Как написать проект для получения гранта образец. Образец сметы проекта на президентский грант

  • 25.05.2022

Где взять средства на открытие бизнеса, если у вас есть только идея? Получите финансовую помощь от государства или специальных фондов. Для этого подайте заявку на грант. Рассмотрим, как увеличить шансы ее одобрения, какие документы подготовить и нюансы, сокращающие срок принятия решения.

Возможность безвозмездно получить средства на реализацию дела привлекает начинающих бизнесменов. Однако не все виды запускаемых стартапов подходят под получение грантов - для этого они должны отвечать определенным критериям:

  • Новизна . Речь не о запуске еще одного бизнеса, а о новаторском характере идеи.

Однако есть и различия:

  1. В заявках на получение гранта не всегда уделяют внимание коммерческой части. Как правило, цель проекта - достижение нематериальных выгод, а финансовой отдачи может не быть вовсе.
  2. Гранты - это «спонсорская» помощь, которая оказывается безвозмездно , и при подаче заявки не приходится обосновывать возможности по возврату заимствованных средств.
  3. Огромное значение имеют «нематериальные» разделы - цель проекта, его значимость . Соответствие этой информации сути грантовой программы - залог получения субсидии.

У специалистов должно возникнуть правильное (и положительное) представление о проекте, его реалистичности и пользе. Корректное оформление разделов немаловажно.

Образец заполнения основных пунктов

Вне зависимости от фонда, который предлагает спонсорскую помощь и формы документации, любая заявка содержит ряд ключевых разделов . Мы приводим краткие рекомендации по их заполнению.

Обычно при объявлении конкурса сам грантодатель дает форму заявки и бланки бизнес-плана. Если этого требования нет, следуйте распространенным правилам.

  • Титульный лист - отражает общие данные о проекте и его авторе. Пишите кратко и по сути .
  • Аннотация , хотя и является самым маленьким по объему разделом заявки, несет наиболее важную функцию. Это краткое изложение основных положений многостраничного документа.

Большинство специалистов, изучающих заявки, читают только аннотацию .

В этом разделе приводят сводные данные о целях, ресурсах проекта, его значимости, авторе. Логично заполнять ее на последнем этапе, когда основная часть заявки подготовлена.

  • Описание организации - информация о заявителе. Реквизиты, юридическое наименование, опыт работы. Включите достижения - все, что сформирует положительное мнение о грантополучателе.
  • Обоснование необходимости - один из самых важных разделов. Грант выдадут, если вы обосновали ценность своей идеи не только для себя, но и для общества.
  • Описание проекта - подробное изложение, что, как и какими методами будете делать, чтобы достичь поставленных целей.

Финансовые и технические разделы заявки на грант

  • Рабочий план реализации - конкретика. Расписываете все шаги и операции, которые будут произведены на пути к целям. Отнеситесь к нему серьезно, ведь ошибки или нелогичность расчетов и выводов создадут о вас негативное впечатление.
  • Конкретные результаты - фиксированные показатели (качественные или количественные), по достижении которых вы заявите об успехе проекта.
  • Механизм оценки результатов также важен. Покажите, как грантодатель проконтролирует успех реализации идеи, в которую вложены средства.
  • Дальнейшее финансирование и перспективы. Многие некоммерческие грантовые проекты «закрываются» по достижении поставленных целей и расходовании бюджета.
  • Финансовый план - как истратите полученные грантовые средства. Этот раздел должен быть максимально обоснованным, прозрачным и учитывать все нюансы налогообложения предприятия, юридические и бухгалтерские тонкости.

Как подать и какие документы еще могут потребоваться

Претендующая на грант организация обязана передать в фонд пакет документов. В зависимости от идеи комплект может разниться, но основные бумаги остаются неизменными.

  • Учредительные документы ИП или ООО - свидетельства о регистрации, устав, приказы о назначениях, коды статистики и подобное.
  • Копии финансовой отчетности за последний период (баланс, ).
  • Аудиторские заключения .
  • Данные основных должностных лиц организации с краткими сведениями .

Большим плюсом в биографии директора или учредителя будет подтвержденная информация о его достижениях в выбранной области.

