Проект по окружающему миру дорожные знаки. Дорожные знаки

  • 07.03.2024

Проект: «Живые дорожные знаки».

Расширять представления детей о правилах дорожного поведения.

Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их

схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и

Развивать способность практически применять полученные знания в

дорожно-транспортной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименование проекта: «Живые дорожные знаки».

Участники проекта – дети, родители.

Тип проекта - творческо-информационный.

Направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи проекта:

1. Расширять представления детей о правилах дорожного поведения.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их

Схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и

Дорогах.

3.Развивать способность практически применять полученные знания в

Дорожно-транспортной среде.

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил

Дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном

Процессе.

5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и

Безопасного образа жизни среди родителей.

Ожидаемый результат

Ребенок со сформированным безопасным поведением в дорожной среде и сознательным отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Актуальность темы. По статистике ежедневно в дорожных происшествий теряет около 1500 детей. Это целых две школы. Сегодня как никогда обучение детей дорожной грамоте является первостепенной задачей. К основным причинам сложившимся неблагополучной ситуации относятся:

  • Незнание детьми ПДД;
  • Детское неумение ориентироваться в сложившейся в сложной дорожной обстановке;
  • Недостаточное внимание к детям со стороны взрослых.

Известно, что дети любят подрожать взрослым. Взрослый – эталон поведения для ребенка, и особую роль для него играет родительский пример. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или пройти на красный сигнал светофора и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое.

Задача педагога – научить ребенка правильно вести себя на дороге. И обучение детей должно быть направлено не только на то, чтобы зазубрить Правила дорожного движения, но и научить детей анализировать складывающуюся дорожную обстановку, предвидеть возникновение опасности, привить навыки безопасного поведения на улице и ответственности за свои действия на дороге.

Целью во всех видах деятельности является: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи проекта.

Образовательные:

напомнить детям правила перехода проезжей части улицы по переходу «зебра», по сигналу светофора, там, где есть знак «Пешеходный переход»;

Развивающая:

Воспитательные:

Предварительная работа воспитателя: беседа с детьми, родителями, инспектором ГИБДД, создание пособия «Живые дорожные знаки», разработка и подбор дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по Правилам дорожного движения.

Роль родителей в реализации проекта: Анкетирование родителей; Консультации «Осторожно: дети на дороге!», «Светофорчик», «Знай и выполняй правила движения», оснащение родителями уголка ПДД в группе.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Подбор материала по Правилам дорожного движения.

Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.

Знакомство с литературными произведениями.

Внесение в группу игры «Нам на лице не страшно».

Использование игр:

Дидактических: «Кто внимательнее?», «Светофорчик», «Какой это знак?», «Знающий пешеход», «Собери машину», «Транспорт и правила поведения в нем»;

Подвижных: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «ПДД», «Пешеходы и транспорт», и т.д.

сюжетно-ролевых игр: «Водители», «Путешествия на автобусе», «Улицы города».

Развлечение «Неделя безопасности на дорогах».

Основной этап работы:

Загадки по ПДД.

Дидактические и подвижные игр по ПДД.

Игровых ситуаций.

Открытое занятие на тему: «Знаете ли вы правила дорожного движения?»

Заключительный этап:

Вручение дипломов «Грамотный пешеход».

Оформление творческо-информационного проекта.

Литература:

  1. Специфика работы с детьми с нарушениями зрения в системе комплекса: начальная школа-детский сад IVвида: Методическое пособие из практики работы педагогического коллектива. – Уфа: БИРО, 2009. -116 с.
  2. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»
  4. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»
  5. Извекова Н. А. Правила дорожного движения – М.: Просвещение, 1983.
  6. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.

Коммуникация

Провести беседу по следующим вопросам:

  1. Для чего нужны правила дорожного движения?
  2. Кто такие пешеходы и пассажиры?
  3. Что такое проезжая часть и тротуар?
  4. Как надо идти по тротуару?
  5. Одностороннее и двустороннее движение?
  6. Наземный и подземные переходы. Как правильно переходить улицу?
  7. Перекресток и площадь.
  8. С какой стороны нужно обходить трамвай, а с какой автобус?

В уголке ПДД расставить иллюстрации по теме: картинки, фотографии с изображением улиц города, переходов, светофоров, транспорта.

