Российский авианосец адмирал кузнецов. Почему дымит «Адмирал Кузнецов

  • 06.01.2024

Нынешняя структура военно-морского флота практически не включает в себя наличие авианесущих кораблей. На это есть конкретные причины, главная из которых – финансовая составляющая. Издержки на содержание и ремонтные работы таких кораблей огромны, поэтому на территории Российской Федерации присутствует единственный представитель, носящий название «Адмирал Кузнецов».

Еще во времена Советского Союза таких крейсеров существовало на порядок больше. Однако после распада СССР крейсеры были территориально поделены новообразовавшимися государствами. Но отсутствие финансирования привело к потере всех кораблей, кроме «Адмирала Кузнецова». Три судна проданы Китаю, где по сей день они несут в себе функцию объектов для развлечения населения и туристов. Еще один корабль был оправлен в Южную Корею, другой – в Индию.

История создания

Начало проектирования авианесущего крейсера было положено в 1978 году. Изначально, целью его служило обеспечение взлетной и посадочной площадки для самолетов традиционного типа.


Строительство авианосца "Адмирал Кузнецов"

Однако в процессе разработки постоянно вносились корректировки в план, что в итоге привело к созданию пяти различных проектов, отвечающих требованиям Министерства Обороны и руководителей военно-морского флота. У одного из проектов было явное отличие – применение на крейсере ракетного вооружения, расположенного внутри корпуса. Благодаря этому отличию, проект и был впоследствии утвержден в 1982 году, после чего сразу приступили к строительству "Адмирала Кузнецова".


Палуба авианосца "Адмирал Кузнецов"

Строительство корабля проходило с применением новых разработок, одна из которых – сбор корпуса корабля из блоков, вес которых в среднем составлял 1 500 тонн. Была также увеличена палуба, служащая «взлетной полосой», а типичные для этого типа кораблей катапульты были заменены трамплином.

Строительство завершилось в 1989 году, после которого сразу приступили к испытаниям. Показатели крейсера были в норме, поэтому уже в начале 1991 года он стал частью Северного флота Российской Федерации.

История названия

«Адмирал Кузнецов» - далеко не первое название корабля, ему предшествовало еще три варианта. Первое – «Рига», которое было присвоено еще во время строительства. Но после смерти , корабль решают переименовать в его честь. «Леонид Брежнев» - второе название.


Авианосец назван в честь адмирала Николая Кузнецова

Третье же появилось в 1989 году перед выходом крейсера в море – «Тбилиси», прослужившее ему до 1990 года. После авианесущий крейсер был переименован в четвертый раз, и название это сохранилось до сих пор - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» или же сокращенно – «Адмирал Кузнецов».

Вооружение

Вооружение «Адмирала Кузнецова» заслуживает отдельного внимания. Основа крейсера - комплекс противокорабельных ракет (ПКРК) «Гранит». Двенадцатигранные ракеты расположены в пусковых установках, относящихся к шахтному типу. Ракеты достигают расстояния в 550 километров, с весом в 750 килограмм каждая. Также крейсер оборудован двумя реактивно-бомбовыми установками, в составе каждой имеется 60 глубинных бомб.

И все же это не главное вооружение авианосца. Основу составляют боевые самолеты, расположенные на корабле в составе 50 штук, 50% которых представляют собой истребители, остальная половина вертолеты. Однако на практике количество сокращено до 37 единиц.

Если же говорить о зенитном вооружении, то его стоит классифицировать на 3 типа:

  1. Наличие ракетно-артиллерийского комплекса, в состав которого входят 256 ракет, достигающих расстояния до 8 000 метров, и 48 000 снарядов, с дальностью полета до 4 000 метров.
  2. Наличие зенитно-ракетного комплекса, в состав которого входит 192 ракеты, достигающих расстояния до 12 000 метров.
  3. Наличие скорострельных установок, в состав которых входит 48 000 снарядов.

Также корабль оснащен дополнительным оборудованием, направленным на обнаружение опасности или предоставлением связи с центральным аппаратом управления.

Сравнение с конкурентными

Кроме России, лидирующие позиции по вооружению «на воде» к 2017 году занимает США, а Китай стремительно наращивает военный потенциал. Поэтому, для проведения точного сравнения, рассмотрим представителей авианосцев каждой страны. От США – модель «Нимитц», от Китая – «Ляонин».

Конечно, главная задача авианесущего крейсера заключается в максимальном использовании их при наступлении войны. Причем вариантов здесь тоже несколько: при наличии слабо вооруженного противника и при войне в крупных масштабах.


Для сравнения показателей трех авианосцев при наличии слабого противника лучше всего подойдет анализ их интегральных индексов:

  1. У крейсера «Адмирал Кузнецова» индекс равен 0,3.
  2. У крейсера «Нимитц» индекс равен 0,35.
  3. У крейсера «Ляонин» индекс равен 0,27.

При крупномасштабной войне:

  1. У крейсера «Адмирал Кузнецова» индекс равен 0,25.
  2. У крейсера «Нимитц» индекс равен 0,28.
  3. У крейсера «Ляонин» индекс равен 0,21.

Таким образом, сравнительный анализ показ, что российский и китайский корабли уступают в обоих показателях американскому аналогу.


Еще одним важным фактором для анализа выступает продолжительность ведения боя до полного расхода запасов на корабле. «Нимитц» в этом случае выдерживает неделю, «Адмирал Кузнецов» - пять-шесть суток, «Ляонин» теоретически так же способен выдержать в среднем пять суток. И снова лидирующую позицию занимает «Нимитц».

Вывод, конечно, очевиден, и американский авианосец обладает рядом преимуществ перед российским, он более функционален и подготовлен. Но все же делать однозначную оценку нельзя, поскольку не все зависит от корабля, большую роль играют истребители, размещенные на нем.

Участие в походах с 1995 года

Первый поход крейсера состоялся в 1995 году. Однако он чуть было не обернулся трагедией, поскольку корабль попал в штормовую погоду, в результате чего получил тяжелые повреждения.

Новый выход в Средиземное море должен был состояться в 2000 году. Но из-за трагедии подводного «Курска», планы были отменены. Следующий этап – поход в Северную Атлантику, который состоялся в 2004 году. В течение похода крейсер нес боевую службу.


Команда крейсера "Адмирал Кузнецов" в 90-х годах

2007 год - авианосец совершает второй выход в Средиземное море и располагается там на протяжении двух месяцев. После корабль ожидал плановый ремонт, в процессе которого была проведения модернизация большинства устройств.

В 2011 году авианосец отправился в Сирию, где достиг пункта МТО военно-морского флота России. Далее был еще один выход в Средиземное море в 2014 году, после которого крейсер отправился на очередные ремонтные работы.

«Задымление» крейсера

Недавно в средствах массовой информации появились фото «задымления» «Адмирала Кузнецова», вызвавшие много спорных вопросов и обеспокоенность в аварийном состоянии корабля. Однако эксперты сразу предоставили объявление «дымки».


Задымление авианосца "Адмирал Кузнецов"

По их словам, крейсер «дымит» из-за мазута, который используется в качестве топлива. Также пришло подтверждение о боеготовности «Адмирала Кузнецова». Таким образом, возникающая «дымка» у авианосца – не более чем издержки использования мазута как топлива.

Конечно, задымление крейсера вызвало немало шуток у зарубежных и российских пользователей интернета. Кто-то определил корабль в ряд «курильщиков», другие посчитали его «паровозом».

Поднятый вокруг этого вопроса шум привлек внимание настолько, что в социальных сетях и доступных пользователям интернет ресурсах появились фото и видео материалы, подтверждающие «черную дымку». Например, на веб-ресурсе «YouTube» можно своими глазами увидеть проход крейсера через Ла-Манш.

Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435. Проектирование пр.11435 начато Невским ПКБ (г.Ленинград) на основании НИР "Ордер" (см.ниже) и с использованием задела по НИР авианосца (см.ниже) в 1978 г. Первый вариант проекта - аванпроект "усовершенствованый пр.1143" (см. ниже). Разработка технического предложения завершена в апреле 1978 г. Было рассмотрено пять вариантов корабля по вооружению, энергетическим установкам и был предложен минимально отличающийся от пр.1143 вариант (аванпроект "усовершенствованый пр.1143" - вариант 2 - см.ниже).




Церемония приёмки авианосца "Liaoning" в состав ВМС Китая, г.Далян, 23.09.2012 г. (http://forums.airbase.ru , источник - http://weibo.com).


Авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на параде в День ВМФ в Североморске, 29.07.2012 г. (фото - Денис Неметовский, http://fotki.yandex.ru/users/den-n1977).


Авианосец «Shi Lang» - бывший "Варяг" пр.11436, Китай, 2012 г. (http://www.china-defense-mashup.com).


Художественное представление будущего первого китайского авианосца «Shi Lang» - бывшего "Варяга" пр.11436 (из архива mpleio, http://www.militaryphotos.net).


Авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на циркуляции, вероятно 2011-2012 г.г. (http://military-photos.livejournal.com).


Авианосец "Shi Lang" на ходовых испытаниях в Желтом море, 100 км к юго-востоку от Даляна, 8 декабря 2011 г. (http://digitalglobe.com).


Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на стоянке в Североморске (http://forums.airbase.ru).


Постановление СМ СССР от 13.10.1978 г. поручало МО СССР выдать ТТЗ на корабль пр.11435, а Минсудпрому - разработать эскизный и технический проекты в 1979-1980 г.г. Строительство серии кораблей по пр.11435 предполагалось вести в течение 1981-1990 г.г. на стапеле "О" завода в г.Николаеве. Главный конструктор проекта на начальном этапе - О.П.Ефимов, с конца 1979 г. - В. Ф. Аникиев. Эскизный проект одобрен главкомом ВМФ С.Г.Горшковым в ноябре 1979 г. (см.эскизный пр.11435). В начале 1980 г. министр обороны Д.Ф.Устинов подписал директиву Генштаба (Н. В. Огарков, Н. Н. Амелько), которая требовала изменить пр.11435 (см.пр.11435 Устинова-Амелько). Планом на 1981-1990 г.г., утвержденным в марте 1980 г., сроки проектирования переносились на два года, а строительство - на 1986-1991 г.г. Проект договора на строительство головного корабля ССЗ в г.Николаеве получил 14 марта 1980 г. В апреле 1980 г. Главком ВМФ С. Г. Горшков утвердил ТТЗ на выполнение НПКБ проектных проработок с целью реализации директивы министра обороны об изменении проекта. 23 июля 1980 г. вышло решение МСП, МАП, ВМФ и ВВС, которым разработка пр.11435 по постановлению СМ СССР от 13.10.1978 г. была признана выполненной.

Использование авиации на новом проекте ТАКР прорабатывалось по постановлению СМ СССР от 26 марта 1980 г. (на основании этого постановления был расторгнут договор на строительство от 14.03.1980 г.). В ноябре 1980 г. ЦНИИВК откорректировал ТТЗ на пр.11435 (см. пр.11435 ЦНИИВК). В конце 1980 г. было принято решение о закладке второго корабля пр.1143.4 с сохранением размерности и основных ТТХ вместо пр.11435. В феврале 1981 г. министерства судостроения и авиационной промышленности разработали предложения по усовершенствованию пр.1143.4., которые в апреле были трансформированы в сокращенный техпроект 1143.42 (см.ниже), отданный для проработки в НПКБ. 3 марта 1981 г. от Главного Управления Кораблестроение ВМФ на завод в г.Николаеве поступил договор на строительство заказа №105 (заводской номер). В сентябре 1981 г. удалось добиться решения министра обороны об увеличении водоизмещения на 10000 тонн. После этого ВМФ запросил изменить проект под ПКР " " с увеличением авиакрыла до 50 самолетов со взлетом с использованием трамплина и без катапульты (см.ниже пр.1143.42 МО).

В процессе модернизации стапеля "О" и всего судостроительного завода было принято решение совместить наработки по пр.1143.42 и пр.11435. Корректировка проектов была завершена в марте 1982 г. Новый пр.11435 (итоговый технический проект) по предложению Главкома ВМФ С.Г.Горшкова был принят постановлением СМ СССР №392-10 от 7 мая 1982 г. и 1 сентября 1982 г. корабль под названием "Рига" был заложен на стапеле "О" завода в г.Николаев. В ноябре 1982 г. корабль переименован в "Леонид Брежнев" и в декабре начали монтаж первого блока корпуса нового корабля. Первый блок поднят на стапель 22 февраля 1983 г. Впервые в СССР корпус собирался из 24 конструкционных блоков (длина блоков - 32 м, ширина - ширина корпуса, высота - около 13 м, масса - 1400-1700 тонн) и блока-надстройки. Энергетическое оборудование заказано для корабля с поставкой в 1983-1984 г.г. в итоге монтаж оборудования велся на уже частично готовном корпусе, что заставило вскрывать палубы и существенно замедлило строительство. В 1983 г. СМ СССР принял решение о строительстве второго корабля пр.11435 и в январе 1984 г. от ГУК ВМФ на завод поступил договор на его строительство. Первая публикация фотографий ТАКР "Леонид Брежнев" была отмечена в 1984 г. во французском журнале Science et Vie (фотографии со спутника). Готовность корабля №105 в марте 1984 г. составляла 13%, в декабре 1984 г. - 20%. Формирование корпуса заказа 105 завершено в марте 1985 г. Готовность корабля на 01 мая 1985 г. 26.4%.

Спуск первого ТАКР пр.11435 "Леонид Брежнев" (спусковая масса - 29000-32000 тонн по разным данным, готовность 35.8%) состоялся 4 декабря 1985 г. одновременно (через 20 минут) был заложен второй корабль пр.11435 - "Рига" , заводской №106 (по данным некоторых источников - второй корабль заложен по пр.1143.6). Весной 1986 г. главным конструктором пр.11435 назначили П. А. Соколова. Летом 1987 г. ТАКР "Леонид Брежнев" переименован в "Тбилиси" . Готовность корабля по итогам 1987 г. 55-57% (отставание от плана 15% по вине поставщиков комплексов оборудования и систем). 25 ноября 1988 г. второй корабль пр.11435 спущен на воду и произошла закладка корабля пр. (атомный тяжелый авианесущий крейсер "Ульяновск"). Готовность корабля №105 по итогам 1988 г. - 70%, январь 1989 г. - 71%, стоимость уже построенного корабля 522 млн.руб при нехватке поставок на сумму 195 млн.руб (итого - 717 млн.руб в ценах 1988-1989 г.г.). Готовность корабля на конец марта 1989 г. 75%. Весной 1989 г. главным конструктором назначен Л.В.Белов и начаты швартовые испытания "Тбилиси" (07.06.1989 г. - 25.05.1990 г.). Июль 1989 г. - готовность заказа 105 - 80,05% (при плане 76,6%), на корабль поставлено около 50% радио-электронных систем и оборудования. Основная масса систем была получена заводом летом-осенью 1989 г.

Первый выход в море заказа 105 состоялся 20 октября 1989 г. (выход завершен 25 ноября 1989 г.) - выход в море неготового корабля был разрешен совместным решением МСП, МАП, ВМФ и ВВС без докования, без магнитной обработки, без части оборудования, но готовым для работы с авиакрылом. Летно-конструкторские испытания совместно с авиакрылом начались осенью 1989 г. Первую посадку на палубу "Тбилиси" 1 ноября 1989 г. совершил самолет Су-27К. в тот же день состоялся первый взлет самолета с его палубы (МиГ-29К). комплектация корабля системами вооружений (последний модуль ЗРАК "Кортик") и РЭО (подсистема МП-407 системы РЭБ "Создвездие") завершена в феврале 1990 г. Готовность корабля 105 на 01 февраля 1990 г. 86.95%.

Заводские ходовые испытания прошли в период с 28 мая (25 мая по др.данным - Макаров) по 31 июля 1990 г. В августе 1990 г. ТАКР "Рига" переименован в "Варяг" , а 4 октября 1990 г. "Тбилиси" переименован в . 29 сентября 1990 г. корабль вернулся на завод для ревизии механизмов и окончательной отделки - за время первого этапа испытаний корабль прошел 16200 миль, выполнено 454 полета ЛА с палубы, пуски ракет комплекса "Гранит" не проводились. Государственные испытания "Адмирала Кузнецева" завершены 25 декабря 1990 г. и корабль вошел в состав ВМФ. Испытания ТАКР и самолетов на Черноморском флоте продолжались до конца 1991 г. после чего корабль перешел на Северный флот и 20 января 1992 г. вошел в его состав. В ноябре 1991 г. ВМФ России приостановил платежи Черноморскому судостроительному заводу (г.Николаев) необходимые для строительства ТАКР "Варяг" (готовность 67-75% по разным оценкам) и (готовность около 20%). В 1995 г. "Варяг" исключен из состава ВМФ России и передан заводу-строителю в счет долгов МО РФ, после чего продан в Макао (апрель 1998 г., покупатель - компания из Макао Chong Lot Travel Agency Ltd, цена $20 млн) и в итоге оказался в Китае, где достраивается как авианосец (2002 г.).

