Как вы понимаете свой профессиональный рост. Профессиональный рост, или Как «вырастить» в себе профессионала

  • 27.06.2022

Профессиональный рост - это направление работы, основной задачей которого является развитие человека в профессиональной сфере, за счет приобретения необходимых знаний и опыта, развития соответствующих практических навыков, образцов мышления и поведения, качеств и характеристик личности, которые, в свою очередь, формируют определенные компетенции специалиста, как профессионала своего дела, и влияют на его карьерный рост .

Профессиональный рост включает в себя:

1. Профессиональную ориентацию. Профориентация - это фундамент профессионального успеха! Изначально очень важно сделать правильный выбор будущей деятельности в профессиональном мире, т.е. четко увидеть и понять чего я хочу от будущей профессии. А затем определиться, куда я иду учиться или работать (развивать свое могу), что я буду делать, для чего и зачем мне это надо. К сожалению, в современном обществе существует огромнейшая проблема - это бесцельное поступление молодых людей в то или иное учебное заведение. В итоге тратятся впустую два самых важных ресурса для достижения успеха, которыми, кстати сказать, обладает абсолютно любой человек - это время, как невосполнимый ресурс и информация. А точнее - это то драгоценное время, которое мы тратим на приобретение ненужной информации и не совсем понятного опыта. Из практики переориентации взрослых и молодёжи можно выделить основные ошибки выбора (см. на стр.: профориентация школьников). Лучше разработать индивидуальный план профессионального развития в ближайшей и долгосрочной перспективе, что позволит с достоверной значимостью принять осознанное, целенаправленное решение, т.е. качественно произвести профессиональное самоопределение.

2. Получение качественного (практико-ориентированного) профессионального образования. И тут мы также сталкиваемся с серьезной проблемой - это широко распространенное ошибочное мнение (установка, отношение) - вот поступлю в престижный ВУЗ, и мне там дадут хорошее образование. Не тут-то было, на самом деле Вы там никому не нужны, пока сами не возьмете ответственность за своё образование на себя, пока не начнете качественно "грызть гранит науки", пока не заявите о себе, чтобы о Вас узнали и т.д. Помните, что учебное заведение обеспечивает возможность получить образование, а от того как Вы его получите, зависит многое. Всё в Ваших руках и в первую очередь зависит от Вас и силы Вашей мотивации достижения результата.

3. Успешное трудоустройство - это когда Вы устраиваетесь на желаемую работу в ту компанию, которую сами для себя выбрали, изучая рынок труда. Это когда Вы ходите на работу с удовольствием, без напряжения... Люди хотят работать на любимой работе и заявляют: Я хочу интересную работу или хочу ходить на работу как на праздник и т.д. Но и здесь вновь мы упираемся в ещё более масштабную проблему. Дело в том, что многие не знают, чего хотят, вот и меняют одно место работы на другое, как "шило на мыло". Пример 1. Опрос студентов старших курсов показал, что в подавляющем большинстве ребята подрабатывают где угодно, но только не по специальности. Опять на лицо бесцельная трата времени на приобретение ненужного опыта. И только единицы целенаправленно проходят практику там, где нужно, т.е. самостоятельно выбирают компанию, в которой хотят работать. И порой подрабатывают по специальности не за деньги, а за практический опыт. Немудрено, что таких ребят работодатели расхватывают как горячие пирожки, предлагают им работу и устраивают, когда те еще учатся на 4-5 курсе. Эти молодые специалисты не знают проблем трудоустройства в начале своего карьерного роста. Пример 2. Как устраиваются на работу взрослые? В большинстве своём, составляют резюме на работных сайтах и отправляют его на те вакантные позиции, которые предлагает интернет, и ждут ответа. И вроде всё окей. Да, я активно ищу работу... Но это не совсем так, данный вид поиска работы - пассивноведомый, потому что всем управляет ситуация, не Вы, а внешние предложения. Предлагаем рассмотреть другую концепцию активного поиска будущей работы и успешного трудоустройства. Во-первых, необходимо четко понять, кем и где Вы хотите работать. Затем изучить рынок труда и подобрать минимум пять лучших компаний, в которых Вы хотели бы работать, а также несколько компаний для тренировки своей самопрезентации. Следующий этап - это изучение компаний, в которые Вы пойдете. Далее составляем резюме, в идеале профессиональное портфолио (портфолио всегда можно составить, даже если кажется, что не из чего), и готовим самопрезентацию. Для каждого работодателя своё резюме (как правильно составить резюме). Понять кем и где работать, составить резюме, портфолио и подготовить самопрезентацию Вам может помочь специалист. Теперь, когда всё готово, идем в менее значимые компании, и тренируемся проводить самопрезентацию. Приобретаем опыт прохождения собеседований и уверенность в своих силах. В завершении производим успешное трудоустройство.

4. Повышение квалификации за счет получения доп. образования или второго высшего, проведения научной, исследовательской работы, участия в тематических семинарах, тренингах, развивающих профессионально-важные качества и практические навыки .

5. Карьерный рост . Важно понять, куда расти, где и как. Здесь поможет профориентация . Традиционно выделяем три направления карьерного роста: вертикальный, горизонтальный и рост "два в одном". Вертикальный рост - это путь к руководителю, администратору, организатору как наёмному менеджеру, или как имеющему собственный бизнес, который организует деятельность других людей. Горизонтальный рост - это путь исполнителя. И рост "два в одном" - сам себе хозяин, когда человек и как руководитель и как исполнитель работает на себя, развивая свой проект.

Так ли нам необходим карьерный рост? На первый взгляд, это достаточно странный вопрос, особенно, если он задан в коллективе молодых и амбициозных людей. И ответ вроде бы очевиден. Ну кто же не жаждет быть успешным в своей карьере? Это абсолютно естественно, что каждый хотя бы раз задумывался о своем карьерном росте. Я бы сказала, что практически нет человека, который бы не планировал построить успешную карьеру в начале своего трудового пути. Вторым после уровня зарплаты фактором, который мы оцениваем при устройстве на работу, является именно возможность карьерного роста. И это правильно! Это здоровое стремление для амбициозных, перспективных, умных и способных людей. Но, тем не менее, вопрос этот у меня все-таки возник. Сразу хочу заметить, это не анализ какой-то конкретной ситуации или четкая характеристика процессов, это одна из точек зрения, основанная на среднестатистичких ситуациях, которую не стоит расматривать как единственную истину и неоспоримое правило. Итак, давайте разбираться, а так ли нужна нам карьера или мы хотим что-то другое?