Чтение художественной литературы:

Е. Житков «Светофор»;

А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»;

А. Петров «Я бегу через дорогу»;

В. Клименко «Кто важнее всего на улице?»;

И. Серяков «Законы улиц и дорог».

В. Кожевникова «Светофор»;

С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер»;

Я. Пишумов «Самый лучший переход», «Дорожная азбука»;

О.Тарутин «Самый лучший переход».

Заучивание стихотворений Берестова «Светофор».

Познавательное развитие

Цель: информация воспитателя по теме «Правила безопасности дорожного движения».

Задачи:

Образовательная:

объяснить, что в большом городе все движение пешеходов и машин подчиняется правилам дорожного движения;

напомнить детям правила перехода проезжей части улицы по подземному переходу, по переходу «зебра», по сигналу светофора, там, где есть знак «Пешеходный переход»;

объяснить значение некоторых дорожных знаков.

Воспитательная:

объяснить, что безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо дети знают и выполняют правила дорожного движения;

воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

Развивающая:

обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия;

развивать навыки творческого рассказывания;

учить «просчитывать» различные ситуации, возникающие на дорогах.

План НОД

Введение в НОД. Рассматривание иллюстраций.

Создание модели улицы.

Дети участники дорожного движения.

Правила для пешеходов. Дети должны усвоить основные правила безопасного поведения на улице:

как ходить по тротуару;

как переходить дорогу;

движение на перекрестке.

Знакомство с дорожными знаками.

Правила поведения в транспорте.

Ситуации для анализа:

Разобрать с детьми ситуации по иллюстрациям и сделать выводы.

– Мама идет с сыном в детский сад по тротуару. Мальчик бежит впереди нее и мешает пешеходам.

– Мама с сыном идет по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.

Вопрос: Как надо поступить маме?

– Мама с сыном идет по улице. Около киоска много народу. Мама отпускает руку ребенка и подходит к киоску.

Вопрос: Как надо поступить маме?

– Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руках мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним.

Вопрос: Как надо поступить папе?

Дидактические игры: «Кто внимательнее?», «Светофорчик», «Какой это знак?», «Знающий пешеход», «Собери машину», «Транспорт и правила поведения в нем».

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Путешествия на автобусе», «Улицы города».

Цель: закрепить правила поведения водителей и пешеходов, обязанности инспектора ГИБДД. Учить детей распределить роли в зависимости от их желания, воспитывать дружеские, уважительные взаимоотношения во время игры.

Эстетическое воспитание

Раскраски: «Транспорт», «Города», «Дорожные знаки» и т.д.

Рисование: «Улицы города», «Дорожные знаки», «Пешеходы», «Светофор».

Цель: закрепить знания о дорожных знаках; учить рисовать дорожные знаки, знать, почему они бывают синего, красного, желтого цветов, аккуратно выполнять работу.

Коллективная аппликация «Мой город».

Цель: закрепить понятие «перекресток», «зебра», «пешеходный переход»; учить вырезывать дома разной этажности, машины, пересечение дорог, правильно расставлять дорожные знаки на перекрестке, аккуратно клеить, дружно выполнять работу.

Лепка «Дорожные знаки»

Цель:

Работа с родителями:

Провести анкетирование родителей




Когда вы идете по улице и смотрите по сторонам, то всюду видите дорожные знаки.Они разного цвета и разной формы. Они подсказывают нам, как поступить в той или иной ситуации. Очень важная наука - Правила движения. И должны их соблюдать Все без исключения. Водители и пешеходы должны знать, что их ждет впереди на дороге.


В настоящее время существуют следующие группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки сервиса, знаки приоритета, знаки особых предписаний, знаки дополнительной информации. Знаки все мы знать должны, Чтобы, выехав на рынок, Не остались дружно мы И без ног, и без ботинок.


Предупреждающие знаки. Они треугольной формы с белым фоном и красным окаймлением.Знаки этой группы предупреждают о приближении к опасности на дороге. Например: «дорожные работы», «железнодорожный переезд», «осторожно, дети!», «неровная дорога». Что за чудо-юдо, Два горба, как у верблюда? Треугольный этот знак. Называется он как?


Запрещающие знаки. Самые строгие знаки! Эти знаки круглой формы с красной окантовкой с белым полем внутри и перечеркнутой слева направо вниз красной полосой. К ним относятся например: «движение пешеходов запрещено», « велосипедное движение запрещено», «проезд запрещен». Человек на круге красном - Значит, здесь ходить опасно, В этом месте, друзья, Никому ходить нельзя!