Развитие пр.11435

Проект Год Описание Технические параметры Водоизм. Авиакрыло Вооружение
Усовершенствованый пр.1143 1978 Невское ПКБ, 5 вариантов проекта

1 катапульта, аэрофинишеры, аварийный барьер, КТУ или АЭУ

59000-65000 т нет данных 12 ПКР "Гранит" и др.
Усовершенствованый пр.1143 вариант 2 1978 Невское ПКБ

2 катапульты, летная палуба и ангар в 1.6 и 1.3 раза больше, чем пр.1143

55000-59000 т 42 ЛА (14 Ка-25, 18 истребителей Су-27К или 28 МиГ-29К (Су-25К) или 16 СВВП Як-41 и 12 МиГ-29К (Су-25К)) без ПКР
пр.11435 эскизный 1979 Невское ПКБ 2 катапульты, по габаритам корабль должен иметь возможность докования в Северном доке Севморзавода без реконструкции предприятия 65000 т 52 ЛА (14 Су-27К, 16 Як-41 и 22 вертолета Ка-27) 12 ПКР "Гранит" и др.
пр.11435 Устинова-Амелько 1980 требования МО трамплин вместо катапульт, КТУ пр.1143.4 или АЭУ пр.1144 55000 т 46 ЛА типа Як-41 12 ПКР "Гранит" и др.
пр.11435 ЦНИИВК корректировка ТТЗ ЦНИИВК

резервная катапульта, уменьшение конструктивной защиты корпуса и запаса авиатоплива

55000 т 46 ЛА укороченного и вертикального взлета (Як-41), в перспективе Су-27К и самолеты ДРЛО 12 ПКР "Гранит" и др.
пр.114342 1981 МСП и МАП

второй корабль пр.1143.4, увеличение летной палубы, с катапультой

45400-55000 т 40 ЛА (Су-27К, Як-41, самолеты ДРЛО и др.) 6 х 2 ПКР "Базальт" и др.
пр.114342 МО 1981 решение МО трамплин, без катапульты 55000-65000 т 50 ЛА 12 ПКР "Гранит" и др.

Конструкция - корпус авианосца состоит из 24 блока массой по 1700 тонн. Сборка корпуса производилась на стапеле "0" ССЗ в г.Николаев с использованием двух кранов "Кане" (Финляндия) грузоподъемностью по 900 тонн каждый. На корпусе авианосца использовано радиопоглощающее покрытие (эффективность которого ставится под сомнение строителями корабля - Макаров).
Корпус корабля условно можно разделить на 27 этажей
Общее количество помещений - 3857 шт
Количество помещения с теплоизоляцией - 2426 шт
Кают четырех классов - 387 шт
Тамбуров - 445 шт
Вентиляторных - 370 шт
Кубриков - 134 шт
Кладовых - 120 шт
Душевых - 50 шт
Столовых - 6 шт
Коридоров - 6000 м
Распределительных электроустройств - 5000 шт
Трубопроводов - 12000 км
Электрокабелей - 4100 км

Двигательная установка - котлотурбинная, 8 паровых котлов нового образца, 4 ГТЗА ТВ-12-4 суммарной мощностью 200000 л.с. производства Кировского завода (г.Ленинград). Движитель - 4 винта фиксированного шага.

Энергетика - турбогенераторы производства Калужского тубринного завода, 9 шт мощностью по 1500 кВт + 6 дизель-генераторов (по 1500 кВт) (итого 22500 кВт).

ТТХ корабля :

Экипаж - 1533 чел без авиакрыла (в т.ч. 196 офицеров и 210 мичманов), 626 чел - состав авиакрыла.

Длина - 304.5 м
Длина по ватерлинии - 270 м

Ширина по ватерлинии - 38 м

Ширина по летной палубе - 72 м

Осадка - 10.5 м

Наклон взлетного трамплина - 15 град.
Высота кромки трамплина над ватерлинией при полном водоизмещении - 28 м

Размеры ангара - 183 х 29.4 х 7.5 м

Площадь полетной палубы:

14300 кв.м - пр.11435 эскизный

10800 кв.м - пр.114342

14800 кв.м - пр.11435

Покрытие палубы - карбидкремниевый огнеупорный состав


Водоизмещение стандартное - 43000-46000 т (по разным данным)

Водоизмещение полное - 55000-59000 т (по разным данным)

Водоизмещение максимальное - 65000-67500 т (по разным данным)

Скорость максимальная - 32 узла

Скорость полного хода:

29 узлов - пр.11435

28 узлов - пр.1143 эскизный

30 узлов - пр.114342
Скорость экономического хода - 18 узлов

Дальность хода:

7000 миль при скорости 18 уз - пр.11435 эскизный, пр.114342
- более 8000 миль при скорости 18 уз - пр.11435 (9000 миль по др.данным)

3850 миль при скорости 29 уз

Автономность по запасам - 45 суток

Вооружение :


Надстройка авианесущего крейсера пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Парад в День ВМФ в Североморске, 29.07.2012 г. (фото - Денис Неметовский, http://fotki.yandex.ru/users/den-n1977).



пр.11435 "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" пр.11436 "Варяг" пр.11435М
БИУС "Лесоруб-4342" - сбор, обработка, хранение и отображение информации в рамках обеспечения флагманских функций соединения в составе девяти надводных кораблей. Производство - НПО "Марс", г.Ульяновск.
"Лесоруб-4342" "Сигма"
Система обмена информацией (СОИ) "Тройник" (производство - НПО "Марс", г.Ульяновск). Обеспечивала обмен информацией между БИУС, системами вооружений, РЛС и другими потребителями и источниками.
Комплекс удаленного целеуказания МКРЦ "Коралл-БН" нет данных
РЛС обнаружения воздушных целей комплекс "Марс-Пассат" с 4 ФАР / SKY WATCH, разработан НИИ "Квант" (г.Киев), сопровождение до 120 воздушных целей (по проекту, не достигнуто в ходе испытаний), в полуавтоматическом режиме по плану система должна была сопровождать от 16 до 30 целей, что так же не было достигнуто к 1989 г. Работное время в полуавтоматическом режиме на этапе испытаний не позволяло производить перехват самолетов. Поставка оборудования на строящийся корабль не состоялась по плану (1986 г.) и смещена на 1988-1989 г.г.
"Форум"
РЛС обнаружения надводных целей и низколетящих целей МР-360 "Подкат" (2 шт) - РЛС обнаружения малоразмерных низколетащих целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, на высотах до 100 м, на дальности до 33,7 км, с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, выработки и выдачи данных целеуказания на 15 средств ПВО ТАКР и кораблей соединения. Поставка оборудования на строящийся корабль завершена после 1986 г. (план) и смещена на 1988-1989 г.г. МР-650 "Подберезовик"
РЛС общего обнаружения МР-750 "Фрегат-МА" / "Фрегат-М2" трехкоординатная помехозащищенная РЛС, сопровождение до 80 воздушных целей, обработка информации и передача информации в БИУС осуществлялась ЭВМ комплекса "Марс-Пассат". На этапе строительства предполагалось использовать вычислительную подсистему "Пойма".
"Фрегат-МАТ" (2 шт)
Система РЭБ "Кантата-М" / "Кантата-11435" (по проекту), в декабре 1984 г. ВПК СМ СССР принято решение о замене комплекса "Кантата" на новый комплекс ТК-146 "Созвездие-БР" (разработка и производства - Таганрогский НИИ связи Минрадиопрома СССР, решение утверждено в 1986 г.). Готовность комплекса на конец марта 1989 г. - 43% (монтаж начат осенью 1987 г.). Монтаж систем РЭБ был завершен не ранее 1990 г. (или позже). Комплекс оснащен 2 вычислителями. которые производили обмен данными в обе стороны с БИУС корабля. Программное обеспечение по состоянию на июль 1989 г. отсутствовало. По состоянию на 01.02.1990 г. из 27 постов комплекса под регулировку к государственным испытаниям сдано 12, из 69 антенн не подключены 47 (по причине неготовности комплексаи недопоставки компонентов), программное обеспечение не готово, забойные волноводные секции аппаратуры ТК-146 не поставлены, не начаты регулировочные работы. Все подсистемы комплекса поставлены на корабль и смонтированы к 7 апреля 1990 г. В мае-июне 1990 г. должно было быть поставлено программное обеспечение.

