Уставы цехов. Цеховые уставы и традиции Ткачих шелковых изделий

  • 11.01.2024

Ни одна женщина, принадлежащая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке шелка, не проучившись и не прослужив три года в этом цехе. Учение она должна пройти у главных мастериц цеха...

Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не больше 4 учениц... не считая ее собственных детей.

Запрещается вышеупомянутым мастерицам и их мужьям производит ь шелковые изделия из пряжи, изготовленной не в Кельне, и отдавать их красить.

Красильщики шелка в нашем городе имеют право работать только для главных мастериц. Это постановлено для того, чтобы сохранить источники пропитания наших горожан, горожанок и жителей...

Запрещается примешивать к парче или шнурам крашеную или некрашеную пряжу. Нарушивший это правило теряет право заниматься выработкой шелковых изделий, а товар, изготовленный таким образом, сжигается.

Вопросы

1. В чьих интересах - епископа или горожан - проведена запись Первого городского права?

2. Что изменилось в Страсбурге за время, прошедшее между созданием Первого городского права и второго?

3. Какие события могли предшествовать созданию обоих документов?

4. Назовите характерные черты цеха, отраженные в уставе кёльнских ткачих.

§ 38. Городские улицы и их обитатели Власть торговли

Жизнь горожан состояла, конечно же, отнюдь не из одних лишь стычек и мятежей. В городах жили энергичные, деловые люди, хорошо знавшие, как с выгодой для себя продать товар, кому дать ссуду, на что с умом потратить деньги. Неугомонные купцы пускались в далекие и опасные странствия в надежде разбогатеть. По всему Средиземноморью раскинули сеть торговых пунктов - факторий итальянские купцы. Большинство из них были родом из Генуи и Венеции. Эти морские республики владели великолепным торговым и военным флотом. Их корабли перевозили в Европу с Ближнего Востока все самые ценные товары: драгоценные ткани, фарфор, всевозможные специи (пряности) и другие товары.

Венецианские купцы из семьи Поло в XIII в. добрались до ставки великого хана монголов далеко в глубине Азии. Марко Поло провел 17 лет на службе великого хана в завоеванном монголами Китае и первым из европейцев описал те таинственные края в своей книге. Только в XIX в. европейцы смогли побывать там, где в XIII в. странствовал Марко Поло. Рассказы о богатствах восточных стран в книге Марко Поло 200 лет спустя произвели такое впечатление на генуэзского моряка Христофора Колумба, что он решил любой ценой достичь берегов сказочной Азии...

Подобно тому как на южных морях владычествовали итальянские купцы, на северных главную роль играли купцы немецкие. Германские города вдоль южных берегов Северного и Балтийского морей во главе с Любеком объединились в торговый союз, который назывался Ганза. Ганзейские купцы имели свои подворья и в Лондоне и Брюгге - на западе, и в Новгороде - на востоке, и в норвежском городе Бергене - на севере. Флот ганзейцев был так силен, что его боялись короли и князья всех северных стран. Какую бы из них мы ни посетили, в каждом городе можно было встретить целые кварталы немецких купцов. Они пользовались особыми привилегиями, которых не было даже у местного купечества.

В наиболее развитых странах Западной Европы, где цеховые общности в городах сложились достаточно рано и повсеместно, они уже с XIV в. стали трансформироваться, приобретая раннекапиталистические черты в области производства, трудовых и личных отношений, этических установок. Это было особенно характерно для ткацких, некоторых оружейных, кораблестроительных ремесел, монетного и горнодобывающего производств. В Швеции, как и в других скандинавских странах, ремесленные цехи оформились поздно (первый цеховой устав был принят цехом портных Стокгольма в середине XIV в.), еще и в XV в. были мало распространены за пределами столицы, да и там охватывали не все ремесла. Судя по сохранившимся уставам цехов, отношения в них могут рассматриваться не только как один из феноменов несколько "заторможенной" общественной истории европейского Севера, но и как своеобразное свидетельство о более ранних, более патриархальных стадиях цеховой организации вообще. Эти стадии менее известны, менее привлекательны для исследователей и мало изучались ими, вследствие постоянной нехватки материала, но также и потому, что были как бы заслонены последующим ослепительным взлетом цехового института / 3,с.124 - 125 /.

К числу наиболее ярких общих, региональных и стадиальных особенностей цеховой организации и типа культуры в целом, наряду с их общеизвестными регламентационными и эгалитаристскими установками, относятся установления относительно наемного труда и те, которые характеризуют отношение к труду вообще. Именно эти два сюжета являются темой настоящей главы.

Наиболее полные сведения по этим сюжетам можно найти в цеховых уставах Стокгольма XV в. Конечно, это нормативные документы, своего рода инструктивная модель, и, обращаясь к ним, всегда приходится иметь в виду зазор между правилами и реальностью (устранить который, увы, почти не представляется возможным). Зато уставы отражают многообразные функции ремесленной ассоциации: отношения ремесленников между собой, с покупателями и властями, в области производства и сбыта, найма, обучения и использования работников, низшей юрисдикции, религиозных отправлений, благотворительности и т.д./ 13,с.394/. Поэтому цеховой устав выглядит и как "руководство о труде и зарплате", и как моральный кодекс городских ремесленников.

Ремесленные подмастерья

Институт подмастерьев - характерное явление городской жизни средневековой Европы (перешедшее затем и в новое время). Он интересен в ряде аспектов, но в данном случае речь пойдет прежде всего о том, как реализовались в этом институте характерные для эпохи, города, городского ремесла формы труда. К сожалению, вопросы о числе подмастерьев в разных ремеслах, о месте подмастерьев в процессе производства и в цеховом братстве, о нормах и формах эксплуатации, зарплате и т.п. -- эти вопросы, важнейшие для данной темы, чаще всего не имеют точного количественного решения и могут быть освещены лишь путем качественного анализа.