Предписывающие знаки. Эти знаки указывают места для движения пешеходов, велосипедистов, круговое движение, объезд препятствия слева. Они имеют круглую форму и голубой фон. Мчим по кругу я и Белка, Как показывает стрелка, Не догнать собаке друга, Потому что мчим по кругу.
















Слайд 2

У знаков дорожных особый язык, И нужно, чтоб каждый читать их привык. И с первого взгляда сумел бы понять, Какой на дороге опасности ждать.

Слайд 3

Для чего служат дорожные знаки? (Знаки помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей). - Кто должен хорошо знать дорожные знаки? (Дорожные знаки должны знать все – водители, велосипедисты и пешеходы).

Слайд 4

Дорожные знаки всем нам важны. Дорожные знаки знать все должны.

Все знаки установлены на правой стороне улицы или дороги лицевой стороной навстречу движению, чтобы водители и пешеходы их хорошо видели. А теперь мы встретимся с основными группами дорожных знаков.

Слайд 5

Предупреждающие знаки

Имеют форму треугольника белого цвета с красной каймой. Они предупреждают водителей и пешеходов о возможной опасности и необходимости повышения внимания. "Светофорное регулирование""Опасный поворот» "Скользкая дорога""Пешеходный переход""Дети""Дикие животные"

Слайд 6

Запрещающие знаки

Имеют форму круга с красной каймой. Запрещают движение пешеходов или машин. "Въезд запрещен""Движение запрещено""Движение на велосипедах запрещено""Движение пешеходов запрещено"

Слайд 7

Предписывающие знаки

Круглые, голубого цвета. Указывают наиболее безопасные места движения. "Круговое движение""Велосипедная дорожка""Пешеходная дорожка""Движение прямо или направо« "Движение направо или налево"

Слайд 8

Знаки особых предписаний

Знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения. "Дорога с односторонним движением« "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» "Пешеходный переход» "Искусственная неровность" "Жилая зона"

Слайд 10

Знаки сервиса

Указывают на расположение соответствующих объектов

Слайд 11

Город, в котором с тобой мы живем,Можно по праву сравнить с букварем. Азбукой улиц, проспектов, дорогГород дает нам все время урок.Вот она, азбука, – над головой:Знаки развешены над мостовой. Азбуку города помни всегда,Чтоб не случилась с тобою беда.

(Я. Пишумов)

Слайд 12

Будьте внимательны и осторожны на улицах города!

Слайд 13

Использованы ресурсы: http://www.prav-net.ru/dorozhnye-znaki/ http://grigtanya.ucoz..yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&img_url=http%3A%2F%2Fwww.calend.ru%2Fimg%2Fcontent_images%2Fi3%2F3195.jpg&text=%D0%BF%D0%B4%D0%B4%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=18&lr=10902&rpt=simage http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=1&img_url=http%3A%2F%2Fs56.radikal.ru%2Fi152%2F0904%2F08%2F4ed1101438f9t.jpg&uinfo=ww-992-wh-620-fw-767-fh-448-pd-1&p=1&text=%D0%BF%D0%B4%D0%B4%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=46&rpt=simage&lr=10902 http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=2&img_url=http%3A%2F%2Fwww.o-detstve.ru%2Fassets%2Fimages%2Fforteachers%2FDOU%2Fprezentacia%2F4310_m.jpg&uinfo=ww-992-wh-620-fw-767-fh-448-pd-1&p=2&text=%D0%BF%D0%B4%D0%B4%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=64&rpt=simage&lr=10902 http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=3&img_url=http%3A%2F%2Fs60.radikal.ru%2Fi169%2F0911%2F96%2Fb45504595360.jpg&uinfo=ww-992-wh-620-fw-767-fh-448-pd-1&p=3&text=%D0%BF%D0%B4%D0%B4%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=108&rpt=simage&lr=10902

Проблема, которая рассматривается в проекте – это рост детского травматизма среди детей дошкольного возраста. Интерес к ней возник после беседы с детьми с показом обучающего фильма «Зебра». Мы говорим о происшествиях на дорогах, в которых дети получают серьезные травмы и становятся инвалидами или вообще погибают, о том, что нужно делать, чтобы этого не произошло.