Подсистемы (всего 8 шт):
Станция активных помех МП-207
Станция активных помех МП-407 (последний комплект поставлен в феврале 1990 г.)
Станция активных помех ТК-Д46РП
Антенный пост П-511
Комплекс постановки помех ПК-10 (см.выше)

ТК-146 "Созвездие-БР"
Навигационные РЛС МР-212/201 "Вайгач-У" (2 шт), "Наяда-М" нет данных
ГАК МГК-355ТА "Полином-Т", МГК-365 "Звезда" нет данных
ГАС Противодиверсионная МГ-717 "Амулет", ОВСРЗ "Алтын", звукоподводной звязи МГ-35 "Штиль" нет данных
Навигационный комплекс "Бейсур" с оптической подсистемой "Чакона" (2 комплекта недопоставлены по состоянию на 01.02.1990 г.). Производство - НПО "Норд" (г.Баку).
нет данных
Комплекс средств связи "Буран-2" с подсистемой автоматической передачи данных на и с ЛА "Прием-К"
нет данных
Комплекс космической связи Система космической связи "Кристалл-БК" / LOW BALL (2 антенных поста) нет данных
Средства обеспечения авиакрыла Радиотехнический комплекс "Резистор" - обеспечение ближней навигации ЛА, управление полетами, захода на посадку и посадки. Комплекс разработан ПО "Полет" (г.Челябинск), главный конструктор Брейгин А.М. В перспективе система должна была обеспечивать автоматическую посадку ЛА на корабль. Поставка оборудования на строящийся корабль завершена после 1986 г. (план) и смещена на 1988-1989 г.г. На самолеты Су-27К устанавливался бортовой блок "Резистор-борт" А-380 (по состоянию на июль 1989 г. программное обеспечение модуля отсутствовало, что не позволяло автоматизировать заход Су-27К на посадку - Макаров). Дальность радиомаяка по состоянию на апрель 1990 г. 18 км.

Комплекс боевого управления авиацией "Тур-434" (система работает в связке с системой "Резистор", производство - НПО "Марс", г.Ульяновск.).

Посадочная оптическая система "Луна-3" с посадочными огнами "Сатурн"

ТВ-посадочная система "Отведок-Раскрепощение"

Станции наведения истребителей "Газон" / FLY TRAP B (2 шт, унифицированы с системами ВВС, одновременное наведение 4 истребителей на 4 воздушных цели, производства ПО "Электрон", планировалась установка на этапе строительства корабля)

Система автоматизированного контроля "Контроль"

Тренажер "Додон-4342"

ЭТИ и КПА "Насмешка", "Полярник".

нет данных
Прочие системы "Терек" и "Балатон" (производства ПО "Аврора")
"Бухгалтер"
изделие К-153
ТВ-комплекс ТВ-Н
"Каскад-У" (производства завода "Маяк", г.Севастополь, система датчиков, которые устанавливаются на кронштейны около гребных валов)
"Лиственница"
"Подзаголовок-21"
Механическое оборудование насосы ПКБТ-230р (пр-во "Пролетарский завод", г.Ленинград), воздуходувки ТП-22 (Калужский турбинный завод)
холодомашины МТХМ-2000Р
На корабле использовалась система обеспечния одновременной работы разнородных радиотехнических средств.

Для обеспечения полетов авиации корабль оборудован:
- трамплином
- аэрофинишерами (производства "Пролетарского завода", г.Ленинград)
- газоотбойными щитами.

Авиакрыло :

На борту авианесущего крейсера может размещаться до 50-52 летательных аппаратов стартующих с трех стартовых позиций (пр.11435 эскизный и пр.114342 - 2 стартовых позиции).

Состав по проекту 11435 (итоговый):

Су-27К / Су-33, МиГ-29К (вместе 18 шт)

Ка-27 (16 шт) - Ка-27РЛД (замена самолетам ДРЛО Як-44РЛД ОКБ Яковлева), Ка-27ПС (2-4 шт), Ка-27ПЛ

Боевой состав авиакрыла (1996 .):

Су-33 - 15 шт

Су-25УТГ - 1 шт

Ка-27 - 11 шт

Су-27К / Су-33 на палубе авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" (Военный парад , 1998 г.)


Су-33 на палубе авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" (http://militaryphotos.net)


Взлет Су-33 с авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" (http://militaryphotos.net)


Взлет пары Су-33 с ТАКР "Адмирал Кузнецов" (http://militaryphotos.net , не позже 2008 г.)

Боевой состав авиакрыла (2003 г., 279-й корабельный истребительный авиаполк):

24-36 самолетов (Су-33, Су-27КУБ, Су-25УТГ)

12 вертолетов (Ка-27, Ка-29, Ка-31 - последний - ДРЛО)

Боевой состав авиакрыла (2007 .):

22 самолета (Су-33, Су-25УТГ)

17 вертолетов

Боевой состав авиакрыла (2015-2017 г.г.):
Самолеты Су-33 (ресурс истекает в 2015 г., но есть вероятность его продления до 2025 г.).
Морская палубная версия .
Самолеты МиГ-29К / МиГ-29КУБ - 24 шт. По сообщениям СМИ подписание контракта на их закупку ожидается на авиасалоне МАКС-2011.


Испытания МиГ-29К (борт №941) на ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" (2007-2009 г.г. ориентировочно, http://militaryphotos.net)

Проекты-предтечи пр. 11435:

НИР "Ордер" (1969-1972 г.г.) - научно-исследовательская работа - военно-экономическое обоснование авианосца пр.1160. Проведена Невским ПКБ (бывшее ЦКБ-17). Научный руководитель - капитан 1-го ранга А.А.Борисов. Производство серии из 3 авианосцев предлагалось вести с осени 1973 г. по 1986 г.


Су-27К после первой посадки на палубу ТАКР "Тбилиси" пр.11435, 1 ноября 1989 г. (фото из архива Петрович-2, http://forums.airbase.ru)


Первая посадка МиГ-29К Т.Аубакирова на палубу ТАКР "Тбилиси" пр.11435, 1 ноября 1989 г. (фото из архива Петрович-2, http://forums.airbase.ru)



ТАКР "Тбилиси" пр.11435 на испытаниях в Черном море (фото из архива Петрович-2, http://forums.airbase.ru)


ТАКР "Тбилиси" пр.11435 и БПК "Азов" на испытаниях в Черном море (фото из архива Доктора, http://forums.airbase.ru)


ТАКР "Тбилиси" пр.11435 на государственных испытаниях в Черном море (фото из архива Петрович-2, http://forums.airbase.ru).


- 1992 г. 20 января - ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов" вошел в состав Северного флота ВМФ России (порт приписки - Североморск, борт №063).

1993 г. - в авиакрыло ТАКР "Адмирал Кузнецов" начали поступать серийные палубные самолеты Су-33.

1994 г. сентярь - первые учения Северного флота в которых принял участие ТАКР "Адмирал Кузнецов".

1994-1995 г.г. зима - произведен ремонт главных котлов ТАКР "Адмирал Кузнецов".

1995 г. 23 декабря - 1996 г. 22 марта - первый длительный поход ТАКР в составе авианосной ударной группы (Атлантика и Средиземное море). В ходе похода было проведено учение по отражению налета 4 Ту-22М3, самолеты были перехвачены палубными Су-33 на расстоянии 450 км от центра ордера. Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

1996 г. - во время захода на посадку потерпел катастрофу Су-33 пилота Виталия Кузьменко (пилот погиб).

1996-1998 г.г. - находился в ремонте.

1998-2000 г.г. - на службе в составе Северного флота. Примерно в это время выведен из строя боевой пост ракетного комплекса "Гранит" - в результате ошибочных действий экипажа залит топливом при заправке корабля и не подлежит восстановлению (сведения не подтверждены ).

2001 г. - по сообщениям СМИ, корабль поставлен на ремонт в Ура-губе без авиагруппы.

2001-2004 г.г. - корабль находится на плановом среднем ремонте на СРЗ-35 "Севморпуть" (Мурманск).


