Социальное партнерство в сфере образования. Социальное партнерство в сфере образования - виды, задачи

  • 29.01.2024

«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОНИТЕЛЬНОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ»

ГОУ СОШ № 000

Термин «Социальное партнерство» - относительно новый для сегодняшней России. Как правило, его смысл раскрывается как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями . Но сегодня речь пойдет о социальном партнерстве в образовании, где взаимодействие заключается в решении конкретной социальной проблемы

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Безусловно, что желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания

Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков

Данное сотрудничество решает ряд основных задач, стоящих перед образованием в целом, позволяет привлечь все больший круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебного и воспитательного процесса, выполнения социального заказа общества


· привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

· помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

· помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

· способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

· позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· уважение и учет интересов участников соглашения;

· заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях

· соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов

· наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей

· равноправие и доверие сторон

· невмешательство во внутренние дела друг друга

· добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования

· регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства

· обязательность исполнения достигнутых договоренностей

· систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений

· ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

ВИДЫ ДОГОВОРОВ

Для оптимизации сотрудничества следует различать следующие виды договоров

1. Долгосрочные договоры. В нашей школе этот вид представлен сотрудничеством с успешно действующей на базе школы ДШИ «Вдохновение», ЦВР «Март», «Новопеределкино»,

2. Договоры о проведении конкретных мероприятий и акций. Эта форма нам очень хорошо известна, так как мы все взаимодействуем в системе одного Западного Окружного управления образованием, находимся в едином образовательном пространстве

Данные договоры чаще заключаются в устной форме.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

· эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров, в нем есть третья составляющая – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообмена опытом, полученными результатами.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

Для успешной реализации основных принципов социального партнерства в нашей школе, мы представили образовательное пространство в целом и воспитательная работа школы сложилась в достаточно стройную воспитательной систему, являющуюся центром духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания, представляющая собой три

основополагающих компонента и ставящая перед собой следующие цели и задачи:

Продолжать внедрение эффективных развивающих технологий обучения, технологии уровневой дифференциации в 5-11 классах для повышения качества образования;

Создать условия для творческой активности в урочной и внеурочной деятельности учащихся и педагогов;

Совершенствовать традиции школы через вовлечение большего количества учащихся в общешкольные мероприятия;

Развивать сети творческих объединений, спецкурсов, секций для более полного удовлетворения потребностей учащихся в организации их развивающего досуга;

Вовлекать в экспериментальную работу школы большее количество учащихся и педагогов род по различным направлениям экспериментальной и воспитательной работы школы

Решение данных целей и задач невозможно без все более развивающейся системы дополнительного образования .

Следует отметить, что дополнительное образование в школе не существует как отдельная структура.

Учебный план дополнительных образовательных услуг школы составлен на основе положения о дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе, изучения потребностей интересов школьников разных возрастных групп, социального заказа их родителей.

Дополнительные образовательные услуги в школе направлены на решение основных ПРОБЛЕМ, стоящих перед школой:

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Укрепление психического и физического здоровья;

Формирование активной жизненной позиции

Принцип социального заказа является одним из основополагающих при составлении данного учебного плана. Для реализации этого принципа в школе проводится анализ, мнения учащихся и их родителей, используются методы анкетирования, тестирования, собеседования и педагогического наблюдения.

В 2009/2010 учебном году учебный план дополнительного образования представлен блоками:

Художественно-эстетический блок (вокально-хоровая студия, кружки художественного творчества), привлекаются учащиеся со 2-го по 10 класс ;

Туристско-краеведческий блок (фотостудия и ДОО «Обелиск»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 классы ;

Физкультурно-спортивный блок (основы боевых искусств, спортивные игры), участвуют учащиеся с 1-го по 11 класс;

Естественнонаучный блок (кружок «Занимательная география», «Ступеньки», «Юный Архимед», «Любители финансовой математики»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 класс;

Социально–педагогический блок (клуб «Вожатый», клуб «Юный экскурсовод», педагогические классы школы), привлекаются учащиеся с 5 по 11 класс, а также учащиеся детских садов района.

Каждое из направлений внеурочной деятельности в школе решает следующие ЗАДАЧИ:

Объединения художественно-эстетического блока решает задачи создания условий для раскрытия творческих способностей детей через систему вовлечения их в разнообразную творческую внеурочную деятельность;

Объединения туристско-краеведческого блока решают задачи привлечения школьников к сохранению историко-культурного наследия, распространение краеведческих знаний среди школьников через работу кружков, факультативов, тематических выставок. Помощь юным гражданам в формировании Российского государственного самопознания, воспитание патриотизма;

Объединения физкультурно-спортивного блока решают задачи укрепления здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта, обеспечение душевного здоровья и хорошего эмоционального состояния учащихся, оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств;

Секция естественнонаучного блока способствует развитию аналитического мышления и исследовательских качеств учащихся.

Объединения социально-педагогического блока решают задачи создания условий для раскрытия творческих и педагогических способностей детей через вовлечение их в шефскую работу, помощь в выборе будущей профессии.

Ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ системы педагогических воздействий – успешные в решении жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус, связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества.

