Рынок транспортных услуг: анализ структуры и конъюнктуры. Классификация, функции рынка транспортных услуг Классификация, функции рынка транспортных услуг

  • 24.12.2023

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по учебной дисциплине

«ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА»

для студентов специальности

«Менеджмент организации» – 080507

специализации

«Управление международными перевозками»

«Управление интермодальными перевозками»

Москва – 2008

География транспорта

Лекция №1

Транспорт как сфера услуг в мировом хозяйстве

1. Характеристика «понятий» услуга, транспортная услуга.

2. Идентификация транспорта в категории товар, рынок, мировой рынок.

3.1. Влияние транспорта на воспроизводственный цикл (сфера производства и обращения).

3.2. Особенности транспорта как сферы услуг.

3.3. Рынок транспортных услуг и его особенности.

4. Механизм и основные направления воздействия транспортного фактора на международную торговлю.

Англо-русский словарь: transportation service / Invisible service

Выводы:

1) Транспортные услуги представляют собой сферу деятельности транспортных предприятий по удовлетворению спроса клиентуры на перевозки грузов и пассажиров.

2) Транспортные услуги – это комплекс услуг

3) В транспортных услугах выделяются основные услуги (перевозка грузов и пассажиров), сопутствующие (другие услуги, непосредственно связанные с перевозочным процессом), прочие (возникающие при транспортном обслуживании, но не связанные с ним непосредственно).

4) Перевозка грузов, пассажиров – это основной вид деятельности транспорта как отрасли, оказывающий клиентуре услуги по перевозке грузов и пассажиров.

Транспортная отрасль оказывает услугу .

2. Товар – это продукт, созданный для обмена.

Это продукт, реализуемый на рынке, объект купли-продажи.

Услуги, в том числе транспортные это тоже товары.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей и товаров.

Рынок = продавец + покупатель + товар

Таким образом, любой рынок является категорией товарного производства.

3. Транспорт является необходимым общим условием производства любой продукции.

Влияние транспорта на воспроизводственный цикл велико, так как транспорт активно воздействует на запасы сырья, топлива, готовой продукции, на вместимость складов, на продолжительность процессов производства и обращения, на развитие новых производств и на эффективность функционирования существующих.

!? Влияние транспорта на воспроизводственный цикл (перечислить из статьи)

(Существует транспорт промышленный, технологический и магистральный).

1) Универсальность транспорта.

2) Транспорт вносит свой в клад в создание ВВП

Особенности услуг:

1. Транспортные услуги заканчивают формирование потребительской стоимости производственных товаров.

Маркс: Потребительская стоимость или благо

Маржиналисты (Кларк, Паретто) заменили понятие «стоимость» на «ценность», «товар» на «экономическое благо» и ввели понятие «субъективная полезность». Таким образом, и с маржиналистской точки зрения транспорт будет заканчивать формирование субъективной полезности конкретного экономического блага. Субъективная полезность конкретного экономического блага будет расти.

2. Услуги, в том числе транспортные производятся и потребляются одновременно . Поэтому транспортные услуги не подлежат хранению.

Невозможно предварительно строго контролироватькачество транспортных услуг.

На транспортном рынке, как правило, сделки заключаются на услуги, которые ещё не выполнены .

Международная торговля, в том числе и транспортная требует присутствия за рубежом непосредственных производителей услуг в стране, оказывающей те или иные услуги.

3. Транспортные услуги (как финансовые, страховые образования) традиционно находятся в полной или частичной собственности государства .

4. Большинство услуг, и в том числе транспортные не имеют овеществленной формы. (Invisible)

5. Транспорт, как особая сфера услуг отличается от других отраслей универсальностью своих технологических связей с другими отраслями, так как транспортный процесс является обязательным продолжением любого производственного процесса.

6. Транспортные услуги являются материальными выразителями территорияально-географического разделения труда как на национальном уровне, так и международном.

Рынок транспортных услуг

Представляет собой совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена между производителями транспортных услуг и их потребителями.

Рынок транспортных услуг, по сравнению с рынком вещественным имеет ряд особенностей:

1. Рынок транспортных услуг тесно связан с рынком вещественных товаров, как на национальном, так и международном уровне.

2. Рынок транспортных услуг активно воздействует на расширение и повышение эффективности функционирования рынка вещественных товаров.

3. Рынок транспортных вторичен по отношению к рынку вещественных товаров

4. Рынок транспортных услуг тесно связан с рынком других услуг.

5. Имеет место ярко выраженная сегментация транспортного рынка по географическому признаку, видам транспорта и типу подвижного состава.

6. В отличие от полицентричности рынка вещественных товаров, транспортный рынок моноцентричен.

7. Существует некоторая неопределенность рынка транспортных услуг, связанная с возможностью взаимозаменяемости и взаимодополняемости видов транспорта и типов подвижного состава.

8. Спрос на транспортные услуги может быть рассредоточен между отдельными видами транспорта. Аналогично по отношению к транспортным услугам.

9. Имеют место процессы интеграции рынка отдельных видов транспорта в единый транспортный рынок на национальном и международном уровне

10. Для рынка транспортных услуг характерна высокая степень напряженности (с заключением в реальном режиме времени).

11. Рынок транспортных услуг в большей степени, чем рынок вещественных товаров защищен государством от иностранной конкуренции. Торговля транспортными услугами в большей степени, чем торговля вещественными товарами сопровождается различными торговыми ограничениями и для международной торговли транспортными услугами характерны более жесткие условия конкуренции.

12. Международная торговля услугами, в том числе транспортными регулируется преимущественно мерами государственной и прежде всего тарифными регулированиями

13. Рынок международных услуг, в том числе транспортных в большей степени регулируется внутренним национальным законодательством стран-участниц.