- 2003 г. 23 октября - в ходе 4-х дневных ходовых послеремонтных испытаний возникли серьезные проблемы с состоянием корабля. Максимальная скорость не превышает 18 узлов. Вышли из строя часть котлов высокого давления ГЭУ, корабль находился под угрозой затопления. На завершение ремонта корабля в 2003 г. было выделено 150 млн.руб.

2004 г. 28 января - по сообщениям СМИ ТАКР базируется на судоремонтном заводе "Севморпуть". По неподтвержденным данным ракетный комплекс "Гранит" не восстанавливался и не боеспособен.

2004 г. 17 февраля - корабль принимает участие в учениях флота в Баренцевом море совместно с атомным ракетным крейсером "Петр Великий". Корабль выведен с СРЗ-35 на рейд Североморска 13.02.2010 г. в связи с окончанием ремонта.


ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 в Североморске, 1 марта 2004 г. (фото Art Navsegda, http://en.wikipedia.org).

2004 г. 24 мая - бывший командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков заявляет о неготовности к походам и вероятности выхода из строя ТАКР из-за полного отсутствия финансирования ремонтно-профилактических работ.


ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" на рейде Североморска, 20 сентября 2004 г. (фото - Мустафин Ренат, ).

2004 г. 18 октября - жесткую посадку на палубу ТАКР совершил Су-25УТГ - сломана стойка шасси, повреждено покрытие палубы ТАКР.

2005 г. 5 сентября - на ТАКР произошло две аварии при посадках Су-33 на палубу. В обоих случаях обрывался трос аэрофинишера, один самолет потерян, летчики катапультировались. Полеты Су-33 приостановлены на неопределенное время.


ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 на обслуживании в доке в Росляково под Мурманском, июнь 2006 г. (фото Михаила Рогова, http://en.wikipedia.org).

2007 г. 5 декабря - 3 февраля 2008 г. - ТАКР (базирование - Североморск) участвует в походе в Атлантику и Средиземное море в составе АУГ.

2008 г. май - 8 декабря - ремонт на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск), обновлена главная энергетическая установка, проведен ремонт котельного оборудования, заменены кабельные трассы и др. оборудование.

2008 г. начало декабря - 27 февраля 2009 г. - корабль находился в походе в Атлантику и Средиземное море. Вернулся на базу в г.Североморск.

2009 г. 6 января - при стоянке на рейде в турецком порту Акзас-Карагач в одном из носовых помещений произошел пожар. В результате отравления угарными газами погиб один матрос.


ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 в Мурманске, 20 августа 2009 г. (фото PinkFloyd99, http://en.wikipedia.org).


- 2010 г. июнь - ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 переведен с СРЗ-35 "Севморпуть" (пос.Роста, Мурманск) в Росляково.


Вывод ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 с СРЗ-35 в Мурманске в Росляково, июнь 2010 г. (фото из архива пользователя "пытливый808", http://forums.airbase.ru).


- 2010 г. 25 июня - ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 поставлен для проведения докового ремонта в плавдок ПД-50 СРЗ №82 в Росляково (Северный флот).


ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 в плавдоке ПД-50 СРЗ №82 (фото предоставлено 10V, )


ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 в плавдоке ПД-50 СРЗ №82 в Росляково, 10.07.2010 г. (http://www.air-defense.net/forum).


- 2010 г. 11 сентября - ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 выведен из плавдока ПД-50 СРЗ №82 в Росляково.

2011 г. февраль-март - неподтвержденная информация о планах поступления ТАКР на ПО "Севмаш" для модернизации (не состоялось). Возможно модернизация продлится до 5 лет. Ранее заявлялось (апрель 2010 г.) о планах постановки корабля в ремонт на ПО "Севмаш" с 2012 г. с завершением ремонта с модернизацией систем вооружения и оборудования в 2017 г.

2011 г. 22 апреля - неподтвержденная информация о пожаре на ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435.

2011 г. 8 мая - командующий ВМС Китая адмирал Wu Shengli посетил с визитом ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435. Вероятно, в данный момент крейсер находился в ремонте в Мурманске или в Росляково.


Визит командующего ВМС Китая адмирала Wu Shengli на ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435, 8 мая 2011 г. (http://china-defense.blogspot.com).


- 2011 г. август - в ходе авиасалонам МАКС-2011 ожидается подписание контракта на поставку ВМФ России 24 палубных истребителей МиГ-29К / МиГ-29КУБ для авиакрыла ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".

2011 г. 06 декабря - ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" вышел из главной базы Северного флота города Североморска в Баренцево море. С выходом авианесущего крейсера начинается формирование корабельной авианосной группы (КАГ) Северного флота, в состав которой помимо ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» войдут большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» и суда обеспечения - спасательно-буксировочное судно «Николай Чикер», танкеры «Сергей Осипов», «Вязьма», «Кама». Дальний поход корабельной авианосной группы Северного флота будет проходить в районах Северо-Восточной Атлантики и Средиземного моря. Ожидается прибытие КАГ в район порта Тартус (Сирия). Командир авиационной группы, включающей самолеты Су-33 и летчиков двух эскадрилий авиации Северного флота - полковник Игорь Матковский.


ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" и спасательно-буксирное судно "Николай Чикер" в Атлантике, декабрь 2011 г. (http://www.function.mil.ru).


- 2011 г. 12 декабря - ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" бросил якорь в заливе Мори Фёрт, расположенном к северо-востоку от Великобритании. Во время стоянки планируется пополнить запасы воды и продовольствия. 15.12.2011 г. корабли продолжили поход в связи с ухудшившимися в районе стоянки погодными условиями.

2011 г. 18 декабря - на ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" начались полеты палубных самолетов Су-33.


Су-33 над авианесущим крейсером пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" к западу от Ирландии в декабре 2011 г. Опубликовано 20.12.2011 г. Фотомонтаж на базе фотографий с эсминца York ROYAL NAVY с http://www.navynews.co.uk . При использовании ссылка на обязательна.


Полеты Су-33 с авианесущего крейсера пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" к западу от Ирландии в декабре 2011 г. Опубликовано 20.12.2011 г. Фотографии с эсминца York ROYAL NAVY (http://www.navynews.co.uk).


- 2011 г. 23 декабря - авианосная группа с ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" через пролив Гибралтар вошла в Средиземное море.

2011 г. 30 декабря - южнее Балеарских островов в бассейне Средиземного моря авианосная группа с ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" возобновила полета палубной авиации.


Полеты Су-33 с авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"в Средиземном море, 30.12.2011 г. (http://www.function.mil.ru).


- 2012 г. 08 января - корабельная авианосная граппа ВМФ России во главе с авианесущим крейсером "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" вошла в сирийский порт Тартус с дружеским визитом. Группа покинула Тартус 10 января 2012 г.

2012 г. 16 февраля - ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 завершил поход в Средиземное море и вернулся в порт приписки - Североморск.

2012-2017 г.г. - планируемые по состоянию на конец 2010 г. сроки модернизации ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Модернизация будет осуществляться на ПО "Севмаш", г.Северодвинск.

2013 г. 05 сентября - Министерство обороны России сообщает , что ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 проведя несколько суток в море выполнил выполнил учебно-боевые упражнения с проведением практических стрельб зенитными и противолодочными комплексами вооружения, тренировку по уничтожению плавающих морских мин и отражению атак средств воздушного нападения условного противника. В комплекс отрабатываемых мероприятий также включены работы по замеру магнитных полей корабля, а также проверка работоспособности всех комплексов, предназначенных для обеспечения полетов палубных истребителей Су-33. В скором времени ТАВКР «Адмирал Кузнецов» войдет в состав корабельной ударной группы, которая отработает ряд учебно-боевых задач на морских полигонах Северного флота.

Реестр ТАКР пр. 11435:

проект заводской № завод заложен спущен на воду вступил в строй базирование примечание
"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 С-105 01.09.1982 04.12.1985 25.12.1990 Северный флот, Североморск (2010 г.) ранние имена: "Рига", "Леонид Брежнев", "Тбилиси"
"Варяг" пр.11436 С-106 ССЗ №444, г.Николаев, стапель "О" 04.12.1985 25.11.1988 - порт приписки - Севастополь ранние имена: "Рига", корабль недостроенным продан на металл в готовности 67-68%
«Shi Lang»
(неофиц., бывший "Варяг")

«Liaoning»

С-106 ССЗ Далянь (Китай) - - 2010 г. (ранние планы)

2012 г. (планы 2011 г.)