Все известные цеховые условия городских ремесленников Швеции рассматриваемого периода включают пункты о положении и обязанностях подмастерьев. В ряде цеховых уставов оговаривается и наибольшее число подмастерьев у каждого мастера: не более трех у сапожника, двух -- у ювелира (и еще 1--2 -- на время выполнения большого и срочного заказа), один -- у мясника, один - у каменщика (но не постоянно, а в случае необходимости). С другой стороны, в судебных протоколах Стокгольмского магистрата (Tankebocker) XV в. упоминается по сапожной специальности 42 мастера и лишь 7 подмастерьев, по ювелирной -- 25 мастеров и 6 подмастерьев, по специальности мясника -- 15 мастеров и 1 подмастерье / 17,с. 200-201/. Можно высказать ряд соображений о том, почему какие-то категории горожан больше отражены в судебных протоколах, а другие - менее. Но все же нельзя избавиться от впечатления, что подмастерьев в городском ремесле было вряд ли больше, чем мастеров.

В ряде ремесленных мастерских численность подмастерьев определялась, видимо, прежде всего (или даже исключительно) задачей восполнить естественную убыль мастеров. Были, конечно, ремесла, где труд подмастерьев был обусловлен технически. Это, в частности, металлисты - литейщики, оружейники, монетчики и др., которые по условиям производства не могли изготовить свой товар в одиночку и, если не имели взрослых родственников, должны были прибегать к помощи наемной рабочей силы. Увеличение числа подмастерьев было неизбежно также при расширении масштабов и сокращении сроков производства. Но крупных ремесленных мастерских в шведском городе до XVI в. было мало / 18,с.92 / и мы будем говорить о традиционных формах.

Итак, подмастерьев явно не хватало. Известно, что цеховые уставы предъявляли к нанимаемым подмастерьям определенные, четкие требования: иметь высокую квалификацию, пройти курс ученичества в данном ремесле, быть законнорожденным, иметь хорошую репутацию. Но нужда в подмастерьях оказывалась столь велика, что мастера подчас пренебрегали двумя последними условиями. Так, некоторые сапожники платили штраф за то, что предлагали работу любому "парню, который ездит по городам и деревням и делает башмаки"/ 20,с. 166-167 /, т.е. случайному человеку. Конечно, причиной найма такого лица мастером могло быть то, что он соглашался на худшие условия. Но в принципе зарплата наемных лиц определялась в городах довольно четко. И, скорее всего, здесь следует видеть свидетельство нехватки, так сказать, дипломированных подмастерьев.

Каковы могли быть причины этого явления? Известно, что цеховые подмастерья должны были обладать высокой квалификацией, т.е. в профессиональном отношении были вполне подготовлены к самостоятельной деятельности. Не случайно в цеховых уставах встречаются запреты подмастерьям "работать на себя" в хозяйской мастерской. Такой подмастерье мог уехать в деревню или в город, где не было цехов, и там стать самостоятельным ремесленником / 19,с.23 /. Такая свобода отправления ремесла в принципе была характерна для Швеции того времени, и не в этом ли обстоятельстве таилась причина - или одна из причин - нехватки подмастерьев в городских цехах?

Вдова мастера, его дочь или сестра, стремившиеся сохранить мастерскую и общественное положение, часто выходили замуж за подмастерьев. В ряде ремесел предпочитался именно такой брак. Во многих случаях подмастерья были отделены от мастера лишь обрядом вступления в цех. Очевидно, что такие подмастерья принадлежали к общей с мастерами внутригородской социальной среде, и служба в качестве подмастерья служила в цехе реальной ступенью воспроизводства мастеров. Конечно, подмастерья рекрутировались и из других слоев населения, но среди будущих цеховых мастеров чужаков было мало.

Однако дело обстояло не так просто, поскольку грань между мастером и подмастерьем не была формальной. Ни равенства, ни механической преемственности статуса между мастером и подмастерьем не было. В мастерской последнему поручались обычно более простые операции, его не допускали к организующим функциям. Социальный статус подмастерьев был двойственным: часть из них - это будущие мастера и бюргеры, но пока все они - наемные работники. Но тенденция развития института подмастерьев вела к преобладанию именно их положения как наемных работников, а группа тех, кто попадал в мастера, все более сужалась и имела наследственный характер / 17,с. 116 /.

Об условиях труда подмастерьев можно судить лишь по уставу шорных подмастерьев. Они работали летом с 3 до 21 часа, конечно, с паузами для еды, зимою - меньше, но работали "при свечах". Хозяина могли выбирать сами. Срок найма -- полгода, чаще - год. "Законные дни" найма и расчета были на Пасху и день святого Михаила (29 сентября). Соблюдение этих сроков было обязательным для обеих сторон: нарушитель-подмастерье терял все полугодовое жалованье, мастер штрафовался. Рассчитавшись, подмастерье получал отпуск - несколько свободных дней. Иногда при найме предусматривался испытательный срок, например двухнедельный. Запрещалось переманивать подмастерьев / 18,с. 93-94 /.

Подмастерье питался в доме мастера, но прочие свои нужды оплачивал сам, в частности, приглашенного в случае болезни лекаря. Пропущенные рабочие дни не оплачивались. Хозяин не должен заставлять подмастерье работать в праздники и задерживать его зарплату. Подмастерье же обязывается строго соблюдать трудовую дисциплину: не "укорачивать" рабочий день, не служить двум хозяевам одновременно, не "помогать в работе" подмастерью другого хозяина. Он должен быть почтительным к мастеру / 17,с. 123 /.