Ребят заинтересовало, почему так происходит. И мы попросили нашего воспитателя Татьяну Васильевну помочь нам в этом разобраться.

Цель исследования: изучить причины детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи исследования:

  • выяснить как обеспечивается безопасность детей в дорожном движении города Тюмени;
  • расширить знания о дорожных знаках, светофоре, правилах дорожного движения;
  • разработать маршрут движения с помощью взрослых.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что причиной дорожно-транспортного травматизма может быть не соблюдение правил участниками дорожного движения, т.е. пешеходами и пассажирами, из-за:

  • нежелания участниками движения их выполнять;
  • низкой дисциплины водителей и пешеходов;
  • незнания знаков и правил дорожного движения.

Методы исследования:

  • наблюдение;
  • анкетирование родителей;
  • обсуждение ситуаций;
  • экскурсии;
  • игровая деятельность.

Детский дорожный травматизм в Тюмени

Осветить проблему детского дорожного травматизма мы решили не случайно.

За 9 месяцев текущего года на дорогах Тюмени зафиксировано 134 дорожно – транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в которых получили травмы 143 ребенка, 1 погиб.

Особую озабоченность вызывает тот факт, что на долю детей до семи лет приходится до 37% дорожных происшествий – 49 случаев.

Из истории безопасности дорожного движения

Россия имеет многовековые традиции поддержания порядка на дорогах и улицах. Еще при царе Иване III повелевалось соблюдать правил езды и хождения по дорогам. Нарушителей правил строго наказывали.

В 1784 впервые в России водительское удостоверение получил извозчик.

На рубеже XIX-XX веков, на российских дорогах появился первый автотранспорт, в том числе и первые российские автомобили.

В 1913 году Россия занимала второе место в мире по количеству транспортных средств на душу населения.

До 1961 года в нашей стране были свои правила для каждой республики и области. Только с 1961 года вводятся в действие общесоюзные правила движения по улицам городов и дорогам СССР.

В 1993 году утверждаются Правила дорожного движения Российской Федерации.

Для чего нужны правила дорожного движения?

Представьте себе, что происходило бы на улицах города, если бы вдруг исчезли бы все светофоры, дорожные знаки, пропали бы регулировщики с их полосатыми жезлами. А городские шоферы внезапно забыли бы строгие правила уличного движения.

Со всех сторон мчатся, задевая друг друга, автобусы, легковые автомобили, проносятся мотоциклы, снуют велосипеды. Слышен визг тормозов, тревожные гудки, грохот столкнувшихся машин, дребезжание разбитых стекол, завывание сирены «скорой помощи»…

Однако машины и люди живут в мире: то машины пропускают людей, то люди ждут, пока проедут машины. Потому что те и другие подчиняются строгим законам. Эти законы называются «Правила дорожного движения».

Правила дорожного движения в соответствии с Законом «О дорожном движении» от 10.12.1995 №196-ФЗ является единым нормативным актом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории России.

Во время наблюдения за пешеходами мы пришли к выводу, что не все, даже взрослые люди соблюдают правила дорожного движения.

Наблюдая за транспортом, выяснили, что есть водители, которые тоже нарушают правила дорожного движения

И среди пассажиров нашлись нарушители правил дорожного движения

На остановке, в ожидании транспорта, выходят на проезжую часть Не пристегиваются ремнями безопасности

Провели анкетирование родителей

  • Всегда ли вы правильно переходите проезжую часть дороги?
  • Обучаете ли вы своего ребенка правилам поведения в транспорте?
  • Знает ли ваш ребенок где находится школа, в которой он будет учиться? Как туда идти, где переходить улицу, какие знаки встречаются по дороге?
  • Как вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?

По результатам анкет родителей можно сделать вывод:

  • Родители сами часто нарушают правила дорожного движения.
  • Обучают детей правилам поведения в транспорте от случая к случаю.
  • Будущие школьники не знают свой маршрут в школу.
  • Обращают внимание на чужих детей, нарушающих правила дорожного движения только в том случае, когда им грозит опасность.

Так на вопрос: «Всегда ли вы правильно переходите проезжую часть дороги?» 30% родителей ответили нет.



На вопрос: «Обучаете ли вы своего ребенка правилам поведения в транспорте?» Только половина родителей ответили положительно.