Таким образом, в школе сложилось достаточно крепкое, многогранное социальное партнерство, соответствующее воспитательной системе школы, целям и задачам воспитательной и экспериментальной работы, где все компоненты тесно взаимосвязаны. Это три составляющие – в образовательном процессе, внеурочной, внешкольной деятельности. Из схемы понятно, что многие наши структуры реально действуют во всех 3 направлениях. Это и есть особенность нашего сотрудничества. Об этом подробнее расскажут мои коллеги .

ПРОБЛЕМЫ

К сожалению, работа по налаживанию социальных взаимосвязей не всегда складывается успешно. Имеется ряд проблем и рисков. Это и сложная социальная среда, в которой находится учебное заведения, инертность родительской общественности и не всегда продуктивный диалог с властными структурами, Управой района.

ЗАДАЧИ БУДУЩЕГО

Задачи будущего вытекают из сложившихся на данный момент проблем. А именно,

1. Более четкая координация взаимодействия всех структур для решения поставленных обществом задач. Ведь не секрет

2. Создание мотивации для более эффективного участия родителей в образовательном пространстве школы.

3. Разработка и реализация, в рамках экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования» социально значимых проектов, влияющие на окружающую социальную среду.

УЭ-2.5.

Лабораторная работа № 8

Тема: Социальное партнерство

Задание 1 . Задание 1. Изучите предложенные тексты и составьте тезаурус по теме «социальное партнерство».

Задание 2 . Разработайте «Карту района», в котором вы живете, с целью определения потенциальных социальных партнеров школы (работа в группах).

Задание 3 . Групповая дискуссия на тему «С какими учреждениями нашего города необходимо развивать партнерские отношения ОмГПУ?»

Задание 4 . Разработайте сценарий поиска и привлечения к сотрудничеству социальных партнеров конкретного ОУ.

Формы и технологии проведения занятия : индивидуальная и групповая работа. Технология дискуссии. Информационные технологии.

Результаты лабораторной работы:

    Тезаурус темы

    Карта района

    Сценарий (алгоритм) поиска и привлечения партнеров образовательного учреждения.

Информационный материал

Задание 1.

Социальное партнёрство и профессиональное сотрудничество

В начале 21 века достаточно чётко обозначилась потребность человека и общества в принципиально иных информационно-эмоциональных, мыслительных и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении как на уровне своего внутреннего мира человека, так и на уровне социальных отношений. Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности – перманентные изменения, географическая удалённость не является препятствием для общения; местные практики впитывают глобальные и рождают новые поликультурные традиции.

Следуя тенденциям мирового развития, образовательные учреждения Центрального района, ЦФГЦРО осознают необходимость существенных изменений в образовании, способствующих формированию готовности педагогических работников к осознанному политическому и социальному выбору, позволяющих сформировать в учителе системное синергетическое мышление, потребность в постоянном повышении образовательного уровня и росте профессиональной мобильности. Эффективность и сама возможность инновационной деятельности определяются прямыми и обратными системными связями между ОУ, ЦФГЦРО и социальными партнёрами. Специфика образовательной парадигмы заключается в том, что это целая область с особыми отношениями, особой образовательной мотивацией, особыми целями.

Методисты, педагоги сами определяют, какая информация им необходима для решения методических, учебных задач, профессиональных проектов, сами определяют социальных партнёров. Формирование мотивации педагогов к творческому труду, создание эффективного механизма взаимовыгодных отношений превращает профессиональное образование взрослых в один из мощных факторов социального партнёрства. Социальное партнёрство в широком смысле – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, получаемые всеми участниками этой деятельности. Социальное партнёрство в образовании мы понимаем как совместное участие различных сторон в выработке и реализации программ, интеллектуальных продуктов для обучения и воспитания детей.

Социальное партнёрство, построенное на принципах взаимной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязательств, ответственности за результат деятельности, становится экономически значимой сферой образования.

Социальное партнёрство в образовании ещё мало освоено, с другой стороны - разные виды были в практике всегда. Среди разных видов социального взаимодействия различают такие, как благотворительность, сотрудничество, инвестиции, собственно партнёрство. Все эти понятия пришли в образование из социально-экономической сферы и всё прочнее занимают здесь место. Направления работы с социумом, это: благотворительность, спонсорство, кооперация (сотрудничество), инвестиция.

Благотворительность – добровольные безвозмездные и бескорыстные вложения труда или материально-финансовых ресурсов.

Спонсорство отличается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передаёт именно те средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность, известную обеим сторонам. В отличие от благотворительности, которая носит, как правило, разовый характер, это взаимодействие может быть периодическим и даже систематическим.

Кооперация, то есть совместная деятельность в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда, в переводе с латыни означает сотрудничество. В сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию. Возможность и мера участия определяются каждой стороной самостоятельно, определяются мерой её заинтересованности и, как правило, закреплены устным соглашением. Взаимодействие носит разовый или периодический характер, однако, становясь регулярным, служит основой для дальнейших партнёрских отношений.

Инвестиция – это вклад физических или юридических лиц по собственному усмотрению в соответствии с собственным видением и исходя из личных интересов. Договор или контракт – обязательная составляющая. Сегодня достаточно часто инвесторами образовательного учреждения становятся родители, которые создают фонд, направляя собранные средства на развитие образовательных учреждений. Например, они решают создать в учреждении современный специализированный кабинет, логопедический и другие.

Социальное партнёрство в образовании – это путь его демократизации и обновления. В современных условиях в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, но очевидно, что именно партнёрство даёт наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем. Партнёрство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, позволяет изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции. Остальные виды работы с социумом также весьма полезны в конкретной ситуации, но более локально.