14. Доступ к мировому транспортному рынку ограничен:

a. «привязкой транспорт» (железной дороги особенно) к определенной территории.

b. Разрешительным порядком движения транспортных средств данного государства.

Рыночные отношения все в большей мере получают развитие во всех отраслях экономики нашей страны. Транспорт, являясь полноправным субъектом рынка, должен адекватно вписываться в эти отношения. Соблюдая общие объективные экономические законы рынка, он должен с учетом собственной специфики обеспечивать нормальное функционирование свободного экономического пространства государства и достаточную рентабельность транспортных предприятий, фирм и других объединений.

Рынок представляет собой совокупность актов купли и продажи товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), на основе спроса и предложения путем товарного и иного обмена с помощью рыночной инфраструктуры, включая банки, биржи, транспорт, связь. Таким образом, транспорт, с одной стороны, «физически» реализует этот обмен (обращение товаров и услуг). С другой - сам оказывает услугу основным субъектам рынка: продавцам и покупателям, т.е. образует транспортный рынок.

Таким образом, продукцией транспорта является перемещение. Полезный эффект, который появляется в результате перемещения, его конечный результат - доставка товаров и людей в пункт назначения. Это и есть основная «продукция», т. е. услуга транспорта , имеющая невещественную форму потребления. Однако, как и всякая продукция, она характеризуется своими качественными особенностями, т. е. чтобы ее успешно продать, необходимо обеспечить высокий уровень качества транспортного обслуживания: доставка точно в установленные сроки, без потерь, с максимальной долей удобств для клиентов.

Обеспечение всего этого требует значительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Следовательно, транспортные услуги имеют определенную стоимость (потребительную и меновую), которая возникает в процессе перевозок и входит в цену товара на месте потребления. Однако цена транспортной продукции на рынке, как и всякий товар, должна определяться спросом и предложением с учетом общественно необходимых затрат труда и потребительских свойств перевозок. Пока цены транспортной продукции (транспортные тарифы) регулируются государством, и поэтому транспорт имеет определенные ограничения в конкуренции рыночных структур.

Таким образом, особенностями рынка транспортных услуг являются:

невещественный характер транспортной продукции, как и всякой услуги (невозможность накопить «про запас», совпадение процессов производства и реализации и т. п.);

пространственная разъединенность полигонов реализации транспортных услуг, их не взаимозаменяемость, что ограничивает внутриотраслевую (на одном виде транспорта) конкуренцию;

всеобщность и массовость транспортного рынка в обществе, его монополизм;

роль железнодорожного транспорта на транспортном рынке в значительной мере зависит от его универсальности, производительности, размещения коммуникаций, уровня технической оснащенности, провозной и пропускной способности, стоимости, удобства и безопасности перевозок. Эти показатели характеризуют объем и качество предложений транспортных услуг;

спрос же на них по грузовым перевозкам формируют общественно необходимые потребности в материальном обмене. Соотношение спроса и предложения на транспортные услуги по видам транспорта определяет уровень участия каждого из них в работе транспортной системы и одновременно является стимулом их развития.

Важным принципом современного рынка является ориентация на конечный результат. В этом свете главное не экономия затрат, а оказание услуги наивысшего качества, соответствующего требованиям и (или) желаниям потребителя. Такое качество, как правило, требует увеличения затрат. Однако в связи с ростом спроса на такие услуги, увеличением количества продаж (тем более и с несколько большей ценой), прибыль производителя может даже возрасти, потребитель получит более долговечный качественный товар (экономя, таким образом, на частоте покупок) или наиболее полную и желанную услугу.

Интегрированный маркетинг предусматривает необходимость производить не то, что вы хотите произвести, а то, в чем нуждаются потребители. При этом надо изучать конечные потребительские цели, запросы. Часто железнодорожники думают, что клиентам нужны вагоны, а на самом деле им (потребителям) нужна доставленная продукция, которую они могут перевезти либо другим видом транспорта, либо вообще заменить другим видом сырья, топлива или оборудования. Сегодня в развитых странах интегрированный маркетинг побуждает не столько конкуренцию, сколько кооперацию (так называемый, стратегический альянс). Вместо конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом более выгодно для обоих перевозчиков и клиентов их интеграция, сотрудничество в целях наилучшего транспортного обслуживания грузовладельцев «от двери до двери» и «точно в срок». Именно в таком направлении и должен развиваться интегрированный маркетинг на транспорте.

Транспорт, выполняя как бы роль некоего посредника (вместе с оптовыми и розничными продавцами, дилерами, дистрибьюторами), оказывает влияние на эффективность каналов распределения и сбыта продукции. При этом от того, какой канал продвижения своей продукции выберет фирма, в значительной степени зависит и выбор транспорта, объем его работы.

Рынок, как механизм, объединяющий покупателей (предъявителей спроса - клиентов) и продавцов (поставщиков) транспортных услуг имеет свою специфику и принимает разнообразные формы. Функционирование конкурентных рынков, которые предполагают большое число независимо действующих предприятий, заинтересованных в перевозках, оказывает непосредственное влияние на работу транспорта.

Вопросов и задач, решаемых на предприятии, много:

дополнительные услуги по страхованию наиболее дорогостоящих перевозок, особенно в течение первого года после ввода новых технологий;

упрощение порядка предъявления клиентурой заявок на основе договоров;

информационная деятельность;

оказание услуг по прибытии грузов, а также услуг во всех случаях, когда у клиента возникли затруднения с погрузкой и выгрузкой по традиционной или новой технологии и т.д.