На вопрос: «Знает ли ваш ребенок где находится школа, в которой он будет учиться? Как туда идти, где переходить улицу, какие знаки встречаются по дороге?» Только 12% родителей ответили положительно.



На вопрос: «Как вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?» Большинство родителей не реагируют вообще или реагируют только в крайних случаях.



Как заботится общество о безопасном поведении ребенка на дороге?

  1. Изготовление игровых, мультипликационных и документальных фильмов на тему безопасности дорожного движения;
  2. Проведение викторин, олимпиад, конкурсов, праздников службами ГИБДД, педагогами школ и детских садов;
  3. Выпуск книг, брошюр, плакатов;
  4. Проведение месячников по безопасности детей на дороге «Внимание дети!», «Зебра», «Береги своего пассажира» и др.;
  5. Включение водителями ближнего света фар во время движения;
  6. Использование светоотражающих элементов на одежде, школьных портфелях и знаках «Осторожно, дети!».

Причины несчастных случаев с дошкольниками на дороге

  • Рассеянное внимание;
  • Забывание правил поведения на улице;
  • Эмоциональное состояние;
  • Быстрая реакции у ребенка на дорожную ситуацию;
  • Отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;
  • Отсутствие контроля взрослых.

Как мы изучали правила дорожного движения

Что мы узнали

Светофор наш верный помощник

Первый уличный светофор появился более 130 лет назад. Первые светофоры имели всего лишь два цвета: красный и зеленый, которые вручную менял стоявший рядом человек. Но обходиться двумя цветами было неудобно, и спустя 50 лет на светофоре появился еще и третий цвет – желтый.

Когда светофор ломается, то дорожным движением управляет регулировщик при помощи полосатой палочки – жезла.

Дорожные знаки

Предупреждающие знаки – предупреждают нас об опасности.

Запрещающие знаки - обеспечивают нам безопасность на дорогах.

Предписывающие знаки дают распоряжение водителю:

Правила безопасности на дороге

  • Пешеходам разрешается ходить по тротуарам и пешеходным дорожкам, а там где их нет - по обочине.
  • Не выходите и не выбегайте на проезжую часть.
  • Переходите проезжую часть только в местах, обозначенной дорожной разметкой «зебра» или знаком «пешеходный переход».
  • В местах, где есть светофор, переходите улицу только на зеленый сигнал.
  • Не бегите через улицу, идите спокойным шагом.
  • Перед переходом улицы с двухсторонним движением, посмотрите налево и, если поблизости нет машин, начинайте переход. Дойдя до середины, посмотрите направо. Если поблизости есть машины, подождите, пропустите их, а потом продолжайте путь.
  • Обходите автобус и троллейбус сзади.
  • Поджидая на остановке автобус, не стойте на краю тротуара.
  • Подойдя к углу дома, арке или другому препятствию, приостановитесь и убедитесь, что поблизости нет машин.

Маршрут движения от детского сада в школу

(Котова Аня, Роман Никита)



Маршрут движения от детского сада в библиотеку

(Хромов Данил, Роман Никита)



Маршрут движения от детского сада в парк Комсомольский

(Котова Аня, Роман Никита)


Заключение

Занимаясь исследованием мы нашли ответ на вопрос:

По каким причинам происходят дорожно-транспортные происшествия и почему на улицах города Тюмени погибают дети?

Причиной дорожно – транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, отрицательный пример взрослых.

Для того, чтобы снизить количество дорожно-транспортного травматизма, необходимо не только повысить уровень знаний, но изменить отношение к существующим правилам, выработать устойчивые положительные привычки у детей и взрослых.

Список литературы

  1. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность.-Ростов на Дону: Феникс, 2004-152 с.
  2. Мальшакова В.Е. Воспитание грамотного пешехода.-Тюмень, 1992-44 с.
  3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возрастапод ред. Е.А. Романовой – М.: ТЦ Сфера, 2005-64 с.
  4. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки.-М.: Прометей, Книголюб, 2002-80 с.