Карьерный рост

Прежде чем ответить на тот вопрос, давайте разберемся, что же такое этот самый рост и почему мы к нему стремимся.

Когда мы говорим о карьере, мы условно имеем в виду не только повышение в должности и ответственности, но и повышение оплаты труда, социального статуса, получение привилегий и пр.

Определения карьеры и карьерного роста звучат так:

  • Карьера- это успех, продвижение по карьерной лестнице. Другими словами, это результат определенного поведения и позиции человека в трудовой деятельности, связанный с его профессиональным ростом. Каждый человек строит карьеру сам, и это зависит от его желаний, целей и установок.
  • Карьерный рост - это расширение полномочий и ответственности сотрудника, движение вверх, переход с одного уровня управления на другой.

Карьерный рост это закономерный процесс для развивающихся профессионалов. Это в идеале. А всегда ли это происходит именно так?

Итак, движение вверх! Молодой специалист приходит на свою первую работу (если мы говорим об ИТ) и начинает строительство своей карьеры с junior специалиста. Работает, развивается и потихоньку карабкается вверх, становится специалистом уровня middle, потом senior, а может даже и team lead.... Потом понимает, что эта работа его уже не устраивает, потому что карабкаться некуда, все уже занято и не известно, когда освободится (особенно это касается небольших и средних ИТ компаний). Он начинает искать другие возможности. Другую возможность он видит, как правило, в смене компании.

Теперь уже проще найти новую компанию, уже есть опыт работы, багаж знаний и арсенал навыков. Очень часто, правда, случается так, что новая компания не готова брать на должность выше, так как, по их мнению, багаж легковат, а арсенал не такой уж и полный, поэтому предлагается должность пониже (но есть бонус в зарплате). Да это и не важно!!! Ведь молодой специалист опять начинает свое движение вверх. Очень часто, на этой компании также дело не заканчивается, ведь там тоже есть потолок...

Какой-то замкнутый круг. Другими словами, все, что нас привлекает, именно в карьерном росте, это повышение оплаты труда и приобретение регалий или определенного положения или статуса, ну или, в крайнем случае, полномочия, позволяющие править (такое тоже имеет место быть). Карьерный рост просто заметен окружающим невооруженным глазом вот и все! То есть мы размениваемся и теряем время просто для того, чтобы окружающим было заметно, что мы двигаемся вверх. Об этом ли мы мечтали, на заре своей трудовой деятельности? Удовлетворить свои амбиции или самоутвердится в глазах окружающих?

Сразу возникает справедливое замечание о том, что с карьерным ростом приходит и профессиональный, а значит мы развиваемся. Ведь именно отсутствие развития профессионального и личностного тяготит больше всего и именно из-за отсутствия такого развития человек чувствует себя несостоявшимся, неудовлетворенным своей работой, ненужным в этой среде. Не отсутствие карьерного роста, а отсутствие профессионального развития заставляет нас искать новую работу. Поэтому такое утверждение не совсем верно. Карьерному росту не всегда соответствует профессиональный, и часто карьерный рост также не приносит удовлетворения (это понимание приходит со временем, когда проходит эйфория от новой атмосферы), потому что это не тождественные понятия (карьера и профессиональный рост), это процессы параллельные и могут двигаться в противоположные стороны. Ведь, правда, ну кто из нас никогда не сталкивался с руководителем полным бездарем, самодуром и с совершенно несоответствующими своему положению знаниями и навыками? В какую сторону ушел его профессиональный рост?

Чтобы более наглядно это продемонстрировать давайте разберемся, что такое рост профессиональный и сравним его с карьерным.

Профессиональный рост

Профессиональный рост - это рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов труда человека, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Профессиональный рост не так заметен, как карьерный, его можно заметить по более качественному и быстрому выполнению поставленных перед специалистом задач, по росту его показателей, по повышению востребованности среди клиентов и т. д. Профессиональный рост, как правило, не сопровождается повышением статуса, зарплаты и пр. Хотя для руководителей специалисты, которые развиваются профессионально, более востребованы, и в конце концов получают то, к чему стремятся карьеристы — хорошую зарплату, должность, а самое главное приобретают профессиональный авторитет.

Именно потому, что большинство людей путают или смешивают понятия карьерного и профессионального роста, они начинают неправильное движение. Некоторые настолько зациклены на карьерном росте при непонимании сути этого процесса, что совершенно неадекватно оценивают свои успехи и стремления в профессиональной плоскости.

Здесь опять возникает закономерное замечание по поводу того, что ведь есть же предел и профессиональному росту? Не могу с этим согласиться. Нет предела совершенству. Развитие профессиональное может осуществляться в нескольких направлениях, причем вы сами определяете это направление. Развиваться можно вглубь профессии, становясь уникальным, неповторимым знатоком своего дела, востребованным профессионалом или же расширять свою профессиональную компетентность и осваивать профессию в целом и получать при этом навыки и знания для решения сложнейших задач, осведомленность обо всех процессах, возможность качественно анализировать свои и чужие действия/операции. Карьерный же рост требует не столько повышения уровня имеющейся компетенции, сколько получение новых компетенций. И это не процесс ради процесса как у профессионалов, а процесс ради необходимости.

Куда расти?

Как видим понятия эти совершенно разные. Не лучше и хуже, а разные. И только мы сами можем выбрать, что нам необходимо: зарплата, регалии, положение, признание, знания, авторитет и т. д. Самое важное не путать эти понятия, тогда понимание наших потребностей приобретет более четкие очертания.

При правильном подходе профессиональный рост действительно сопровождается карьерным, и тогда довольны остаются все: специалист, получивший заслуженное повышение, и работодатель, получивший ценного сотрудника. И я еще раз хочу подчеркнуть не карьерный рост сопровождается профессиональным, а именно профессиональный — карьерным (в большинстве случаев). Это важно осознавать.

Часто специалисты жалуются, что на текущем месте работы возможности профессионального роста им недоступны. Однако, если посмотреть «глубже», может оказаться, что это далеко не так. Ведь критерии своего профессионального роста каждый специалист определяет самостоятельно.

