Психологические процессы и состояния презентация. Презентация на тему "психические процессы"

  • 23.01.2024

Процессы в психологии

Слайдов: 22 Слов: 1097 Звуков: 0 Эффектов: 186

Ощущения. Основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов. С физиологической точки зрения представляют деятельность. Отражают. Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Виды ощущений. ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные. ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения. ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные. Восприятие. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия. - Процессы в психологии.ppt

Познавательные процессы

Слайдов: 27 Слов: 1019 Звуков: 0 Эффектов: 119

Познавательные процессы и способности личности. Память. Процессы памяти. Виды памяти. Приемы запоминания. Отрывок из письма. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Качества внимания. Формы чувственного познания. Воображение. Мышление. Основные формы рационального мышления. Основные операции мышления. Основные качества мышления. Интеллект. Интеллектуальная сфера. Восприятие. Способность разумно действовать. Типы интеллекта. Умственный интеллект. Эмоциональный интеллект. Логический интеллект. Вербальный интеллект. Внутренний, социальный, экзистенциальный интеллект. - Познавательные процессы.ppt

Восприятие

Слайдов: 28 Слов: 1447 Звуков: 0 Эффектов: 0

Восприятие. ВОСПРИЯТИЕ (англ. perception). Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный физиологический процесс. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. Рис. 2. Взаимозаменяемость фигуры и фона (ваза Рубина). Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез. - Восприятие.ppt

Свойства восприятия

Слайдов: 29 Слов: 1065 Звуков: 0 Эффектов: 0

Свойства восприятия. Теория. Немного физиологии. Зрительное восприятие на 90% обеспечивает человека всей получаемой информацией. Закономерность. Последовательность. Движение глаз… Избирательность (1). Точки максимальной кривизны. Рисунки с резкими изломами линий. Реакция на движение. Целостность. Запоминаемость. Рисунок А.В. Кокорина. Константность (1). Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Возникает аконстантность. Соотносительность (1). Пример соотносительности. Восприятие объекта в зависимости от окружения. Иллюзорность. обманчивость зрительного восприятия. - Свойства восприятия.ppt

Восприятие в психологии

Слайдов: 75 Слов: 3786 Звуков: 0 Эффектов: 0

Расстройства восприятия и злоупотребление ПАВ. Ощущение – простейший психический процесс. Ощущение. Анализаторы: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. Экстерорецепторы расположены на поверхности тела. Интерорецепция несет информацию о состоянии внутренней среды. Интероцептивные ощущения. Проприоцептивные ощущения. Восприятие. Двигательный компонент. Образы. Константность – стабильность образов предметов. Условия развития восприятия. Представление. Патология ощущения. Понижение порогов чувствительности. Психическая гипестезия. Психическая гипестезия. Психическая анестезия. - Восприятие в психологии.ppt

Ощущение

Слайдов: 20 Слов: 482 Звуков: 0 Эффектов: 60

Ощущение Восприятие Представление. Ощущение. Ощущения. Основные внешние признаки предметов и явлений. Состояние внутренних органов. Свойства ощущений. Качество. Интенсивность. Пространственная локализация. Продолжительность. Пространственная локализация раздражителя характерна для ощущения. Анализ, осуществляемый рецепторами,даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Виды ощущений. Экстерорецептивные. Интерорецептивные. Проприоцептивные. Зрительные, обонятельные, вкусовые, слуховые, температурные, тактильные. Ощущение боли, Ощущения равновесия, Ощущения ускорения. Мышечно - двигательные. - Ощущение.ppt

Ощущение и восприятие

Слайдов: 17 Слов: 701 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общая психология. Определение ощущения и восприятия. Восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление. Ощущения. Свойства ощущений. Далеко не все физические параметры стимулов могут ощущаться человеком. Классификация ощущений. Ощущение с мультисенсорным характером. Сенсорная адаптация. Свойства образов восприятия. Активный характер восприятия. Виды образных явлений. Световые ощущения в виде отдельных точек. Схема (образ) тела – представление о собственном теле. Последовательный образ. Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующего предмета. - Ощущение и восприятие.ppt

