Скачать презентацию история яицкого казачества. Казачество в истории россии

  • 06.03.2024
краткое содержание презентаций

Казачество

Слайдов: 18 Слов: 1214 Звуков: 0 Эффектов: 4

Казачество. Свои отношения с казаками государство строило по принципу военно-ленной системы. Земля для казака и казачьей семьи - решающий фактор. Войсковые земли представляли для казаков среду обитания. Казачество владело огромными земельными наделами от Тихого Дона до Тихого океана. Казачество имело управление отличное от управления других губерний России. Имело казачество и самобытное местное самоуправление. Много говорят о привилегиях и льготах казачества. Все русское общество делилось на сословия. С одной стороны государство всячески насаждало казачеству сословность. С другой стороны столь же сильными были этнические процессы. - Казачество.pptx

История казачества

Слайдов: 35 Слов: 2916 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура и быт казачества Дона. Происхождение казачества. Литература. Происхождение донского казачества. Этнос бродников. Гордеев. Писатель В.Б. Броневский. Концепция миграционного происхождения. Казаки любили носить военную форму. Мужской костюм донских казаков. Верхняя одежда донских казаков. Головной убор донских казаков. Обувь казаков. Костюм донских казачек. Кубелек. Костюм казачки. Зимняя одежда донской казачки. Головные уборы. Национальная и религиозная терпимость. Обряды. Казачий фольклор. Церковь. Формирование городской культуры. Литература, искусство и архитектура на Дону. - История казачества.ppt

Быт казаков

Слайдов: 56 Слов: 626 Звуков: 0 Эффектов: 93

Особенности труда и быта, традиции родного края. Цель. Помни брат, что у казаков дружба – обычай. Быт казаков. Быт казаков. Быт казаков. Ты был на Кубани. Быт казаков. Рассказы о великолепном памятнике императрице Екатерине II. Возвращение легенды. Екатерина II. Из истории возникновения города Краснодара. Головатый Антон Андреевич. Чепега Захарий Алексеевич. Быть здесь граду. Быт казаков. Жилище казака. Быт казаков. Быт казаков. Казачье подворье. Хата бедного казака. Убранство хаты. Святой угол - божница. Рушники. Быт казаков. Казачья справа. Рубахи. Бешмет, архалук, черкеска. Брюки, ичиги, газыри. - Быт казаков.ppt

Вера казаков

Слайдов: 13 Слов: 433 Звуков: 0 Эффектов: 0

Казак. Духовное и культурное наследие. Традиции казаков. Православие. Казак и вера в Бога. Под сенью храма. Богослужение. Святой уголок. Время службы казака. Вера казаков. России верно мы служили. Границы матушки-России. Братцы. - Вера казаков.pptx

Воспитание казака

Слайдов: 15 Слов: 838 Звуков: 1 Эффектов: 7

Традиции и воспитание казаков. Воспитание казака. Воспитание казака. Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам. Костюм казака. Воспитание казака. Казака всегда видно было издалека. Рождение казака. Воспитание казака. Все было подчиненно воспитанию воина. В культуре казаков 3 правила. Казаки и родители. Отношение к старшим. Казаки и гости. Воспитание казака. - Воспитание казака.pptx

Казаки Кубани

Слайдов: 15 Слов: 1882 Звуков: 0 Эффектов: 0

Кубань в XX веке. Черноморские казаки. Османская империя. Кубанские казаки. Линейные казаки. Организация. Кубанские казаки на первомайском параде. Войско. XX век. Кубанские казаки на стороне Германии. Репрессивные меры. Кубанские казаки на стороне Германии. XXI век. Население. Казаки Кубани. - Казаки Кубани.pptx