Так, для одних профессиональный рост — это достижение целей с минимальными затратами ресурсов, для других — признание в профессиональных кругах, третьим важнее всего повышение заработной платы, четвертым важно иметь рычаги воздействия на подчиненных. Поэтому важно установить определенные критерии профессионального роста именно для себя, чтобы понять, насколько активно происходит профессиональное развитие и происходит ли вообще.

Вот несколько простых вопросов:

  1. Приносит ли вам удовлетворение то, чем вы занимаетесь, правильно ли вы выбрали профессию?
  2. Считаете ли вы полезной для себя и других ту деятельность, которой занимаетесь?
  3. Чувствуете ли вы, что внутри выбранной деятельности еще есть место для личностного и профессионального роста для вас?
  4. Вы хотите совершенствоваться и оттачивать свое мастерство?

Если вы утвердительно ответили на все, то вы занимаетесь тем, что любите, и нет никаких преград для роста и совершенствования никогда, нигде и не при каких обстоятельствах.

А для того чтобы не оказаться на месте того специалиста, который теряет время на бессмысленный танец «2 шага вперед и 1 шаг назад» определитесь, что для вас важно. Я уверена, после этого станет понятно, как двигаться дальше, развиваться и расти профессионально, чтобы неминуемо получить более высокую зарплату, хорошую должность и уважение коллег (может быть даже на новом месте работы, но планомерно и естественно) или рискнуть уже сейчас. Заодно придет и осознание того, остановилось ли ваше профессиональное развитие или оно еще и не набрало нужные обороты, есть ли, куда расти и что нужно менять.

Карьерный рост для многих людей остается довольно абстрактным понятием. Внимание надо обратить на то, что любой рост невозможен без развития, а потому многие могли почувствовать, что занимаемая должность не дает реализовать свой потенциал. Появляется такое ощущение, будто вы стоите на месте, а это допускать никак нельзя.

Каждый сотрудник должен понять одну фундаментальную вещь. Карьерный рост будет зависеть не только от желаний и личных предпочтений самого начальства, но и от тех целей, которые преследуются самим человеком. Чем четче выстроен план, тем вероятнее всего будет получена лучшая должность в данной компании.

Сотрудники, которые проявляют целеустремленность, умеют организовать и структурировать деятельность компании, всегда будут стремиться к улучшению своих позиций. Им интересны только те вакансии, которые имеют возможность карьерного роста. Только так можно развивать уровень своего профессионализма, оттачивая необходимые навыки на практике.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что карьера сводится не только к личным предпочтениям начальника, но и к потенциалу самого сотрудника. Только согласованная деятельность руководителя и подчиненного позволит добиться действительно больших результатов в развитии компании.

На что надо делать акцент?

Профессиональный рост привлекает далеко не каждого человека: кому-то нравится текущая должность, нет амбиций для получения новой, а кто-то не в состоянии осилить поставленные задачи. В любом случае каждый человек будет иметь свои индивидуальные цели в компании:

  • Кто-то хочет выйти на новый уровень доходов.
  • Кому-то важно удовлетворить свои амбиции и повысить социальный статус.

Во многом люди выбирают комбинацию вышеописанных целей и приступают к их реализации. Карьерный рост имеет индивидуальный стиль и предполагает решение поставленных задач компании. Несмотря на всю сложность рассматриваемого вопроса, можно выделить некоторые типичные тенденции, соотносимые по половому признаку.

Мужчины, как правило, начинают строительство своей карьеры, ориентируясь на «восхождение» по иерархической лестнице. Конечная цель – руководящая должность, а потому будет прилагаться максимальное количество усилий. Что касается женщин, то они могут долгое время проявлять посредственное отношение к самой компании, постепенно развивая уровень своего профессионализма. Многие удивляются, когда представительницы прекрасного пола за короткий промежуток времени становятся большими директорами.

Как можно расти?

Карьерный рост многогранен, а потому в обществе часто слышится заблуждение, в котором говорится о том, что развитие в компании возможно только по вертикали. Многим может показаться, что карьера представлена в виде лестницы, где в роли ступени выступает вышестоящая должность.

Стоит отметить, что развитие карьеры возможно и в горизонтальном направлении. Профессиональный рост основан на развитии навыков и квалификации, необходимой для повышения эффективности в рамках текущей должности. Развитие по горизонтали имеет свои особенности, о которых довольно часто забывают.

Сотрудник переводится на должность, смежную с занимаемой позицией, а уровень дохода остается прежним или несколько увеличивается. Например, работник сферы маркетинга может перейти в другое подразделение и подписывать договора, если до этого он занимался только деловой коммуникацией с партнерами. Конечно же, профессиональный рост не заставит должно себя ждать.

Необходимо напомнить, что развитие по горизонтали не запрещает вертикальный рост: после того, как специалист узнает специфику работы смежных отделов компании, то может стать его руководителем, или же объединить в своей кандидатуре несколько ролей.

Вертикальный рост начинается как в самой организации, так и в рамках всей отрасли. Все будет зависеть от поставленных целей работников и решительного желания развиваться. Большинство карьеристов предпочитают второй вариант. Развитие в рамках целой отрасли и такое решение обусловлено постоянным повышением получаемых доходов. Не всегда текущее место работы удовлетворяет потребности сотрудника, тогда он отправляется на поиски нового места.

Но прежде чем отправляться в «карьерное путешествие», надо понять, что профессиональный рост будет длиться не один год и за это время наступают кардинальные изменения. Как показывает мировая практика, многие популярные отрасли, которые были на волне популярности, в 90-х годах быстро обанкротились и исчезли с рынка. Если же вы хотите получать высокие доходы и принимать ответственные решения на себя, то профессиональный рост – правильный выбор.

Факторы, влияющие на результат

Начать надо с того, что карьерное продвижение невозможно без получения соответствующего образовательного уровня. Кроме того, он должен соответствовать международным стандартам и закончить такие ВУЗы не всегда просто. Некоторые профессии просто не допустят «восхождение по вертикали», если нет высшего образования. Например, бухгалтер, как бы он не старался, никогда не займет должность главного бухгалтера, пока у него не появится соответствующий образовательный уровень.

Конечно же, роль высшего образования достаточно велика, поскольку она отражает определенный набор профессиональных знаний, которые можно использовать в трудовом процессе. Кроме того, начальству проще найти контакт со своим подчиненным, если будет получено соответствующее подтверждение качества знаний. Нельзя забывать о том, что и профессиональный рост невозможен без постоянного самообразования.