  • Рекомендации, письма поддержки . Если проект реализуется в социальной сфере, заручитесь одобрением соответствующих фондов и органов. Их компетентные заключения с контактами доверителей прикладывайте к заявке.
  • Документы на право пользования имуществом , транспортом, которые будут задействованы - свидетельства о собственности, договоры аренды.

Заявку подать не сложно: достаточно правильно оформить идею и собрать необходимые документы.

При составлении заявки претенденты сталкиваются с трудностями. Мы собрали практические советы, которые упростят задачу:

  • Прежде чем начинать трудоемкую работу по написанию документа, убедитесь, что цели выбранного фонда соответствуют вашим .
  • На стадии разработки и заполненияконсультируйтесь с грантодателем . В большинстве фондов и госслужб действуют центры по работе с заявителями, где бесплатно предоставляют серьезную информационную поддержку и обучение.

Так, даже в рамках одной системы сильно отличается, и если не знать нюансов, можно внести в финансовый план некорректные данные.

  • Общая стоимость реализации не может быть меньше суммы запрашиваемых средств. Для коммерческих организаций оптимально, если бюджет проекта по превышает размер субсидии - так вы покажете, что готовы вкладывать свои средства. Для некоммерческих проектов можно производить реализацию в рамках размера гранта.
  • Главное при получении субсидии - вызвать доверие специалистов фонда к идее . Заявка должна быть логичной, лаконичной и идеально структурированной, а обоснования - убедительными и без двояких толкований.
  • Опыт в выбранной области - первое, на что смотрит грантодатель. Имея об объекте приложения сил поверхностные знания, почерпнутые из литературы, не рассчитывайте на субсидию.

Заключение

Первое, что видят специалисты государственных органов, фондов при рассмотрении проекта - это заявка. Какой бы дар убеждения ни имел предприниматель, впечатление складывается при ее изучении. Если документ не отражает реальных целей, не раскрывает процесс реализации, до «очной» защиты может и не дойти.

Уважаемые читатели! Если у вас появились вопросы или уточнения по теме статьи, пожалуйста, оставляйте комментарии! Мы постараемся в будущем раскрывать самые актуальные для вас темы. Ждем ваших оценок и мнений!

Для составления сметы используется кассовый метод: все расходы учитываются в бюджете (и в дальнейшем в отчетах) по мере выплаты денежных средств.

Смета должна строго соответствовать содержательной части проекта. При изменении содержательной части проекта следует проверить бюджет на необходимость корректировок.

Смета должна отвечать требованиям реалистичности, обоснованности, прозрачности, целевого использования, эффективности и полноты.

Низкие оценки различных заявок часто были связаны с размером запрашиваемых средств. В конкурсе президентских грантов не работает метод «проси больше – дадим меньше». Чем больше денег просила организация, тем более жесткой оценке подвергалась ее заявка.

При оценке сметы проекта эксперты будут руководствоваться следующими критериями:

  • реалистичностью бюджета проекта и обоснованностью планируемых расходов на реализацию проекта;
  • соотношением планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватностью, измеримостью и достижимостью таких результатов;
  • собственным вкладом организации и дополнительными ресурсами, привлекаемыми на реализацию проекта.

Оплату услуг сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей за счет средств гранта следует планировать в размере не более 30% от запрашиваемой суммы гранта. В указанную величину не включаются офисные расходы, аренда помещений, иного имущества и имущественных прав, расходы на проезд, проживание, питание в составе командировочных расходов и расходов на проведение мероприятий.

Софинансирование указывается только в части софинансирования представляемого на конкурс проекта (не должно включать финансирование всей текущей деятельности организации, например, аренды всего помещения, используемого для размещения всего персонала организации).

Приведен образец сметы проекта “Социальное 3D-моделирование”

1. Оплата труда

1.1. Оплата труда штатных работников
Должность Заработная плата в месяц (в рублях, включая НДФЛ) Количество месяцев (не более 18 месяцев) Общая стоимость, в рублях Запрашиваемая сумма
Руководитель проекта, бухгалтер 20 000,00 9 180 000,00 0,00 180 000,00
Ведущий вебинаров-дизайнер 20 000,00 9 180 000,00 0,00 180 000,00
Куратор проекта 12 500,00 9 112 500,00 0,00 112 500,00
Ведущий вебинаров-психолог 17 000,00 9 153 000,00 0,00 153 000,00
Итого по статье: 625 500,00 0,00 625 500,00

В этом разделе сметы указываются расходы на оплату труда только в части заработной платы, которая выплачивается сотруднику за работу по заявляемому проекту.