Социальное партнёрство с научными и культурными организациями города проявляется в совместной взаимовыгодной проектной деятельности. В основе каждого проекта лежат многолетние научные практические и теоретические исследования, информационные и методические сборники, а также разрешённые к копированию редкие книжные и журнальные материалы. На российском рынке представлено множество образовательных электронных пособий и приложений к действующим учебникам, поэтому в нашем филиале выбрано направление по разработке электронных библиотек дополнительных материалов для проведения учебных и внеклассных занятий. Каждая из электронных библиотек содержит тысячи высококачественных иллюстраций, объёмные текстовые материалы, аудио- и видеофрагменты. Тиражи электронных библиотек на компакт-дисках передаются в медиатеки всех ОУ района.

Очевидно, что до партнёрства социальные контакты должны «дорасти». Для проведения экспертизы социального партнёрства в образовании можно провести оценку уровня развития социального партнёрства через определение параметров взаимодействия, критериев результативности, показателей. Для этого необходимо:

Провести анализ мотивов и «выгод» сторон, ответить на вопрос: зачем нам потенциальные партнёры, важно понять и зачем мы им.

Найти общие интересы, мотивы, цели, которые могли бы стать основой практических совместных действий сторон.

Согласовать позиции, определить роли и место каждого участника во взаимодействии, ожидаемые результаты общей деятельности.

Выявить потребности в новых организационных формах, координирующих органах.

Документально оформить отношения, спланировать деятельность, определить меры ответственности каждой стороны.

Таким образом, опираясь на представленные уровни работы с социумом как на позиции, образовательное учреждение, выбирающее путь формирования партнёрских отношений, может проанализировать и выстроить план дальнейших действий, направленный на их коррекцию и развитие перехода на новый уровень, сформировать единое информационно-смысловое пространство, как у администрации учреждения, так и социальных партнёров.

Объективные причины развития социального партнерства в современной системе российского образования.

Термин «социальное партнерство в образовании» – как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – государства.

Эффективное социальное партнерство в образовании предполагает

а)наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;

б)готовность к такому сотрудничеству школы;

в)потребность школы;

г)инициатива школы;

д)инициатива негосударственного сектора.

Основные направления совместной деятельности социальных партнеров в рамках корпоративной системы:

Маркетинг образовательных услуг;

Выстраивание стратегии сотрудничества;

Выполнение совместных проектных разработок;

Организация единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей открытость, непрерывность, доступность образования;

Разработка содержания интегрированных программ, обеспечивающих непрерывность и преемственность профильной и далее профессиональной подготовки учащихся;

Реализация комплексного подхода к воспитанию как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, организация конкурсов, олимпиад, смотров и совместное участие в них всех заинтересованных сторон сотрудничества.

Социальное партнёрство – это реальность или необходимость? Кто наши партнеры? Легко ли быть партнером школы? А мы готовы быть партнерами и в чем может проявиться наше партнерство?

В выборе социальных партнеров школы необходимо ориентироваться:

во-первых, на создание условий для реализации образовательных проектов и социальных инициатив;

во-вторых, на повышение квалификации педагогических работников;

в-третьих, на материально-финансовую поддержку школы.

Мы осуществляем совместную деятельность на основе договоров о социальном партнерстве.

Социальное партнерство как средство повышения качества образования

В условиях перехода к рыночной экономике образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние образования.

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.

Попытаемся проанализировать возможность воздействия социальных партнеров на учреждения образования с целью более полного учёта требований работодателей к кадрам. Для этого рассмотрим на примере туристской отрасли сущность, содержание и этапы развития социального партнерства, основные типы социальных партнеров системы образования и трудности при работе с различными категориями социальных партнеров.

Социальное партнерство в образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство в системе туризма - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.

Понятие "социальное партнерство" рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, индустрии туризма, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью. Опираясь на зарубежный опыт, накопленный в этой области, проведем сравнительный анализ способов решения вопросов о социальном партнерстве.

Макропартнером в системе социальных взаимоотношений является само государство. Как правило, отношения туристской организации с другими социальными партнерами зависят от государственной политики в области туризма. Это положение очень легко проверить на характере отношений, складывающихся у учебных заведений с таким важнейшим и значимым для них партнером, как индустрия.

Во главе предприятий индустрии туризма стоят руководители с самыми различными взглядами на систему профессионального образования. Сотрудничать или не сотрудничать с профессиональными школами зависит от степени их личной заинтересованности. Учебные заведения, естественно, могут мотивировать руководителей объектов индустрии туризма к сотрудничеству высоким качеством подготовки специалистов возможностью предоставления бесплатной и достаточно квалифицированной рабочей силы на определенный период и т.д. Но, к сожалению, возможности образовательных учреждений достаточно ограничены и, к еще большему сожалению, государство ничего не делает для того, чтобы повернуть представителей индустрии лицом к системе профессионального образования. Хотя, в большинстве зарубежных стран такой опыт существует, как правило, - это:

Значительное снижение налогов для тех, кто поддерживает образовательные учреждения в той или иной форме;

Множество поддерживаемых государством программ сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией, которые выгодны обеим сторонам.

Российские образовательные учреждения лишены такой поддержки от своего главного социального партнера - государства, и поэтому вынуждены самостоятельно искать социальных партнеров и налаживать отношения с ними.