В целом по стране отсутствия спроса на перевозки, как правило, не бывает, так как этот спрос - это естественная потребность людей и общества. Транспорт - это «кровеносные сосуды» производственно-экономических систем, и без него они функционировать не могут. Однако на отдельных видах транспорта и в отдельных регионах такое состояние вполне возможно. Скажем, желание грузовладельцев использовать автотранспорт для гарантированной доставки на дальние расстояния комплектующих изделий и другой продукции вместо железных дорог. Другой пример - снижение поездок пассажиров в дальнем сообщении (падающий спрос) в связи с резким удорожанием стоимости билетов. Нерегулярный спрос на перевозки часто вызывается неритмичной работой некоторых предприятий, сезонностью производства и потребления некоторых видов продукции и т.п. В ряде случаев допускается чрезмерный или нерациональный спрос на перевозки, например за счет возникновения встречных, излишне повторных, чрезмерно дальних и других нерациональных перевозок.

Для организации нормальной работы транспорта очень важно знать предстоящие размеры спроса на перевозки грузов, т.е., соразмерив спрос с имеющимися ресурсами, разработать планы перевозок на различные сроки действия: на перспективу, текущий и краткосрочный периоды. В них с различной степенью детализации должны быть установлены предстоящие объемы перевозок и размеры транспортной работы, а также основные грузопотоки и густота перевозок по направлениям транспортной сети. Очень важно установить структуру предстоящих перевозок по родам грузов, особенно массовых.

Основная особенность международных перевозок - их конкурентный характер. Чтобы повысить конкурентоспособность в области грузовых перевозок, необходимо усовершенствовать тарифную систему, а именно держать тарифы стабильными, снижая затраты на перевозку. Для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе и не потерять клиентов, фирма должна совершенствовать свою тарифную систему.

Несмотря на то, что автомобильный транспорт является наиболее распространенным и массовым видом транспорта, в России на долю автомобильных перевозок приходится существенно меньшая часть в общем объеме грузоперевозок. Железные дороги является основной артерией движения грузопотоков на дальние и средние расстояния. Доставка грузов железнодорожным транспортом является сегодня одним из самых удобных способов перевозки без риска потери сохранности груза.

Основной особенностью рыночных отношений на автомобильном транспорте является превышение предложения перевозочных услуг над платежеспособным спросом в условиях свободного ценообразования и, как следствие, интенсивная конкуренция автотранспортных предприятий с целью получения высоких финансовых результатов (доходов, прибыли) за предоставленные транспортные услуги. К транспортному рынку конкуренцию можно определить как состязательность автотранспортных предприятий, транспортно-экспедиционных предприятий, других предприятий и организаций, осуществляющих перевозки грузов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия предоставления услуг на данном рынке и стимулируют предложение тех услуг, которые требуются потребителю.

Для малых и средних предприятий, наиболее характерных для автотранспортного бизнеса, конкуренция является одним из наиболее вероятных источников проблем. Однако вполне вероятно, что конкуренты, в том числе крупные транспортные компании, имеющие большой запас ресурсов, не в состоянии реализовать большую часть своих возможностей или даже удовлетворить все запросы своих текущих клиентов.

Большинство малых фирм и отдельные перевозчики пытаются найти нишу на рынке, где они были бы в какой-то мере защищены от конкуренции. Чтобы добиться этого, они должны предоставлять такие услуги, которые были бы в некотором роде уникальны и отличались от услуг конкурентов.

Оценивая свою конкурентоспособность, предприятие, прежде всего, определяет своих главных конкурентов, их сильные и слабые стороны, географическое положение, долю на рынке в общем объеме перевозок (услуг) по региону; объем и номенклатуру оказываемых услуг, дополнительный сервис, проводимую ценовую и сбытовую политику; наличие у конкурентов провозных возможностей и перспективы их увеличения и т.д.

На междугородных перевозках автомобильный транспорт конкурирует с другими видами транспорта, в первую очередь, с железнодорожным, а также с внутренним водным с учетом судоходных водных путей и сезонности перевозок. Выбирая средство доставки конкретного товара, грузоотправители учитывают транспортные издержки в цене товара, своевременность и сохранность его перевозки.

Кроме того, важным фактором, побуждающим грузоотправителя использовать автотранспорт, может быть желание избежать трудностей при выполнении требований предприятий железнодорожного транспорта в отношении норм оборота контейнеров, простоя вагонов и их загрузки, обеспечения необходимой упаковки грузов и т.д. Выгодные для многих отправителей смешанные перевозки, особенно контейнеропригодных грузов, невозможны без взаимодействия различных типов транспортных предприятий и видов транспорта. Поэтому конкуренции на транспортном рынке сопутствует взаимодействие в различных формах. Транспортные предприятия применяют в основном ценовой и неценовой способы конкурентной борьбы. Если спрос на перевозки и сопутствующие услуги заметно реагирует на изменение величины тарифа (эластичный спрос), то возможно некоторое снижение тарифов, что позволяет перевозчику привлечь дополнительных клиентов и увеличить свою долю регионального транспортного рынка, приобрести авторитет стабильного предприятия. Вынужденное снижение тарифов может быть также следствием политики обеспечения выживаемости предприятия в условиях высокой конкуренции со стороны других перевозчиков и сезонных изменений потребностей клиентов. При неценовой конкуренции акцент делается на условия предоставления услуг, обеспечение надежности их выполнения и доступности. Более высокое качество перевозок, как правило, связано с дополнительными затратами и установлением относительно высоких тарифов. Разумное применение правил допуска транспортных предприятий к работе может увеличить количество желающих получить лицензии на определенный вид деятельности или, наоборот, его снизить.