Заработная плата работников по проекту устанавливается с учетом средней заработной платы в соответствующем регионе, при этом рекомендуется определить уровень оплаты труда таким образом, чтобы средняя заработная плата персонала проекта не превышала 48 тысяч рублей в месяц на одного работника (в части, финансируемой за счет средств гранта).

1.2 Выплаты физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) за оказание ими услуг (выполнение работ) по гражданско-правовым договорам
1.3 Страховые взносы

Приглашаем на вебинары по эмоциональному интеллекту для детей и взрослых . Вебинары являются базой, которая поможет разобраться в огромной потоке информации, посвященной эмоциональному интеллекту.

Сложно представить себе развитие эмоциональной устойчивости без знаний о собственной эмоциональности. Необходимо понимание и идентификации своих эмоций и эмоций других людей. Гамма чувств и эмоций очень велика, а мы зачастую умеем осознать и использовать не больше 10-ти.

2. Командировочные расходы

Данная статья сметы подразумевает только командировочные расходы сотрудников проекта, работающих по трудовым договорам, связанные непосредственно с мероприятиями в календарном плане.

3. Офисные расходы (аренда нежилого помещения, коммунальные услуги, услуги связи, услуги банков, электронный документооборот, почтовые услуги, компьютерное оборудование и программное обеспечение (включая справочные информационные системы, бухгалтерское программное обеспечение), канцтовары и расходные материалы)

Фонд не приветствует использование наличных расчетов и, соответственно, расходы, связанные с получением наличных средств в кассе. При этом допускается компенсация сотруднику понесенных расходов по авансовому отчету путем перечисления на банковскую карту такого сотрудника.

4. Приобретение, аренда специализированного оборудования, инвентаря исопутствующие расходы

Наименование расходов Стоимость единицы (в рублях) Кол-во единиц Общая стоимость Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Аренда 3D принтера 12000,00 1 6 000,00 0,00 6 000,00
PLA-пруток, весом 1 кг 678,00 8 5 424,00 0,00 5 424,00
PLA-прутки, весом 2,5 кг 1 798,00 2 3 596,00 0,00 3 596,00
Доставка 700,00 1 700,00 0,00 700,00
Итого по статье: 15 720,00 0,00 15 720,00

Приглашаем на вебинары “Как самостоятельно повысить слабую мотивацию к обучению” .

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса у детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться. У других – по разным причинам утрачивается со временем. Интеллект-карты, при правильном использовании, способны поднять мотивацию к обучению.

5. Разработка и поддержка сайтов, информационных систем и иные аналогичные расходы

6. Оплата юридических, информационных, консультационных услуг и иные аналогичные расходы

Статья сметы включает оплату привлеченных сторонних организаций для оказания юридических, информационных, консультационных и других аналогичных услуг. Эти услуги должны быть необходимы для реализации проекта и требуют профессиональных знаний.

7. Расходы на проведение мероприятий

Наименование расходов Стоимость единицы (в рублях) Кол-во единиц Общая стоимость, в рублях Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Денежный эвивалент безвозмездного труда добровольцев 43 200,00 1 43 200,00 43 200,00 0,00
Арендная плата за помещение для проведения вебинаров, ведение форума, ведение отчетности по проекту. 72 000,00 1 72 000,00 72 000,00 0,00
Оплата интернета 5 310,00 1 5 310,00 0,00 5 310,00
Оплата вебинарной комнаты 19 800,00 1 19 800,00 0,00 19 800,00
Ноутбук Asus 17 060,00 1 17 060,00 17 060,00 0,00
Принтер цветной струйный Epson Styles Photo R-200 4 601,00 1 4 601,00 4 601,00 0,00
Набор картриджей к принтеру Epson Styles Photo R-200 4 080,00 1 4 080,00 4 080,00 0,00
Итого по статье: 166 051,00 140 941,00 25 110,00

8. Издательские, полиграфические и сопутствующие расходы

9. Прочие прямые расходы

В данный раздел сметы необходимо включить требуемые для реализации проекта расходы, которые не предусмотрены в других статьях бюджета проекта. При этом указание за счет гранта таких позиций, как «Непредвиденные расходы» или аналогичных, не допускается.

