Классификация групп в социальной психологии. Большие социальные группы: классификация, характеристика

  • 15.12.2023

Группа - это произвольное объединение людей по какому -либо общему признаку, по уровню образования, по разновидностью совместной деятельности. Группа – это определенная система деятельности, заданная в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.

Юбенг выделил 7 различных принципов, на основе которых строились классификации групп. Эти принципы были самые разнообразными: § уровень культурного развития; § тип структуры; § задачи и функции; § преобладающий тип контактов в группе; § время существования группы; § принципы ее формирования; § принципы доступности членства в ней. Однако общая черта всех классификаций – формы жизнедеятельности группы.

Условные группы - это Реальные группы - это группы, объединенные по группы, в которых люди какому-то общему постоянно находятся в признаку, например по повседневной жизни и возрасту, полу и т. д. деятельности.

Лабораторными Естественными называют группы, которые создаются в складываются сами интересах их по себе, возникают научного и существуют, изучения. исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

Большие группы – это группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Стихийные группы - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия (толпа, масса, публика). Примером устойчивых групп является нация, профессиональная группа, половозрастная группа.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий. Длительность ее определяется значимостью инцидента. Масса обычно стабильное образование с довольно четкими границами. Масса может выступать не как сиюминутное образование, она может оказаться в значительной большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции (демонстрации, митинга). Публика - это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале. В более замкнутом помещении, например в лекционном зале, публику называют аудиторией. Нация - исторически сложившаяся устойчивая этническая общность людей, основанная на общности языка, территории, экономической жизни, а также на специфической для данного народа культуры.

Становящиеся группы – это уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова. Развитые группы – это группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

Также существует разделение малых групп на: 1) Формальные и неформальные; 2) Первичные и вторичные; 3) Группы членства и нечленские, или собственно референтные группы.

Формальная группа - это «социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата в рамках разделения труда в данном институте, организации» . Неформальная группа - это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса. Первичная группа - это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Вторичная группа - это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Группы членства – это группы членом которых индивид является. Референтные группы – это группы членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведение.

Таким образом, изучение групп является важнейшим аспектом исследований в социальной психологии. Основным источником является учебник Г. М. Андреевой «Социальная психология»

Проблема классификации социальных групп неоднозначно решалась на протяжении всей истории развития социальной психологии. Например, Юбенк, американский исследователь, выделял семь различных принципов построения классификаций: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе, а также добавлялись время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней. Общей чертой классификаций выступала форма жизнедеятельности группы.

В отечественных традициях социальной психологии основой должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений.

Согласно Г. М. Андреевой, в социальной психологии группы делятся прежде всего на условные и реальные (рис. 12.1).

Основными здесь выступают реальные группы. Среди реальных существуют такие, которые формируются для общепсихологических исследований – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе.

В свою очередь естественные группы подразделяются на большие и малые группы. В социальной психологии солидную традицию исследования имеют преимущественно большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, другие – организованные, длительно существующие, устойчивые группы (классы, нации), значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В свою очередь малые группы подразделяются на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся (коллективы), развитые.

В западной традиции, в рамках интеракционизма, существует подход, пытающийся совместить социально-психо- логический подход с социологическим. Так, Т. Шибутани утверждал, что группы могут различаться по размеру, "...от двух любовников, страстно сжимающих друг друга в объятиях, до миллионов мужчин и женщин, мобилизованных на войну" . Однако в данном подходе, пишет Г. М. Андреева, трудно дать единый перечень характеристик, или признаков (параметров), группы. Гораздо продуктивнее сделать это по отношению к конкретным видам групп, к анализу групп различного типа .

Г. Г. Дилигенский, выделяя виды больших социальных групп, указывал в основном на два вида. Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей. В первом случае люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли людей (объективные макро-группы). Во втором случае это группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей (субъективно- психологические ) . Для уяснения соотношения между этими видами он вводит понятие психологической общности. Для понимания сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б. Ф. Поршнева о разделении людей на "мы" и "они" в процессе исторического развития человечества .

В первом случае процессы, явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, являются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу, первичное явление. В данном случае психологическая общность является первичным основанием.

В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки:

  • по времени существования выделяются длительно существующие большие группы (классы, нации) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа);
  • по характеру организованности-неорганизованности – организованные группы (партии, союзы, толпа). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации);
  • по признаку контактности взаимодействия можно говорить об условных и реальных группах. Так, половозрастные и профессиональные группы являются условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания;
  • по открытытости и закрытости больших групп. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп;
  • по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью больших социальных групп. Так, Г. Г. Дилигенский выделяет два типа социальных групп. Первый тип – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак, например демографический, – тогда тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, семье). Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по признаку их выделения. Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором – субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной .

А. Л. Журавлев при классификации малых групп также различает группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя (рис. 12.2). Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности, а также в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах .

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных , предложенное Э. Мэйо. Формальные группы – группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т.е. определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов.

Рис. 12.2.

Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.

Неформальные группы – объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

В субъективном, психологическом плане группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, здесь центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.

Основными критериями феномена психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентаций и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (чувство "мы"). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность – тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.

Проблема группы – это ключевой понятие социальной психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая как общность, обозначается как социальная группа (семья, копания друзей, очередь в магазине, студенческая аудитория и т. п.). Группа может изучаться с позиции любой общности: социальной, производственной, бытовой, экономической, целевой и т. д.

По мнению Е. В. Андриенко, индивиды не принадлежат к группе всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.

По Т. Шибутани, социальная группа представляет собой важную форму объединения людей в процессе деятельности и общения. В Российской педагогической энциклопедии указывается, что педагогика рассматривает социальную группу как относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями нормами.

Социальную группу в ряде случаев обозначают понятием страт. Основы социальной стратификации заложены М. Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему. Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. Согласно этой теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

По мнению Т. Парсона, универсальными критериями социальной стратификации являются: 1) качество (предписывание индивиду определенной характеристики); 2) исполнение (оценка деятельности и индивида в сравнении с деятельностью других людей); 3) обладание материальными ценностями, талантом, культурой.

Используется следующая вертикальная стратификация: 1) высший класс профессионалов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

Для социально-психологического подхода характерно следующее: выполнение различных социальных функций, человек является членом многочисленных социальных групп, что определяет объективное место личности в системе социальной деятельности и сказывается на формировании ее сознания. Для социальной психологии важность группового подхода» состоит в определении степени групповых влияний на содержание сознания личности.

Проблема построения классификации социальных групп в социальной психологии имеет большую историю. Исследователи выделяли различные основания для классификации: уровень культурного развития, преобладающий тип контактов в группе, принципы доступности членства, время существования группы и т. п. Общая черта этих классификаций – формы жизнедеятельности группы . Учитывая важность анализа групп с учетом их включения в систему общественных отношений, Г. М. Андреева предлагает выделяемые социальной психологией группы разделить на реальные и условные .

Условные – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить с результатами, полученными в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.

Основное внимание социальная психология сосредоточивает на реальных группах, т.е. таких, которые существуют в реальной действительности. Общепсихологические исследования часто имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Существует только во время проведения эксперимента.

Реальные естественные группы складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора, возникают и существуют исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

Естественные группы подразделяются на большие и малые . Малые группы на всем протяжении развития социальной психологии являлись объектом для изучения. Большие группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни изучаются давно (главным образом это неорганизованные, стихийно возникающие группы), другие – организованные, длительно существующие группы, классы, нации, стали объектом исследования сравнительно недавно.

Представленная классификация свидетельствует о том, что диапазон групп, интересующих социальную психологию, очень широк. Их разнообразие не позволяет дать единого определения понятию «группа». Очень редко встречается включение в понятие «группа» всех разновидностей. Такой синтез попытались осуществить в рамках интеракционизма. Т.Шибутани утверждал, что группы могут различаться по размеру от двух влюбленных до миллионов, ведущих войну.

Социальная психология традиционно изучает некоторые элементарные параметры группы. Согласно такому подходу выделяют следующие основные признаки социальной группы .

1. Наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат и т. д.).

2. Существование основных параметров группы как единого целого (композиция и структура группы, групповые процессы, групповые нормы и санкции). Каждый из перечисленных параметров может иметь различное содержание в зависимости от общего подхода к изучению групп.

Композиция – совокупность характеристик членов группы (численность, половой и возрастной состав, национальность, социальное положение членов группы), т.е. индивидуальный состав группы. Говоря о составе, важно знать, какая конкретно группа является объектом исследования, и только после этого описывать совокупность ее составляющих.

Структура группы представляет функции, выполняемые членами, группы, а также актуальное состояние формальных и неформальных отношений членов группы. Выделяют несколько формальных признаков структуры группы: структура коммуникаций, структура предпочтений, структура власти и т. д.