По условиям найм подмастерьев почти идентичен найму домашней прислуги. В обоих случаях, в частности, подчеркивается незаконность принуждения работника к найму, удержания его на работе после завершения срока найма или после истечения месяца со дня предупреждения подмастерья о своем уходе.

У подмастерья бывали и вычеты из зарплаты: за "пренебрежение" работой, использование хозяйского сырья и рабочего места в мастерской в своих целях. При найме, как уже говорилось, подмастерью полагалось предъявить свидетельства о квалификации, о законности рождения, в ряде ремесел - пройти испытательный срок / 20,с. 167 /. Таким образом, подмастерья все же рассматривались как более избранная часть наемных работников, но зато они должны были удовлетворять и более высоким требованиям, что, впрочем, касалось именно цеховых подмастерьев.

Судя по условиям найма, зарплата подмастерьев состояла из натурального содержания (стол и помещение), которое приравнивалось к одной трети или к половине зарплаты, и денежного жалованья, которое по закону должно было выплачиваться наличными. Натуральная часть иногда выдавалась продуктами питания. Точный размер заработной платы подмастерья не известен. Есть лишь сведения, что его поденная заработная плата составляла 2/3 от зарплаты мастера, т.е. примерно столько же, сколько у поденщиков (сведения по строительным ремеслам) / 20,с. 168 /.

Подмастерье находился в определенной личной зависимости от мастера. Он как бы оказывался прикрепленным к своему мастеру, причем не только как к главе мастерской, но и как к главе домохозяйства, что, впрочем, в то время было неразрывно. Мастер рассматривался как хозяин подмастерья, его "кормилец". Он следил за нравственностью подмастерья (например, не разрешал ему проводить ночь вне дома), регулировал посещение им кабачков, не позволял являться на пирушки мастеров, требовал полного послушания / 19,с. 24 /. Все это говорит о вторжении мастера в личную жизнь подмастерья, о наличии элементов внеэкономического принуждения последнего - в патриархальной форме включения работника в состав своей семьи, в виде личностных связей.

Эти личностные связи имели, конечно, амбивалентный характер. Но под их прикрытием можно все же различить признаки трансформации традиционного института подмастерьев. Данные об этом находим в правилах приема новых мастеров, которые были нелегкими. Помимо свидетельств о квалификации, законнорожденности и хорошей репутации, а в ряде случаев также оседлости, будущему мастеру полагалось сделать значительные вступительные взносы в цех (или цеху и городу). Он должен был обладать известным исходным имуществом, в большинстве цехов - в 20 марок (отметим, что владение имуществом всего в 3 марки делало человека налогообязанным и избавляло от подчинения рабочему законодательству) / 19,с. 25 /.

Если сравнить уставы стокгольмских портных середины XIV и начала XVI в. (1356 и 1501 гг.), а также сопоставить предписания для ремесленных корпораций готландского города Висбю середины XIV в. и стокгольмские цеховые уставы XV в., то легко заметить, что такие условия приема в цех не были изначальными, они усложнились с течением времени и стали характерными уже для XV в. В XV столетии даже некоторые впервые составленные уставы уже стали включать пункты об ограничении числа членов цеха и строжайшем их отборе. В то же время бросается в глаза, что члены семьи мастера при вступлении в цехи пользовались значительными льготами, позволявшими им наследовать положение мастера и цеховое членство / 20,с.168 /. Очевидно, что в XV в. уже проявились процесс замыкания цехов и сопутствующий ему процесс обособления подмастерьев.

Одним из проявлений этих процессов было создание подмастерьями (некоторых специальностей) своих союзов. Каждый из них был предназначен только для лиц своей специальности и отделен от прочих союзов, созданных при других цехах. Одним из центральных пунктов этих объединений стало право на свою пирушку, что можно рассматривать как своеобразный способ самоутверждения и закрепления единства. В некоторых случаях объединение подмастерьев предъявляло определенные трудовые условия и требовало оформить их в виде договора с мастерами. Так было в ремесле поясников и сумочников, где подмастерья потребовали фиксированного рабочего дня и оплаты положенного четырехдневного отпуска (1437 г.). Последний пункт -единственный из всего договора - написан по-немецки; не исключено, что он, как и весь договор в целом, был привнесен выходцами из немецких городов, столь многочисленными и влиятельными в бюргерской среде тогдашней Швеции / 19,с. 29 /.

Однако надо иметь в виду, что цехи в Швеции не обладали монопольными правами в своей области и вообще не были распространены, а охватывали лишь ремесленную верхушку нескольких наиболее крупных городов, прежде всего Стокгольма. В этих условиях подмастерье мог стать самостоятельным ремесленником - тем более, что материальная база подавляющего большинства тогдашних ремесел была достаточно простой. Поэтому, хотя процесс создания постоянного контингента "вечных подмастерьев", безусловно, имел место, он не дал до конца рассматриваемого периода заметных результатов. Не случайно еще в конце XVI и в начале XVII в., согласно описям, у ремесленников Стокгольма, которых насчитывалось 231 человек, служило всего 200 подмастерьев и слуг. При этом у одних мастеров было по нескольку наемных работников, у других же, подчас весьма состоятельных, их не было вовсе. В провинциальных городах ремесленники вообще обходились почти без наемных рук, а трудились семейно. Недостаток подмастерьев частично возмещался за счет учеников и слуг. Даже в уставах ремесленных цехов подмастерья сплошь и рядом называют слугой или прислужником-помощником, работающим за плату. Ученика называют "мальчиком", но и "слугой", "маленьким работником" / 2,с.403 /. Там, где уставы включают пункты об учениках, они подчеркивают тот рубеж в положении ученика, после которого последний имеет право получать заработную плату, а мастер обязан ему платить. Окончив обучение, ученик отрабатывал год у своего учителя в качестве подмастерья. Очевидно, что ученики, особенно последних лет обучения, использовались в качестве, так сказать, "скрытых подмастерьев", притом, даровых, что было возможно вследствие патриархальных связей и отношений, существовавших в тогдашнем ремесле.