25.09.2012

Далянь (Дальний) достраивается (2010-2011 г.г.), первый выход в море - 10-14 августа 2011 г.

Бортовые номера ТАКР пр.11435:

http://www.varyagworld.com Авианосец «Shi Lang» ВМС Китая, ноябрь 2010 г. На втором фото-монтаже слева-направо предположительно - ЗРК FN-3000, вероятно РБУ или какая-то иная ПУ, ЗАК тип 730. (http://forums.airbase.ru , 2010 г.).


Авианосец «Shi Lang» ВМС Китая в достройке, 6 апреля 2011 г. (фото - Polar lean camel, http://www.fyjs.cn).


Завершен монтаж антенных постов основных РЛС и части систем вооружений. 15 мая 2011 г. (фото - Mountains and the countryside, http://www.fyjs.cn/bbs).


Установка Type 730 CIWS 7 х 30 мм на авианосце «Shi Lang» ВМС Китая (http://china-defense.blogspot.com).


- 2011 г. 1 июля - предполагаемая дата начала ходовых испытаний авианосца «Shi Lang» в Китае (информация с китайских форумов от 06.04.2011 г.).






Проекции авианосца «Shi Lang» ВМС Китая (http://www.defencetalk.com).


Художественное представление будущего ордера первого китайского авианосца «Shi Lang» - бывшего "Варяга" пр.11436 (http://www.jeffhead.com).

2011 г. 30 декабря - представитель Министерства обороны Китая заявил в СМИ, что сейчас проходит третий этап ходовых испытаний авианосца «Shi Lang» и, что все вспомогательные системы корабля разработаны и созданы в Китае. Включая аэрофинишеры. Ранее была информация о том, что Россия отказалась поставлять Китаю аэрофинишера для авианосца.

2012 г. 23 сентября - в Даляне (Китай) состоялась церемония приемки в состав ВМС Китая учебного авианосца "Liaoning" пр.001 - бывшего "Варяга" пр.11436. 25.09.2012 г. в СМи появилась информация о новом названии корабля.
Сайт http://www.cjdby.net , 2011 г.
Флагманский корабль ВМФ России возвратился из дальнего похода. Сайт http://flot.com , 2012 г.
. Сайт , 2010 г.
Хмельнов И.Н., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Российские надводные корабли: история и современность. Владивосток, 1996 г.

Год ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" ТАКР "Варяг" / "Liaoning"
1989 111
1990 113

Доктрина отечественного ВМФ такова, что практически не предусматривает использования авианесущих кораблей. Причин тому множество, но одной из основных являются огромные финансовые издержки на содержание таких судов. Во время СССР на пути их создания были сделаны первые шаги, но единственным кораблем этого класса в нашей стране является «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот имеет достаточно сложную и интересную историю создания и эксплуатации.

Наверняка не каждый знает, что всего в СССР было построено пять авианесущих крейсеров. Куда же пропали четыре других корабля? Мы ответим на эти вопросы, а также обсудим основные технические характеристики корабля «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот начали проектировать незадолго до развала Советского Союза (вместе с другими аналогичными кораблями).

Основные сведения

Начало работ по проекту датируется 1978 годом. За конструкторскую деятельность отвечало Ленинградское ПКБ. Сперва инженеры предложили военным специалистам проект 1143, предусматривающий постройку тяжелого авианесущего крейсера. В основу были положены давние работы по крейсеру 1160 с ядерной силовой установкой.

Имеются следующие проекты, реализованные в виде построенных кораблей или существовавшие в виде макетов и эскизов:

  • Эскиз 1160, предусматривающий закладку авианосца, водоизмещение которого составляло бы 80 000 тонн.
  • Тип 1153. Водоизмещение этого авианосца должно было составлять 70 00 тонн, проект предусматривал мощное вооружение корабля (помимо самой авиационной группы). Нет построенных и заложенных кораблей.
  • Проект, на принятии которого настаивал Минсудпром. Как и в первом случае, водоизмещение должно было составлять 80 000 тонн. Предусматривалось, что на борту будет базироваться не менее 70 единиц самолетов и боевых вертолетов.
  • Проект 1143 М. Планировалось, что на вооружении корабля будут сверхзвуковые самолеты вертикального взлета Як-41. Третий авианосец типа 1143 - 1143.3. Закладка корабля была произведена в 1975 году. На вооружение он был принят через семь лет, но уже в 1993 году его списали и разрезали на металлом. Причина - «экономическая нецелесообразность эксплуатации».
  • Тип 1143 А. Схож с кораблями проекта 1143М, но предусматривалось увеличенное водоизмещение. Это четвертый авианосец, построенный в СССР. Закладка произведена в 1978 году, в состав флота официально вошел в 1982-м. В 2004 году было заключено соглашение об аренде корабля индийским ВМФ, производилась его модернизация под их нужды. В состав ВМС Индии вошел три года назад, в 2012 году.
  • Тяжелый авианосец проекта 1143.5 . Как нетрудно догадаться, это очередная модернизация типа 1143. Пятый и последний построенный авианесущий корабль.

Так где «Кузнецов»?

Именно последний корабль и есть «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот поручением Совета Министров начал разрабатываться в конце 1978 года.

Это был проект 1143.5. Окончательный технический проект судна был готов к середине 1980 года. Первоначально предполагалось, что строительство нового корабля будет полностью завершено к 1990 году. Закладка была произведена на стапелях Николаевского судостроительного завода. Но не так просто появился «Адмирал Кузнецов». Авианосец перед своим «рождением на свет» прошел через многие преграды, так как сроки его строительства и ввода в строй постоянно отодвигались.

История разработки и строительства

Первоначальный, эскизный проект инженеры подготовили уже к 1979 году. Практически сразу документ был одобрен командующим ВМФ, которым на ту пору был адмирал С. Горшков. В следующем году Д. Устинов (глава всего армейского ведомства) подписывает другой документ, в котором утверждает необходимость кардинальных изменений проекта 1143.5. Из-за этого срок реального начала строительства корабля практически сразу отодвинулся на 1986-1991 год.

Но уже в апреле 1980 года С. Горшков утверждает новый проект, в который уже были внесены все необходимые изменения. Наконец, летом того же года все стороны, которые участвовали в разработке нового корабля, признают разработку крейсера типа 1143.5 окончательно завершенной.

Но на этом доработки проекта все еще не завершились. Загвоздка вышла в перечне необходимого авиационного вооружения, которое должно было иметься на корабле: его требовалось проработать в полном соответствии с постановлением Совета Министров СССР, что накладывало определенный отпечаток на скорость работы. В конце года проект корабля 1143.5 снова подвергается корректировке.

Некоторые эксперты в то время высказывали мнение, что было бы целесообразнее построить второй крейсер по проекту 1143.4 (1143 А), а не тратить время и деньги на доработку чертежей нового. Впрочем, вскоре от этой идеи отказались, а проект 1143.4 сам был доработан до стадии 1143.42.

Новые задержки

В начале весенних месяцев 1981 года Николаевский судостроительный завод получает долгожданный заказ на строительство нового крейсера. Но уже осенью в многострадальный проект снова были внесены значительные изменения: водоизмещение корабля требовалось увеличить сразу на 10 тысяч тонн.

В результате современное значение этого показателя составляет 67 тысяч тонн. Кроме прочего, конструкторы сочли необходимым добавить в эскизы следующие нововведения:

  • На борт судна необходимо было установить ПКР «Гранит».
  • Необходимость увеличения авиационной группировки сразу до 50 единиц.
  • Самое важное - самолеты нужно было запускать без использования катапульты, простым трамплинным методом. Это не только удешевляло стоимость конструкции, но и значительно продлевало технический ресурс крейсера.

Окончательная модель авианосца «Адмирал Кузнецов» была готова только в 1982 году. Заложили его в сентябре того же года на Николаевских верфях, изначально присвоив имя «Рига» и номер (по заводскому каталогу) 105. Всего через два месяца корабль переименовывают, после чего он превращается в «Леонида Брежнева». Уже в декабре полным ходом шел монтаж первого конструктивного блока. Вообще, это был первый крейсер в истории советского судостроения, который целиком состоял из блоков (24 штуки).

Длина каждого составляла порядка 32 метров, высота равнялась 13 метрам. Вес каждого элемента порой доходил до 1,7 тысяч тонн. К слову говоря, все надстройки огромного корабля также выполнены по блочной схеме. Но не только этим уникален «Адмирал Кузнецов». Авианосец, характеристики которого мы описываем в данной статье, при нормальной работе снабжающих заводов мог бы быть построен за три-четыре года, что для кораблей такого класса - абсолютный рекорд.