На какие статьи затрат возможно использование средств гранта?

Средства гранта можно использовать для оплаты следующих затрат:
1. Оплаты труда:

  • оплаты труда штатных работников;
  • выплат физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) за оказание ими услуг (выполнение работ) по гражданско-правовым договорам;
  • страховых взносов во внебюджетные фонды.

2. Командировочных расходов.
3. Офисных расходов.
4. Приобретения, аренды специализированного оборудования, инвентаря и сопутствующих расходов.
5. Разработки и поддержки сайтов, информационных систем и иных аналогичных расходов.
6. Оплаты юридических, информационных, консультационных услуг и иных аналогичных расходов.
7. Расходов на проведение мероприятий.
8. Издательских, полиграфических и сопутствующих расходов.
9. Прочих прямых расходов, соответствующих целевому назначению гранта.

Приглашаем на вебинары и консультации по психосоматике. На вебинарах рассматриваются психосоматические расстройства у детей и такие заболевания как: нарушение питания, тревожные состояния, энурез, нарушения сна, тики и заикание, а также будет дан тест на адаптацию и несколько упражнений и рекомендаций для расслабления и аутогенной тренировки.

(Посетители 8 514 за все время, 58 визитов сегодня)

Поделитесь с друзьями

Президентский грант выделяется некоммерческим организациям, которые участвуют в развитии институтов гражданского общества, реализуют в первую очередь социально значимые проекты.

3. Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта):

Проект направлен на тиражирование успешно апробированного проекта «Компьютерная кардиошкола 50+», поддержанного Комитетом общественных связей г. Москвы в 2015 году, с распространением положительного опыта в регионах. Основная идея проекта заключается в объединении компьютерной грамотности со здоровьесбережением и наполнение ее новым содержанием. В проекте реализована деятельность, направленная на приобретение людьми старшего поколения навыков, соответствующих современным технологиям.

В каждом регионе имеется партнерская некоммерческая организация, которая дала согласие на участие в проекте, выполняет роль головной организации в регионе и назначила куратора, вошедшего в команду проекта. С помощью куратора региона будет организована учебная группа из 16 волонтеров, ответственно относящихся к здоровью, включая учащихся медицинских колледжей и училищ. Для них будет проведен двухдневный стартовый семинар по использованию приборов самоконтроля показателей здоровья, а сами приборы переданы во временное пользование. Будет подготовлено в качестве операторов тестирования не менее 8 человек и не менее 8 руководителей команд здоровья.

Возможно совмещение компетенций оператора с компетенциями руководителя команд.

Затем в каждом регионе проводится акция по выявлению отклонений в показателях здоровья с охватом не менее 150 человек. К тем участникам, которые самостоятельно зарегистрировались на сайте проекта, будут добавлены участники акций, изъявившие желание участвовать в проекте. Преимуществом будут пользоваться те, кто уже прошел обучение по компьютерной грамотности. Хотя возможно совмещение занятий на компьютере с участием в проекте. Всего будет создано не менее 8 команд по 9 участников.

Руководителем команды здоровья станет волонтер-консультант, прошедший обучение на стартовом семинаре. Охват по каждому региону 72 человека с отклонениями показателей здоровья или с уже установленными диагнозами и назначенным лечением. Для команд здоровья будет проведено 9 занятий по ЗОЖ и 9 вебинаров по стрессоустойчивости и эмоциональному интеллекту. Проведение оздоровительных занятий будет способствовать формированию и развитию толерантной среды общения для людей старшего возраста. На каждом занятии будет проводиться самоконтроль показателей здоровья под наблюдением оператора по тестированию. На занятиях и вебинарах будут даны рекомендации по составлению индивидуального плана по оздоровлению, чему также будет способствовать выполнение еженедельных творческих заданий.