Групповые процессы – динамические показатели группы как социального процесса отношений (лидерство (руководство), стадии развития группы, групповое давление и т. д.).

3. Способность индивидов к согласованным действиям . Зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера-руководителя. В основе другого подхода – положение индивида в группе в качестве ее члена. Рассмотрим основные показатели в рамках этого взгляда.

1. Основным понятием выступает статус , или позиция , обозначающее место индивида в системе групповой жизни.

2. Еще одно важное понятие – роль . Часто роль рассматривают как динамический аспект статуса, но это лишь часть содержания понятия. Например, женщина в семье имеет статус матери, но в каждой семье роль матери может иметь различное содержание. Таким образом, при сохранении статуса набор соответствующих ему функций может сильно отличаться в различных однотипных группах.

3. В качестве характеристики положения индивида в группе является система групповых ожиданий , предполагающая, что всякий член группы обязательно воспринимается, оценивается другими. Благодаря этому качеству группа контролирует деятельность своих членов. В случае рассогласования между ожидаемым и реальным поведением группа могут применять групповые санкции – механизм, посредством которого группа следит за выполнением и соблюдением групповых норм .

52. Проблема способностей в психологии .

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен.

В толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет.

Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1.Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. Он - то и предложил третье из перечисленных определений способностей.

Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

«Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б.М.Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

С.Л. Рубинштейн отмечает, что всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности.

Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека.

Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.

Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека, но его способности являются не прямой функцией его наследственности. Во-первых, наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразложимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь наследственности. Во-вторых, наследственны могут быть не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития.

Органические предпосылки развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития.

Мы говорим о врожденности задатков, наряду с этим говорят о наследственности способностей. Необходимо уточнить и разграничить эти понятия. Под врожденным естественно понимать то, что уже имеется к моменту рождения; под наследственным то, что посредством определенных органических механизмов передается индивиду от его предков. Эти понятия не тожественные ни по форме, ни по существу. Первое понятие описательное: оно констатирует факт; второе – объяснительное: оно вскрывает его источник. Они не совпадают и по содержанию: то, что оказывается врожденным, т.е. наличным к моменту рождения, вовсе не должно быть продуктом одной лишь изолированно взятой наследственности; оно обусловлено и предшествующим ходом эмбрионального развития.

С другой стороны, наследственно обусловленное вовсе не должно выступать уже оформившимся к моменту рождения; так, несомненно наследственно обусловленные изменения, связанные с половым созреванием, наступают, однако, в более или менее отдаленный от рождения период.

Таким образом, врожденное не сводится к наследственному и наследственное не сводится к врожденному.

Значение врожденных задатков для разных способностей различно. Значение их относительно рельефно выступает в таких способностях, как музыкальные, существенной предпосылкой которых является тонкий слух, т.е. качество, зависящее от свойств периферического (слухового) и центрального нервного аппарата. Особенности строения нервно-мозгового аппарата – это прирожденные задатки. Но это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития, а не сами музыкальные способности. Музыкальные способности в подлинном смысле слова – это свойства и данные, необходимые для занятия музыкальной деятельностью, т.е. исполнения музыки, сочинения музыки (композиции) или полноценного художественного восприятия ее. Музыкальные способности в этом единственно правомерном смысле слова являются не врожденными свойствами организма, а результатом развития личности; врожденные задатки являются лишь необходимыми предпосылками, они зависят от всего пути развития личности. Конкретно (если продолжать развитие мысли на примере музыкальных способностей) развитие музыкальных способностей композитора может зависеть от того, найдет ли он творческие замыслы, сюжеты, адекватные его техническим средствам, и технические средства, адекватные его замыслам, и т.п.

Не подлежит сомнению, что люди очень значительно разнятся не только по врожденным задаткам, но и по своим способностям – как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях – продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности.

Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она – сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожественны, но они все же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений, знаний и т.д. предполагает наличие известных способностей, а с другой – само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т.д. Эти умения, знания и т.д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей. Скажем, по мере того как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.

Способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется. Когда анализировали воображение, то вскрыли, как направленность личности, сознание которой отображает действительность, порождает характерную для воображения тенденцию к преобразованию отображаемого. Это была не органическая функция, как, например, чувствительность, и не способность, а определенная закономерность протекания психических процессов. Но в условиях творческой деятельности – писателя, художника, музыканта – осуществление этих процессов преобразования включает ряд дополнительных предпосылок и качеств, вбирая их в себя, человек в процессе деятельности формирует специфические способности.