Воображение человека

Слайдов: 13 Слов: 703 Звуков: 0 Эффектов: 0

Динамика развития творческого воображения, мышления, речи на ступени персонализации в со-бытийности. Воображение. Аналитико – синтетические действия Типизация Схематизация Гиперболизаци Заострение Агглютинация. Механизмы экстериоризации и интериоризации действий. Подражание Рефлексия. Виды традиционной творческой деятельности. Методы. Виды мышления. Практически - действенное Наглядно - образное Наглядно- схематическое Словесно – логическое Теоретическое. Показатели. Среднегрупповые величины показателей в экспериментальной и контрольной группах до начала эксперимента. Среднегрупповые величины показателей в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента. - Воображение человека.ppt

Развитие воображения

Слайдов: 32 Слов: 1017 Звуков: 0 Эффектов: 8

Развитие воображения младших школьников. Воображение. Что такое воображение. Функции воображения. Агглютинация. Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета. Схематизация – отдельные представления сливаются. Типизация – выделение существенного, повторяющегося. Акцентирование. Развитие воссоздающего воображения. Виды упражнений для развития воссоздающего воображения. Создание образов по словесному описанию. Создание образа целого по его части, детали. Игры - головоломки. Воссоздание образов по схеме, карте. Игра «Путешествие по географической карте». Чтение чертежей. - Развитие воображения.ppt

Творческое воображение

Слайдов: 48 Слов: 1004 Звуков: 0 Эффектов: 0

Творческое воображение. Время социальных, политических и культурных перемен. Лондон: Р.Д.Лейнг- экзистенциальный психоанализ и анти-психиатрия. Париж: Жак Лакан- новое прочтение Фрейда. Цюрих. Культурная революция. Цюрих - сентябрь. Семинар Хиллмана по алхимии. В чем функция воображения в психической жизни. Воображение, игра и самосознание. Платон. Образы являются воспроизведением воспроизведения. Аристотель. Платон и Аристотель. «Художник» был «ремесленником». Средневековая онто-теологическая перспектива. Richard of St. Victor. Разуму очень нравилось свое «одеяние». Позднее Средневековье. -

Слайд 12

Универсальные принципы работы механизмов памяти

  1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»).
  2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней.
  3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим.
  4. Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
  5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.
  6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
  7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго.
  8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением.
  9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.
  10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

Слайд 2

Психические явления

Психические явления – это любые проявления психики человека. Все психические явления делятся на три категории Психические процессы Психические состояния Психические свойства

Слайд 3

Понятие психических процессов

Психические процессы- наиболее быстрые, кратковременные психические явления. Они являются откликом на актуальные события. Психические процессы тесно взаимосвязаны и сливаются в один процесс психики. Взаимосвязь психических процессов заключается в том, что восприятие невозможно без ощущений, память без восприятия а внимание без мышления. К психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.

Слайд 4

Ощущение

Ощущение- это отражение свойств внешней среды возникающее под влиянием действия разных стимулов на органы чувств. Чарльз Шеррингтон выделил три типа ощущений: Интероцептивные – отражают состояние внутренних органов (голод, жажда, боль). Рецепторы находятся в сердце, стенках желудка, кровеносных сосудов. Проприоцептивные – рецепторы в мышцах и сухожилиях. Отражают движения человека (кинестезические) и состояние равновесия. Эсктероцептивные. Рецепторы находятся на поверхности тела и связывают с внешней средой. К ним относятся пять органов чувств

Слайд 5

Дистантные и контактные ощущения

К дистантным ощущениям относятся зрение, слух, обоняние. К контактным вкус, осязание, боль, температурные и органические ощущения (от внутренних органов) и двигательные. Также вестибулярные и вибрационные.

Слайд 6

Восприятие

Восприятие – процессы приема и переработки информации с целью создания целостного субъективного образа объекта на основе ощущений. Восприятие включает ощущения и их осмысление. Восприятие формирует образ из разных ощущений, например образ чашки кофе может включать ее вид, запах кофе и его вкус.