Кубанские казаки

Слайдов: 58 Слов: 1273 Звуков: 1 Эффектов: 55

Культура и традиции кубанского казачества. А.Н.Ткачев. Губернатор Краснодарского края. Карта Казакии. Русы – «каста» управленцев и воинов. Панцерник (Рыцарь) Картина Юзефа Брандта из серии. «Запорожцы и жизнь Сечи». Стрельба из лука Картина Юзефа Брандта. По штандартам. Схватка со шведами. Атака. Богородица. На турецком фронте. Турецкие знамена захваченные в Эрзеруме на Кавказском фронте. Схватка за флаг. На коне. Казаку и поход не в тягость и хлеборобить не маята, а радость. В обязанности войску вменялось «бдение и стража пограничья». Благодарим императрицу, молимся богу, що вона нам показала на Тамань дорогу. - Кубанские казаки.pptx

Кубанское казачество

Слайдов: 46 Слов: 1359 Звуков: 0 Эффектов: 67

Переселение казаков-запорожцев на Таманский полуостров. Создание памятного обелиска. Кубанское казачье войско. Советская семья. Памятник Кубанскому казачеству. 300 лет Кубанскому казачьему войску. Молебен. Молебен по случаю возвращения регалий. Традиционный парад. Кубанское казачество. Сооружение памятника. Памятник Екатерине II в Краснодаре. Вид памятника с разных сторон. Памятник Екатерине II. Музеи Краснодара. Краснодарский краевой выставочный зал. Краевой выставочный зал. Краснодарский государственный историко-археологический музей. Головной музей объединения. Кубанское казачество. - Кубанское казачество.ppt

Быт казаков Кубани

Слайдов: 25 Слов: 3835 Звуков: 0 Эффектов: 0

Особенности семейного быта казаков Кубани. Казаки Кубани. Истоки культуры. Турлучные дома. Обряд при строительстве жилья. Красный угол. Распространенная деталь интерьера. Форменная одежда. Отец. Юбки. Сало и жир. Семейный и общественный быт. Дети рано приобщались к труду. Женщины. Обряды и праздники. Свадьбы. Календарные праздники. Пасхальный «натюрморт». Устная разговорная кубанская речь. Речь кубанских казаков. Гончарное производство. Ковань. Очевидцы. Российское общество. Воздействие. - Быт казаков Кубани.ppt

Жизнь кубанских казаков

Слайдов: 26 Слов: 1061 Звуков: 2 Эффектов: 187

Традиции кубанских казаков

Слайдов: 80 Слов: 7645 Звуков: 0 Эффектов: 1

Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков. Цель. Традиции кубанских казаков. Традиции и обычаи. Беспощадные к врагам. Философы и поэты в душе. Крепи веру Православную. Традиции кубанских казаков. Казаки и родители. Авторитет отца с матерью. Сдержанность. Традиции кубанских казаков. Отношение к старшим. Считалось непристойным обгонять старика. Слово старика. Традиции кубанских казаков. Казаки и гости. Тот, кто не оказывал уважения гостю. Казаки останавливались в редких случаях. Группа казаков. Я служил 2 года в Богуславе. Традиции кубанских казаков. Отношение к женщине. -

Происхождение донского казачества. Теории автохтонного (местного, коренного) происхождения казачества появляются одновременно с началом изучения казачьей истории в XVIII в. идея кавказского происхождения казаков, впервые высказанна Г.З. Байером - предки казаков жили в Кабарде и были подчинены Тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем во 2-й половине X в. Позже казаки принимали в свой состав беглых россиян, поляков и представителей других народов. Г.З. Байер говорил о казаках как о представителях древнего народа. Схожую версию выдвинул В.Н. Татищев. Он утверждал, что запорожские казаки впоследствии положившие начало донскому казачеству, являлись прямыми потомками кавказских черкесов (черкас). Позже военный инженер по образованию и историк по призванию генерал-лейтенант А.И. Ригельман, полностью согласившись с точкой зрения В.Н. Татищева, отмечал, что сами донские казаки считали своими предками черкесов и горские народы и заявляли о своем отличии от русских людей. 4.