На заключительной стратегической сессии в каждом регионе будут определены составляющие долгосрочного управления здоровьем и пути дальнейшего развития проекта, проведен смотр-конкурс индивидуальных планов здоровья.

Основными результатами проекта станут: оказание социально значимых услуг по мониторингу состояния организма, освоение навыков самоконтроля показателей здоровья, разработка индивидуальных планов здоровья, гармонизация отношений с окружающими.

4. География проекта:

Выбор регионов определяется наличием партнерских организаций, поступившими заявками на участие в проекте и наличием необходимого количества благополучателей.

Приглашаем на .

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса у детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться. У других – по разным причинам утрачивается со временем. Интеллект-карты, при правильном использовании, способны поднять мотивацию к обучению.

5. Дата начала реализации проекта: 01.09.2018

6. Дата окончания реализации проекта: 31.05.2019

7. Обоснование социальной значимости проекта на президентский грант:

В 2013 году на занятиях по компьютерной грамотности для пожилых наша организация провела анкетирование слушателей и оказалось, что вопросов по здоровью у них гораздо больше, чем по компьютерам. Примерно 80% ответили, что хотят научиться , а 20% не поверили, что это возможно.

К тому времени уже было большое количество приборов и устройств (гаджетов), которые сертифицированы для домашнего применения и позволяют контролировать различные показатели здоровья. А теперь появились носимые гаджеты. Примерами являются электронные термометры, тонометры, глюкометры (анализаторы крови), электронные весы (анализаторы состава тела), которые сейчас имеются практически в каждой семье. На очереди массового применения пульсометры, кардиометры и стрессометры. Особенностью этих приборов является то, что они присоединяются к компьютеру, планшету или смартфону. Это позволяет передавать по сети и обрабатывать накопленные данные.

Другая важная особенность заключается в том, что эти устройства дают возможность проводить мониторинг показателей здоровья, что очень важно для пожилых людей, которые имеют целый спектр установленных диагнозов и они уже проходят лечение. Мониторинг показывает насколько улучшаются показатели здоровья при данном лечебном воздействии, а также позволяют отследить эффективность любых оздоровительных процедур (например, скандинавская ходьба, фитнес, йога) и динамику состояния здоровья.

Третья отличительная черта состоит в том, что приборы чувствительны к пограничному состоянию между нормой и патологией, что позволяет эффективно использовать их для профилактики. Приборы дают ответ на очень важный вопрос о том, какие профилактические мероприятия и когда необходимо провести для повышения уровня здоровья и предотвращения заболеваний.

В проекте основное внимание будет уделено повышению стрессоустойчивости участников.

Средства объективного контроля уровня стресса, как с помощью бальных оценок, так и в виде количественных показателей, упрощают выявление стресса у детей и взрослых. Т.к. отпадает необходимость в опросах и тестах, которые часто дают субъективные результаты.

Проблема заключается в том, чтобы все эти средства сделать доступными для пожилых граждан и научить их ими пользоваться.

Научиться пользоваться электронным термометром или тонометром можно без особых усилий. А применение глюкометров успешно изучается в «школах диабета». Что касается более сложных устройств типа пульсометра, кардиометра и стрессометра, то здесь требуются компьютерные навыки и обучение может быть с успехом объединено с занятиями по компьютерной грамотности.

8. Целевые группы проекта:

  1. Пенсионеры
  2. Лица, ответственно относящиеся к здоровью
  3. Лица с отклонениями показателей здоровья
  4. Молодежь и студенты

9. Цели проекта:

Цель №1: Организация и сопровождение практики здоровьесберегающей деятельности в заинтересованных
НКО.

10. Задачи проекта:

Задача №1:
Сформировать в каждом регионе учебные группы по изучению приборов самоконтроля показателей здоровья и провести стартовый семинар с передачей оборудования во временное пользование.