  • 4.1 Транспортный рынок, его особенности
  • 4.2 Сегментация транспортного рынка
  • 4.3 Спрос и предложение на транспорте
  • 4.4 Факторы, определяющие спрос на перевозку грузов и пассажиров
  • 4.5 Методы количественной оценки ёмкости рынка транспортных услуг

Транспортный рынок, его особенности

Транспорт является активным и непрерывным участником производственных и социальных процессов в обществе, важнейшей производственной инфраструктурой экономики. Вместе с тем транспорт выполняет определенные производственно-сбытовые функции, создавая и продавая на рынке собственную продукцию, которой является перевозка грузов и людей. Рынок - это механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов, позволяет им определять цены и количество товаров.

Поэтому исходя из целей экономического анализа, можно дать несколько определений транспортного рынка. С точки зрения экономической теории транспортный рынок можно определить как совокупность транспортных и нетранспортных предприятий (организаций) и физических лиц, которые взаимодействуют между собой, чтобы продавать и покупать транспортную продукцию.

С технической точки зрения транспортный рынок - это полигон транспортных коммуникаций, на которых действует совокупность транспортных предприятий одного или нескольких видов транспорта, реализующих транспортную продукцию и оказывающих транспортные услуги пользователям транспорта на определенной территории, исходя их своих техникоэкономических особенностей, возможностей и запросов потребителей.

Транспортный рынок как экономическую категорию можно определить как систему экономических, технологических и других связей, во-первых, между транспортом и его пользователями (клиентурой), а, во-вторых, между транспортными предприятиями разных видов транспорта. Основной формой связей первого типа является купля-продажа транспортных услуг, а второго - взаимодействие и конкуренция.

Пользователи транспорта - это его клиенты, грузоотправители, грузополучатели, экспедиторы, а также пассажиры.

Грузоотправитель - лицо или компания, которые передают грузы в ведение других лиц (экспедитора, перевозчика/оператора перевозки) для его доставки грузополучателю. Грузополучатель - лицо, имеющее право получать дос- тавленные грузы. Экспедитор - посредник, организующий перевозку грузов и/или предоставление сопутствующих услуг по поручению грузоотправителя.

Спрос на транспорте определяют платежеспособные потребности пользователей транспорта на транспортные услуги.

Предложение транспорта выражается через его провозную и пропускную способность на конкретном направлении за определенный период времени.

Характеристики транспортного рынка определяются ролью транспорта в экономике, а также особенностями процесса производства и реализации транспортной продукции. К ним можно отнести:

  • - всеобщий характер транспортного рынка. Поскольку транспорт относится к инфраструктурным отраслям экономики, то потребность в нём возникает как в сфере производства материальных благ, так и в сфере обращения в процессе доставки готовой продукции от производителя к потребителю. Транспорт также занимает существенную долю (10-18 %) в структуре фактического конечного потребления, потребительских расходов домохозяйств и платных услуг населению. Таким образом, как грузовой, так и пассажирский транспорт обеспечивают материальные условия функционирования всей системы «произ- водство-обращение-потребление»;
  • - отсутствие материально-вещественной формы транспортной продукции. Транспортная продукция производится и потребляется одновременно, поэтому её невозможно увидеть или осязать, у неё отсутствует форма, внешний вид. Её нельзя запасти впрок, она не имеет срока хранения. Качественные характеристики транспортной продукции непостоянны и изменяются в зависимости от времени, места и других факторов. Следовательно, реклама и маркетинг на транспорте требуют специфического подхода, отличного от рекламы и маркетинга промышленных и потребительских товаров;
  • - привязка перевозки к конкретному времени и месту , что часто делает её безальтернативной. Это существенно ограничивает как внутриотраслевую конкуренцию, например, между судоходными компаниями или железными дорогами, так и межотраслевую , т.е. между разными видами транспорта на транспортном рынке;
  • - необходимость государственного регулирования транспортного рынка.

Такая необходимость вызывается целым рядом обстоятельств. Во-

первых, транспорт - капиталоёмкая отрасль, поэтому роль государства, а также местных органов власти в финансировании строительства объектов транспортной инфраструктуры велика. Такие элементы транспортной системы, как транспортная сеть (железные и автомобильные дороги, гидротехнические сооружения на внутренних водных путях и др.) являются стратегическими объектами и являются государственной собственностью. Во-вторых, естественный монополизм ряда транспортных отраслей (например, железнодорожного транспорта), а также отдельных транспортных предприятий (например, речных портов) необходимо контролировать путем проведения государственной тарифной политики. В-третьих, функционирование транспорта связано не только с его важной ролью в экономике, но и со значительным ущербом для окружающей среды, населения и в целом для всего общества: вредные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, шум, уличные заторы, дорожно-транспортные происшествия с гибелью и увечьями людей и др. Требуется постоянное вмешательство государства, чтобы уменьшить эти негативные последствия от деятельности транспорта. В-четвертых, поддержание обороноспособности страны - важная государственная задача, в которой ключевая роль отводится транспорту. И, наконец, развитие экономики страны требует выработки государственной политики в сфере транспорта, разработки программных документов развития отдельных видов транспорта, в которых сформулированы цели и задачи, стоящие на данном этапе перед транспортной системой.

При этом государственное регулирование не может быть основано на чисто командных методах управления, а прежде всего предполагает применение экономических инструментов (налоги, тарифы, субсидии и др.) и правовых механизмов (лицензирование, сертификация и т.п.).

Существует различная классификация транспортных услуг. По признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий услуги бывают перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные услуги. По виду потребителя, которому предоставляется услуга, различают внешние (предоставляемые нетранспортным предприятием) и внутренние (предоставляемые другим предприятием транспорта). По характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги, выделяют технологические, коммерческие, информационные и т.д.