Следующий фактор, имеющий большое значение для потенциального карьериста – работоспособность. Но в данном вопросе следует проявлять предельную аккуратность, поскольку ненормированный рабочий день расценивается руководителем неоднозначно. Он может подумать, что человек не справляется с работой в установленный срок, а это будет говорить об отсутствии соответствующих навыков планирования. Никто не захочет продвигать специалиста, который плохо справляется со своими обязанностями.

Каждодневный профессиональный рост играет большую роль, но не решающую. Можно постоянно совершенствоваться, оставаясь на той же должности в течение многих лет. Как выбраться из такой ситуации? Надо понять, что сегодняшний рынок постоянно развивается и многим компаниям нужны люди, которые смогут увеличить доходность или занять новую долю рынка. Руководитель понимает, что профессиональный и карьерный рост едины, а потому повышения заслуживают единицы.

Как только станет понятно, что работник приносит очевидную пользу, то отсутствие динамического роста приведет к потере ценного кадра, а это нельзя допустить. Только ключевые сотрудники пользуются большой популярностью, как у руководства, так и коллег.

Среди негативных факторов можно выделить:

  • интриганство;
  • распространение заведомо ложной информации;
  • заискивание перед руководством и т.д.

Как показывает практика, такие люди начинают портить внутреннюю атмосферу, а ведь на единение коллектива ежегодно тратятся большие деньги. Опытный руководитель поставит под сомнение эффективность работника, распускающего слухи. Вероятнее всего, эффективность его труда мала, а потому есть время на другие занятия. Отсутствие мотивации, пунктуальности и низкой эффективности приведет к скорейшему увольнению.

Какой план развития составить?

Как говорилось ранее, карьера – совокупный результат сотрудника и работодателя. Подавляющее большинство успешно развивающихся компаний стремится к тому, чтобы работники постоянно развивались. План обязателен, он помогает выстроить четкий вектор дальнейшей деятельности.

Есть несколько планов развития. Например, одна организация имеет типовой план, и повышение будет получено после достижения определенных показателей или наступления временного периода, а другая не имеет стандартизированного подхода и возможность роста есть у каждого человека.

Если на текущем месте работы не рассматривается ни один из вариантов, можно проявить инициативу и пообщаться с руководством. Такой подход позволит наглядно продемонстрировать заинтересованность в развитии организации.

Каждый человек сознательно пишет карьерный план, которому продолжает следовать на протяжении многих лет работы. Свое направление необходимо корректировать в зависимости от изменяющегося состояния рынка.

  • Из каких ступеней складывается профессиональный рост.
  • Что мешает добиться профессионального роста.
  • Какие условия нужны для профессионального роста.
  • Профессиональный и карьерный рост это одно и тоже.
  • В чем схожесть профессионального и личностного роста.

Какие условия нужны для профессионального роста

  1. Культурные условия. Инновационная культура организации способна поддерживать инициативу работников в их совершенствовании и стимулировании профессионального роста. Тогда как бюрократическая – может её полностью блокировать.
  2. Личностные условия. Руководитель способен быть саморазвивающимся новатором или осторожным консерватором. Тот или иной стиль руководства предприятием играет исключительную роль в этом аспекте и в стимулировании профессионального роста сотрудников. Если директор стимулирует сотрудников на участие в обсуждении вопросов компании и выявления проблем, поощряет инициативу, проявляет интерес в участии сотрудников для решения насущных проблем, не отвергает риск и не возражает против критики, создается благоприятная среда для саморазвития в коллективе.

Для решения выше поставленной задачи необходимо быть обеспеченным следующими ресурсами:

  • время на саморазвитие,
  • доступ к информации,
  • методическое оснащение (мероприятия, обучающие программы и технологии, способные работнику помочь в его развитии и достичь профессионального роста. Здесь важно отметить, что это индивидуальные методы, которые менеджер, заинтересованный в своём самосовершенствовании, видит полезными для себя и соответствующими его планам профессионального роста).

Создание хорошей почвы для саморазвития сотрудников в компании иногда значительно затратно. Но это своего рода способ инвестирования в будущее своей компании и собственное развитие. Менеджеры, имеющие серьёзный потенциал профессионального роста, представляют серьёзную опору для развития фирмы, которую уже можно назвать обучающей организацией.

Как выглядит план профессионального роста

  1. Формирование качеств, умений, каких нет, но они необходимы. Их нужно выявлять и развивать. Эта задача не из лёгких и, как правило, предполагает помощь специальных тренеров, консультантов, наставников. Но организация усилий в данном направлении сможет дать наиболее значимый эффект в саморазвитии и стремлении к профессиональному росту.
  2. Развитие уже существующих навыков и личных качеств, которые можно усилить. Да, это можно сделать, усердно совершенствуя и уделяя должное внимание. Это легко решаемо без внешней помощи.
  3. Устранение недостатков, барьеров, снижающих эффективность деятельности и мешающих профессиональному росту. Здесь тоже часто нужна помощь и консультация тренеров, так как задача достаточно сложна.

Конечно, очень эффективно идти одновременно по всем перечисленным направлениям. Но, как показывает практика, такая попытка осуществления плана профессионального роста считается невозможной. Работа в каждом из них отдельно психологически сложна.

Помехи профессионального роста

  1. Плохая теоретическая подготовка. К сожалению, не многие студенты отличаются рвением к учёбе и стремлением к личностному и профессиональному росту. Распространено мнение, что теория не пригодится в деле. Хотя, к примеру, профессиональное образование в сфере менеджмента даёт возможность свободно освоиться в своей специализации сразу после окончания ВУЗа.
  2. Незнание взаимосвязей в компании. К сожалению, очень немногие выходят за пределы своей деятельности и не поднимаются по ступеням профессионального роста. Многие думают, что понимание функционирования фирмы, в которой они работают, приходит с опытом и при этом предпочитают не поднимать голову, спрятавшись за монитор своего компьютера.
  3. Неумение себя позиционировать. Многие думают, что профессиональный и карьерный рост появляются сами, считая это само собой разумеющимся. Чаще всего эти люди заблуждаются.
  4. Деньги на первом месте. Часто люди ставят материальные блага на первое место, подчиняя им свою мотивацию. Они не понимают, что именно профессиональный рост и развитие влекут за собой денежные потоки, а вовсе не наоборот. Это недостаток многих работников, особенно сейчас, в условиях кризиса, когда жажда лёгких денег вредит карьере. Работодатель порой вынужден прибегать к экстренным мерам и иногда менять прежние обязательства. Сотрудники начинают пренебрегать собственной активностью, таким образом, останавливая своё развитие, профессиональный рост и достижения.
  5. Синдром «пятничного менеджера». Многие люди полагают, что их ждёт особенный фатум, и их сегодняшняя работа «на дядю» всего лишь временная необходимость, при этом ещё и совершенно несолидная. Такой настрой губит личностный рост и не стимулирует к реальным делам.