Существует несколько версий возникновения
казачества. По неофициальной версии (которая
настаивает на том, что казачество является военным
сословием в составе России, с чем не согласно само
казачество, считая свои корни более древними и что
является причиной для споров уже много веков)
первоначальной родиной казачества считается линия
пограничных со степью русских городов-крепостей,
шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто
переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по
черте Путивля и Переясвлава.

Казаки являлись народной самообороной, нацеленной
на защиту мирного населения от постояных набегов
вооружённых банд татарского происхождения. Этим
людям, постоянно сталкивающимися в степи с
татарскими воинами и было присвоено тюркское
название казаки, потом распространившуюся на
вольных людей и в северной Руси. Древнейшее
известие о казачестве говорит о казаках рязанских,
оказавших своему городу услугу в столкновении с
татарами в 1444. В 16 веке городовые казаки, и прежде
всего рязанские стали оседать военно-промысловыми
артелями в открытой степи, в области верхнего Дона.
(В. О. Ключевский, «Курс русской истории»

Казачество обязано также своим
возникновением имеющейся во
время монголо-татарского ига
«живой дани», то есть людьми,
которых русские княжества
поставляли в орду для пополнения
монгольских войск. И само слово
казак имеет тюркское
происхождение, означающее
лёгкую конницу. Монголы лояльно
относились к сохранению
поданными своих религий, в том
числе и людьми, входившими в их
войсковые подразделения.

После развала единого монгольского
государства оставшиеся и осевшие на его
территории казаки сохранили войсковую
организацию, но при этом оказались в полной
независимости и от осколков былой империи,
и от появившегося на Руси Московского
царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли,
но не были корнем возникновения войск. Сами
казаки всегда считали себя отдельным народом
и не признавали себя беглыми мужиками

В московском государстве XVI и XVII вв. казаки
находились в составе сторожевой и станичной
служб, что охраняли пограничные территории от
разорительных набегов крымских татар и ногаев.

Казачьи общины («войска́»)
стали образовываться и на
территории Московского
царства XVI и XVII вв. из состава
сторожевой и станичной служб,
что охраняли пограничные
территории от разорительных
набегов крымских татар и
ногаев. Однако старейшим из
всех казачьих формирований по
официальной версии считается
Запорожская Сечь, основанная
во второй половине XVI века на
территории нынешней Украины.

Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию,
принадлежащую тогда Турции, и основала
Задунайскую Сечь, часть сохранила казачий статус,
но была переселена на Кубань, в результате чего
возникло Кубанское казачье войско.

Казачьи войска принимали активное участие в
освоении Кавказа, Сибири (экспедиции Ермака) и
Дальнего Востока. В 1645 сибирский казак Василий
Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское
море, открыл Северный Сахалин и вернулся в
Якутск.

В 1648 сибирский казак Семён Дежнёв проплыл из
Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье
Анадыря) и открыл пролив между Азией и
Америкой.
В 1697-1699 сибирский казак Владимир
Васильевич Атласов (1661-1711) исследовал
Камчатку.

Казачество на протяжении веков являлось
универсальным родом вооруженных сил. Про казаков
говорили, что они рождались в седле. Во все времена
они считались великолепными наездниками, не
знавшими себе равных в искусстве джигитовки.
Военные специалисты оценивали казачью конницу как
лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава
казачества укрепилась на полях сражений в Северную и
Семилетнюю войны, во время Итальянского и
Швейцарского походов А. В. Суворова 1799.

Особенно отличились казачьи полки в
наполеоновскую эпоху. Возглавляемые
легендарным атаманом М. И. Платовым
иррегулярное воинство стало одним из главных
виновников гибели наполеоновской армии в
России в кампании 1812, а после заграничных
походов русской армии, по словам генерала А.
П. Ермолова, «казаки стали удивлением
Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни
одна русско-турецкая война 18-19 веков

«Для того казак родится, чтоб царю на службе
пригодиться» - гласит старинная казачья
поговорка. Его служба по закону 1875
продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего
возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4
на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в
запасе. На службу каждый являлся со своим
обмундированием, снаряжением, холодным
оружием и верховой лошадью. За подготовку и
несение воинской службы отвечала казачья
община