Слайд 7

Закономерности восприятия

Предметность – как целостные образы а не набор ощущений. Апперцептивность – зависимость от содержания психики. Константность – постоянство восприятия вне зависимости от стимульной информации. Осмысленность – предмет сознательно воспринимается. Этапы осмысления. Селекция. Предмет выделяется из потока информации Организация. Называется. Категоризация. Относится к определенной категории и наделяется ее чертами.

Слайд 8

Внутренние факторы восприятия

Опыт – восприятие в соответствии с прошлым опытом. Потребности – влияет то, в чем нуждается человек. Я-концепция. Восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Установка восприятия. Видим то, что ожидали и готовы увидеть. Эффект сладкой каши. Личностные особенности. Оптимизм формирует позитивные черты образа.

Слайд 9

Внимание

Внимание - избирательная направленность восприятия на определенный объект. Внимание возникает при наличии заинтересованности в чем-то, отражает направленность потребностей личности. Описывается направленностью и сосредоточенностью. Сосредоточенность означает сконцентрированность восприятия и его отвлеченность от других объектов или свойств.

Слайд 10

Свойства внимания

Переключаемость – сознательный полный перенос внимания с одного объекта на другой Объем – количество охватываемых одновременно объектов Устойчивость – способность удерживать концентрацию в течение определенного времени Концентрация – способность произвольно направлять внимание на определенный объект

Слайд 11

Виды внимания

Непроизвольное внимание – возникает независимо от воли чловека. Произвольное – связано с волевым усилием и сопровождается напряжением. Постпроизвольное – основано на сознательном выборе объекта и связано с наличием интереса. Внимание формирует фигуру и фон. На рисунке можно увидеть как девушку так и череп.

Слайд 12

Память

Память – психическая функция обеспечивающая сохранение и воспроизведение информации об окружающей среде.

Слайд 13

Классификация памяти

  • Слайд 14

    Законы памяти

    Закон повторения Закон осмысленности Закон края Закон установки Закон незавершенности Закон действия Закон оптимальной длины ряда Закон контекста Закон торможения Закон интереса

    Слайд 15

    Кратковременная и долговременная память

    Кратковременная память позволяет сохранить информацию без повторения в течение нескольких минут Джордж Миллер провел эксперименты и установил что в кратковременной памяти остается в среднем 7+-2 элементов. Сегодня чаще называют объем 4-5 элементов. Эффект группировки – емкость памяти повышается, если группировать объекты по смыслу по три. «Кривая Эббингауза» - чем больше промежуток времени, тем меньший объем информации сохраняется.

    Слайд 16

    Мышление

    Мышление – высшая ступень познания, отражения. В его ходе человек постигает те свойства, связи и отношения объектов, которые не могут быть восприняты непосредственно. Мышление использует как накопление информации, так и ее осмысление через суждения и умозаключения.

    Слайд 17

    Уровни мышления

    Наглядно-действенное. Сенсомоторный интеллект по Пиаже. Мысль неотделима от действия. Проявляется у детей от 1 до 3 лет. Конкретно-образное. Связано с формированием образов конкретных предметов и возможностью оперирования с образами отдельно от предметов. Формируется с 3 лет. Абстрактно-логическое. Способность к формированию абстрактных (обобщенных) понятий и формирование гипотетических конструктов. Появляется с 7 лет и полностью развивается к 15-16 годам.

    Слайд 18

    Операции мышления

    Сравнение – установление сходства и различия Анализ – разделение предмета на части, для изучения его свойств и структуры. Синтез – способ собрать целое из частей или явлений. Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств предметов и создание обобщенных понятий отражающих важные свойства. Конкретное понятие это категория предметов. Абстрактные понятия отражают свойства, например «мудрость». Конкретизация – выделение частного из общего. Например из понятия человек – мужчина и женщина. Идеализация – выделение какого то свойства предмета и доведение его до полноты, до максимума.

    Слайд 19

    Гипотеза Индукция – восхождение в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – движение с помощью умозаключений от общего к частному. Классификация Обобщение

    Слайд 20

    Речь

    Речь – это способ общения людей с использованием языковых конструкций. Предполагает формулирование мыслей языковыми средствами и их понимание. Словесный знак имеет значение – связь с объективно существующими объектами и их свойствами. Личностный смысл- субъективное переживание содержания слова.

