Помощник машиниста что он должен знать. Помощник машиниста: обучение, обязанности и функции

  • 10.02.2024

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция помощника машиниста электропоезда [наименование, организационно-правовая форма предприятия, организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , законодательством РФ, регулирующим трудовую деятельность работников в сфере железнодорожного транспорта в РФ, в том числе: Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Положением о дисциплине работников, железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621, Приказом МПС РФ от 05 марта 2004 г. N 7 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов", Приказом МПС РФ от 17 ноября 2000 г. N 28 Ц "О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 08 сентября 1999 г. N 1020 "Об утверждении перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам", Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации (утв. приказом МПС РФ от 28 октября 1999 г. N 39Ц), Приказом МПС РФ от 11 ноября 1997 г. N 23 Ц "О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава" (с изменениями от 16 июня 1998 г.), Положением о порядке применения предупредительных талонов машинистов, помощников машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин (утв. приказом МПС РФ от 17 апреля 2000 г. N 911), а также иными нормативными актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. На должность помощника машиниста электропоезда принимается лицо не моложе 18 лет, имеющее полное среднее образование, неоконченное высшее или среднее профессиональное образование по специальностям "Локомотивы", "Электрический транспорт", "Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог" либо высшее или среднее профессиональное образование по данным специальностям, прошедшее профессиональную подготовку в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку, по учебным планам и программам, утверждаемым МПС России, и успешно сдавшее экзамен на присвоение профессии помощника машиниста моторвагонного подвижного состава комиссии образовательного учреждения железнодорожного транспорта или образовательного подразделения локомотивного депо и получившее свидетельство помощника машиниста моторвагонного подвижного состава формы, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Лица, получившие свидетельство помощника машиниста моторвагонного подвижного состава, проходят стажировку в составе локомотивной бригады. За время прохождения стажировки, продолжительность которой не должна превышать 1 месяц, стажер должен совершить не менее трех поездок по каждому участку обращения локомотивных бригад.

По окончании стажировки машинист, к которому был прикреплен стажер, представляет в комиссию локомотивного депо письменное заключение о готовности стажера к самостоятельной работе в должности помощника машиниста электропоезда.

Допуск к самостоятельной работе в качестве помощника машиниста электропоезда производится в локомотивном депо, дистанции пути, дистанции электроснабжения и дистанции сигнализации, централизации и блокировки комиссией в составе: начальника предприятия или главного инженера (председатель), ведущего инженера (инженера) предприятия, инженера по охране труда и технике безопасности предприятия, представителя выборного профсоюзного органа предприятия и машиниста-инструктора локомотивных бригад и бригад специального самоходного подвижного состава после собеседования по вопросам безопасности движения поездов, техники безопасности и производственной санитарии, действующих приказов и указаний, проверки знаний нормативных актов в объеме, предусмотренном п. 3 Положения о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации (утв. приказом МПС РФ от 28 октября 1999 г. N 39Ц) техническо-распорядительных актов станций обслуживаемых участков.

1.2. Помощник машиниста электропоезда относится к категории технических исполнителей и в своей трудовой деятельности подчиняется непосредственно [должность руководителя, наименование организации ж/д транспорта].

1.3. Помощник машиниста электропоезда подлежит обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу.

1.4. Помощник машиниста электропоезда принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя и наименование организации ж/д транспорта].

1.5. Помощник машиниста электропоезда в своей деятельности руководствуется:

Действующими нормативными актами и методическими документами, регулирующими деятельность железнодорожного транспорта, в том числе Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N ЦД-790, Правилами технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта, утвержденными Минтранспорта 29 марта 2001 г., Инструкцией по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте, утвержденной N АН-23-Р 30 марта 2001 г., Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621, Технологией безопасной эксплуатации и ремонта подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта N АН-25-Р, утвержденной 30 марта 2001 г., Положением о порядке применения предупредительных талонов машинистов, помощников машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин (утв. приказом МПС РФ от 17 апреля 2000 г. N 911), другими нормативными актами, устанавливающими права и обязанности работников железнодорожного транспорта;

Уставом железнодорожного транспорта;

Уставом предприятия;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

Приказами и распоряжениями непосредственного руководителя;

Настоящей должностной инструкцией.