Итак, труд подмастерья как форму наемного труда в средневековой ручной промышленности отличал прежде всего подсобный характер. Этот труд был мелким, индивидуальным, раздробленным, как и само ремесло. Хотя подмастерья и являлись особой стратой в рамках города и городского производства, этот слой в Швеции было относительно узок. В цеховых ремеслах значительную его часть составляли потенциальные мастера, выходцы из цеховой среды. Группа "вечных подмастерьев" еще только складывалась. По условиям найма и положению подмастерья мало отличались от домашней прислуги. Их заработная плата включала значительную натуральную часть. Мастера ограничивали личные права подмастерьев, и личное самоутверждение стало главной задачей союзов подмастерьев, хотя у них появились уже и экономические требования. Напротив, цеховые уставы и постановления властей закрепляли личное неполноправие подмастерьев. Особенности положения подмастерьев показывают, что отношения с ними еще не имели характера свободного найма, т.е. найма, основанного только на экономическом принуждении. Это была типичная "связанная" форма наемного труда, ограниченная по всем своим параметрам, с сильными элементами внеэкономического принуждения /21,с.320/.

1.1. Цех является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

1.2. Цех создается и ликвидируется приказом директора предприятия.

1.3. Цех подчиняется заместителю директора по производству.

1.4. Руководство цеха:

1.4.1. Цех возглавляет начальник цеха, назначаемый на должность приказом директора предприятия.

1.4.2 Начальник цеха имеет ____ заместителя (ей).

1.4.3 Обязанности заместителя (ей) определяются (распределяются) цеха.

1.4.4. Заместитель(и) и руководители структурных подразделений в составе цеха, другие работники цеха назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника цеха.

  1. 2. Структура цеха

2.1. Состав и штатную численность цеха утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению заместителя директора по производству и начальника цеха и по согласованию с

2.2. В состав отдела входят

2.3. Начальник цеха распределяет обязанности между сотрудниками цеха и утверждает их должностные инструкции.

  1. 3. Задачи и функции подразделения

№ п/п

Задачи

Функции

3.1

Выполнение хозяйственных заданий руководства по производству продукции.

Обеспечение бесперебойного выпуска качественной продукции.

Оперативно-производственное планирование.

Выполнение всех работ в строгом соответствии с чертежами, техническими условиями, инструкциями.

Обеспечение необходимого технического уровня производства.

Составление отчетов о деятельности цеха.

Проведение инвентаризаций.

3.2

Применение современных технологий.

Расчет производственных мощностей.

Составление отчета о загруженности производственных мощностей.

Участие в разработке и проведении мероприятий по реконструкции и модернизации производства.

Обеспечение эффективности производства.

Контроль за соблюдением технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, санитарных норм.

Экономическое обоснование необходимости обновления оборудования цеха.

Составление заявок соответствующим структурным подразделениям предприятия на расходные материалы, хозяйственный инвентарь и оборудование.

Координация деятельности между структурными подразделениями цеха.

Согласование планов размещения оборудования.

Организация взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, организациями.

3.3

Экономия средств предприятия за счет соблюдения технологии производства и сокращения брака.

Повышение эффективности производства и производительности труда.

Создание безопасных условий труда и повышение технической культуры производства.

Рациональное использование производственных ресурсов.

Сокращение издержек (материальных, финансовых, трудовых).

  1. Регламентирующие документы

4.1. Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты.

4.2. Внутренние документы:

Стандарты ГО, Устав предприятия, Положение о подразделении, Должностная инструкция, Правила внутреннего трудового распорядка.

5. Взаимоотношения цеха с другими подразделениями

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, цех взаимодействует:

№ п/п

Подразделение

Получение

Предоставление

5.1

С отделом главного технолога

Чертежей, спецификаций;

- ...

5.2

С отделом главного конструктора

Чертежей деталей и узлов продукции;

Помощи в освоении выпуска продукции;

Замечаний по конструкции

- ...

5.3

С отделом главного механика

Указаний о внесении изменений в технологию производства;

Чертежей, спецификаций;

Технологических маршрутных листов для всех этапов производства;

Консультаций по применению технологий производства;

Отчетов о соблюдении технологии производства;

Предложений по совершенствованию технологии производства;

- ...

5.4

С отделом главного механика

Указаний о внесении изменений в технологию производства;

Экспертной оценки предложений;

Чертежей, спецификаций;

Технологических маршрутных листов для всех этапов производства;

Консультаций по применению технологий производства;

Отчетов о расходовании энергии;

Заявок на разработку электрических схем приборов, необходимых для производства;

Заявок на подключение оборудования;

Заявок на отключение электроэнергии;

Графиков производства;

5.5

С отделом контроля качества

Сведений о качестве выпускаемой продукции;

Консультаций по улучшению качества продукции;

Отчетов о выполнения указаний ОКК по улучшению качества продукции;

- ...