Научно обоснованная классификация отраслей транспорта имеет важное значение для правильного планирования производства и обеспечения определенной пропорциональности в его развитии. В основу классификации отраслей транспорта положены следующие принципы:

экономическое назначение предоставляемой услуги;

характер функционирования продукции транспорта в процессе производства;

характер воздействия на предмет труда и др.

Наиболее важным принципом классификации отраслей является экономическое назначение предоставляемой услуги. В соответствии с этим весь транспорт делится на внешний и внутренний.

Так как транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для внутренних перевозок, т.е. перевозок внутри производства, то кроме транспорта общего пользования имеется в народном хозяйстве транспорт внутрипроизводственный или ведомственный. Транспортный комплекс Российской Федерации включает: автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный, авиационный и другие виды транспорта. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.

В процессе материального производства транспорт удовлетворяет потребности отраслей народного хозяйства в перевозках различного типа: внутрипроизводственных, межотраслевых внутри региона, межрегиональных, перевозках работников и т. д.

Виды транспорта подразделяются на водный (морской речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пульпопроводы (Навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке.

Межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров обуславливают деление транспорта региона на магистральный и внутрирайонный .

Функции транспорта:

· Одна из основных функций - стимулирующая. Стимулирование экономического роста реализуется посредством инвестиций в транспортный комплекс.

· Дистрибутивная - обеспечение физического движения товарных потоков в мировой экономической системе.

· Интеграционная функция транспорта реализуется посредством формирования единой сети транспортных маршрутов.

· Выполняет также структурообразующую функцию - участвует в формировании отраслевой структуры мирового производства и межотраслевых пропорций.

· Социальная функция транспорта - предоставление равного доступа всем членам общества к социально-экономической инфраструктуре через повышение степени транспортной доступности.

Так называемая «единая транспортная система» России характеризуется такими чертами, как:

1) неравномерность развития различных видов транспорта;

2) крайне неравномерное размещение транспортной сети по отдельным регионам;

3) слабая взаимозависимость и взаимодействие отдельных видов транспорта при выполнении перевозок (грузов и пассажиров);

4) высокий уровень монополизации рынка транспортных услуг в сочетании с административным давлением на экономических агентов, что расчленяет единую транспортную систему.

Федеральное агентство по образованию

Брянский Государственный Технический Университет

Кафедра «Экономика, организация производства, управление»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Статистика

на тему: Анализ транспортных услуг в РФ

Выполнила:

Студентка гр.10-ФК2

Петухова В.Ю.

Проверила: к.э.н., доц.

Новикова А.В.

Брянск 2012

Аннотация

В данной курсовой работе было проведено статистическое исследование рынка транспортных услуг РФ. Основная цель работы - закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, их применение для расчета и анализа основных показателей рынка транспортных услуг, полученных в процессе изучения статистики, а также развитие способности к обобщению результатов, которые будут получены из имеющихся статистических данных.

Курсовая работа состоит из двух частей:

· первая часть посвящена изучению теоретических основ транспортных услуг: виды и функции, показатели (грузооборот, пассажирооборот и др.) деятельности, перспективы ее развития.

· во второй части произведен расчет и анализ основных показателей транспортных услуг на основе изученных статистических приемов и методов, таких как сводка и группировка, расчет абсолютных, относительных и средних величин, расчет показателей динамики, выравнивание динамического ряда и т.д.

Введение

1 Формирование рынка транспортных услуг

2 Структура, особенности рынка транспортных услуг

3 Классификация, функции рынка транспортных услуг

4 Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг

Глава 2. Расчет и анализ показателей рынка транспортных услуг РФ

2.1 Группировка

2.2 Расчет средних величин

3 Относительные величины

2.4 Показатели вариации

5 Ряды динамики

2.6 Выборочное наблюдение

2.8 Корреляционно-регрессионный анализ

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Для эффективного управления рынком транспортных услуг, принятия решений по его дальнейшей организации необходимы данные, комплексно отражающие развитие данной отрасли под действием различных внешних факторов. В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг. Последнего привлекают минимальные сроки доставки, максимальная сохранность груза, удобства по приему и сдаче грузов и возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза, и тогда он готов нести соответствующие затраты. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента. Потребителя не интересуют затраты предприятия транспорта на осуществление обслуживания. С ужесточением требований потребителей к качеству товаров потребности производителей в своевременной и надежной доставке все больше повышаются .

Актуальность данного исследования заключается в количественных показателях, соответствующих раскрытию структуры рынка транспортных услуг. Так как транспорт представляет собой не просто одну из отраслей хозяйства страны, но и одно из наиболее существенных условий успешного функционирования всей экономики, оказывающее активное воздействие на формирование территориальных пропорций развития производства страны и регионов, то его изучение является важной задачей для статистики.

Целью данной работы является проведение статистического анализа рынка транспортных услуг в Российской Федерации, учитывая особенности его формирования и функционирования. Для достижения поставленной цели работы надо решить следующие задачи: изучить теоретическую сущность и систему показателей, соответствующую данной теме; проанализировать соответствующие показатели развития;- Объектами учета в статистике рынка транспортных услуг являются перевозки пассажиров и грузов различными видами транспортов.

На основе этого предметом исследования в данной работе являются такие показатели деятельности транспорта, как пассажирооборот и грузооборот, густота путей сообщения.

Глава 1. Теоретические основы изучения рынка транспортных услуг

.1 Формирование рынка транспортных услуг

С позиций системного подхода транспорт представляет сложную адаптивную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе транспортного обслуживания региональных материальных и людских потоков. Можно утверждать, что начиная с 1970-х годов происходит органическое срастание грузового транспорта с производством и процессом распределения, превращение его в звено единой системы "производство - транспорт-распределение - сбыт". Россия находится на новом этапе своего развития - этапе становления ее нового общественного устройства. Дальнейшее развитие РФ на этом этапе во многом зависит от величины ее экономического потенциала.