Исходя из принятого определения социального партнерства опишем основные типы социальных партнеров системы образования. Прежде всего, отметим тот факт, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе образования в целом, так и к отдельному учебному заведению. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. Главным партнером выступает само государство, которое определяет политику в области туризма. Разработку законов и нормативных актов, способствующих развитию туризма, оно поручило государственным органам управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти же органы осуществляют финансирование в частности подготовку специалистов через систему профессионального образования, разрабатывают государственные образовательные стандарты, вовлекают образовательные учреждения в сотрудничество с индустрией туризма через участие в конференциях, совещаниях, выставках.

Роль государства на рынке образовательных услуг в настоящее время должна сводиться к выработке и проведению в жизнь концепции реформирования образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса. В целом же, политика государства, основанная на включении профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:

1. Создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта.

2. Формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе.

3. Усиление "прозрачности" информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

4. Оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала.

5. Усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

6. Создание условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Прозрачность в распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой могли бы помочь в вопросе кадрового обеспечения учебных заведений, организовав эту работу по следующим этапам:

Создание перечня профессий, требующихся на местном рынке труда;

Корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей;

Формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Другим немаловажным фактом работы в сфере социального партнерства является проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок, на которых представлялась бы возможность установить непосредственные контакты с партнерами, приобрести или заказать учебные пособия по подготовке специалистов различных профилей, а также активно участвовать в них, овладевая необходимыми навыками работы с клиентами.

Плохо налаженные взаимодействия между социальными партнерами приводят к тому, что учреждения образования страдают от элементарной нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. От отсутствия такой информации ухудшается качество подготовки специалистов.

Органы местного самоуправления вовлекают к сотрудничеству различные категории социальных партнеров (средства массовой информации, издательства, центры профориентации, службы трудоустройства и т.д.), а также финансируют подготовку и переподготовку своих специалистов.

Предприятия индустрии туризма участвуют в реализации образовательных программ через организацию практического обучения студентов на своей базе, их трудоустройстве, финансировании обучения своих сотрудников и управлении учебными центрами через учредительство.

Отношения с работодателями выстраиваются сложно. Необходимо подчеркнуть, что разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако, как показывает опыт, при желании учебное учреждение в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению производства квалифицированными кадрами.

Понятен интерес к системе социального партнерства у объединений трудящихся, профсоюзов. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, социальная напряженность. Не меньший и в чем-то схожий интерес к партнерству с профессиональной школой имеет и служба занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводит выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность в становлении системы социального партнерства в профессиональном образовании.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

ОСИПОВ A.М.*, КАРСТАНЬЕ П.**, ТУМАЛЕВ B.В.***, В. Г.ЗАРУБИН***
*Доктор социологических наук, профессор Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого,
**PhD, профессор Университет Амстердама, Школа управления образованием
***Доктор социологических наук, профессор проректор Института бизнеса и права,
****Профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Социальное партнерство в сфере образования

(Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Участие институтов гражданского общества в выработке и осуществлении образовательной политики» российско-голландской программы сотрудничества в области науки и образования на 2006-2008 гг.)

Государство отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в стране (цели, задачи, стандарты) и предоставление системе образования необходимых ресурсов, однако оно вряд ли может охватить и учесть всю сложность задач и условий конкретных сообществ. Это в особенности касается местных отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, динамики молодежных групп, безработицы, экологических и исторических обстоятельств, разницы в семейных условиях жизни детей и т.д. Эти различия привели во многих странах к большому разнообразию «политических отношений» в системе образования и вовлечению разнообразных институтов гражданского общества в жизнь образовательных учреждений.

Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности. Обывателям нередко свойственно мнение, что не так уж важен состав участников в управлении - лишь бы сам менеджер был волевым, а что касается ответственности, - то много ли найдется желающих разделить ее в «бедной » и не очень престижной системе образования? И, тем не менее, они находятся и действуют.

Следует отметить, что необходимость широкого социального партнерства в образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование. Оно рассматривается как один из ведущих социальных институтов, тесно связанный с основными сферами социума - экономикой, социальной структурой, культурой и политикой. В отечественной социологии разрабатывается концепция функций образования, в определенном смысле опережающая аналогичные представления в зарубежной науке. Формулировки функций в нашей концепции носят системный характер, обладают операциональностью и поддаются эмпирической интерпретации, а потому не только очерчивают области ответственности системы образования, но и яснее обозначают в ней дисфункциональные зоны и уточняют приоритеты отраслевого и макросоциального управления .

Можно ли с позиции науки содействовать становлению социального партнерства в образовании, и каковы основные ориентиры анализа?

В современных развитых индустриальных странах организация систем общего и профессионального образования и выработка образовательной политики все больше опираются на динамичное и удивительно гибкое социальное партнерство. Жизненная необходимость социального партнерства в сфере образования здесь давно никем не оспаривается.

В нашей литературе есть попытки анализа структур социального партнерства в образовании по странам ЕС (см., например, ). В частности, выделяются типы и модели социального партнерства, однако из их описания отнюдь не следует возможность прямой применимости тех или иных образцов иностранного опыта. Такого рода информации оказывается явно недостаточно. Прежде всего, зарубежный опыт отнюдь не универсален, и требуется его более глубокий со¬циальный и историко-сравнительный анализ. В обсуждении данной проблемы также редко учитывается зависимость наличных форм партнерства от достигнутого в зарубежных странах уровня социальной интеграции.