Увы, но неспешная работа заводов в несколько раз затормозила его ввод в состав Советского Флота.

Монтаж бортовых систем

Заказ всех силовых и энергетических установок был сделан на 1983-1984 года. Заводы подвели: они сильно отступили от графика, в результате чего для монтажа двигателей и турбин пришлось частично разбирать корпус и в некоторых участках снимать верхнюю палубу. Французы со спутника-шпиона впервые запечатлели корабль в 1984 году. В то время его готовность уже составляла не менее 20%.

Со стапелей крейсер спустили в конце 1985 года. Вес корпуса и смонтированных на то время систем не превышал 32 тысяч тонн. Специалисты оценивали готовность авианосца на 38,5%.

В следующем году изменения вновь затронули «Адмирал Кузнецов» (авианосец). Конструктор проекта 1143.5 изменился, им стал П. Соколов. Уже к середине 1987 года корабль в третий раз переименовывают. На сей раз это ТАКР «Тбилиси». Готовность приближалась к 57%. К тому времени крейсер мог быть закончен приблизительно на 71%, но из-за поставщиков оборудования проект неоднократно грубо стопорился. Только к концу 1989 года готовность стала достигать 70%.

Стоимость корабля в те годы оценивалась в 720 миллионов рублей, причем удорожание на 200 миллионов было вызвано как раз-таки промедлениями поставщиков. В ответ на это снова поменяли главного конструктора, которым на сей раз стал Л. Белов. Корабль был закончен приблизительно на 80%. На судне к тому времени все же было смонтировано более половины всего радиоэлектронного оборудования, причем большую часть смогли поставить только к 1989 году (а запланирована поставка была на 1984 год).

Первый выход в море

Первый выход в море датируется 20 октября 1989 года. Он был официально разрешен и одобрен всеми участниками проекта. В принципе, к тому времени корабль наконец-то был полностью готов, но еще не была поставлена авиационная группа. Поход длился чуть дольше одного месяца. Когда же была произведена первая посадка на авианосец «Адмирал Кузнецов»? Произошло это первого ноября 1989 года. Самолет Су-27 К первым приступил к испытаниям. Сразу после его посадки с палубы ушел МиГ-29 К, с которым также не возникло никаких проблем.

Все вооружение и радиотехнические системы были смонтированы только в 1990 году. Но все равно готовность крейсера достигает 87%. Весной и летом того же года начали проводить ходовые испытания корабля. Наконец, в октябре того же года судно приобретает свое окончательное название. Теперь это тот самый авианосец России «Адмирал Кузнецов».

Только за первый этап испытаний крейсер своим ходом преодолел более 16 тысяч морских миль, с его палубы почти 500 раз взлетали самолеты. Ни одна посадка на авианосец «Адмирал Кузнецов» не закончилась ЧП, что для впервые испытываемых судов - просто великолепный показатель!

Первые испытания были закончены в конце 1990 года. Вплоть до 1992 года проходил заключительный этап Государственной приемки (в составе Черноморского флота), после чего корабль-авианосец «Адмирал Кузнецов» включается в состав Северного Флота.

Основные сведения по конструкции корабля

Как мы уже и говорили, корабль состоит ровно из 24 блоков, каждый из которых весит порядка 1,5 тысяч тонн. Корпус изготавливался методом сварки, имеет сразу семь палуб и две огромные платформы. Чтобы поднимать детали такого размера и массы, советским инженерам пришлось использовать финские краны «Кане», каждый из которых мог поднимать на необходимую высоту до 900 тонн. Особенность корабля состоит еще и в том, что весь его корпус покрыт специальным покрытием, которое эффективно поглощает сигнал вражеских радаров.

Кстати, о недавней модернизации, которую прошел авианосец «Адмирал Кузнецов». Последние новости говорят о том, что данный состав был существенно улучшен, так что способность огромного корабля буквально «растворяться» на морских просторах стала еще более впечатляющей.

Прочие цифры

Если (весьма условно) поделить корабль на среднестатистические этажи жилого дома, то их количество будет равно 27. Вообще внутри крейсера находится сразу 3857 помещений, которые выполняют самые разные функции. Стоит отметить, что только кают (которые делятся на четыре класса) здесь 387 штук, 134 матросских кубрика, шесть огромных столовых, полсотни прекрасно оборудованных душевых для личного состава. Таким образом, российский авианосец «Адмирал Кузнецов» является самым настоящим плавучим городом! Его автономность - полтора месяца.

Может показаться, что этого мало. Но это до тех пор, пока не узнаешь количество экипажа и летного состава. Личного состава на борту - более 1.5 тысяч человек. Летчиков - 626 человек. Только представьте себе трудоемкость обеспечения едой и питьем более чем двух тысяч людей полтора месяца в открытом море! Так что авианосец «Адмирал Кузнецов», размеры которого действительно могут поразить воображение, и в самом деле монументален.

Всего при постройке корабля инженеры использовали более четырех тысяч (!) километров кабеля, 12 тысяч километров труб для циркуляции жидкостей самого разного назначения. Площадь сквозной палубы равна 14 000 м². Заканчивается она трамплином, уклон которого равен 14,3 градусам в наиболее крутой его части. Трамплин в самой высокой точке на 28 метров возвышается над водой. Максимальная скорость движения - 32 узла. В экономичном режиме корабль разгоняется до 16 узлов.

Палуба и взлетно-посадочные полосы

На кромках палубы и самом носовом трамплине установлены специальные обтекатели. Самолеты на взлетно-посадочную палубу крейсера доставляются при помощи подъемников, грузоподъемность которых составляет 40 тонн у каждого. Доставка авиационных единиц производится на корму и на нос. Ширина палубы равняется 67 метрам. Общая длина авианосца «Адмирал Кузнецов» составляет 304,5 метра.

Глубина осадки гигантского крейсера - 10,5 метров.

Непосредственно для посадки предназначается участок палубы длиной 250 метров, шириной 26 метров. Располагается он с уклоном в семь градусов. Для покрытия этого участка учеными в свое время был разработан специальный состав «Омега», который предотвращает скольжение и защищает материал палубы от экстремально высоких температур. Для участков, с которых производится взлет и посадка «вертикалок» Як-41, используются жаростойкие плиты АК-9ФМ.

Общее количество пусковых полос - две, причем они сходятся в наивысшей точке трамплина, который вообще отличает от прочих кораблей аналогичного класса авианосец «Адмирал Кузнецов». Звезда, расположенная на его форштевне, подчеркивает величественные и грозные черты огромного крейсера.

По левому борту идет запасная взлетная полоса, длина которой составляет уже 180 метров. Чтобы защитить обслуживающий персонал, по всей палубе смонтированы дефлекторы, оснащенные мощными системами охлаждения. Чтобы обеспечить безопасную посадку летных единиц, используют аэрофинишеры «Светлана-2». На случай ЧП имеется установка (аварийный барьер) с «говорящим» названием «Надежда». За посадку самолетов отвечает система телеметрии и управления «Луна-3».

Служба живучести

Для хранения большей части авиагруппы служит специальный защитный ангар длиной 153 метра, шириной 26 метров. Высота этого служебного помещения равняется 7,2 метрам. В ангаре размещается примерно 70% всех летных единиц корабля. Кроме того, в нем же располагаются пожарные машины и аварийные тягачи. Самолеты из ангара выводятся в полуавтоматическом режиме, по палубе же их ведут тягачи. Весь ангар разделен четырьмя специальными «шторами», которые смонтированы в целях повышения противопожарной безопасности.

Для повышения «живучести» корабля его внутренние перегородки выполнены по схеме бутерброда - с чередованием слоев стали и стеклопластика. Предел текучести металла, который использован для строительства перегородок - 60 кгс/мм². Все цистерны автозаправщиков, помещений и транспорта для подвоза боеприпасов защищены слоем брони.

«Кузнецов» уникален еще и тем, что на нем (впервые в истории отечественного кораблестроения) использована подводная комбинированная защита. Ее глубина составляет порядка пяти метров. Корабль может выдержать затопление сразу пяти смежных отсеков, общая длина которых составляет приблизительно 60 метров.