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Класс: 3

Презентация к уроку







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

образовательные

  • познакомить с дорожными знаками и их классификацией;
  • вспомнить правила безопасности и поведения на дорогах города;

воспитательные:

  • воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью;
  • воспитывать умение работать в парах, в группах, индивидуально;
  • воспитывать интерес к предмету;

развивающие:

  • развивать умение правильно, чётко и логично отвечать на вопросы
  • обогащать словарный запас;
  • расширить кругозор;
  • учиться обобщать и выделять главное;
  • развивать навык самоконтроля.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, картинка – инспектор дорожно-патрульной службы, карточки с изображением дорожных знаков, книги “Правила дорожного движения” с изменениями от 20 ноября 2010 года, тетради, учебник, конверты с заданиями по группам.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Характер деятельности учащихся:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.
  1. Работа с учебником.
  2. Взаимопроверка выполнения письменного задания.
  3. Беседа.
  4. Применение предметной и картинной наглядности.
  5. Словесные.
  6. Ролевая игра.
  7. Фронтальная беседа.
  8. Наблюдение.
  9. Самостоятельная работа по группам.

Формы организации познавательной деятельности.

  1. Фронтальная.
  2. Групповая.
  3. Парная.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

У. Сегодня, ребята, на уроке у нас важный гость.

Слайд 1

Посмотрите на него внимательно. Как вы думаете, кто он по профессии?

Ответы детей.

У. Это Инспектор дорожно-патрульной службы. А как вы определили?

У. А чем он занимается?

Ответы детей.

Д. Он следит за порядком на дороге.

У. Он пришёл к нам на урок, чтобы узнать, как вы соблюдайте правила дорожного движения и умеете ли правильно вести себя на дороге.

Все мы участники дорожного движения, а я помощница(учитель надевает на себя фуражку и берёт в руки жезл) инспектора дорожно-патрульной службы

Кого можно назвать участниками дорожного движения?

Ответы детей. (Это пешеходы, пассажиры, водители)

Слайд 2. Автомобиль. Дорога. Пешеход

У. Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и продолжим разговор, потому чтодисциплина на улицах, дорогах и в транспорте – залог безопасности.

У. Как только мы выходим на улицу, сразу становимся пешеходами. А легко ли быть пешеходом?

Давайте вспомним правила для пешеходов:

По какой части дороги движется транспорт? (По мостовой или по проезжей части дороги)

По какой части дороги движутся пешеходы? (По тротуару)

По какой стороне тротуара должны двигаться пешеходы? (По правой)

Где надо переходить улицу? (По пешеходному переходу, где нарисованы белые полоски – “зебра” или подземному переходу)

Как надо правильно переходить улицу? (Посмотреть налево, дойти до середины, посмотреть направо)

У любого перекрёстка
Нас встречает светофор.
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.

О чём с нами разговаривает светофор?

Ответы детей. (Как правильно перейти дорогу)

У. На дорогах установлены транспортные(Слайд 5) и пешеходные светофоры. (Слайд 6)

Игра “Продолжи предложение…”. (Слайд 5)

Слайд 7, 8 (историческая справка)

У. А знаете ли вы, как выглядел светофор раньше, 100 лет назад. Давайте посмотрим. (Слайд 8)

Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он имел форму круга поделённого на три равные части: красный, жёлтый, зелёный. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.

Внимание! Наш инспектор дорожно-патрульной службы попросил нас разобрать ситуацию, которая произошла на перекрёстке.

Кто переходит дорогу соблюдая правила дорожного движения?

Кто нарушил? Какое было нарушение?

Ответы детей.

У. Скажите, а кто ещё кроме сигнала светофора может помочь пешеходам, водителям на дорогах?

Ответы детей. (Регулировщик)

Но на каждом километре нельзя поставить светофор или регулировщика, значит, нам нужны другие помощники на дорогах.

2. Введение в тему.

Отгадайте загадку.

Днём и ночью в дождь и стужу
Мы несём дороге службу
Знают нас на всей планете
Взрослые и даже дети.
Если нас не соблюдать,
Можно сильно опоздать.

Кто же они эти неутомимые помощники?

Ответ детей. (Дорожные знаки)

У. Дорожные знаки – замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Причём в разных странах они одинаковы.

Слайд 12. (Знаки разных стран)

Слайд 13. (Историческая справка)

В 1909 году на Международной конференции автомобилистов в г.Париже утверждены первые четыре дорожных знака

Посмотрите, это старинные знаки и написаны по правилам правописания принятым в то далёкое время

Дорожные знаки делятся на несколько групп.