Желающим стать эффективными приходится преодолевать установки менталитета

Сергей Нищев ,

коммерческий директор, Билайн Казахстан fixedlines

Сегодня рынок труда в СНГ перегрет. На порталах по предложениям работы соотношение вакансии/резюме составляет 1/50! В среднем конкурс – 50 человек на место. А в свете последних мировых событий, в офисах большинства (если не сказать всех) компаний не спадает напряженность. Как будут резать «косты», будут ли сокращения? Единственный способ не переживать, работая в компании – быть действительно эффективным, стремиться к профессиональному росту.

Согласно выводам исследования «Влияние национальных культур на становление и развитие менеджмента в разных странах», начало которому положил еще вначале 80-х голландский социолог ГиртХофстед, "…в мире происходит сближение взглядов в оценке эффективных стилей управления. Эффективный «мировой» лидер – это менеджер, который заслуживает доверия, энергичный, решительный, умный, надежный, способный планировать заранее и создавать мотивацию. В России эффективный лидер выглядит по-иному - это противоречивая личность с явно выраженным жестким автокритичным стилем поведения. Его основными чертами являются: способность принимать индивидуальные решения и отвечать за них; открытость, быстрота и компетенция в нестабильной внешней среде; ориентация на процесс, а не на конечный результат; агрессивность и забота о статусе; отсутствие видения будущего.

Россия в «менеджерском табеле о ранге» находится рядом с такими странами, как Венесуэла, Иран, Турция, Мексика. Неутешительный вывод. В особенности для многих российских менеджеров, привыкших сравнивать себя с европейцами и североамериканцами…». Так описал результаты исследования известный бизнес-тренер Михаил Колонтай.

Желающим стать эффективными приходится преодолевать установки нашего менталитета, которые с детства прививают родители, соседи, среднее образование и т.п.).

  • Как руководителю заслужить авторитет в коллективе: 9 качеств

Мотивация профессионального роста: что движет саморазвитием

  1. Познавательный мотив – связан с процессом выполнения учебной деятельности, со стремлением узнать и понять как можно больше, в получении удовольствия от процесса получения новых знаний.
  2. Общесоциальный мотив – состоит в стремлении быть полезным обществу, а также получать знания, которые нужны человеку для этого. По-другому его можно назвать мотив пользы.
  3. Мотив сотрудничества – связан со стремлением действовать в команде. Здесь важно наличие понимания того, что работа над усвоением и приобретением новых знаний будет более эффективной, если сложности выносятся на обсуждение и рассматриваются с преподавателем и в команде.
  4. Мотив совместного достижения – желание сообща с преподавателем или с командой искать свежие способы разрешения профессиональных вопросов, способы развития профессионального роста. Здесь присутствует твёрдое желание добиваться результатов вместе, а не в одиночку.
  5. Мотив творческой деятельности – связан с большой привлекательностью творческих видов, деятельности и задач. Здесь можно чётко выделить активное желание находить необычные, креативные результаты в работе. Это творческий подход к работе и процессу профессионального роста.
  6. Мотив самоактуализации – стремление человека максимально раскрыть и выразить внутренние возможности и способности. Здесь важно развитие внутреннего потенциала.
  7. Престижный мотив – стремление занять чёткое место в отношениях с окружением, соответствовать ожиданиям людей, жажда одобрения и необходимость в статусе авторитета. Данный мотив профессионального роста отражается также в стремлении продемонстрировать личные знания и способности. Этот фактор помогает достичь авторитета, желание оправдать надежды окружающих. Иначе говоря, это своего рода соревновательный мотив.
  8. Прагматический мотив - мотив извлечения выгоды для удовлетворения в будущем потребностей, в том числе и материальных, вклад в своё будущее.

Личностный и профессиональный рост – это одно и то же?

Вспомните ситуацию, когда вам нужно отправить сообщение с поздравлением другу, коллеге или когда Вас самих поздравляют, к примеру, с днём рождения. Одно из самых популярных пожеланий обычно всегда звучит примерно так: «Здоровья, успехов в карьере, счастья в личной жизни!». То есть, чтобы человек был удовлетворён своей жизнью, ему необходимы финансовое благополучие и гармония внутри себя (помимо здоровья). Это важные условия личностного роста и развития и всеобщего благосостояния.

Сами термины «профессиональный рост» и «личностный рост», можно раскрыть как постоянное развитие человека и накопление им богатого разнообразного опыта и знаний на протяжение всей жизни.

Естественное, натуральное собирание жизненного опыта без дополнительного саморазвития личности, без личного вмешательства – процесс сам по себе довольно долгий. И, когда вы, вроде бы, всё поняли что и как, вот оно пришло осознание, но оказывается, что уже поздно.

Как мы понимаем, чтобы значительно ускорить этот процесс, нужно больше времени уделять самообразованию – самостоятельно активно искать, получать информацию по нужным вопросам. Для ускорения профессионального роста важно и необходимо не просто быть в курсе всех тенденций, следить за актуальными новостями и новинками, но и получать дополнительное образование, заканчивать курсы повышения квалификации и т.д. Ну, а для личностного роста – больше читать. Особенно полезна психологическая литература. Конечно, для подобного образования необходимо больше времени, этот процесс требует от вас терпения и трудолюбия.

Можно отметить следующие критерии, определяющие личность:

  • познание себя;
  • побуждение себя;
  • продвижение профессионального и личностного роста;
  • самореализация.

Профессиональный и личностный рост происходит тогда, когда человек научился с успехом применять полученные знания на практике, с пользой для жизни (из книг, курсов, тренингов и т.д.). Здесь не столько важен объём, а именно навык.

К тому же, даже самый образованный в своей профессиональной области человек, без простых навыков общения и ответственности, вряд ли способен постичь все возможности карьерного роста.