Если речь идет о музыкальном творчестве, то деятельность воображения предполагает, с одной стороны, наличие достаточно ярких, богатых, тонко нюансированных ощущений и представлений, с другой – эта деятельность требует для своего осуществления специальной техники, которая формируется и развивается на основе исторического развития музыки. Развитие творческого воображения музыканта как конкретной способности может оказаться скованным недостаточной или неадекватной ему техникой, и лишь овладение художником новыми техническими средствами создает возможность дальнейшего развития творческих музыкальных способностей.

Таким образом, никак не совпадая, конечно, со способностями, умения, техника данной деятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей, так же как наличие соответствующих способностей является условием для овладения этими умениями и прочее.

Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями.

Конкретная музыкальная способность к композиции – это целый комплекс различных качеств, которые в процессе деятельности, взаимодействуя друг с другом, образуют единое целое. Так же, по существу, обстоит дело с каждой способностью.

Способности квалифицируют личность как субъекта деятельности: будучи принадлежностью личности, способность, конечно, сохраняется за личностью как потенция и в тот момент, когда она не действует. В итоге способность – это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности, лишь в деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков.

Деятельность человека – это, говоря конкретно, трудовая деятельность, посредством которой человек в процессе исторического развития, изменяя природу, создает материальную и духовную культуру. Все специальные способности человека – это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека – это проявления, стороны его способности к обучению и к труду.

Означая способность к труду и обучению, способности человека в обучении и труде формируются. Совершенно ошибочной является та точка зрения, будто способности человека в деятельности человека и ее продуктах лишь выявляются вовне, оставаясь независимыми от нее. В действительности между способностями человека и продуктами его деятельности, его труда, этими материализованными сгустками человеческих способностей, существует глубочайшая взаимосвязь и теснейшее взаимодействие. Реализуясь в тех или иных достижениях, способности человека не только проявляются, но также формируются и развиваются. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает.

Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека – продукт истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как изменяя природу, человек познавал ее; художественные – изобразительные, музыкальные и т.п. – формировались вместе с развитием различных видов искусства.

По мере того как человечество создавало новые области культуры, материализовавшиеся в продуктах общественной практики, порождались или развивались новые способности и прежние способности получали новое содержание. Развитие музыки, возникновение нового музыкального строя или перспективного изображения были развитием нового художественного восприятия, новых – музыкальных или изобразительных – способностей.

С расширением сфер трудовой деятельности и появлением все новых видов ее у человека формировались и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят от исторически изменяющихся форм разделения труда.

Выявляя зависимость структуры человеческих способностей от исторически изменяющихся форм разделения труда, К.Маркс в блестящем и тонком анализе вскрывает изменение психики человека при переходе от ремесла к мануфактуре, от мануфактуры к крупной промышленности, от ее начальных к более поздним, зрелым капиталистическим формам.

Итак, способности - совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека.

Способность – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятельности - талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, - одаренность . Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения, - гениальность (от латинского "genius" - дух).

Классификацией является процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В истории социальной психологии неоднократно предпринимались попытки классифицирования групп. Э.Э. Юбэнк, американский исследователь, социолог, выделил семь принципов, на основании которых строились эти классификации: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. В последствии добавлялись и другие основания: время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и мн. др. Но во всех предложенных классификациях была общая черта - формы жизнедеятельности группы. Если реальные группы рассматривать как субъекты социальной деятельности, тогда требуется иной принцип классификации. Ее основанием служит социологическая классификация групп в соответствии с их местом в системе общественных отношений. Прежде чем дать классификацию, необходимо систематизировать понятия группы.

В социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Свое научное исследование она сосредотачивает на реальных группах. Среди них можно выделить лабораторные и естественные. В общепсихологических исследованиях фигурируют чаще реальные лабораторные группы. Социально-психологический анализ может быть относительно любой из разновидностей реальных групп, но наибольшее значение имеют реальные естественные группы.

По количеству членов в группе выделяют: большие, малые и микрогруппы. Микрогруппы состоят из двух (диада) или трех (триада) человек. Даже с таким малым количеством членов группы она все же обладает определенными характеристиками социальной группы. В социальной психологии такие группы рассматривают обычно через межличностные отношения неформальной структуры. Связующие факторы данных групп: любовь, дружба, симпатии, общее дело.

Долгое время большие группы изучались лишь с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в подобных больших объединениях. Большие в количественном отношении образования людей подразделяют на два вида:

1. Случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности. К ним относятся толпа, публика, аудитория.