Слайд 14. (Классификация)

У. Ребята, хором произнесём названия групп, на которые делятся все знаки

У. Откройте учебник, с.14.

Итак, предупреждающие знаки.

Прочитаем о них в учебнике. (Чтение вслух)

Так о чём нас предупреждают эти знаки?

Само название этих знаков говорит нам, будь внимателен, мы тебя предупреждаем об опасности, которая может, встретится на твоём пути.

Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?

Назовите предупреждающие знаки.

Назовите, какой знак устанавливают вблизи школ, детских садов?

Ответ детей. (Знак “Дети”)

У. Следующая группа – запрещающие знаки .

Слайд 16

Назовите запрещающие знаки.

Прочитайте самостоятельно о них в учебнике, с 15.

Что скажите о запрещающих знаках?

Ответы детей.

У. Эти знаки нам запрещают, говорят, нельзя делать обгон, въезд и т.д.

Сформулируйте назначения знаков, используя слово нельзя

Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?

У. Всё внимание на доску! Инспектор просит внимательно посмотреть на предупреждающие знаки и запрещающие. Что общего у них?

Ответы детей. (Они с красной каймой)

У. Значит эти знаки очень важные. Они как красный свет светофора. Говорят, стой. Какие знаки более строгие? Почему?

Ответы детей. (Запрещающие. Они запрещают делать какие-то действия, говорят, что этого делать нельзя.)

Физкультминутка

У. Продолжим разговор о дорожных знаках.

Рассмотрим следующую группу знаков.

Это какие знаки?

Предписывающие знаки - они говорят, следуй строго предписанию. Назовите знаки.

Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки?

Самостоятельно прочитайте о них в учебнике, с. 15

Найдите ответ в учебнике на вопрос: Что означают знаки стрелок внутри синего круга?

Ответы детей . (В какую сторону нужно двигаться)

А это что за знаки: синий цвет, форма квадратная или прямоугольная? Обратитесь за помощью к учебнику. Найдите название этой группе знаков.

Ответы детей. (Информационно-указательные знаки)

(Учитель берёт с выставки книгу “Правила дорожного движения”)

В правилах дорожного движения от 20 ноября 2010 года произошли изменения и эти знаки стали называться просто – информационными. Рассмотрим эти знаки. Назовите их.

Назови знаки сервиса?

Как вы думаете, что подсказывают они водителю на дороге?

Какого они цвета и формы?

Ответы детей.

Обратить внимание детей на знак “Кемпинг”.

Словарная работа.

Кемпинг – место для отдыха.

Вывод: На какие группы делятся дорожные знаки?

Ответы детей.

У. В классе развешаны на стенах знаки? Назовите их и ответьте, к какой группе относятся.

Какие дорожные знаки встречаются вам по пути от дома до школы?

Ответы детей.

Работа в тетрадях

Откроем тетрадь, с 10, задание 2. Прочитаем.

Возьмите цветные карандаши. Раскрась знаки.

Сравните свои ответы со слайдом. Слайд 23

Поднимите руки, кто всё сделал без ошибок.

Скажите, к какой группе относится каждый знак.

Игра “Помоги инспектору установить дорожные знаки”. Слайд 24–31

Участники дорожного движения! Случилась беда! Помогите инспектору установить дорожные знаки!

Итог урока.

Слайд 32

У. Для чего нужны дорожные знаки? Может можно обойтись и без них?

Ответы детей.

У. Ребята, наш Инспектор дорожно-постовой службы доволен вашей работой. Но он предлагает выполнить ещё задание.

Игра “Дорожные знаки” Работа в группах.

Проверка по группам. Слайд 33–37

Рефлексия.

Приготовьте сигнальные карточки – светофоры. Игра “Верно ли утверждение” Если верно – зелёный сигнал, а если нет – красный.

1. Дорожные знаки разные в каждой стране.

Да; Нет.

2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.

3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

Да; Нет.

4. Сервис – это обслуживание.

5. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса?

Да; Нет.

6. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека.

Да; Нет.

7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах.

У. Молодцы!Инспектор дорожно-патрульной службыосталсядоволен вашими знаниями, вы хорошо разбираетесь в Правилах дорожного движения. Он надеется, что светофор и дорожные знаки станут вашими настоящими друзьями, среди вас не будет нарушителей Правил дорожного движения, и он задаёт вам следующее домашнее задание.