5.6

С производственно-диспетчерским отделом

Оперативных распоряжений по координации производства с деятельностью других структурных подразделений предприятия;

Информации от других подразделений, напрямую не связанных с цехом;

Графиков выполнения работ;

Копий отчетов о выполнении работ;

- ...

5.7

С инструментальным отделом

Инструмента и оснастки по заявкам;

Указаний о внесении изменений в технологию использования инструмента и оснастки;

Экспертной оценки предложений;

Чертежей, спецификаций;

Технологических маршрутных листов для всех этапов производства;

Консультаций по применению технологий использования инструмента и оснастки;

Отчетов о соблюдении технологии использования инструмента и оснастки;

Заявок на оснащение производства инструментом;

Предложений по совершенствованию технологии использования инструмента и оснастки;

- ...

5.8

С отделом технической подготовки производства

Указаний о подготовке цеха к производству новой продукции;

Экспертной оценки предложений;

Планов размещения оборудования для нового производства;

Консультаций по применению технологий производства;

Отчетов об использовании производственных мощностей цеха;

Предложений по совершенствованию технологии производства;

- ...

5.9

С отделом материально-технического снабжения

Планов поставок материально-технических ресурсов;

Лимитных карт на отпуск материально-технических ресурсов;

Отчетов о выполнении планов материально-технических ресурсов на складе сырья и материалов;

Сведений о наличии материально-технических ресурсов на складе сырья и материалов;

Расчетов потребности и заявок на материально-технические ресурсы;

Отчетов об использовании материально-технических ресурсов и соблюдении установленных норм расходования;

Актов о браке, оформленных в установленном порядке;

Документации о приеме материально-технических ресурсов;

- .

5.10

С отделом охраны труда

Информации о нормативах и стандартах трудового законодательства;

Заключений о соответствии организации работы в цехе требованиям техники безопасности и законодательству об охране труда;

Информации о соблюдении трудового законодательства;

Заявок на заключения по соответствию организации работы в цехе требованиям техники безопасности;

- ...

5.11

С отделом организации и оплаты труда

Консультаций по трудовому законодательству;

Утвержденного штатного расписания;

Заданий по снижения трудоемкости производства за счет усовершенствования технологии производства;

Проекта штатного расписания;

Отчетов о выполнении предписаний по снижению трудозатрат;

- ...

5.12

С планово-экономическим отделом

Планов производства продукции по номенклатуре;

Указаний по экономии средств;

Оценок экономической эффективности производства продукции;

Планов производства;

Расчетов мощностей производства;

Сведений для экономического анализа деятельности цеха;

Иных материалов по запросам планово-экономического отдела;

5.13

С главной бухгалтерией

Данных о выделении денежных средств цеху;

Анализа темпов расходования средств;..

Перечня оборудования, подлежащего списанию и снятию с баланса;

Заявок на оплату заказанного оборудования;

  1. Права цеха

6.1. Цех имеет право:

6.1.1. Участвовать в общем планировании деятельности предприятия.

6.1.2. Заключать договоры на производство продукции по чертежам контрагентов.

6.2. Начальник цеха также вправе:

6.2.1. Представлять руководству предприятия предложения о поощрениях отличившихся работников и о наложении взысканий на работников, нарушающих производственную и трудовую дисциплину.

  1. Ответственность цеха

7.1. Ответственность за качество и своевременность выполнения функций цехом несет начальник.

7.2. На начальника цеха возлагается персональная ответственность за:

7.2.1. Соблюдение действующего законодательства в процессе руководства цехом.

7.2.2. Составление, утверждение и представление достоверной информации о деятельности цеха.

7.2.3. Своевременное и качественное исполнение приказов руководства.

7.3. Ответственность других работников цеха устанавливается соответствующими инструкциями.

  1. Заключительные положения

8.1. При выявлении несоответствия какого-либо пункта положения реальному состоянию дел в цехе руководителем отдела, сотрудником либо другим лицом необходимо обратиться в

с заявкой на внесение изменений и дополнений в положение. (Форма заявки представлена в Приложении 1).

8.2. Внесённое предложение рассматривается подразделением указанным в п. 8.1. данного положения в течение одного месяца со дня подачи заявки.

По результатам рассмотрения выносится решение:

Принять изменение или дополнение,

Отправить на доработку (с указанием срока доработки и исполнителя),

Отказать в принятии вносимого предложения (в этом случае заявителю направляется обоснованный отказ в письменном виде).

8.3. Внесение изменений и дополнений в положение утверждается

по представлению

Руководитель структурного подразделения

(подпись)

(фамилия, инициалы)

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.2000

С инструкцией ознакомлен:

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.00

«Самым важным завоеванием городов было признание свободного состояния за всеми гражданами.

Во Франции вольные города получили название «буржуазных» от слова «бург» - укреплённый город (право возводить укрепления было здесь непременным признаком свободы). Никто не мог предвидеть, конечно, какое значение приобретёт это слово в дальнейшем. Другим непременным признаком вольного города был свободный рынок. «Если крепостной, - говорилось в городских грамотах, - проживёт год и один день в стенах города и если за это время господин не предъявит на него права, то он получает навсегда полную свободу».

Распространённая поговорка гласила: «Воздух города делает человека свободным». В целях защиты от разбойничьего дворянства, а также для более равномерного несения городских тягот население городов объединялось в союзы. Ремесленники создавали цехи, купцы - гильдии.

Во Франции объединения ремесленников назывались «мастерствами», в Англии - «гильдиями». Средневековый цех - это союз ремесленников одной и той же профессии, союз мастеров. Каждый член цеха работал у себя на дому. Вмешательство цеха в производственную деятельность было активным и постоянным, но ограничивалось установлением правил и условий производства и продажи товаров, а также контролем за исполнением этих правил.