2. Социальные группы, - сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. Сюда относят социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность - нации), профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Малой группе в психологии уделяется наиболее пристальное внимание. Малая группа - основная социальная микросфера жизни человека. Все члены малой группы знают друг друга лично. Все существенные группы в жизни человека, оказывающие влияние на его развитие, формирование - это, в основном, малые группы. Один из важнейших ведущих факторов, который объединяет группу, - совместная деятельность и общая цель.

Малая группа - это ближайшая среда формирования личности, она влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Поэтому ее обозначают как первичную. Значимость малой группы зависит от устремлений индивида. Если участник группы ориентируется на те же нормы, ценности, мнения, что и другие члены группы, то он соотносит себя с этой группой как с эталоном, определяющим нормы. Такая группа называется референтной и становится источником социальных установок, ценностных ориентаций субъекта. Человек оценивает себя в соответствии с этими установками, свои поступки, образ жизни, идеалы, ориентируясь на референтную группу. Следовательно, референтная группа может выполнять две главные социальные функции: нормативную и сравнительную.

Следует отметить, что референтная группа может реально и не существовать, она может выступать лишь как воображаемая общность или условная общность. Но даже и воображаемая индивидом группа способна определять особенности его поведения и влиять на принятие решений. Некоторые социальные группы могут обладать ситуативной референтностью, которая со временем проходит. Так, для подростка группа сверстников обладает обычно достаточно высокой референтностью, однако, взрослея, индивид постепенно перестает ориентироваться на ее нормы.

Группы также рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного - просоциалъные , либо негативного - асоциальные . Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным (например, хорошо организованная группа преступников).

В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы.

Уровень развития группы - это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума - начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

Так, Е.С. Кузьмин выделяет три уровня:

Номинальная группа,

Кооперация,

Коллектив.

Н.Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:

Диффузная группа.

Ассоциация,

Корпорация,

Коллектив.

Л.И. Уманский еще более дифференцированно подходит к данной классификации и вычленяет шесть уровней:

Конгломерат,

Номинальная группа,

Ассоциация,

Кооператив,

Автономия,

Коллектив.

Нетрудно заметить, что в подходах названных авторов много общего. Развитие группы начинается с низшего уровня - аморфное образование, и заканчивается высшим уровнем - коллектив.

Взяв за основу классификацию Л.И. Уманского как наиболее разработанную и проверенную на практике, опишем уровни развития группы, опираясь на три главных критерия:

Общность целей совместной деятельности;

Четкость структуры группы;

Динамика групповых процессов.

На основе этих критериев можно охарактеризовать социально-психологическую зрелость группы.

Конгломерат (лат. conglomerates - собранный, скопившийся) - это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы также нет либо она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа (лат. nominalis - именной, существующий только по названию) - это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. На производстве начальник цеха может собрать вновь поступивших рабочих и объяснить им, что они являются бригадой ремонтников. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Так, деятельность бригады ремонтников является сервисной, обслуживающей деятельность других групп рабочих, которые выполняют основную работу по производству продукции.

Номинальная группа может остаться группой - конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа - это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор - один человек или целая организация, которые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности.

Основное, чем занимаются члены номинальной группы, - это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассоциация (лат. associatio - соединение) - это группа людей, которые объединены совместной деятельностью.

На этом уровне развития группы формируется структура группы, развивается групповая динамика. С учетом интересов каждого из членов группы появляются новые общие интересы. Групповая динамика начинается с выработки требований к нормам поведения в группе и стимулируется совместной деятельностью, которая появилась на данном этапе развития. Элементарные нормы чаще являются дисциплинарными и определяют режим работы. Здесь же появляются симпатии и антипатии, т.е. развивается неформальная структура группы. Некоторые члены группы претендуют на роль популярного или делового лидера, поэтому появляются первые попытки лидерства.

Характерная особенность группы-ассоциации - консолидация. На этом уровне уже становится возможным достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи. Ассоциацию обозначают как группу работников.

Когда группа решила уже хотя бы одну из поставленных задач, добилась первых результатов совместной деятельности, она переходит уже на новый уровень развития. Т.е. происходящие групповые процессы стимулируют ее на этот переход.

Кооперация (лат. cooperatio - сотрудничество) - это группа активно взаимодействующих людей, которые могут добиваться определенного результата в своей деятельности. С учетом своих собственных целей и интересов, каждым участником группы происходит принятие, интериоризация общей цели группы. Для группы-кооперации характерны процессы конкуренции и лидерства. Выделяются лидеры, способные организовать группу для решения еще более сложных задач. Четко обозначается структура. Каждый участник группы занимает свою позицию и играет роль, соответствующую этой позиции. В процессе конкуренции повышается общегрупповая активность. Группа организована и четко структурирована.