Руководитель стремится больше к личностному росту, чем к карьерному

Галина Рогозина ,

руководитель практики развития лидерства консалтинговой компании RosExpert, Москва

В отечественном бизнесе критериями профессионального роста и успеха становятся оклад и место в должностной иерархии. Большой оклад и высокая должность часто приносят для руководителей и внутреннее удовлетворение. Но предпринимателям и желающим реализовать свой потенциал в любом случае нужно оглядываться на общепринятые стандарты для соблюдения неписаных социальных норм.

Руководитель внутренне стремится попробовать свои способности в различных сферах, осваивая новые для себя навыки и знания. Стремится добиваться в большей мере личностного роста, чем карьерного, рассматривая себя в качестве наставника. Здесь отчетливо видно разногласие – демонстрируется более жесткое, вызывающее и амбициозное поведение, при этом маскируются командные, творческие и лидерские качества.

  • Как выбрать лучший стиль руководства и повлиять на успех всей компании

5 установок личностного роста

1. Баланс работы и жизни.

Всем нам знакома знаменитая русская пословица "Работа не волк, в лес не убежит". Дни на работе проходят для сотрудника в ожидании выходных, а месяцы - в ожидании отпуска. Очень важно понять: работа – тоже составляющая жизни. Она не должна быть для нас обременительной, более того - приносить удовольствие!

Работая, мы развиваемся, познаем возможности профессионального роста. Каждый день приносит новую информацию, контакты, опыт. Научитесь это не просто видеть, а ценить. И крайне ненавистную работу будет легче воспринимать, признавая ее частью своей жизни.

2. Страсть к делу.

Чтобы добиться личностного роста и запланированных целей, нужно научиться трепетно и с любовью относиться к своему делу. Это сложно сделать, если появляются сомнения в правильности выбранного пути. Но каждое дело надо начинатьтак, будто оно судьбоносное и искренне верить в положительный результат. Развивайте в себе заинтересованность к своей деятельности.

3. Персональная ответственность.

Поймите и усвойте важное правило - только Вы в ответе за свои поступки, научитесь брать ответственность на себя, а не перекладывать её на других. Личностный и профессиональный рост даются сильным и ответственным.

4. Сила проигрыша.

Каждая неудача – это шаг вперёд и новый бесценный опыт на собственных примерах. Использование их важно для Вашего мировоззрения. Конечно, это сильно выбивает из колеи, но на пути личностного роста и развития, при подъёме на вершину, неизбежны ошибки и сложности. Путь этот труден и тернист. Но нужно использовать всё с пользой для себя. Никаких депрессий и самобичеваний! Поняли, усвоили – и пошли дальше!

5. Цель первична.

Всегда чётко определяйте свою цель и отметайте всё лишнее. Иногда мы забываем о ней, начинаем размениваться по мелочам и отвлекаться. Не сбивайтесь с программы личностного роста, используйте всё для выполнения цели, любые ресурсы, всегда возвращайте разбегающиеся мысли к главному.

  • Руководитель отдела продаж: как стать отличным управленцем

Профессиональный и карьерный рост: в чем разница

Профессиональный рост – это расширение разнообразных специализированных знаний, умений и навыков. Профессиональное развитие может быть направлено как на узкую специализацию, так и на широкую. Когда человека начинают ценить как профессионала полностью в кругах своей специальности, а не только на конкретном месте работы - это высшая точка успеха.

Карьерный рост – расширение полномочий, усиление ответственности, а не просто увеличение оклада. Подниматься по карьерной лестнице практически невозможно без профессионального развития.

Давайте рассмотрим всё это на примере менеджера по продажам. Учитывая факторы профессиональный роста таких сотрудников, их можно сгруппировать в два типа:

  1. Просто хорошие специалисты, которые закрывают сделки на обычном уровне.
  2. Менеджеры, которые постоянно совершенствуют своё мастерство, и добиваются наивысших результатов.

Чтобы достичь второго уровня, необходимы безупречные знания своего дела. Важно разбираться во всех тонкостях и быть гуру коммуникабельности (необходимо правильно вести диалог с покупателем). Знание психологии клиента – только в плюс.

Именно "умелость" менеджера – основа, на которой строится его профессиональный рост. Знание теории и владение практикой - мощные орудия сотрудника. Хорошие природные данные в системе профессионального роста тоже важны. Согласитесь, обаяние и этикет играют весомую роль при общении.

В общем, человек любой профессии должен стремиться к самосовершенствованию. Совсем не обязательно грезить о том, чтобы подниматься по карьерной лестнице – достаточно преодолевать ступени профессионального роста, ведь порой обычный высококвалифицированный рабочий получает больше, чем его начальник. Просто он имеет свою значимость. К тому же, именно профессиональный рост людей, а не высокая должность заставляет уважать их. Знания важнее ранга.