Слово «цех» порождает нередко совершенно неверные ассоциации с цехом нынешним. Между ними - ничего общего, кроме названия.

Свой «цех» имели и проститутки (в Париже, Франкфурте-на-Майне и других городах).

Внутри цеха не было разделения труда, оно существовало между цехами. Каждый мастер изготовлял товар от начала до конца. Он обязан был уметь сделать сам и весь необходимый ему инструмент.

Каждый цех следил за тем, чтобы никто другой не вторгался в его область. Столяр не мог делать замок для шкафа, это было делом слесаря.

Стремясь избежать губительной конкуренции, ибо число заказов было ограничено сравнительно небольшим спросом (деревня почти ничего не покупала на рынке), цехи наблюдали за тем, чтобы ни один мастер не работал дольше обычного времени, не имел большего числа подмастерьев и учеников, чем другие, не покупал большего количества сырья, чем было разрешено уставом цеха, и чтобы качество товара и цена его соответствовали раз установленному стандарту. И, конечно, совершенно недопустимым признавалось употребление каких-либо лучших орудий труда, рационализация вообще.

Городские власти с особым усердием следили за цехами: за тем, как производился и особенно как продавался товар.

В Англии каждый, кто отказывался продавать товар по установленной для данной местности цене, подвергался наказанию. К позорному столбу выставляли даже за одну попытку запросить больше положенного.

Известен случай, когда одного булочника целый день возили по Лондону в клетке за попытку уменьшить установленный вес булки.

Возникновение цеховых организаций восходит к XI веку (цех свечников в Париже был создан в 1061 г.) Первое время они были организованы на демократических началах. Члены цеха помогали своим бедным собратьям, давали приданое их дочерям заботились о достойных похоронах и т.д. Не существовало и какой-либо дифференциации внутри цеха.

Но всё это длилось недолго. Уже в XIII столетии были введены многие важные ограничения для желающих стать мастерами, если они не были сыновьями мастеров.

От подмастерья, желавшего стать мастером, стали требовать представления шедевра - вещи, изготовленной из самого дорогого материала и по всем правилам искусства. Помимо того, требовалась уплата значительных сумм в пользу экзаменаторов, организация дорогостоящего угощения для членов цеха и пр. В XII и XIII веках о подмастерьях говорят мало. Различие между ними и мастером ещё невелико. Весьма часто держать подмастерье было невыгодно. Мастер и сам работал дома у заказчика и из его материала.

Положение меняется в XIV и особенно в XV веках. На повестку дня впервые в истории встает «рабочий вопрос».

Отношения между мастером и подмастерьем рассматривались как отношения между «отцом» и «чадом». Торговаться об условиях работы подмастерье не мог. Ни продолжительность рабочего дня, ни оплата труда не были предметом обсуждения. Все эти вопросы решались старшинами цеха.

Мастера уже тогда научились сговариваться против своих рабочих. Устав цеха золотых дел мастеров в Ульме предписывал: «Если слуга придет к мастеру и запросит плату выше обычной, его не должен брать в мастерскую ни один хозяин». Рабочий день подмастерья продолжался 11-14 часов. Парижские сукновалы, например, работали с 5 часов утра до 7 часов вечера. В других цехах работа начиналась ещё раньше. Городские власти не однажды должны были запрещать начало работы раньше 4 часов ночи (из-за пожаров и плохого качества изделий).

Любопытен следующий факт. Парижские перчаточники пожаловались Людовику XI, что зимой, когда на их изделия больше всего спросу, они не могут работать по ночам. «Благодаря этому, - писали они, - наши ученики и подмастерья предаются праздности… не имея занятия, они проводят время в играх и распутстве и совсем отвыкают хорошо работать». Король разрешил начинать работу в 5 часов утра и заканчивать её в 10 часов вечера.

Ещё худшим было положение учеников. Обычно срок ученичества составлял семь и даже десять лет. Так как ученик не получал плату, эксплуатация его была особенно выгодной, и потому срок ученичества стремились не сокращать, а удлинять.

В борьбе за улучшение своей участи подмастерья прибегали к забастовкам. Мастера отвечали на них репрессиями.

Устав о подмастерьях г. Страсбурга 1465 года предписывал:

2) запрещаются все виды стачек и забастовок, а также все виды препятствования штрейкбрехерам;

3) все разногласия с мастером должны разрешаться судом мастеров, и подмастерье должен поклясться, что он подчинится этому решению;

4) при всяком нарушении этих правил никто не может давать подмастерью работу. Устав запрещал подмастерьям под страхом наказания (4 недели тюрьмы) оставаться на улицах позже девяти часов вечера или находиться в харчевнях (бывших своеобразными клубами того времени): боялись сговора!

Каждый цех, как и купеческая гильдия, имел свой устав, своих старшин (должность эта была пожизненной и даже передавалась по наследству), свой суд. Цех был одновременно и военной единицей, и каждый член его должен был иметь оружие для защиты города.

Заметим, кстати, что именно в городах раньше всего стала складываться регулярная армия, состоявшая из наёмников. Ими становились крестьянские сыновья, оказавшиеся «лишними» при разделе имущества, люмпен-пролетариат и др. Эта армия служила за деньги, а значит, тому, кто платил. В Германии их называли «ландскнехтами». В Италии, служа предводителям-кондотьерам, наёмные солдаты были опорой диктатур.

Отношения между цехами были чаще всего враждебными. Боролись за льготы, за место в городском управлении. Бедные и слабые цехи ненавидели богатые и сильные. Особенно острой была борьба между цехами, с одной стороны, и купеческими гильдиями - с другой.