Таким образом, нам предстоит глубже освоить теоретические наработки зарубеж-ных коллег по проблеме социального партнерства в образовании. В свою очередь, большое разнообразие местных условий в современной России потребует привязки любой научно-практической разработки к типичным ситуациям региональных и локальных сообществ. Шаги российских ученых в этой проблематике носят пока недостаточный характер и бесспорно заслуживают особой поддержки.

Еще совсем недавно с позиции ультра реформаторского подхода предполагалось, что в сфере образования удастся быстро выстроить новую систему партнерства взамен старой практики шефских отношений. Со второй половины 1990-х гг. в регионах страны создавались консультативные и координационные советы, однако ситуацию к лучшему они не изменили. В среде образовательного менеджмента коммерческие интересы и стремление к корпоративному выживанию или экспансии оказались сильнее мотивов социальной ответ¬ственности. Между тем в системе профобразования в целом продолжались перекосы - дефицит в подготовке рабочих, гипертрофированные объемы контингентов высшего образования на фоне спада контингентов в программах среднего и начального профобразования, низкие показатели трудоустройства по полученной специальности .

Вместе с тем при поддержке международных центров на северо-западе России уже в 1990-х гг. начался эксперимент по «взращиванию» партнерства «снизу» - а локальном отраслевом уровне. Сегодня можно говорить о некоторых признаках устойчивости такого партнерства, но и они обнаружились лишь в рентабельных (чаще всего не системообразующих) отраслях хозяйства. Вряд ли какой-либо регион страны или город может похвастаться наличием отлаженной системы социального партнерства в сфере образования. Так что о достижении социетального эффекта партнер¬ства в России пока говорить не приходится. Вероятно, становление систем партнерства займет не одно десятилетие, но обще-ство и государство заинтересованы в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс, тем более что он входит в число приоритетных национальных проектов.

В западноевропейских странах организационные структуры социального парт¬нерства формировались в основном в послевоенный период и ныне представлены в целом комплексе учреждений, межведомственных организаций, серии документов и нормативных актов. Ключевую ответственность в таких структурах играет так называемое социальное государство, хотя, строго говоря, социальное партнерство базируется на гораздо более сложных, часто неформальных (но оттого не менее влиятельных!) социально-идеологических структурах. Оно сопровождается процессами укрепления гражданского общества, корни которого - в более ранних периодах социально-исторического развития стран ЕС. Социальное партнерство в образовании развивается по мере нарастания социаль¬ной интеграции, прежде всего на национальном уровне.

Экономической предпосылкой усиления социальной интеграции многих евро¬пейских обществ оказывается специфическая функция государства. Речь идет о масштабном перераспределении общественного продукта через систему налогообложения в гигантские по объемам финансирования социальные программы поддержания занятости, социальной защиты, пенсионного обеспечения, а также в программы в сфере образования. Демократическое перерас¬пределение финансовых ресурсов вовсе не означает, что в западноевропейских экономиках не существует сверхвысоких доходов топ-менеджеров или собственников, однако децильный коэффициент неравенства в развитых странах составляет 5. В России официально он равен 14, а по экс-пертным оценкам - 25 . При этом исследования говорят о глубоком экономичес¬ком расслоении российского населения, при котором большинство ощущает себя «низами» общества . Обстоятельством, которое отчасти смягчает экономическое расслоение и социальный раскол, является сравнительно высокий уровень квалификации (в т. ч. образовательной) в массе взрослого населения. Он позволяет надеяться на эффективное взаимодействие потенциальных внешних социальных партнеров с системой образования в будущем.

Пока же незрелость российских элит, их неготовность к устойчивому социально¬му партнерству проявляется в том, что они, по существу, не разделяют ответственности за развитие социума, а ориентированы лишь на собственное воспроизводство в экономической и политической жизни страны, даже за счет низкого уровня жизни основных слоев населения.

Столь же медленно развивается и другая составляющая социального партнерства - социальная организация гражданских, профессиональных и поселенческих групп. В случае с системой образования речь идет о слабом участии сообществ граждан в местном самоуправлении, отсутствии в их распоряжении достаточных экономических и правовых ресурсов, о неразвитости и бедности большинства профсоюзов, отсутствии или неустойчивости отраслевых ассоциаций и объединений родителей учащихся. Российское государство в последнее время выделяет на конкурсной основе грантовые средства для общего стимулирования деятельности общественных организаций, но сфера социального партнерства в образовании в этом конкурсе проигрывает другим секторам и в итоге не получает столь нужной целевой поддержки.

Обращение к зарубежному опыту полезно для идентификации действующих субъектов партнерства в сфере образования.