По мере ослабления плановых начал возникла необходимость перехода экономики страны к рыночным отношениям. Экономика России как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей.

Одной из наиболее важных отраслей экономики России, где необходимо применение инновационных методов в управлении, является транспорт.

Кардинально изменившаяся за последнее десятилетие структура внутренних и внешних грузопотоков, постепенное преодоление последствий системного кризиса 90-х и выход на траекторию устойчивого экономического роста потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы России и новой стратегии повышения конкурентоспособности и эффективности транспортной отрасли.

В течение многих лет транспортная инфраструктура развивалась без должной координации между отдельными видами транспорта и развитием производительных сил, что вело к прямым потерям от реализации несвоевременных или неэффективных проектов и не позволяло добиться системного эффекта в работе транспорта.

В первую очередь преимущественное развитие получает автомобильный транспорт, т.к. именно он является связующим элементом между всеми остальными видами транспортами и потребителями транспортных услуг. Кроме этого, строительство транспортных артерий других видов транспорта невозможно без участия автомобильного. Но автомобильный транспорт состоит как минимум из двух технических элементов: дороги и автомобиля, развитие которых находится в постоянном диалектическом единстве и взаимообусловленности. При этом, первичным является автомобильная дорога.

Дорожное хозяйство также включается в транспортный комплекс.

Особенность заключается в том, что автомобильные дороги используются транспортными, промышленными, строительными, сельскохозяйственными и другими организациями, а также населением бесплатно. Их износ не включается в себестоимость перевозок, а возмещается путем непосредственного финансирования затрат на выполнение ремонтных работ на автодорогах по установленным налоговым ставкам через дорожные фонды.

Поэтому в дорожном хозяйстве отсутствует прямая зависимость между размером средств, направляемых на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог, и мерой потребления дорог автомобильным транспортом, как это имеет место в процессах воспроизводства в других отраслях народного хозяйства .

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности на территории республик в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ) - органа, призванного осуществлять лицензирование транспортных и сервисных предприятий, входящих в транспортно-дорожный комплекс республики, контролировать выполнение транспортного законодательства и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять ряд других функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.

Первоначальной задачей подразделений РТИ было лицензирование транспортной деятельности. При этом за процессом лицензирования не просматривались, да и не могли просматриваться основные функции органов РТИ:

ограничение либо стимулирование притока транспорта в те или иные сектора регионального рынка транспортных услуг;

определение дополнительных льгот и формирование особых условий для предприятий и предпринимателей, осуществляющих социально значимые перевозки;

применение к транспортным предприятиям санкций при нарушении требования лицензирования и др.

Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства, обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции.

А функционирование экономики Российской Федерации в рыночных условиях выдвигает перед автомобильным транспортом ряд проблем по адаптации к рыночной экономике. Характерными чертами функционирования автотранспорта в условиях рыночной экономики являются такие объективные обстоятельства, как:

    новые экономические условия работы автомобильного транспорта и потребителей его услуг,

    формирование рынка услуг транспорта,

    усиление конкуренции между предприятиями транспорта и различными видами транспорта.

Без учета требований рынка не может нормально развиваться ни одно предприятие. Конечной целью любого предприятия транспорта, функционирующего в условиях рынка, является получение прибыли на основе производства услуги, необходимого потребителю.

До 90-х годов понятие услуга транспорта не использовалось в практике планирования и организации работы автомобильного транспорта. Исключением являлось такая сфера деятельности, как транспортно-экспедиционное обслуживание, где это понятие является общепринятым.

Такой подход был обусловлен традиционным рассмотрением автомобильного транспорта наравне с производственными отраслями. Услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и (или) предваряющим процесс материального производства. Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей потребителей и характеризующийся наличием необходимого технологического, финансового, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка груза, но и любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам автомобильного транспорта относятся:

    перевозка грузов, почты;

    услуги погрузочно-разгрузочные (погрузка, выгрузка, перегрузка, внутри складские операции);

    услуги по хранению грузов;

    услуги по подготовке к перевозке перевозочных средств;

    предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;

    услуги транспортно-экспедиционные и дополнительные, выполняемые при перевозке грузов, багажа и др. по обслуживанию предприятий, организаций, населения;

    перегон новых и отремонтированных перевозочных средств и т.п.

Удельный вес услуг транспорта по мере развития экономики, как правило, возрастает либо стабилизируется. Подобная ситуация прослеживается практически во всех странах. Таким образом, в условиях рынка качество определяется как тот уровень потребительских свойств и надежности услуги, который нужен рынку (потребителю) и который производители способны обеспечить по приемлемой цене. В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента. Потребителя не интересуют затраты предприятия транспорта на осуществление обслуживания .

За последние два десятилетия прошлого века и начало нынешнего столетия удельный вес расходов на транспорт в развитых странах существенных изменений не претерпел. В абсолютном выражении расходы на транспорт продолжали увеличиваться. Следовательно, качественных изменений в предпочтениях потребителей в отношении транспорта в настоящее время не происходит - потребности в услугах данного типа у реципиентов сложились на оптимальном уровне, соответствующем высокой степени удовлетворения.

Развитие конкурентного рынка транспортных услуг потребует создания условий для превышения уровня предложения высококачественных транспортных услуг над спросом, а также обеспечения публичности и информационной открытости рынка по ценам и качеству услуг. Это обеспечит потребителям возможность свободного выбора транспортных услуг, заставит работать механизм "цена - качество", сделает цену и качество предметом конкуренции. Такой механизм обеспечит постоянное повышение производительности транспортных компаний, что будет способствовать их самоокупаемости. Механизм "цена - качество" позволит стимулировать исследование участниками рынка спроса на различные категории услуг и проводить анализ уровня конкурентов, повышать качество предоставляемых транспортных услуг, находить оптимальный баланс между их ценой и качеством. Все это создает условия для дальнейшего повышения эффективности работы и роста конкурентоспособности национальных транспортных компаний и российской транспортной системы в целом.