Задача №2:
Сформировать в каждом регионе команды здоровья для командного взаимодействия внутри организации по вопросам здоровьесбережения, мониторинга состояния здоровья и проведения занятий по индивидуальным планам сохранения и укрепления здоровья

Задача №3:
Провести в каждом регионе занятия для команд здоровья и обучающие вебинары по эмоциональному интеллекту и психоэмоциональной устойчивости, как основы ЗОЖ и эмоционального здоровья

Задача №4:
Провести в каждом регионе заключительную стратегическую сессию с подведением итогов, проведением конкурса индивидуальных планов здоровья и определением пути дальнейшего развития проекта.

11. Партнёры проекта на президентский грант:
Автономная некоммерческая организация «Межрегиональный центр социальных технологий «Виктория»: поддержка организационная

Тульская областная общественная организация «Центр содействия развитию местного самоуправления»: поддержка организационная

13. Количественные результаты:

количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта: 450
количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения: 54
количество человек, которым оказаны услуги в сфере социального обслуживания: 270
количество некоммерческих неправительственных организаций, получивших поддержку: 2

14. Качественные результаты:

  1. Построение командного взаимодействия внутри организации по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
  2. Мониторинг индивидуального здоровья участников (систематические динамические наблюдения и оценка статуса).
  3. Персональные рекомендации по здоровьесбережению с учетом системных показателей здоровья.
  4. Освоение навыков самоконтроля показателей здоровья
  5. Разработка индивидуальных планов здоровья
  6. Гармонизация отношений с окружающими
  7. Успешное выполнение текущих заданий по эмоциональному интеллекту и стрессоустойчивости.

Будут способствовать: избавлению от тревожности, страхов, стрессов, обретению уверенности в своих силах, восстановлению работы органов и систем на различном уровне, увеличению жизненных сил, нацеленности на дальнейшую творческую самореализацию участников проекта.

Качественные результаты будут оценены путем входного и выходного анкетирования. А также путем автоматического построения диаграмм показателей здоровья с помощью приборов самоконтроля и проведения конкурса программ.

15. Дальнейшее развитие проекта:

Приобретенные на средства гранта 3 прибора и собственные средства будут использованы для оказания социально значимых услуг благополучателям в других регионах.

Установлено, что командное освоение новых технологий здоровья воздействует энергией эмоций группы занимающихся на организм отдельной личности и ее эмоциональное и психофизиологическое состояние. Такое воздействин способствует перестройке адаптационных механизмов данного индивидуума и повышения уровня защитных функций его организма. Это является хорошей базой для создания устойчивого сообщества людей, относящихся ответственно к своему здоровью.

Уже создана для этого сообщества виртуальная площадка (сайт http://faktor-2.ru ) в Интернете, где у каждого участника проекта имеется свой личный кабинет. На сайте предусматривается создание групп по интересам и взаимодействие между этими группами.

Другим направлением развития проекта может стать разработка стандарта по мониторингу состояния здоровья для поставщиков социальных услуг и НКО, оказывающих социальные услуги. Этот стандарт может быть разработан по действующим рекомендациям и согласован с существующим в некоторых регионах под названием: систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.

16. Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем:

В дальнейшем проект будет развиваться в регионах-участниках за счет собственных средств организаций и средств сообщества.

17. Видео о проекте

Кроме указанных пунктов (все эти пункты подробно рассматриваются на вебинаре) в президентский грант входят:

  • Сведения о руководителе проекта и краткое описание тех проектов, в которых он участвовал.
  • Подробные сведения о всех членах команды и опыте их работы.
  • Подробные сведения об организации-заявителе.
  • Календарный план.

Для получения всего пакета документов заполните предлагаемую форму:

- Лилия, расскажите о своем опыте проектной работы и тренерской деятельности.

Что такое общественный сектор я впервые узнала в 2004 году, когда в моем родном городе реализовывался первый проект. Это произошло благодаря сотрудничеству с украинской и английской общественными организациями. Участие в проекте я принимала как член консультативного совета, находясь на должности начальника управления экономики райгосадминистрации. Общественная деятельность меня заинтересовала, я начала ездить на различные тренинги, чтобы поучиться больше. В 2007 году закончила обучение для тренеров-консультантов и начала заниматься активной общественной деятельностью. Тематика моих тренингов очень широка: начиная от написания проектных предложений, активизации общества и заканчивая основами медиаграмотности для жителей. Относительно собственных проектов, то сейчас совместно с польскими партнерами воплощаем в жизнь проект по разработке Стратегического плана развития для Баштанской объединенной территориальной общины на Николаевщине, откуда я родом. Документ должен быть подготовлен к сентябрю 2017 года.