Начинает вырабатываться внутригрупповая мораль - сложные нормы регуляции поведения, групповых ценностей, ценностных ориентаций. За нарушение групповых норм и правил применяются санкции. Этим характеризуется динамика группы на данном этапе. И дальнейшее развитие группы зависит от того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль.

В целом, группа-кооперция - это группа сотрудников, людей, совместными усилиями добивающихся общих целей.

Автономия (от греч. autonomia) - целостная и обособленная группа людей. Такая группа работает для достижения общих целей и получает материальный результат совместной деятельности и удовлетворение от участия в ней.

В процессе совместной деятельности социальные потребности и интересы членов группы практически полностью удовлетворяются. В результате участия в совместной деятельности каждый участник достигает свои индивидуальные цели. Индивидуальные цели поглощаются общей групповой целью.

На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Таким образом достигаются состояния сплоченности и референтности группы для ее членов. Эмоциональная идентификация членов группы осуществляется тогда, когда появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности группы, возникает чувство «мы» - наша группа, в отличие от «они» - другие группы.

Группа-автономия характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями:

Обособленностью, закрытостостью от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа является для них референтной, ее нормы, стандарты, ценностные ориентации становятся ведущими регуляторами их поведения; негативные и критикующие высказывания в адрес своей группы не допускаются;

Внутренней спаянностью, слитностью, совместимостью членов группы, их лояльностью друг к другу;

Внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена группы, во-первых, однотипного поведения: «будь как мы все», т.е. каждый должен придерживаться сложившихся ценностей, норм, стереотипов поведения, а во-вторых, действий в интересах своей группы. Член группы, нарушивший этот императив, бывает каким-либо образом наказан (от самой жесткой меры - исключение из группы, до более мягких и гуманных способов наказания: отказ группы в рекомендации продвижения по службе, понижение в должности или неформальном статусе, отстранение от участия в разрешении групповых проблем и пр.).

Группу-автономию можно охарактеризовать как группу соратников, поскольку она действует как единое целое, и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуальность.

С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле).

Корпорация (лат. corporatio - объединение, сообщество) - это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию.

Коллектив (от лат. collectivus) - это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, в общественных.

Достижение уровня коллектива - трудная задача для любой группы. Далеко не каждая группа может подняться на этот уровень и долго удерживаться на нем. Коллектив - это пик, вершина развития группы, дальше двигаться некуда, а продолжительное время работать на пределе сил невозможно. Появление социально-психологических черт коллектива необходимо группе, прежде всего в трудных конфликтных, стрессовых условиях. Преодолев очередную трудность, справившись с конфликтом, сложной задачей, коллектив переходит на более работоспособный, спокойный, стабильный уровень - автономию или кооперацию. По нашему мнению, группа достигает высшего уровня своего развития на короткий отрезок времени, а затем вновь опускается на тот уровень, на котором она привыкла стабильно работать. В случае необходимости группа снова может мобилизовать свои резервы и достигнуть высшего уровня. Однако постоянно поддерживать высокое напряжение в группе в нет необходимости, иначе моральные и физические силы ее членов могут быстро иссякнуть.

Социальная группа выступает как динамическое образование: она функционирует во времени и пространстве и обусловлена взаимодействием двух тенденций - интеграции и дифференциации. Первая тенденция направлена на противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают существованию группы как единого целого. Вторая тенденция направлена на специализацию взаимосвязей членов группы, основанную на различии их ролей. В результате взаимодействия двух тенденций образование, функционирование и развитие группы носит противоречивый характер. Последовательное изменение группы возможно как от низкого к более высокому уровню развития, так и наоборот - от высокого уровня развития до простой ассоциации. Относительный баланс данных тенденций является закономерностью, обеспечивающей эффективность функционирования и развития группы.

Все, начиная с рубрики «реальные естественные группы» является объектом исследования социальной психологии. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше.

Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (рис. 11). Все, начиная с рубрики «реальные естественные группы» является объектом исследования социальной психологии. Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.

Рис. 11. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

Литература

Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967.

Московией С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты... М., 1984.

Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. Л., 1979.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Шерковин Ю.А. Понятие группы в марксистской социальной психологии // Социальная психология. Под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М., 1975.