Государственная политика формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривает административные и экономические методы.

Административные методы должны обеспечивать регулирование деятельности естественных монополий, доступа владельцев транспортных средств, а также экспедиторов и перевозчиков к профессиональной деятельности с использованием механизмов лицензирования или декларирования (уведомление об обязательствах участника рынка).

Экономические методы формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривают реализацию механизмов налоговой, тарифной и инвестиционной политики.

Экономические методы должны стимулировать создание экспедиторско-перевозочных и транспортных фирм всех видов и уровней в области грузовых и пассажирских перевозок, которые могли бы обеспечить конкурентоспособные транспортные услуги в области грузовых и пассажирских перевозок. В частности, целесообразно рассмотреть механизм стимулирования создания достаточно крупных транспортных компаний, способных инвестировать средства в освоение высокоэффективных транспортных технологий и современные транспортные средства. Необходимо обеспечить государственную поддержку повышения конкурентоспособности национальных транспортных компаний.

В условиях быстро увеличивающихся межстрановых товаропотоков и перемещения людей резко возрастает значение всех видов транспорта. Торговля транспортными услугами охватывает практически все страны и является одним из катализаторов происходящей глобализации. Совершенствование транспортной инфраструктуры и уменьшение расходов на перевозки под влиянием НТП позволяет интенсифицировать торгово-экономическое сотрудничество между географически отдаленными регионами, ведет к снижению издержек пространственной организации международных хозяйственных систем. В процессе углубления интеграции России в мировую экономику нельзя недооценивать роль отечественного транспорта.

Транспортная отрасль имеет исключительно важное значение для развития экономики и внешнеэкономических связей нашей страны. С одной стороны, транспорт - это ключевой инфраструктурный компонент внешней торговли товарами, а с другой - крупная и растущая статья торговли услугами, обеспечивающая около четверти всего российского внешнеторгового оборота в сфере услуг. Россия обладает благоприятными естественно-географическими условиями для наращивания международных транспортных операций, что является важной предпосылкой для получения значительного экономического эффекта от этих операций. Но они не обеспечивают в полной мере международную конкурентоспособность российского транспорта. Для укрепления позиций России на мировом рынке необходимы создание современной транспортной инфраструктуры и коренная организационная перестройка всей транспортной системы нашей страны.

Занимая центральную часть Евразийского континента, Россия объективно играет роль геополитического моста в отношениях между странами Запада и Востока. Ее одновременное присутствие в Европе и Азии влияет на содержание экономических, политических, культурных процессов в данных частях света. Занимая огромное пространство, имея выходы к морям, используя большую территорию для международного транзита, а также обладая системой космической, воздушной, морской навигации, Россия благодаря этому владеет и уникальными возможностями участия в международной интеграции и воздействия на глобальные процессы.

Транзит позволяет эффективно использовать резервы провозных возможностей национальных транспортных систем, стимулирует их воспроизводство и совершенствование. Как следствие этого - активно развивается транспортное машиностроение и обеспечивающие его отрасли.

В общем случае использование национального трубопроводного транспорта, электропередающих систем для транспортировки газа, нефтепродуктов и электроэнергии из одной страны в другую через территорию Российской Федерации, также является существенным элементом транзитного потенциала страны. Транзит следует рассматривать не только как часть бизнеса вносящая свой вклад в ВВП, но важный элемент международного позиционирования страны. Россия имеет свою нишу в мировом транзитном бизнесе.

.2 Структура, особенности рынка транспортных услуг

Новые экономические условия расширили понятие «услуга транспорта». Сегодня под транспортной услугой подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам транспорта относят:

· перевозку грузов и пассажиров;

· погрузочно-разгрузочные работы;

· хранение грузов;

· подготовку перевозочных средств;

· предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката;

· перегон (доставку) новых и отремонтированных транспортных средств;

· транспортно-экспедиционные услуги;

· прочие услуги.

В общих взаимосвязях транспорта с другими подсистемами народного хозяйства особенно важно выявление сдвигов в видовой структуре транспорта и видовой структуре перевозок. При изучении структурных сдвигов на самом транспорте в видовом аспекте наиболее ощутима социально-пространственная роль его автомобильной составляющей; именно автомобильный транспорт наиболее приближен к повседневным потребностям и действиям людей.

Дело в том, что средства транспорта, ориентированные главным образом на дальние магистральные связи и перевозки, обеспечивают в основном ресурсно-производственную сферу функционирования общества. Под влиянием автотранспорта меняются формы расселения, ежедневные передвижения населения. Автотранспорт все в большей степени становится социально-техническим средством самоорганизации населения и хозяйства.

В условиях перехода к рыночным отношениям и продолжающегося спада производства важно понять, какие процессы структурообразующего характера происходят в целом на транспорте, какова взаимосвязь автотранспортной составляющей с народным хозяйством.

Под структурой транспорта понимается состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отдельных отраслей и производств. Показателями отраслевой структуры являются: число самостоятельных отраслей; соотношение всех видов транспорта в общем объеме перевозок грузов всего транспортного комплекса; удельный вес отраслей транспорта; доля пассажирского и грузового транспорта.