- Как определиться с идеей проекта? Что лучше искать конкурс под идею или идею под конкурс?

На практике бывает и так, и так. Если есть желание воплотить в жизнь что-то хорошее и есть несколько человек, способных работать вместе, чтобы это хорошее реализовать, - замысел становится реальностью.

- Какую роль играет название проекта?

Очень важную. В названии проекта должно быть четко, емко и уникально сконцентрировано то, чем Вы планируете заниматься и на решение чего вся эта деятельность призвана. Представьте себе, что на конкурсы может приходить 100, 200, 300 проектов и все они называются почти одинаково. Здесь важно также умение выделиться.

- Из каких разделов обычно составляется проект и какому из них надо уделить наибольшее внимание?

Каждая донорская организация имеет свою форму заявки. Но разделы самом деле важны все, начиная от аннотации проекта, информации об организации, описания проблемы, определение цели и заканчивая задачами, планом деятельности, бюджетом и приложениями.

Кому легче получить и реализовать грант: организации или физическому лицу? Зависит ли от количества человек, задействованных в проекте, его успешность?

Физическим лицам в основном оказывают поддержку в качестве стипендий на изучение чего-то, на проведение исследовательских работ, а на реализацию проектов более масштабных - очень редко. Например, исключением может стать инициативная группа жителей. В преобладающем большинстве донорские организации работают с общественными некоммерческими организациями. Возможности для привлечения внебюджетных ресурсов есть также и для органов местного самоуправления.

Если же говорить о количестве лиц, охваченных мероприятиями проекта, то есть о целевой группе проекта, то донорская организация заинтересована, чтобы в рамках имеющегося бюджета, охват и привлечение целевой группы было максимально возможное. Об успешности проекта стоит говорить, когда наша цель, на которую направлялась проектная деятельность, уже достигнута.

- Как следует действовать в случае неудачи проекта или несоответствия полученных результатов ожиданиям?

Если Вы подаете проектную заявку, в ней предусматривается выполнение определенного плана действий, что позволит решить проблему, которую Вы описывать в этой заявке. Да, бывает, что не все удается выполнить, или то, что сделали, не обусловило решение проблемы и т.д. Что делать, если такая ситуация сложилась, посоветовать сложно. Думаю, каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно, но такие ситуации действительно бывают. Впоследствии это значительно усложняет поддержку следующего Вашего проекта, даже от другой донорской организации, потому что могут поинтересоваться отзывами от сотрудничества с Вами.

Поэтому посоветую четко готовить проекты, а затем на совесть их реализовывать, и все будет хорошо.

- Финансы - то, ради чего пишут проект?

Проект пишут для решения какой-то проблемы, которая волнует многих жителей села или города, а получение денег не может быть целью проекта. У нас часто встречаются фразы, особенно у чиновников, вроде: «получили 10 компьютеров на сумму 100 тыс. грн.,», е еще иногда: «освоили 100 тыс. грн.». Это, конечно, хорошо, но стоит сосредоточить внимание на том, что, например, 250 учеников школы получили возможность отрабатывать свои навыки работы с компьютерами благодаря обустройству компьютерного класса.

Цель проекта - это прежде всего направленность на решение проблемы, это - изменения, которые мы можем сделать в общине путем внедрения плана мероприятий, который, собственно, в проекте предусмотрен.

Гранты есть небольшие и очень значительные. Стоит ли людям, которые только начинают заниматься грантовой деятельностью, подаваться на конкурсы, где фигурируют крупные суммы? Или все-таки лучше ограничиться небольшими бюджетами?

Скажу по собственному опыту: если Ваша организация - очень молодая, то стоит начать с небольшой суммы. Так Вы получите определенные навыки, что будет очень полезно. Затем, когда Вы решите поработать с большими суммами, полученная практика сможет подтвердить, что Вы уже имеете успешный опыт реализации проектной деятельности.