    Слайд 21

    И. П. Павлов считал что только речевая деятельность дает возможность для человека отвлечения от действительности и обобщения, что является особенностью человеческого мышления. Язык служит средством сохранения общественного опыта, средством общения и интеллектуальным орудием мышления.

    Слайд 22

    Воображение

    Способность создавать образы и понятия и манипулировать ими. От него зависит моделирование, планирование и игра.

    Слайд 23

    Воображение делится на: Репродуктивное (воспроизведение реальности) Продуктивное (творческое); с относительной и абсолютной новизной образов. Операции воображения: Агглютинация – создание целого из частей разных объектов. Гиперболизация – увеличение масштаба. Литолизация –уменьшение. Типизация –выделение черт сходства. Повторяющихся в разных явлениях

    Слайд 24

    Стадии творческого мышления

    Грэм Уоллес выделил стадии творческого мышления. Накопление информации Инкубация Инсайт Проверка.

    Слайд 25

    Представление

    Представление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств. Так же именуют сам мысленный образ. Представление можно определить как наглядный образ предмета или явления, представленный перед мысленным взором человека.

    Слайд 26

    Представления на основе восприятия. Таким представления могут быть близки к наглядным образам и иметь разные степени обобщенности. Из них складывается образ мира человека. Представления на основе мышления являются абстрактными и имеют мало конкретных черт. Представления могут формироваться на основе воображения и являться продуктом творчества.

    Посмотреть все слайды

    Ощущение
    Память
    и восприятие
    Мышление
    Воображение
    Внимание
    Артемова Елена Владимировна

    Ощущение и восприятие

    Ощущение

    это
    познавательный
    психический процесс, заключающийся в
    отражении субъектом отдельных свойств
    предметов
    и
    явлений
    при
    их

    Восприятие – заключается в отражении
    предмета или явления в целом при их
    взаимодействии с органами чувств.

    Классификация ощущений

    Дистантные:
    зрительные,
    слуховые,
    обонятельные
    Контактные: вкусовые, тактильные
    Ощущения голода, жажды, насыщения, боли
    Ощущения
    движения,
    возникающие
    в
    результате растяжения и сокращения мышц и
    участвующие в координации движения
    Статические ощущения – положение тела в
    пространстве, равновесие

    Общие свойства ощущений

    КАЧЕСТВО
    Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности,
    отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения
    характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные -
    цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
    ИНТЕНСИВНОСТЬ
    Определяется силой действующего раздражителя и функциональным
    состоянием рецептора.
    ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
    Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем
    действия раздражителя и его интенсивностью.
    ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ
    Пространственный
    анализ,
    осуществляемый
    дистантными
    рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в
    пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той
    частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощ.),
    а иногда они более разлиты (болевые ощ.).

    Закономерности ощущений

    Наличие
    порогов
    чувствительности:
    абсолютный нижний порог чувствительности
    (ощущения) - это наименьшая величина
    раздражителя, вызывающего едва заметное
    ощущение
    Абсолютный
    верхний
    порог
    чувствительности

    это
    максимальное
    значение раздражителя, за пределами
    которого ощущение исчезает

    Закономерности ощущений

    Адаптация

    это
    приспособительное
    изменение
    чувствительности
    к
    интенсивности действующего раздражителя
    Упражнение
    ощущений.
    Ощущения
    развиваются при жизни человека под
    влиянием его включения в различные формы
    активности и деятельности

    Основные свойства восприятия

    Целостность восприятия
    Предметность
    восприятия

    исходное
    выражение этого свойства – выделение
    фигуры из фона
    Апперцепция - зависимость восприятия от
    прошлого опыта, запаса знаний и общей
    направленности личности
    Константность восприятия - относительное
    постоянство образов предметов, в частности их
    формы, цвета, величины при изменении
    условий восприятия.

    Вазы и лица

    Лицо и дерево

    Основные свойства восприятия

    Обобщенность
    восприятия – каждый
    предмет или событие воспринимается вместе
    с тем и как представитель некоторого класса
    предметов и событий. Акт восприятия есть
    немедленная классификация предметов, что,
    по существу, является обобщением.