На ее низовом уровне в качестве акторов чаще всего выступают конкретные об¬разовательные учреждения, местные предприятия, особые группы местного населения (этнические, религиозные, возрастные), а также специалисты разных государственных служб (социальной защиты, безопасности, здравоохранения, труда и занятости) и активисты общественных организаций. Здесь типичным является двухстороннее взаимодействие. Партнерство проявляется в совместной постановке задач развития, в подготовке и осуществлении конкретных мероприятий (чаще всего внеучебных), в распределении ответственности и координации усилий в деле осна¬щения или ремонта учебных помещений, оказания помощи реальным семьям студентов. Трудно найти образовательное учреждение, в котором бы не функционировал попечительский совет, объединяющий специалистов, активистов и представителей местных органов власти, лидеров бизнеса. Исследования показывают, что в распоряжении региональной и федеральной власти есть, как правило, сильные инструменты для влияния на систему образования. Их возможно сгруппировать в два главных направления влияния:

1. Использование институтов гражданского общества для регулирования системы образования (оптимизации ее стандартов и структуры) ради достижения ею социетальных целей и удовлетворения специфических потребностей местных сооб¬ществ.
2. Обеспечение оптимального функционирования институтов гражданского об¬щества в качестве самостоятельных и социально полезных участников системы партнерства.

В государственном влиянии на систему образования присутствует «прямое» и «косвенное» регулирование. «Прямое» подразумевает наложение организационно-правовых ограничений, установление отраслевых норм и параметров оценивания, осуществление более или менее систематического контроля (проверок), задание определенных условий финансирования и т. п.

«Косвенное» регулирование предусматривает широкое использование институтов гражданского общества, точнее - опору на их заинтересованное отношение к системе образования.

Ряд стран, следуя положительному опыту социального партнерства в системе образования Нидерландов, создали специальные независимые агентства, структурированные по крупным отраслевым секторам, - Национальные организации по вопросам профессионального образования. Они наделены правом (предполагающим ответственность) на экспертизу учебных планов, программ и стандартов профессиональной школы с точки зрения их соответствия требованиям рабочих мест в этих секторах. Такие организации, объединяя на постоянной основе представителей бизнеса, науки, менеджмента, профсоюзов, принимают на себя функцию, ранее традиционно выполняемую министерством образования .

Другой пример непрямого государственного, точнее, общественного регули¬рования образования - механизмы аккредитации, публичного оценивания. Программы, по которым действует образовательное учреждение, могут подвергаться внешней экспертизе, а учреждение в целом (ее персонал, оборудование, системы безопасности и т.п.) - аккредитации. Комиссии по аккредитации, как правило, включают представителей авторитетных негосударственных организаций, а не только ведомственных инспекторов разных уровней.

Показательно, что в ряде стран ЕС условия оплаты труда персонала государ¬ственных (муниципальных) образователь¬ных учреждений больше не устанавливаются национальным правительством. Они определяются в процессе переговоров между учительскими профсоюзами и ассоциациями школьных директоров (или попечительскими советами). Идя по такому пути, учительские профсоюзы приобретают более весомую роль в непрямом регулировании образования (условий оплаты персонала, прав работников и т. п.). Но одно-временно они принимают на себя ряд обязательств, ценных для обеспечения общего качества системы образования (взаимный социальный контроль в трудовых коллективах, социальная и моральная взаимная поддержка и сплоченность коллег по работе и др.).

Механизм финансирования - другой регулирующий инструмент, который может стимулировать образовательные учреждения адаптироваться к потребностям сообщества. В этот механизм нередко включены институты гражданского общества. Если профессиональные школы, к примеру, получают финансирование в зависимости от числа студентов, то в их интересах увеличение контингента. Именно поэтому они пытаются выглядеть привлекательными, уделяют внимание маркетингу.

Если профессиональная школа финансируется по показателям выпуска (напри¬мер, когда объем фондов зависит преимущественно от «успешности» выпускников), то она будет стараться усилить успешность в тех параметрах, которые оказываются значимыми для участников системы партнерства. Если же «успех » трактуется как нахождение выпускником рабочего места, то вузы будут стремиться уделять больше внимания отбору абитуриентов и всему тому, что способствует предотвращению отсева и получению достойных рабочих мест. То есть механизм финансирования может стимулировать образовательное уч-реждение привлекать к участию в учебном процессе гражданские организации, ло¬кальные ассоциации работодателей. Анализ показывает, что их вовлечение в сотрудничество (а не только совершенствование методик обучения) помогает снизить отсев в вузах и оптимизировать содержание учебных планов и программ.

Другой инструмент, который может использовать государство, состоит в стиму¬лировании определенных групп гражданского общества путем оказания им финансовой поддержки на цели сотрудничества со школой. Так, в процессе осуществления российско-нидерландского проекта сотрудничества в сфере общего и начального профессионального образования в Новгородской области на уровне муниципальных районов были образованы устойчивые партнерские сети. Они объединили школы, профессиональные лицеи, местные отделы занятости населения, ассоциации товаропроизводителей (или отраслевые организации) для совместного обсуждения проблем и потребностей некоторых профилей подго-товки и релевантности их учебных планов/ программ. В некоторых случаях это привело к пересмотру прежних профилей школ и лицеев, к модернизации их учебных планов и программ.

В высшей школе - иная ситуация. Известная автономия вуза объективно ограни¬чивает круг потенциальных партнеров, способных к квалифицированному диалогу по вопросам учебных планов вузов или, скажем, содержания научно-исследовательской подготовки студентов университета. Однако это лишь усиливает необходимость стимулирования существующих партнеров (прежде всего - в лице работодателей) к включению в диалог.