1.6. Помощник машиниста электропоезда должен знать:

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты при эксплуатации и ремонте электропоездов;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ в объемах, установленных Приказом МПС РФ от 17 ноября 2000 г. N 28Ц "О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации";

Устройство, работу, управление электропоезда, а также установленный порядок содержания и ухода за ним в эксплуатации;

Правила наладки и регулировки электрического, пневматического, гидравлического, механического оборудования и технические требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;

Устройство, действие и управление тормозами электропоезда;

Причины возникновения неисправностей в работе электропоезда и способы их предупреждения и устранения;

Основные положения правил текущего ремонта и технического обслуживания электропоезда;

Нормы расхода и методы экономии электроэнергии;

Должностную инструкцию локомотивной бригады;

Приказы, указания, инструкции и другие нормативные акты, относящиеся к кругу работы помощника машиниста электропоезда;

Приемы и методы оказания первой доврачебной медицинской помощи.

1.7. Для проведения профилактики нарушений безопасности движения поездов, производства маневровой работы, обеспечения охраны труда и соблюдения техники безопасности помощниками машинистов при исполнении ими служебных обязанностей выдаются предупредительные талоны. Наличие предупредительных талонов у помощников машинистов перед началом работы проверяют дежурные по депо (линейному пункту) или пункту смены локомотивных бригад, оперативные дежурные соответствующих предприятий, дежурные по железнодорожной станции. При отсутствии предупредительного талона помощник машиниста электропоезда допускается к работе на одну поездку с последующим выяснением причин отсутствия талона.

1.8. Во время отсутствия помощника машиниста электропоезда (отпуск, болезнь, командировка и т. д.) его обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

1.9. Управление тягово-энергетической машиной, к которым относится электропоезд, относится к работам, выполняемым машинистом железнодорожно-строительных машин 7-го разряда, при этом, согласно Единому тарифно-квалификационного справочнику работ и профессий рабочих Выпуск 56 Раздел: Железнодорожный транспорт и метрополитен (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82) помощник машиниста железнодорожно-строительных машин тарифицируется на один разряд ниже машиниста, под руководством которого он работает.

2. Должностные обязанности

2.1. Помощник машиниста электропоезда в процессе своей трудовой деятельности выполняет следующие обязанности:

Осуществляет управление электропоездом - моторвагонным подвижным составом, получающим энергию от контактной сети;

Осуществляет техническое обслуживание электропоезда и оборудования;

Выявляет и устраняет неисправности в процессе работы электропоезда и оборудования;

Участвует в планово-профилактическом ремонте электропоезда и оборудования;

Строго и неукоснительно выполняет установленные правила техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда и производственной санитарии;

Своевременно проходит обязательные медицинские осмотры, осуществляемые врачебно-экспертными комиссиями лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения МПС России, к которым прикреплено в соответствии с приказом начальника железной дороги [наименование организации ж/д транспорта, в которую принимается на работу помощник машиниста электропоезда];

Выполняет предписанные заключением ВЭК индивидуальные условия допуска к работе.

2.2. По распоряжению администрации локомотивного депо помощник машиниста электропоезда при необходимости (наличии признаков состояния опьянения или заболевания) обязан пройти наркологический контроль или предрейсовый медицинский осмотр в полном объеме.

3. Права

3.1. Помощник машиниста электропоезда имеет право:

На все предусмотренные законодательством социальные гарантии;

Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав;

Требовать создания условий для выполнения служебных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря и т. д.;

Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;

Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;

Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

Повышать свою профессиональную квалификацию.

4. Ответственность

4.1. Помощник машиниста электропоезда несет ответственность:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель структурного подразделения

[подпись] [инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела

[подпись] [инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[подпись] [инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

В поездку работники локомотивных бригад (машинист и помощник) всегда берут с сбой большие сумки. Так как приходится какое-то время находиться вдали от дома (бывает более 2х суток), сумка должна содержать все необходимое для комфортной работы и быта машиниста в целом. Особенно это актуально для грузового движения, ведь оно - как русская рулетка: никогда не знаешь, что будет в поездке, и когда вернёшься, и вернёшься ли вообще

Вот как-то так примерно выглядит среднестатистическая сумка машиниста или помощника машиниста (сумка, как и ее содержимое, схожи, и варьируются в зависимости скорее от личных предпочтений человека, чем от должности).