    Сенсорное развитие дошкольников


    возраста. С.134-148 (конспект)
    Вопросы:
    1. Как развивается восприятие дошкольником
    пространства?
    2. Как развивается ориентировка дошкольника
    во времени?
    3. Какова
    специфика
    художественного
    восприятия дошкольника?
    4. Какова специфика восприятия дошкольником
    сказки, картинки?

    Память -

    Память это познавательный психический процесс,
    заключающийся в запоминании, сохранении
    и
    последующем
    воспроизведении
    человеком (или животным) своего опыта
    под влиянием жизненных обстоятельств.
    Память имеет смысл только в контексте
    использования опыта в будущем.

    Виды памяти

    механическая - память, основанная на
    повторении материала без его осмысливания.
    оперативная - вид памяти, проявляющейся в
    ходе выполнения определенной деятельности.
    словесно - логическая - вид памяти,
    основанной на установлении в запоминаемом
    материале смысловых связей.
    непроизвольная
    -
    запоминание
    без
    специальной установки.
    произвольная - память, основанная на
    запоминании со специальной установкой.
    образная – существует в форме образов ранее
    воспринимаемых предметов, событий, явлений.

    Виды памяти

    двигательная

    это
    запоминание,
    сохранение и воспроизведение движений.
    (трудовые навыки, письмо, игра на муз.
    инструментах)
    эмоциональная – память на эмоции и чувства
    долговременная – обеспечивает хранение
    большого объема информации в течение
    длительного времени

    Процессы памяти

    Запоминание – ввод информации в память
    человека.
    Запоминание бывает произвольным, когда
    определяется сложной целенаправленной
    умственной деятельностью, подчиненной
    определенной задаче;
    непроизвольным,
    когда
    отсутствует
    специальная задача и запоминание просто
    сопровождает другую деятельность.

    Сохранение и воспроизведение

    Воспроизведение- процесс памяти, в котором
    происходит актуализация прежнего
    содержания психической жизни в форме
    движений, эмоций, образов, понятий,
    мыслей.
    Воспроизведение бывает произвольным и
    непроизвольным.

    Воспроизведение

    может быть:
    элементным (вспоминается лишь какой-то
    элемент воспроизводимого)
    фрагментарным(отражается
    значительная
    часть признаков)
    неполным
    (есть некоторая неточность,
    незавершенность)
    полным

    Узнавание -

    Узнавание особый
    вид
    воспроизведения,
    т.е.
    воспроизведение образа объекта или явления
    в условиях его повторного восприятия;
    опознание воспринимаемого объекта как уже
    известного по прошлому опыту. (например,
    узнаем лица знакомых людей)

    Забывание -

    Забывание процесс, который приводит к утрате четкости
    и уменьшению объема того материала,
    который запоминался.
    Реминисценция
    отсроченное
    воспроизведение
    информации.
    Часто
    бывает
    более
    эффективным,
    чем
    воспроизведение сразу после заучивания.

    Развитие памяти у дошкольников

    Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
    возраста. С.154-162 (конспект)
    Вопросы:
    1.Какова специфика непроизвольной памяти
    дошкольника?
    2.Какие условия для развития произвольной
    памяти создаются в дошкольном возрасте?
    3.Опишите закономерности и специфику
    развития произвольной памяти.
    4.Какие приемы логического запоминания
    доступны дошкольникам?

    Мышление -

    Мышление высший
    познавательный
    социально
    обусловленный
    психический
    процесс,
    заключающийся
    в
    опосредованном
    и
    обобщенном отражении действительности в
    ее существенных связях и отношениях.

    Логические формы мышления:

    Суждение
    - отражение связей между
    предметами и явлениями действительности
    или между их свойствами, признаками.
    Умозаключение
    – форма мышления, в
    которой из исходных суждений (посылок)
    получается новое суждение (заключение,
    следствие), содержащее новое знание.
    Понятие
    – форма мысли, в которой
    отражаются
    отличительные
    признаки
    предмета
    мышления.(например,
    любое
    определение (что такое треугольник))

    Интуитивные формы мышления -

    Интуитивные формы мышления это неосознаваемые звенья мыслительного
    процесса, означающие постижение истины
    вне рассуждений и обоснований.
    Особую роль они играют в решении сложных,
    нестандартных задач.