Таковы основные аспекты процесса становления и функционирования социально¬го партнерства в сфере образования. Важно не только удержание в поле зрения управленческого персонала учреждений и органов образования, отмеченных выше граней партнерства, но и создание достаточно чувствительной системы информации, помогающей регулярно анализировать состояние реальных и потенциальных партнеров, выявлять противоречия, возникающие при взаимодействии между ними, осуществлять выбор путей и средств укрепления положения образовательных учреждений в конкретном сообществе.

1. См.: Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. - Ростов н/Д, 2006.
2. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионально¬го образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-№6.
3. См.: Пруель Н. А. Образование как общественное благо. - СПб., 2001; Пугач В. Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. - М., 2001; Об¬разование, которое мы можем потерять / Под ред. акад. В. А. Садовничего. - М., 2002; Плаксий С. И. Блеск и нищета рос¬сийского высшего образования. - М., 2004.
4. См.: Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 6.
5. Доклады Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». - М., 2007.-С. 25.
6. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионально¬го образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-№6.

Социальное партнёрство сегодня – неотъемлемая часть работы нашей школы. Современное социальное партнёрство помогает решать образовательные и воспитательные задачи и поэтому выстраивается в соответствии с целями и задачами Программы развития школы. Социальное партнерство должно быть осознанное, добровольное, взаимовыгодное, целенаправленное .

Целью социального партнерства является воспитание успешной, гармонично развитой, социокультурной, самореализованной личности обучающегося.

В целях повышения эффективности воспитательного процесса определены направления воспитания и социализации обучающихся, а также организовано взаимодействие школы с учреждениями образовательной, профориентационной, культурной, профилактической, спортивно-оздоровительной направленности.

Основные направления воспитания и социализации обучающихся школы №2 следующие:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания.
  • Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры.
  • Стимулирование инициативы самостоятельности, чувства ответственности обучающихся и воспитанников через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных, духовных, нравственных и культурных традиций.

Внешние связи МАОУ «СОШ №2»

Взаимодействие школы с социальными партнерами.

Социальные партнеры

Совместная деятельность

Детский Дом Творчества

Участие в конкурсах, проектах, игровых мероприятиях, школьники вовлечены в кружки и студии

МАД ОО «Детский сад №42»

Ознакомительные встречи педагогов и первоклассников, совместные практические, теоретические семинары, контрольно-диагностическая помощь, взаимное посещение занятий

МАОУ «НОШ №5»

Проведение межрегиональных семинаров, научно-практических конференций, защита проектов обучающимися начальных классов, сетевое взаимодействие

Кинотеатр «Киноград», ДК «Металлург»

Участие в фестивалях патриотической песни, в тематических концертных программах, театральных представлениях, просмотр кинофильмов, проведение тематических занятий, школьники вовлечены в кружки и студии

Городской музей, музей «Боевая слава Урала»

Проведение экскурсий, тематических занятий и мероприятий

Центральная городская библиотека имени В.Волоскова, Центральная детская библиотека

Проведение библиотечных уроков, праздников, тематических занятий, организация встреч с уральскими писателями и поэтами

Газеты «Красное знамя», «Час пик»

Публикация статей школьного пресс-центра о главных мероприятиях школьной жизни, организация мастер-классов, встреч с журналистами

Комитет по спорту, туризму и молодежной политике

Участие в соревнованиях, турнирах, эстафетах в рамках месячника Защитника Отечества, организация волонтерского движения и турслетов, школьники посещают спортивные клубы и секции

СК «Элем» и ДИВС, Ледовая арена имени А. Козицина

Посещение бассейна, ледового катка, баскетбольных матчей, спортивных праздников, презентаций спортивных секций.

ЦСПС и Д «Солнышко»

Совместная работа с психологической службой, участие школьников в акции «Добрых дел не бывает много»

Пожарная часть ГО Верхняя Пышма

Организация экскурсий в пожарную часть №66, совместное проведение профилактических мероприятий по ППБ

ТКДН и ЗП

Индивидуальные беседы по профилактике правонарушений и преступлений, участие в заседаниях школьного Совета профилактики правонарушений, совместное проведение операций «Подросток – игла», «Школьник», «Единый день профилактики»

Выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении

ГИБДД ОВД по Верхнепышминскому городскому округу

Организация совместных профилактических мероприятий по вопросам безопасности дорожного движения

МАОУ «Межшкольный учебный комбинат»

Вовлечение школьников в деятельность по профориентации «Узнай себя», участие в «Фестивале профессий», конкурсе «Профессии моей семьи»

Шефы ОАО «УЭМ»

Помощь в развитии материально-технической базы школы, организации поискового отряда «Следопыт» и вовлечение отряда в областную детскую общественную организацию поисковых отрядов «Возвращение», организация профориентационной работы с обучающимися

Областная детская общественная организация поисковых отрядов «Возвращение»

Проведение совместных региональных семинаров, участие в областной молодежной акции «Пост №1», акции «Вахта Памяти», поисковых экспедициях по местам боев Великой Отечественной Войны, обучение и спецподготовка Почетного караула

Областной Дворец молодежи

Участие педагогов в семинарах краеведческой, экологической, патриотической направленности, участие школьников в тематических конкурсах, проектах, акциях

Один из главных социальных партнеров школы - родители обучающихся, являющиеся активными участниками образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой – Совет школы, общешкольный родительский комитет. Родители являются большими помощниками в организации походов, экскурсий, поездок, школьных праздников, спортивных соревнований и других совместных мероприятий.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в обмене опытом, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

1

Глушанок Т.М.