. Главным собственником земли выступало
государство, которое от имени императора
отводило казачьему войску завоеванную кровью их
предков землю на правах коллективной
(общинной) собственности. Полученную землю
войско, оставив часть на войсковой запас, делило
между станицами

. В 19 веке основным хозяйственным занятием
казачества стало земледелие, хотя в разных
войсках имелись свои особенности и
предпочтения, например, интенсивное развитие
рыболовства как основной отрасли в Уральском, а
также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в
Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе,
Дону и т. д.

Казаки нередко выступали
против центральной власти
(примечательна их роль в
русской Смуте, в восстаниях
Разина и Пугачева, возникших
по причине постоянного
урезания государством прав и
свобод казачества, нарушении
устоев и традиций), однако с
ХХI в. до Октябрьской
революции они в основном
выполняли роль защитников
Российской государственности
и опоры царской власти.

После революции казачьи войска были
расформированы, так как они по большей части
приняли сторону белого движения. В годы
гражданской войны казачье население подверглось
массовым репрессиям.

Во время Второй мировой войны в составе Красной
Армии сражались 4-й гвардейский Кубанский
казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский
Донской казачий кавалерийский корпус,
казачество в составе РККА, конномеханизированные группы, пластунские дивизии,
казацкие сотни и отряды ополченцев.

2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-
й кавалерийский корпус генерала Н. Я.
Кириченко в составе 12-й Терско-Кубанской, 13й Кубанской и 116-й Донской казачьих дивизий
остановил наступление крупных сил Вермахта,
продвигающихся от Ростова на Краснодар.
Казаками были уничтожены до 1800 солдат и
офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены
18 орудий и 25 минометов.

С 1943 года происходило объединение
казачьих кавалерийских дивизий и
танковых частей, в связи с чем
образовывались конномеханизированные группы. Лошади
использовались в большей степени
для организации быстрого
перемещение, в бою казаки были
задействованы в качестве пехоты. Из
кубанских и терских казаков так же
было сформированы пластунские
дивизии. Из числа казачества, 262
кавалериста получили звание Героя
Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17
кавдивизий получили гвардейские
звания

С 1989 года предпринимаются попытки возрождения казачества

В 1996-1998гг. в государственный реестр были
внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских
казачьих общества, в том числе: Волжское,
Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское,
Уссурийское, Енисейское, Оренбургское,
Кубанское войсковые казачьи общества, а также
казачье общество «Всевеликое войско Донское».

3 июля 2008 года Президентом РФ была принята «Концепция государственной политики в отношении российского казачества»

Согласно концепции,
«казаки активно
содействуют решению
вопросов местного
значения, исходя из
интересов населения и
учитывая исторические
и местные традиции».

Кто такие казаки

  • Средь донских степных полей И кубанских ковылей, Где Кубань и Дон текут Казаки давно живут. Гордый и лихой народ Заслужил себе почет: Храбрость, мужество, отвагу На своих плечах несет. Честью с детства дорожат, Любят холить жеребят, Из лозы корзины вьют, Песни звонкие поют. Память предков охраняют, Веру в Бога почитают, И обычаи свои Сохраняют на Руси.
Поговорки и пословицы Первые поселения на Дону
  • На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.
Первые казачьи городки
  • Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки,а потом дома из дерева и камня. На первых порах в казачьих городках
  • поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.
Казачий курень Главное помещение в казачьем курене - «зало»
  • Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах
Спальня в казачьем курене
  • В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.
Кухня
  • Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.
Казачьи семьи
  • Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.
  • Среднее семейство насчитывало
  • от 6 до 9 душ, и малая семья
  • состояла из 4 человек.
  • Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.
  • На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.
  • Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли». И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».
Орудия труда казака Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.
  • Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.
  • Казачьи ремёсла
  • С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Первое русское шампанское изготовлено на Дону!
Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами. Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.