    Анализ – мысленное расчленение предмета
    мышления на отдельные части, элементы,
    выделение в нем связей, отношений.
    Синтез – заключается в мысленном соединении
    частей, элементов, связей в нечто целое.
    Сравнение

    мысленное
    соотнесение
    предметов, явлений, событий в целях
    нахождения сходного и различного между
    ними.

    Мыслительные действия (операции):

    Абстрагирование – отвлечение признака от
    объекта, явления, события и превращения
    его в самостоятельный предмет мышления.
    Обобщение

    выделение
    и
    фиксация
    относительно устойчивых инвариативных
    свойств,
    принадлежащих
    каждому
    из
    некоторой
    совокупности
    предметов
    и
    явлений. (например, карась, щука, минтай –
    рыба)

    Виды мышления

    наглядно-действенное
    Наглядно-образное
    логическое

    Развитие мышления дошкольника

    Г.А.
    Урунтаева.
    Психология
    дошкольного
    возраста. С.175-186 (конспект)
    Вопросы:
    1.Опишите развитие наглядно-действенного,
    наглядно-образного,
    наглядносхематического мышления.
    2.Как
    идет
    развитие
    рассуждений
    у
    дошкольника. Какие мыслительные операции
    он осваивает?
    3.Как
    развивается
    логическое
    мышление
    дошкольника?

    Воображение (фантазия) -

    Воображение (фантазия) это познавательный психический процесс,
    заключающийся
    в
    преобразовании
    представлений памяти в субъективно новые
    образы.
    За образами воображения всегда стоят
    образы памяти (представления), но в новом
    образе они изменены, преобразованы,
    иначе соединены.

    1.Перенос функции или свойства одного
    предмета на другой.
    2.Комбинирование представлений памяти –
    агглютинация. Это «склеивание» различных,
    в жизни не соединяемых частей и свойств
    предметов. (избушка на курьих ножках)
    3. Акцентирование, т.е. подчеркивание
    какого-либо
    признака
    предмета
    или
    отношения в нем. (карикатура, дружеский
    шарж).

    Способы формирования образов в воображении

    4.
    Гиперболизация

    умышленное
    преувеличение
    или
    преуменьшение
    предмета, изменение количества его частей.
    (Дюймовочка,
    многорукая
    богиня
    в
    индийской мифологии)
    5. Типизация – выделение существенного,
    типичного для какой-то группы явлений,
    качеств.

    Развитие воображения дошкольника

    Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
    возраста. С.163-174 (конспект)
    Вопросы:
    1.Опишите особенности развития воображения
    дошкольника.
    2. Какие функции выполняет воображение?
    3.Какие приемы и средства создания образов
    осваивает дошкольник. В чем состоит реализм
    детского воображения?
    4.Как развивается произвольное воображение у
    дошкольника?

    Внимание -

    Внимание это направленность и сосредоточенность
    познавательной активности человека на
    каких-либо предметах, явлениях, связях,
    действительности.
    Важно, что человек обращает внимание не
    только на окружающий мир, но и на самого
    себя, на свои ощущения, мысли, чувства и
    стремления.

    Виды внимания:

    Непроизвольное – не связано с формированием
    осознанной цели, волевым усилием или
    решением задачи.
    Произвольное внимание связано с сознательно
    поставленными целями, с волевым усилием.
    Произвольное внимание через некоторое время
    может
    стать
    непроизвольным,
    т.е.
    послепроизвольным (начинаем читать учебник
    без желания, но материал оказался интересным
    и теперь волевые усилия уже не нужны)

    Свойства внимания:

    Объем внимания – количество однородных
    объектов, которые человек может отчетливо
    воспринять в течение 1 секунды.
    Концентрация
    внимания

    степень
    сосредоточенности человека на предмете или
    явлении
    Устойчивость внимания – продолжительность
    концентрации внимания на том или ином
    содержании
    Переключение
    внимания

    сознательное,
    преднамеренное перемещение внимания с одного
    предмета или действия на другое (н-р, водитель)

    Объем внимания

    Развитие внимания дошкольника

    Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
    возраста. С.149-153 (конспект)
    Вопросы:
    1.Опишите развитие свойств внимания в
    дошкольном возрасте.
    2.Охарактеризуйте специфику развития у
    дошкольника
    произвольного
    и
    послепроизвольного внимания.
    3. Какие средства организации внимания
    осваивает дошкольник?