  1. Достигайте максимально возможного результата. В соревнованиях участвуют сотни, а иногда и тысячи спортсменов, однако, победителем, пришедшим к финишу первым, становится лишь один из всех. Ему достаются все лавры и слава. Какая цена этой победы? Не только природные данные (они есть и у остальных участников), но и постоянные изнурительные тренировки. Профессиональный рост и достижения его на лицо.Каждый навык возможно довести до совершенства, всё дело в практике. Сразу незаменимым стать не получится. Развивайте в себе спортивный дух и терпение.
  2. Научитесь работать в состоянии стресса и неопределенности. Чем выше Ваш профессиональный рост и карьера, тем больше стресса на Вашем пути. Это нужно принять как должное и необходимое составляющее восхождения. Большинство людей этот фактор пугает. Но, главное, правильно настроить себя! Помните, что всё рано или поздно пройдёт, думайте о хорошем и знайте - никто никому ничем не обязан. Ну, и, конечно, старайтесь всегда сохранять спокойствие. И в личном плане и коллективу это качество на пользу.
  3. Соблюдайте целостность. Следите за своим поведением, вы должны быть примером для своих сотрудников. Оно должно быть настоящим, не поддельным, нравиться Вам и заряжать окружающих. Ваш авторитет у коллег будет безупречным. Профессиональный рост руководителя и его харизма выделяют как начальника в команде.
  4. Используйте нетворкинг – успешное налаживание нужных связей. Такое умение - важная часть профессионального и карьерного роста. Наш стандартный и повседневный круг общения - это мы, наша семья, друзья, коллеги. Нонужно строить отношения и с другими людьми, помните - связи решают многое. Для их налаживания необходимы определенные навыки в переговорах. Здесь Вам в помощь постоянная практика общения, вся наша жизнь этому благоволит. Учитесь эффективным диалогам и грамотному общению.
  5. Улучшайте личную эффективность – дополнительный способ Вашего профессионального и карьерного роста. Требует максимальной концентрации и усилий воли.
  6. Работайте «думая». Думать – это такая же работа. Но важно понимать, есть разница между обычным умственным напряжением и напряжением рабочим. Для профессионального развития и карьерного роста это крайне значительно. Очевидные поверхностные решения не приносят успеха, нужно искать альтернативу, а для этого нужно напрягать мозг через силу, заставлять его работать усиленнее. В качестве упражнения в команде эффективен мозговой штурм.
  7. Действуйте здесь и сейчас. Мы привыкли откладывать всё на завтра, размышлять долго над принятием решения. Если нужно кому-то позвонить, в течение всего дня можем возвращаться к этой мысли, но так и не снять трубку. И найдём в оправдание много факторов. Не нужно ждать, учитесь моментальным решениям. Для личностного и профессионального роста этот навык необходим. Всё возможно здесь и сейчас!
  8. Учитесь работать с большими объемами информации. Топ-менеджеру крупной компании каждый день приходится иметь дело с тоннами информации, почтой, профессиональной литературой, работой в Интернете. Рекомендуем 2 действенных метода: тайм-менеджмент и скорочтение. Это мастерство вполне реально изучить самостоятельно – его можно отшлифовывать по книгам. Стремясь к профессиональному росту и развитию, это несложный шаг навстречу цели. Увеличив скорость чтения до пятисот слов/мин., Вы освободите себе около полутора часов, сэкономив хотя бы на разборе входящих писем.
  9. Постоянно учитесь. Век живи – век учись. Знакомо? Процесс активного обучения ведёт сама жизнь. Готовьтесь принимать и впитывать информацию отовсюду - из общения с коллегами, руководителем. Здесь важно побороть свою гордость и отбросить свои амбиции, давая мозгу больше возможности. Пусть он принимает и перерабатывает информацию, это занятие более полезно. Признать пробелы в компетенции сложно, но нужно сделать это ради самого себя.
  10. Расширяйте кругозор. Для профессионального развития и карьерного роста нужно постоянно узнавать что-то новое, искать для этого возможности, а не лениться и не отказываться от них. Вокруг нас многоинтересной информации. Срочно заполучите её! Коллеги просят помочь с проектом, но это не Ваша компетенция? Не отказывайтесь, примите участие – и людям поможете и что-то новое для себя обязательно усвоите. Поверьте, это пойдёт только на пользу!
  11. Обращайте внимание на детали. Это очень важный момент, любой прокол сможет сказаться на Вашей деловой репутации. Действительно, сложно следить за тонкостями и быть в курсе всех деталей, самостоятельно их не выполняя. Создайте систему мониторинга проектов и их показателей, а результаты предоставьте своим нанимателям самостоятельно. Настройте этот процесс, даже находясь на управленческой позиции.

Какие профессиональные навыки помогут в профессиональном росте

  1. Понимание рынка. Вам, как человеку, заинтересованному в профессиональном и карьерном росте, необходимо ориентироваться – каким образом и где ваши клиенты смогут увидеть результат работы компании. Соберите возможные точки соприкосновения с покупателем, проанализируйте их. Откуда клиент узнает о продукции Вашей компании? Где будет её приобретать? Каким способом? Как будет пользоваться товаром? Сколько времени должно пройти перед тем, как станет возможным предложить ему новинку? Подойдите к анализу данной цепочки ответственно. Старайтесь смотреть глазами своего клиента, ориентируйтесь в так называемом рыночном положении фирмы. Это важно при выходе на top-уровень.
  2. Понимание конкурентов и управление взаимоотношениями с ними.

Существует два типа:

  • олигополия. Все крупные магнаты на виду, а их деятельность в свободном доступе. Проследить их результаты совсем несложно.
  • открытая или свободная конкуренция. Здесь есть трудности. Иногда приходится прибегать к приёмам конкурентной разведки. Опросы и анкетирования клиентов также помогут в этом деле.

3. Бенчмаркинг. Не бойтесь осмотреться и учесть опыт компаний других отраслей. Кто и как продвигает свой продукт, работает с клиентами, какие методы продаж использует? Изучайте, сравнивайте, сопоставляйте и адаптируйте удачные примеры, эталоны. Это послужит цели улучшения вашей собственной компании, её профессионального роста.

4. Сформированное понимание рынка – фундамент ваших профессиональных навыков как руководителя. Есть много определений менеджмента и лидерства. Так в чём же их различие? Менеджер способен управлять, а лидер – вдохновлять. Что нужно знать и использовать из менеджмента для успешного профессионального роста? Планирование, организацию, мотивацию и контроль. Это важнейшие функции.

5. Игра в работе, или «геймификация». Искусное применение игровых методов в неигровом процессе очень эффективно. Как правило, люди с охотой и интересом втягиваются в данное действо, ведь присутствуют чёткие правила игры и известно, что нужно делать для получения приза. Создаётся творческая атмосфера в коллективе, среди людей, привыкших к играм. Материальные факторы в таком процессе создают дополнительную значимость.

6. Быстрый анализ показателей эффективности бизнеса. Кто владеет информацией – управляет миром - простая истина, такая важная для вашего профессионального роста и карьеры. Это основа успеха.

7. Постановка системы аналитики. Старайтесь любыми способами ею управлять, формируйте мощную аналитическую команду, следите за тем, что происходит с бизнесом. Используйте быстрый анализ ранних показателей опасности для бизнеса, совершенствуйте его, вовлекайте сотрудников (им этот процесс послужит дополнительным обучением).

Информация об авторах и компаниях

Сергей Нищев , коммерческий директор, Билайн Казахстан fixedlines. Имеет 15-летний опыта работы в области управления маркетингом и развитием бизнеса. Двукратный лауреат и победитель всероссийского конкурса Российской Ассоциации Маркетинг «Маркетинг в России». BeelineKazakhstanfixedlines (ТОО «2Day Telecom») входит в группу компаний «VimpelCom».

Международный телекоммуникационный холдинг «VimpelComLtd»» со штаб-квартирой в Амстердаме (Нидерланды) включает в себя компании из 14 стран, предоставляющие услуги голосовой связи и передачи данных на основе широкого спектра технологий беспроводной и фиксированной связи, а также широкополосного доступа в Интернет в России, Италии, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Лаосе, Алжире, Бангладеш, Пакистане и Зимбабве.