Цеховой строй был закономерным порождением феодализма, и потому мы находим его не только в Европе, но и в Японии, Китае и многих других странах мира».

Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права, М., «Юристъ», 1995 г., с. 151-153.

Среднеазиатский устав цеха живописцев За последнее время выявлены новые материалы по истории средневекового искусства Средней Азии и Ирана, стали известны новые имена выдающихся мастеров, почерпнутые, главным образом, из письменных источников 1 . К сожалению, такие документы встречаются чрезвычайно редко. Одним из них является впервые публикуемый ниже среднеазиатский устав цеха ремесленников-живописцев.

Известно, что среднеазиатские ремесленники объединялись в цеховые организации; каждый цех имел свой устав, в легендарной форме излагавший историю ремесла и служивший одновременно своеобразным религиозно-этическим кодексом, регламентировавшим обязанности членов цеха. Литература о цеховых уставах ремесленников Средней Азии довольно обширна. В изучении и публикации этих документов особая заслуга принадлежит отечественному востоковедению 2 .

Рукопись публикуемого трактата-устава хранится в Фундаментальной библиотеке Среднеазиатского государственного университета им. В.И. Ленина; инв. № 90/804. Устав занимает восемь страниц (л. 8б-12а) сборной рукописи № 09/804 удовлетворительного состояния, содержащей 24 листа, размером 20,5*12 см. Текст на узбекском языке, переписан среднеазиатским насталиком, черными и красными чернилами и обрамлен двойными линиями красных чернил; на каждой странице 13 строк. Рукопись переписана весьма небрежно, много помарок, произведенных в процессе переписки и брошюровки. Время переписки, по-видимому, вторая половина XIX в. Название *** написано другой рукой над верхней рамкой л. 8б, судя по написанию ***, не ранее 20-х годов нашего века.

Устав ранее не публиковался и, насколько нам известно, не подвергался специальным исследованиям Лишь в двух работах мы находим упоминание о нем 3 . Два слова в объяснение принятой в переводе терминологии. Используемые нами термины

"живопись", "живописец", не совсем точно выражают употребляемые в тексте понятия "наккошлик" и "наккош". Последние следовало бы точнее перевести как "орнаментовка" и, соответственно, "художник-орнаменталист", поскольку в данном случае речь идет не о собственно живописи, а об искусстве и мастерах орнаментальной росписи. Стремясь избежать усложнения перевода, мы сознательно пошли здесь на некоторую модернизацию понятий.

[Трактат о живописи]

Во имя бога, милостивого и милосердного!

Хвала богу, властелину миров, благо благоверным, молитва и мир посланцу его [т.е. бога] Мухаммаду, дому и сподвижникам его всем.

Имам Джафар Садик, достойный путеводитель, говорит: [если спросят,] со времен Адама, да будет над ним мир, до времен божьего пророка [Мухаммеда] сколько было мастеров-живописцев, отвечай, что было тысяча девятьсот пятьдесят мастеров живописи. Но из них [только] двенадцать были выдающимися мастерами.

Первый - хазрат Осман, обладатель двух светочей, второй - хазрат Али, избранник [божий], третий - уста Абд ал-Вахид, четвертый - уста Абд ал-Карим, пятый - уста Баба, шестой - уста Низам ад-дин, седьмой - уста Убайд Бухари, восьмой - Абди Джалил Ташканди, девятый - уста Джалал лд-дин Андигани, десятый - уста Мухаммад Балхи, одиннадцатый - уста Шамс ад-дин Кашгари, двенадцатый - Омар Багдади.

Все названные [мастера] достигли полноты совершенства.

Если кто спросит, от кого [берет начало] живопись, дай следующий ответ: [от] Мухаммада, избранника божьего, да благословит его господь и да пошлет ему мир. Потому что [во время] постройки мечети Медины всевышний господь приказал Джабраилу, чтобы [он], сойдя к Мухаммаду, передал [ему повеление] украсить священную мечеть Медины. Хазрат Джабраил, принеся тридцать две краски, вручил их Мухаммаду и обучил его [искусству] живописи. Мухаммад, избранник [божий], да благословит его господь и да пошлет ему мир, обучил [живописи] хазрата Османа, а также и хазрата Али, а затем украсил мечеть Медины.

Если кто спросит, [является ли] живопись заповеданной, обязательной, законной, рекомендуемой, отвечай, что [после того, как] всевышний господь приказал [Джабраилу],- стала заповеданной; [после того, как] Джабраил, да будет над ним мир, обучил [Мухаммада], - стала обязательной; [после того, как] пророк, да благословит его господь и да пошлет ему мир, сделал [украшения], - стала законной; [после того, как Мухаммад] обучил хазарата Османа и хазарата Али, - стала рекомендуемой.

Если кто спросит, откуда появились краски и сколько их, отвечай, что [появились они] по воле творца вселенной и число их - тридцать две.

Если кто спросит, что должен сказать художник, входя в мастерскую, отвечай, что должен три раза прочитать суру "Фатиха" и три раза суру "Ихлас".

Если кто спросит, что должен сказать [мастер], садясь за работу, отвечай: "[Он должен] трижды восславить бога и пророка".

Если кто спросит, что надо сказать во время растворения красок, отвечай, что надо сказать: "Господь мой, открой нам врата милости и благословения!"

Если кто спросит, что надо сказать во время приготовления кисти, отвечай, что надо сказать: "[Во имя] бога и во славу его".

Если кто спросит, что надо сказать в [то] время, [когда мастер] кистью касается [бумаги], отвечай, что надо сказать: "Во имя бога, милостивого и милосердного!"

