимости от этапа заключения контракта. Проверка данных производиться силами аукционной комиссии заказчика.

Но обязанность ложится только на «ООО». Индивидуальные предпринимателя - это не юридические лица, для которых требуется в обязательном порядке предъявлять одобрение для аккредитации на ЭТП.

Одобрение не требуется в следующих случаях:

  • нет противоречий уставу компании;
  • причина возникновения имущественных отношений - реорганизация;
  • компания состоит из одного человека;
  • объем имущества изменяется в соответствии с ФЗ об «ООО».

Кто выносит решение

Если сделка совершается «ООО», то решение выносится собранием директоров. Подробнее о компетенции подобного совета можно узнать из Устава организации. Если же подобного пункта в Уставе не наблюдается, то решение принимается собранием участников общества.

Если же сделка проводится акционерным обществом, то подтверждение разрешения на проведение сделки проводится на собрании всех акционеров. Подтверждение сделки не будет требоваться только в случае, если полный пакет акций держится за одним человеком.

Если же сделка не была одобрена, то законодательство определяет срок в один год для оспаривания вынесенного решения с момента передачи соответствующей информации. При пропуске указанного срока оспорить решение иным способом будет невозможно.

Законодательство позволяет сначала заключить сделку, а через некоторое время ее оформить. В некоторых случаях из-за наличия этого периода даже начинается рассмотрение недействительности сделки в рамках суда.

Но при учете всех нюансов, заявление на признание сделки недействительной будет отклонено. Часто такое встречается, если не были соблюдены условия в ФЗ №14, но которые были исправлены к моменту судебного разбирательства.

Как правильно составить и его образец

Составление разрешающего документа - это важная часть сделки. При этом действии должны учитываться все действительные правила и требования.

Обязательно должна иметься следующая информация:

  • об участниках сделки;
  • данные стоимости;
  • данные объекта операции.

Согласно пункту 3 статьи 46 ФЗ №14, одобрение должно включать в себя:

  • данные сторон (выгодоприниматель может быть не указан);
  • стоимость недвижимости по договору;
  • предмет соглашения;
  • иные условия.

Также потребуется подтверждение законности составленного одобрения. Для этого прибегают к услугам нотариуса или оформляют документ иным способом, установленным Уставом организации или общим собранием руководителей. Все это указано в статье №67.1 ГК РФ.

Перечень данных, которые требуется передать при помощи решения, указаны в пункте 4 статьи №181.2 ГК РФ:

  • дата собрания;
  • время собрания;
  • место собрания;
  • перечень участников;
  • результаты голосования;
  • данные тех, кто подсчитывал голоса;
  • кто голосовал против принятия сделки, если они пожелали отразить соответствующую запись.

Самая простая ситуация с подтверждением складывается для «ООО», которые имеют в своем составе только одного учредителя.

Для ИП

Индивидуальные предприниматели не обязаны подавать решение об одобрении сделки, так как ИП - это не юридическое лицо. А законодательство не определяет иных лиц, которые должны отправлять одобрение. Но документ потребуется для получения аккредитации.

Для ООО

В «ООО» определяется единоличный исполнительный орган только в том случае, если у организации единственный учредитель. В таком случае обязательство по составлению этого документа отменяется, необходимость одобрения решается самим учредителем.

Но пункт 8 части 2 статьи 61 ФЗ №44 указывает, что пройти аккредитацию невозможно при отсутствии одобрения. Сведения должны передаваться в независимости от формы собственности. Вторая часть заявки не в обязательном порядке должна содержать аналогичную информацию.

Решение об одобрении крупной сделки, если у компании только один учредитель:

Срок действия

Законодательные акты не указывает какого-то времени действия решения руководителя относительно сделки. Но дозволяется включать такой пункт, который будет определять срок действия одобрения.

Если же временные рамки не указаны, то по умолчанию устанавливается срок в 1 год со дня принятия.

Что считается крупной сделкой

Для этого операция должна включать в себя финансовые средства, которые переходят в пользу третьих лиц в сумме превышающей 25% от общего объема активов компании. Сам метод передачи имущества может быть различным (дарения, купля-продажа и так далее). Если же операция проходит в пределах хозяйственной деятельности, то такая операция не учитывается.

Для определения отношения сделки к понятию «крупной», необходимо вычислить отношение цены к общему объему активов организации. Все числа должны быть взяты из официальных документов - бухгалтерской отчетности.

Критерии «крупной» сделки устанавливаются компаниями самостоятельно. Происходит это на этапе создания организации. Поэтому компании вправе самостоятельно определять, нужно ли разрешение.

Под «сделкой» подразумевает широкий спектр способов передачи имущества. Поэтому одобрения может потребоваться при трудовом соглашении, предварительном договоре и так далее.

Так как понятие размера сделки является относительным в данном случае, то одно и то же финансовое действие может быть расценено различно в зависимости от размера организации.

Одна компания может продать несколько автомобилей, что является для них нормой, а для мелкого предпринимателя продажа одного транспортного средства уже может стать серьезным ударом по экономике и другим сферам бизнеса.

В первом случае разрешение не будет требоваться, так как сделка не будет причислена к крупным, а во втором - потребуется.

Расчет суммы

Расчет размера ведется в соответствии со следующим алгоритмом:

  • подсчет стоимости сделки;
  • сравнение стоимости с имуществом организации на основании бухгалтерских документов.

Если производится подсчет по балансу, то берется сумма по последнему балансу. Долги не учитываются, берутся только чистые активы. Из имущества подсчитывается только то, которое имеется в собственности юридического лица.

Проведение финансовых процедур в компании должно выполняться только при подтверждении информации о «размере» сделки.

Если она считается для организации крупной, то необходимо обратиться к юристам, которые проанализируют сделку, подсчитают риски и дадут итоговую оценку операции.