Галина Рогозина, руководитель практики развития лидерства консалтинговой компании RosExpert, Москва. Окончила Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина по специальности «математик-программист». Пять лет работала коммерческим директором издательского дома «Компьютерра». В компанию RosExpert пришла в 2002 году на должность директора по развитию бизнеса; в 2005-м возглавила практику развития лидерства; с 2007-го – партнер компании. Автор нескольких десятков публикаций в бизнес-изданиях («Ведомости», «Компания», «Элитный персонал» и т. д.) по вопросам подбора топ-менеджеров и развития лидерского потенциала.

Определение карьерного роста

Не секрет, что современная система повышения квалификации работников образования очень быстро развивается, улучшается, обновляется. Почти все ориентируется на энергичностью самого преподавателя, которая, в свою очередь, конкретно зависит от его собственных карьерных устремлений, установленных профессиональных целей и задач, личных потребностей.

Карьерный рост можно определить по-разному, но в самом общем виде под ним подразумевают преднамеренно избранный и реализуемый работником путь должностного либо профессионального продвижения, что гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в согласовании с уровнем его квалификации. В психолого-педагогической науке проблемой карьерного роста занимались Э.Шейн, М. В. Александрова, Д. А. Аширов, В. Г. Поляков, Б. З. Вульфов, С. Д. Резник и др. Достаточно обстоятельно разработана концепция карьеры в менеджменте организации. Так, к примеру, в 1971 г. доктор Массачусетского института технологии Э.Шейн внес предложение рассматривать карьеру в организации в виде трехмерного конуса. Э.Шейн выделяет, что планирование карьеры – это медлительный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, мотивов, потребностей, взаимоотношений и ценностей. Успешная карьера находится в зависимости не только от побуждений и мотиваций на той или другой личности, но и от возможностей.

В отечественной педагогике до недавнего времени понятие «карьера» фактически не использовалось, и в основном слово «карьера» обладало негативным смысловым оттенком. В последние годы данный негативный оттенок стал пропадать. В данный момент человек, «делающий карьеру», рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личного и профессионального потенциала.

Длительное время удачной считалась лишь та карьера, которая подразумевала перемещение вверх. Но для одного человека успех это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для иного – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности. Поэтому сейчас слово «карьера» вообщем и в системе воспитания в частности понимается в 2-ух смыслах: а) вертикальная карьера, преполагающая продвижение вверх по служебной лестнице; б) горизонтальная карьера, отражающая продолжение профессиональных способностей преподавателя в отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей. Ряд исследователей считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры – это не только различные методы жизни в профессии, но и различные методы жизни вообщем.

Профессиональный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности. Образцом горизонтальной карьеры может служить усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог английского языка создает собственный интернет-сайт, на котором разговаривает со своими слушателями, тем самым увеличивая свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Другой преподаватель осваивает новейшие технологии и достигает такого, что становиться создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • точка зрения руководителя;
  • наличие внешних характеристик успешности перемещения в специальности (заслуги, итоги научно-исследовательской деятельности и др.);
  • наличие адекватной системы оценивания, ее соотнесение с ценностями определенного работника;
  • помощь и стимулирование творчества;
  • формирование рефлексивно-творческих свойств.

Конкретно сейчас, когда удачно реализуется Государственная программа становления воспитания на 2011-2020 годы, раскрываются огромные способности для тех преподавателей, кто не хочет покидать любимую работу, кто искренне любит учить и понимает, как это делать мастерски. Осуществление предоставленной программы создает такие условия для возможностей карьерного роста, как стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии; муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей; одобрение наилучших преподавателей. А это, в свою очередь, провоцирует преподавателей к изучению новейших способов методической работы, научному изучению, осознанию значимости своей практической деятельности.

В последнее время существенно повысилось количество педагогов, решивших заняться научно-исследовательской работой, что также содействует их карьерному продвижению. Естественно, пока данный признак еще сравнительно невелик в системе повышения квалификации, однако подъем численности преподавателей, жаждущих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность, значительно возрос.

Это только некоторые возможности карьерного роста современного преподавателя. Очевидно, имеется и другие пути становления и развития карьеры в системе образования, так как карьеру нужно рассматривать не только как восхождение по административной лестнице, а как вероятность стать успешным специалистом в собственной деятельности.

Профессиональный рост

Рассматривая карьерный рост преподавателя как динамический процесс, необходимо подметить, что он напрямую связан с профессиональным ростом как личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках имеющейся профессиональной деятельности. Под профессиональным ростом понимается развитие, интеграция и осуществление в педагогическом труде профессионально важных личных свойств и возможностей, профессиональных познаний и умений, функциональное высококачественное преображение человеком собственного внутреннего мира, приводящее к сознательно новому способу жизнедеятельности.

Главная роль в профессиональном росте принадлежит лично преподавателю, его ожиданиям, представлениям о своём трудовом будущем.

Сейчас карьера преподавателя требует особенного внимания. Прогрессивному сообществу небезразлично, кто будет работать с учителями: бесстрастный к занятию исполнитель либо стремящийся к наибольшему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Этим продиктована необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, нацеленных на помощь, сопровождение, побуждение и использование всех реальных способностей его карьерного роста.

Можно выделить следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Педагогическая умелость - это та база мастерства учителя, в отсутствии которой невозможно действовать в школе. Она основывается на необходимой теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и улучшаться в школе.

Следующей ступенью профессионального роста учителя считается педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как высококачественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя - это доведенная им до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Естественно, для выработки педагогического мастерства преподаватель обязан владеть необходимыми природными данными, неплохим голосом, слухом, наружным обаянием и т.д. Но, невзирая на принципиальный смысл этих природных, личных данных, способствующих удачной педагогической деятельности, определяющую роль играют обретенные свойства.

Существенной спецификой обладает педагогическое творчество. Педагогическое творчество включает в себе конкретные составляющие новизны, однако чаще всего данная новизна связана не столько с выдвижением новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько с видоизменением способов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизацией.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя считается педагогическое новаторство. Педагогическое новаторство включает в себя внесение и реализацию новейших, современных мыслей, основ и способов в процесс изучения и обучения и существенно изменяет и увеличивает их качество.