В практике планирования и учета отраслевая структура транспорта определяется путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме транспортного производства. Структура транспортного комплекса страны формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются:

    научно-технический прогресс;

    планируемые темпы развития всего транспорта и отдельных его отраслей;

    концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства;

    рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;

    общественно-исторические условия, в которых идет развитие транспорта;

    международное разделение труда;

    укрепление позиций России на мировом рынке.

Специализация транспорта выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, с однородной продукцией или услугой, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

На заре существования ж/дорог, путевое развитие станций и перегонов, локомотивный парк, а также в значительной степени обслуживающий персонал не были специализированы по видам деятельности. Однако зачатки специализации в некоторых звеньях транспорта имелись уже в тот период. Чем дальше развивался ж/д транспорт, тем явственнее выступает специализация основных его элементов, тем дольше идет эксплуатационно-техническая их дифференциация. С течением времени ж/д транспорт в своей организации, технологии и техническом оснащении все дальше и дальше отходит от своего первоначального состояния, специализация все больше распространяется на еще не охваченные ей области транспорта. Если выйти за пределы ж/д транспорта и посмотреть на транспортную систему в целом, то внутри нее также все яснее становится специализация отдельных видов транспорта, отчетливее разграничиваются сферы наиболее эффективного использования ж/д, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта.

Поскольку перевозочный процесс в очень редких случаях начинается и заканчивается в пределах какого-либо одного вида транспорта, постольку в транспортной системе одновременно со специализацией происходит кооперирование деятельности разных видов транспорта.

За счет специализации транспортная система обретает большую производительности, а за счет кооперирования - большую пластичность, устойчивость в изменяющихся условиях и, следовательно большую экономичность.

Чередование принципиально разных фаз в развитии транспортной системы - специализации и кооперирования - при отсутствии достаточно определенной закономерности в продолжительности отдельных фаз по времени и глубине происходящих изменений крайне затрудняет формализацию процессов развития транспорта в целом и отдельных его частей .

Для использования в перевозках одного или сочетания нескольких видов транспорта необходимо тщательно исследовать различные факторы, выявляющие как преимущества какого-либо варианта транспортного обслуживания, так и ограничивающие область взаимозаменяемости видов транспорта, где выбор варианта основан на технико-экономических расчетах.

Таким образом, особенностями рынка транспортных услуг являются:

· невещественный характер транспортной продукции, как и всякой услуги (невозможность накопить «про запас», совпадение процессов производства и реализации и т. п.);

· пространственная разъединенность полигонов реализации транспортных услуг, их не взаимозаменяемость, что ограничивает внутриотраслевую (на одном виде транспорта) конкуренцию;

· всеобщность и массовость транспортного рынка в обществе, его монополизм;

· роль железнодорожного транспорта на транспортном рынке в значительной мере зависит от его универсальности, производительности, размещения коммуникаций, уровня технической оснащенности, провозной и пропускной способности, стоимости, удобства и безопасности перевозок. Эти показатели характеризуют объем и качество предложений транспортных услуг;

· спрос же на них по грузовым перевозкам формируют общественно необходимые потребности в материальном обмене. Соотношение спроса и предложения на транспортные услуги по видам транспорта определяет уровень участия каждого из них в работе транспортной системы и одновременно является стимулом их развития.

.3 Классификация, функции рынка транспортных услуг

Существует различная классификация транспортных услуг. По признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий услуги бывают перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные услуги. По виду потребителя, которому предоставляется услуга, различают внешние (предоставляемые нетранспортным предприятием) и внутренние (предоставляемые другим предприятием транспорта). По характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги, выделяют технологические, коммерческие, информационные и т.д.

Научно обоснованная классификация отраслей транспорта имеет важное значение для правильного планирования производства и обеспечения определенной пропорциональности в его развитии. В основу классификации отраслей транспорта положены следующие принципы:

    экономическое назначение предоставляемой услуги;

    характер функционирования продукции транспорта в процессе производства;

    характер воздействия на предмет труда и др.

Наиболее важным принципом классификации отраслей является экономическое назначение предоставляемой услуги. В соответствии с этим весь транспорт делится на внешний и внутренний.

Так как транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для внутренних перевозок, т.е. перевозок внутри производства, то кроме транспорта общего пользования имеется в народном хозяйстве транспорт внутрипроизводственный или ведомственный. Транспортный комплекс Российской Федерации включает: автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный, авиационный и другие виды транспорта. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.

В процессе материального производства транспорт удовлетворяет потребности отраслей народного хозяйства в перевозках различного типа: внутрипроизводственных, межотраслевых внутри региона, межрегиональных, перевозках работников и т. д.

Виды транспорта подразделяются на водный (морской речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пульпопроводы (Навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке.

Межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров обуславливают деление транспорта региона на магистральный и внутрирайонный .

Функции транспорта:

· Одна из основных функций - стимулирующая. Стимулирование экономического роста реализуется посредством инвестиций в транспортный комплекс.

· Дистрибутивная - обеспечение физического движения товарных потоков в мировой экономической системе.

· Интеграционная функция транспорта реализуется посредством формирования единой сети транспортных маршрутов.

· Выполняет также структурообразующую функцию - участвует в формировании отраслевой структуры мирового производства и межотраслевых пропорций.

· Социальная функция транспорта - предоставление равного доступа всем членам общества к социально-экономической инфраструктуре через повышение степени транспортной доступности.

Так называемая «единая транспортная система» России характеризуется такими чертами, как:

) неравномерность развития различных видов транспорта;

) крайне неравномерное размещение транспортной сети по отдельным регионам;

) слабая взаимозависимость и взаимодействие отдельных видов транспорта при выполнении перевозок (грузов и пассажиров);

) высокий уровень монополизации рынка транспортных услуг в сочетании с административным давлением на экономических агентов, что расчленяет единую транспортную систему.