В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества.

В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние профессионального образования.

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.

Попытаемся проанализировать возможность воздействия социальных партнеров на учреждения образования с целью более полного учёта требований работодателей к кадрам. Для этого рассмотрим на примере туристской отрасли сущность, содержание и этапы развития социального партнерства, основные типы социальных партнеров системы профессионального образования и трудности при работе с различными категориями социальных партнеров.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство в системе туризма - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.

Понятие "социальное партнерство" рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, индустрии туризма, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью. Опираясь на зарубежный опыт, накопленный в этой области, проведем сравнительный анализ способов решения вопросов о социальном партнерстве.

Макропартнером в системе социальных взаимоотношений является само государство. Как правило, отношения туристской организации с другими социальными партнерами зависят от государственной политики в области туризма. Это положение очень легко проверить на характере отношений, складывающихся у учебных заведений с таким важнейшим и значимым для них партнером, как индустрия.

Во главе предприятий индустрии туризма стоят руководители с самыми различными взглядами на систему профессионального образования. Сотрудничать или не сотрудничать с профессиональными школами зависит от степени их личной заинтересованности. Учебные заведения, естественно, могут мотивировать руководителей объектов индустрии туризма к сотрудничеству высоким качеством подготовки специалистов возможностью предоставления бесплатной и достаточно квалифицированной рабочей силы на определенный период и т.д. Но, к сожалению, возможности образовательных учреждений достаточно ограничены и, к еще большему сожалению, государство ничего не делает для того, чтобы повернуть представителей индустрии лицом к системе профессионального образования. Хотя, в большинстве зарубежных стран такой опыт существует, как правило, - это:

Значительное снижение налогов для тех, кто поддерживает образовательные учреждения в той или иной форме;

Обязательные требования к квалификации работников при лицензировании или сертификации;

Множество поддерживаемых государством программ сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией, которые выгодны обеим сторонам.

Российские образовательные учреждения лишены такой поддержки от своего главного социального партнера - государства, и поэтому вынуждены самостоятельно искать социальных партнеров и налаживать отношения с ними.

Исходя из принятого определения социального партнерства опишем основные типы социальных партнеров системы профессионального образования. Прежде всего, отметим тот факт, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе профессионального образования в целом, так и к отдельному учебному заведению. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров профессионального образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. Главным партнером выступает само государство, которое определяет политику в области туризма. Разработку законов и нормативных актов, способствующих развитию туризма, оно поручило государственным органам управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти же органы осуществляют финансирование в частности подготовку специалистов через систему профессионального образования, разрабатывают государственные образовательные стандарты, вовлекают образовательные учреждения в сотрудничество с индустрией туризма через участие в конференциях, совещаниях, выставках.

Роль государства на рынке образовательных услуг в настоящее время должна сводиться к выработке и проведению в жизнь концепции реформирования профессионального образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса. В целом же, политика государства, основанная на включении профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:

1. Создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта.

2. Формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе.

3. Усиление "прозрачности" информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

4. Оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала.

5. Усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

6. Создание условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Прозрачность в распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой могли бы помочь в вопросе кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений, организовав эту работу по следующим этапам:

  • Создание перечня профессий, требующихся на местном рынке труда;
  • Корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей;
  • Формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Другим немаловажным фактом работы в сфере социального партнерства является проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок, на которых представлялась бы возможность установить непосредственные контакты с партнерами, приобрести или заказать учебные пособия по подготовке специалистов различных профилей, а также активно участвовать в них, овладевая необходимыми навыками работы с клиентами.

Плохо налаженные взаимодействия между социальными партнерами приводят к тому, что учреждения профессионального образования страдают от элементарной нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. От отсутствия такой информации ухудшается качество подготовки специалистов.

Органы местного самоуправления вовлекают к сотрудничеству различные категории социальных партнеров (средства массовой информации, издательства, центры профориентации, службы трудоустройства и т.д.), а также финансируют подготовку и переподготовку своих специалистов.

Предприятия индустрии туризма участвуют в реализации образовательных программ через организацию практического обучения студентов на своей базе, их трудоустройстве, финансировании обучения своих сотрудников и управлении учебными центрами через учредительство.

Отношения с работодателями выстраиваются сложно. Необходимо подчеркнуть, что разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако, как показывает опыт, при желании учебное учреждение в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению производства квалифицированными кадрами.

Понятен интерес к системе социального партнерства у объединений трудящихся, профсоюзов. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, социальная напряженность. Не меньший и в чем-то схожий интерес к партнерству с профессиональной школой имеет и служба занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводит выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность в становлении системы социального партнерства в профессиональном образовании.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Власова Т. И. Проблемы повышения профессионального уровня туристских кадров / Т. И. Власова, Ю. В. Богданов // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Материалы науч.- практ. конф. - Минск: б.и., 1997. - С.155-158.

2. Нуртдинова А. Некоторые аспекты становления социального партнерства в России //Проблемы теории и практики управления. 1995. №3.

3. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. - М.: Высш. шк., 1987.- 87с.

4. Профессиональная педагогика / Рос. акад. образования, Ассоц. "Проф. образование", Исслед. центр проблем непрерыв. проф. образования. - М.: Изд-во АПО, 1997. - 511 с.

Библиографическая ссылка

Глушанок Т.М. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1144 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»