Если кто спросит, что следует говорить во время рисования, отвечай: "Надо говорить: "Бог велик, бог велик, нет бога, кроме Аллаха, и бог велик, бог велик и богу хвала!""

Если кто спросит, сколько обязанностей [надлежит исполнять] художнику, отвечай: "Семь обязанностей: первая - совершать омовения; вторая - почитать дух пиров и мастеров [прошлого]; третья - производить совместное чтение молитвы; четвертая - быть искренним; пятая - быть честным [в делах своих]; шестая- дозволенное [религией] оберегать от запретного; седьмая - соблюдать скромность.

Если кто спросит [имена] четырех пиров шариата, отвечай, что первым [был] хазрат Адам, избранник божий, вторым - Нух, пророк божий, третьим - Ибрахим, друг божий, четвертым - хазрат Мухаммад, избранник [божий], да благословит его господь и да пошлет ему мир!

Если кто спросит [имена] четырех пиров тариката, отвечай, что первым [был] праведный хазрат Абу-Бекр, вторым - хазрат Омар, третьим - хазрат Осман, четвертым - хазрат Али, да будет с ним милость божья.

Если кто спросит [имена] четырех пиров хакиката, отвечай, что первым [был] хазрат Джабраил, вторым - хазрат Микаил, третьим - хазрат Исрафил, четвертым - хазрат Азраил.

Если кто спросит [имена] четырех пиров мазхаба, отвечай: первым [был] хазрат имам А"зам [Абу-Ханифа], вторым - хазрат имам Шафи, третьим - хазрат имам Малик, четвертым - хазрат имам Ханбал, с ними милосердии божье!

Если каждый мастер-живописец будет знать эти положения и прочитает этот священный трактат, [а] если не сможет прочитать, [то хотя бы] услышит чтение его, [а] если не услышит его, [то] сам подержит [его в руках], - в течение всей жизни ни в чем не будет испытывать нужды.

[Знание] этого священного трактата всевышний вознаградит блаженством в ином мире. Но каждый мастер, которому останутся неизвестными эти правила, будет нечистым. А каждый, кто допустит сомнение [в истинности этого трактата], будет неверным! Мы прибегаем к богу [в защите] от этого, и бог лучше знаем.

Упоминание имен четырех первых халифов (Абу-Бекра, Омара, Османа и Али) указывает на то, что трактат имел распространение в суннитской среде. Основания для более точной его локализации дает приведенный в нем список двенадцати "выдающихся мастеров". Пять из них имеют при своем имени нисбу, указывающую на их связь со Средней Азией или соседними областями. Это Убайд Бухари, Абди Джалил Ташканди, Джалал ад-дин Андигани, Мухаммад Балхи и Шамс ад-дин Кашгари. Кажется вполне допустимым предположение о том, что создатели устава заимствовали эти имена из местных преданий.

Более трудной задачей является определение времени создания трактата. Вопрос о времени появления цеховых уставов касались почти все исследователи, работавши в этой области. Многие авторы (Н. Лыкошин, М. Гаврилов и др.) сходились на том, что цеховые уставы "есть плод первых веков распространения ислама в Азии" 4 . А. Шишов, не связывая их происхождение с какой-либо определенной эпохой, относя их создание к "глубокой древности" 5 .

Лишь А.Ф. Миддендорф высказал осторожное предположение о том, что цехов" уставы появились значительно позднее, а именно, в XIV в. 6 Мнение А.Ф. Миддендорфа вызвало возражения, однако оппоненты не смогли ни сколько-нибудь доказательно опровергнуть его, ни выдвинуть более обоснованную версию. Между тем, как представляется, предположение А. Ф. Миддендорфа, по крайней мере для определения времени создания нашего трактата, имеет основание.

В истории искусства Средней Азии рубеж XIV-XV вв. знаменателен утверждением полихромии в архитектурном декоре и небывалым развитием миниатюрной живописи. Сохранились сведения о существовании в XV в. специальных мастерских по изготовлению художественно оформленных рукописей, причем наряду с дворцовыми мастерскими действовали мастерские, работавшие на рынок. Все это позволяет с известной долей уверенности предположить, что именно в данный период и был создан наш трактат в своем первоначальном, не дошедшем до нас виде.

Несколько слов о приведенном в уставе списке мастеров. Доступные нам источники содержат сведения, которые с большей или меньшей долей вероятности можно отнести лишь к некоторым из этих мастеров. Так, В.В. Бартольд отмечает, что "при султане Баязиде II (1481-1512) мастер узбецкого происхождения Баба-Наккаш первый принес искусство живописи в Турцию" 7 . Можно предположить, что здесь речь идет о художнике Баба Хаджи, который отмечен в числе других выдающихся мастеров Герата второй половины XV-начала XVI вв. 8 Для идентификации его с уста Баба из публикуемого трактата имеется одно основание, заключающееся в том, что последний, очевидно, был среднеазиатским мастером. Однако настаивать на верности этой гипотезы весьма трудно.

Разыскания сведений о мастерах, упомянутых в уставе, дали нам еще имя уста Шамс ад-дина. Этот мастер работал во второй половине XIV в. у Султана Увайса (1356-1374). Им были исполнены иллюстрации к рукописи Фердоуси "Шах-намэ", переписанной Ходжа Амиром Али 9 ; здесь возможности для идентификации гораздо большие, хотя и они не дают нам абсолютной уверенности в ее точности.

Остальные имена этого списка, очевидно, становится известными впервые. Во всяком случае, нам нигде больше обнаружить их не удалось.