«Сводки с фронтов»

Кстати, а где сейчас находится знаменитый авианосец «Адмирал Кузнецов»? Новости сообщают, что в настоящее время корабль и его команда находятся в Североморске, вернувшись из долгого учебного похода по Северной Атлантике и Средиземноморью. В его ходе самолеты и вертолеты палубного звена неоднократно отрабатывали приемы воздушного боя и превентивного перехвата целей.

Вот где сейчас авианосец «Адмирал Кузнецов». Следует учесть, что в любое время он может сняться со стоянки и в очередной раз уйти в дальний поход.

/ Олег Ласточкин

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группировки российских кораблей выйдет на боевую службу в восточной части Средиземного моря. Об этом в среду, 21 сентября, сообщил министр обороны России Сергей Шойгу .

«В настоящее время в российскую корабельную группировку восточной части Средиземноморья входит не менее шести боевых кораблей и трёх - четырёх судов обеспечения из состава всех флотов. Для наращивания боевых возможностей в группировке планируем включить в её состав корабельную авианосную группу с крейсером „Адмирал Кузнецов“», — сказал Шойгу.

По словам министра, авианосец отправят в регион с целью реализации национальных интересов и поддержания мира.

«Напомню, что в 1967 году нахождение в данном районе 5-й оперативной эскадры позволило не допустить разрастания вооружённого арабо-израильского конфликта и в дальнейшем явилось важным сдерживающим фактором для недружественных акций против Советского Союза», — сказал глава оборонного ведомства.

Что представляет собой авианосец?

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» построен по проекту 1143.5. На этапе проектирования его планировалось назвать «Советский Союз», но впоследствии он был заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве 1 сентября 1982 года под наименованием «Рига». В процессе строительства и испытаний он трижды переименовывался: сначала в «Леонида Брежнева», потом в «Тбилиси», в 1990 году же корабль получил своё нынешнее название в честь Николая Кузнецова, адмирала флота Советского Союза .

В состав флота официально введён в январе 1991 года.

Авианосец предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Он входит в состав Северного флота. На борту корабля, оснащённого взлётным трамплином, базируется авиагруппа из 26 истребителей Су-27К (Су-33) или МиГ-29К, а также вертолётов Ка-27 и Ка-31.

В июле 2016 года сообщалось, что «Адмирал Кузнецов» в ходе подготовки к дальнему походу впервые после длительного перерыва начал принимать на борт самолёты палубной авиации из состава 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Морской авиации Северного флота. Палубная авиация с авианосца «Адмирал Кузнецов» будет участвовать в нанесении ударов по боевикам в Сирии из восточной части Средиземного моря в октябре 2016 - январе 2017 года.

До недавнего времени авианосец находился на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где проходил восстановление технической готовности.

Технические характеристики

Длина — 305,0 м.

Длина по ватерлинии — 270 м.

Ширина наибольшая — 72 м.

Ширина по ватерлинии — 35,0 м.

Осадка — 10,0 м.

Стандартное водоизмещение — 43 тыс. т.

Полное водоизмещение — 55 тыс. т.

Максимальное водоизмещение — 58,6 тыс. т.

Энергетическая установка

Паровые турбины — 4×50 тыс. л. с.

Количество котлов — 8.

Количество винтов — 4.

Мощность турбогенераторов — 9×1500 киловатт.

Максимальная скорость — 29 узлов (58км/ч).

Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль.

Скорость — 29 узлов.

Максимальная дальность плавания — 8000 миль при скорости 18 узлов (33 км/ч).

Автономность плавания — 45 суток.

Вооружение

14 палубных истребителей Су-33.

10 палубных истребителей МиГ-29К.

2 палубных учебно-боевых истребителя МиГ-29КУБ.

2 учебно-тренировочных самолёта Су-25УТГ.

15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС.

2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31.

12×ПКРК 4К80 «Гранит».

24×ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты).

8×ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет).

2×РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб).

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" - тяжелый авианесущий крейсер ТАВКР), крупнейший корабль Военно-морского флота (ВМФ) России и единственный в его составе авианесущий корабль, способный нести самолеты горизонтального взлета и посадки.

Флагман ВМФ России. Предназначен для поддержки группировок ракетных подводных лодок стратегического назначения, группировок надводных кораблей и морской ракетоносной авиации.

Построен в СССР на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев, ныне на территории Украины) по проекту 11435, разработанному под руководством главных конструкторов Василия Аникиева и Л. Белова в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург).

Назван в честь адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова (с 4 октября 1990 г.). На стадии проекта назывался "Советский Союз", в 1982 г. получил название "Рига", в том же году был переименован в "Леонид Брежнев", в 1987-90 гг. назывался "Тбилиси".

История строительства, ввод в строй

Заложен в Николаеве 1 сентября 1982 г. под заводским номером 105, спущен на воду 4 декабря 1985 г. 8 июня 1989 г. начались швартовые испытания.

21 октября 1989 г. корабль был выведен в Черное море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов.

Для подготовки пилотов одновременно со строительством корабля на аэродроме Саки-4 (пос. Новофёдоровка, Крым) был открыт специальный учебный центр НИТКА ("Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный", ныне - полигон взлетно-посадочных систем "Нитка").

Первую в истории советского ВМФ горизонтальную посадку на корабль совершил 1 ноября 1989 г. летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачёв на самолете Су-27К. 25 декабря 1990 г. подписан приемный акт крейсера. 20 января 1991 г. корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР (в 1992-1994 гг. продолжались испытания вооружения и технических средств корабля и авиагруппы).

Текущее состояние

Корабль регулярно участвует в дальних походах и военно-морских учениях. В 1996-1998 гг., в 2001-2004 гг. и в 2008 г. находился в ремонте.

С 14 мая по 20 августа 2015 г. находился в плавдоке 82-го судоремонтного завода (пос. Росляково, Мурманская область), где были проведены очистка и покраска днища, ремонт агрегатов и оборудования электромеханической боевой части, сервисное обслуживание.

С осени 2015 г. по лето 2016 г. на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске крейсер проходил восстановление технической готовности. Были отремонтированы главные котлы, турбо- и дизель-генераторы, восстановлено покрытие полетной палубы.

Ожидается, что в первом квартале 2017 г. начнется модернизация корабля .

​В боевых действиях крейсер не участвовал.

Командующий кораблем - капитан 1 ранга Сергей Артамонов (с 2011 г.).​

Тактико-технические характеристики

  • Длина по ватерлинии - 270 м.
  • Наибольшая длина (палубы) - 306 м.
  • Ширина по ватерлинии - 33,4 м.
  • Наибольшая ширина - 72 м.
  • Высота - 64,5 м.
  • Стандартное водоизмещение - 46 тыс. 540 т.
  • Полное водоизмещение - 59 тыс. 100 т.
  • Скорость полного хода - 29 узлов.
  • Дальность плавания при скорости 29 узлов - 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов - 8 тыс. 417 миль.
  • Автономность плавания - до 45 суток.
  • Экипаж - 1 тыс. 960 человек, в т. ч. 518 офицеров и 210 мичманов.

Главная энергетическая установка - котлотурбинная, включает 4 паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая.

На корабле установлены 9 турбогенераторов и 6 дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.

В отличие от большинства зарубежных кораблей такого класса, которые оснащаются паровыми катапультами для запуска самолетов, ТАВКР оборудован носовым трамплином с углом схода 14 градусов, на который направлены две сходящиеся линии взлета.

Вооружение

  • 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса "Гранит" (дальность полета сверхзвуковых ракет - около 550 км).
  • Зенитно-ракетный комплекс "Кинжал" (боезапас - 192 ракеты).
  • Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Кортик" (боезапас - 256 ракет, 48 тыс.; снарядов).
  • Реактивные глубинные бомбы системы "Удав-1" (60 штук).

Авиагруппа

ТАВКР может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета.

Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-27К и МиГ-29К, вертолетов Ка-27/27ПС и Ка-29.

С конца 1990-х гг. и по н.в. включает палубные истребители Су-33 и штурмовики Су-25УТГ 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (аэродром базирования - Североморск-3, Мурманская обл.), а также вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного полка (база - Североморск-1).

"Варяг"

По незначительно измененному проекту 11436 в 1985-1992 гг. в Николаеве строился тяжелый авианесущий крейсер "Варяг", который в 1993 г. отошел Украине и в 1998 г. был продан Китаю.

В 2012 г. принят на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая как "Ляонин". В н. в. - единственный китайский авианосец.