    Контрольное задание:

    1.
    Подобрать
    по
    3
    игры
    на
    развитие
    психических процессов. Оформить в таблице

    Например:


    Раздел
    содержание
    п/п
    Возраст
    Литература
    ная
    группа
    1.
    Игры и
    упражнени
    я на
    развитие
    восприятия
    пространст
    ва
    1)Упражнение
    «Рисование по
    клеточкам»
    Цель: …….
    Материал: ……
    Ход занятия……
    4-5 лет
    ж.Ребенок в
    детском саду
    2007//№ 4

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Презентацию на тему "Познавательные процессы" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

    Слайды презентации

    Слайд 1

    ТЕМА №2: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

    УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Ощущение Восприятие Представления Память Мышление Речь Внимание

    ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна

    Слайд 2

    Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма.

    Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание; память; мышление; речь.

    Слайд 3

    ОЩУЩЕНИЯ

    Ощущение - это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

    основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов.

    рецепторов, воспринимающих раздражение; проводящих нервных путей; осознание сигналов корой полушарий головного мозга.

    С физиологической точки зрения представляют деятельность

    Отражают

    Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.

    Слайд 4

    ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

    ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные

    ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения

    ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные

    Слайд 5

    ВОСПРИЯТИЕ

    Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия

    Слайд 7

    ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

    Слайд 9

    П А М Я Т Ь

    Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая. Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала. Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.

    Слайд 10

    Слайд 11

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ

    ТОЧНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ СВОЙСТВА ПАМЯТИ ОБЪЕМ БЫСТРОТА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

    Слайд 12

    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ

    1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»). 2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней. 3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим. 4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности. 5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала. 6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. 7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго. 8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением. 9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти. 10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

    Слайд 13

    М Ы Ш Л Е Н И Е

    ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ

    ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР

    ОПОРА НА ЗНАНИЯ

    ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ

    ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ

    СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА

    Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

    Слайд 14

    МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

    ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ

    АНАЛИЗ - СИНТЕЗ - СРАВНИВАНИЕ - АБСТРАГИРОВАНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ - КОНКРЕТИЗАЦИЯ

    ПОНЯТИЕ - СУЖДЕНИЕ - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

    НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ - ОБРАЗНОЕ - ОТВЛЕЧЕННОЕ

    ИНДУКЦИЯ - ДЕДУКЦИЯ

    Слайд 15

    Р Е Ч Ь СВОЙСТВА РЕЧИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОНЯТНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРОСЬБА ПРИКАЗАНИЕ ИНСТРУКТАЖ СОВЕТ

    Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.

    Слайд 16

    Слайд 17

    ВООБРАЖЕНИЕ

    ТВОРЧЕСКИМ; ВОССОЗДАЮЩИМ

    ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМ

    ПАССИВНОЕ АКТИВНОЕ

    ВООБРАЖЕНИЕ –это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых

    Слайд 18

    ВНИМАНИЕ

    Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального.

    ФУНКЦИИ Отбор Удержание

    Регуляция и контроль

    Слайд 21

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Этапы развития психологии 2.Психическое как субъективное отражение объективного мира 3.Общественное и индивидуальное сознание 4. Проблема биологического и социального в природе человека 5.Психические познавательные процессы ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 2.Состояние и развитие советской психологической науки 3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии 4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения 5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию 6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда 7. Развитие психологических взглядов в России 8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова 9. Ощущения как источник человеческих знаний 10. Память и закономерности ее развития

    Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

    1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
    2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
    3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
    4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
    5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
    6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
    7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
    8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.