Также, чтобы приобрести опыт, можно сначала поработать партнером в крупной общественной организации, которая успешно реализовала много проектов. Это тоже будет преимуществом, в противовес отсутствию у Вас опыта вообще.

Но стоит помнить, что бывают конкурсы, где четко прописано, что могут участвовать только организации, зарегистрированные, например, не позднее 2014 года. Если Ваша организация зарегистрирована в 2015 году, то она ни с опытом, ни без участия в этом конкурсе принимать не может.

Часто донорские организации прописывают пункт «собственный вклад». Это означает, что часть средств должны самостоятельно внести авторы проекта, или имеется в виду что-то другое?

Под собственным вкладом может быть указано не только средства, но, чаще всего, - работа активистов на волонтерских началах, наличие собственного оборудования, предоставление активистами материалов для реализации проекта (например, краски для обустройства детской площадки и др.). Но информацию нужно уточнять в каждом конкретном случае в донорской организации, чей конкурс Вас заинтересовал.

- Как следует поступать, когда не хватает запланированного бюджета для реализации проекта?

Обычно тот объем финансирования, который был закреплен в грантовом соглашении, у Вас и есть. Здесь важно также понимать, почему у Вас не хватило средств. Некорректно посчитали бюджет? Планировали одно количество мероприятий или участников, а теперь хотите большее? Обо всех таких случаях надо ставить в известность донорскую организацию.

Если хотите сделать большее количество мероприятий, чем было предусмотрено в бюджете, Вы получите замечательную возможность попрактиковаться в привлечении ресурсов из других источников, например, от жителей, на решение проблемы которых этот проект направлен, от предпринимателей, которые открыты для реализации общественно важных проектов. Можно обратиться в городской или сельский совет. Речь идет не только о средствах, но, например, также о бесплатном предоставлении оборудования, волонтерской работе активистов и др.

Сталкивались ли Вы лично с отказом в предоставлении грантов? Как смириться с отказом донорской организации и продолжить работу?

Конечно, были и отказы, но к ним надо относиться спокойно. Да, жаль времени, усилий, но такие ситуации есть. Они держат в тонусе и не позволяют задирать слишком нос, стимулируют постоянно совершенствоваться. Поражение надо воспринимать как возможность улучшить Вашу идею, проект для следующих конкурсов.

- Что бы Вы могли пожелать людям, которые никак не решатся начать проектную работу?

Есть такая хорошая история о Мастере и ученике. Однажды ученик спросил у Мастера: «Мастер, а долго ждать изменений?», И получил ответ: «Если ждать - то долго».

У нас у всех есть разные причины ничего не делать, начиная от объяснений «это дело городского или сельского совета, их выбрали - пусть и занимаются» и собственных бытовых проблем, которые требуют нашего времени, заканчивая просто неуверенностью в собственных силах. Но все эти факторы сдерживают от того, чтобы начать что-то новое, важное для многих, а не только для себя одного.

Причины, по которым мы оправдываем свою пассивность самом деле заслуживают понимания. Но стоит посмотреть вокруг и спросить себя, хочу ли я, чтобы и дальше остаток жизни было так? Или меня все устраивает? Я здесь живу, здесь живут мои дети и я хочу, чтобы в моем городе или селе мне было комфортно! Если от того, что я начну какой-то важный проект, станет лучше еще кому-то - это прекрасно, но и мне тоже станет лучше. Поэтому желаю людям, которые хотели бы что-то сделать, но до сих пор не решались, начать! Вы заслуживаете хороших изменений!

Внедрение проектной работы на Черниговщине и активизация населения для участия в различных грантовых конкурсах является одной из задач благотворительного фонда «Будущее Черниговщины». На сегодняшний день в нескольких общинах области фонд уже провел учебные форумы, на которых все желающие смогли научиться писать грантовые проекты.

Участники форумов (и не только они) смогли применить знания на практике и участвовали в конкурсе грантов от благотворительного фонда «Будущее Черниговщины». Всего на конкурс было подано более 60-ти проектов, 21 автор получил грант для реализации предложенной идеи в жизнь. И это только начало - жители Черниговщины готовы продолжать развивать свои родные города и села.