Посмотрим, что же содержит в себе такая сумка.

Содержимое сумки в "выпотрешенном" виде:)

На первый взгляд тут много всяких вещей, где-то вообще не понятно что это такое, а где-то не понятно назначение вещей, так что далее рассмотрим все подробно.
Скажу, что вовсе не обязательно наличие всех этих вещей. Какие-то из вещей вообще могут встречаться только в моей сумке:) Однако, основной необходимый "набор" тут все-таки есть.

Когда я только начинал работать, собирался в первую дублёрскую поездку (стажировка), не имел ни малейшего представления, что же взять с собой. Вот если бы мне тогда попался такой вот пост, все было бы проще:) А в тот первый раз, по незнанию, пришлось ограничиться фонариком, бутербродами с колбасой, поллитрушкой водки воды (которая кончилась за первый час поездки, ололо), ручкой, блокнотом, выпиской скоростей и перчатками.

Итак, опять содержимое, но уже с пояснениями. Будем рассматривать каждую вещь и ее назначение подробно.

Начнем по порядку:
1. Термос с чаем. Чуть ли не основой атрибут:) Есть практически у каждого локомотивщика. Какая поездка без чаепитий?
В давние времена чай заваривали прямо на локомотиве, кипятильником. Сейчас с появлением легких и компактных термосов эта традиция уходит в прошлое, но некоторые представители "старой школы" до сих пор возят кипятильник:)

2. Фонарик. Крайне необходимый предмет, так как часто приходится работать ночью. Фонарь нужен для осмотра локомотива, чтоб будить помощника и вообще подсветки окружающей среды.

Недавно купил себе фонарь с электрошокером OCA 1101 Police (на самом деле мне электрошокер нахрен не нужен, просто фонарь крутой, и на аккумуляторе), так что теперь это еще и оружие самообороны, лол.

3. Дезодорант. Пригодится тем, кто к концу поездки не хочет превратиться в вонючего потного маргинала.

4. Роба. Куртка, которую не жалко замарать. Бывают моменты, когда приходится лезть в грязные места. Чтобы не изгадить форменный костюм лучше надевать робу.

5. Сигнальный жилет. Обязательный элемент одежды при нахождении на путях. Находясь в зоне движения поездов, любой работник РЖД обязан носить такой жилет.

6. Семечки. Нужны для того, чтобы не заснуть. Бывают случаи, когда банально не высыпаешься перед работой, а так как поездка длится долго, важно не заснуть в локомотиве! Процесс поедания семечек помогает снять небольшую сонливость. Также неплохая альтернатива курению, например.

7. Ложка/нож/вилка , или что-то подобное. В данном случае это компактный "складишок". Необходим не только для приема пищи, может также понадобится и для других операций: что-то отрезать или проколоть, например.

8. Зубная паста и щетка. Почистить зубы после отдыха в оборотном депо - отличный способ поддержания гигиены.

9. Изолента. Используется как по прямому назначению, так и чтобы, например, что-то примотать, приклеить, или даже заклеить слишком яркую лампочку, которая ночью сильно бьет в глаза, чтобы та светила более тускло.

10. Вода. Жизненно важный ресурс на локомотиве. В жаркие периоды может возиться и несколько бутылок.

11. Батон хлеба. Его едят, как ни странно, да.

12. Тапочки. Чтобы в кабине в обуви не запрели ноги, переобуваемся в тапочки. Так удобнее и комфортнее. Хранятся в отдельном пакете, чтобы не испачкать остальное содержимое сумки.

13. Режимные карты участков обслуживания. На карте профиль пути (подъемы/спуски), километраж, расположение светофоров, и другая полезная информация, которая может пригодиться в дороге.
Выглядит карта примерно так:

14. Гигиенические салфетки. Используются для вытирания рук, так как помыть руки на локомотиве негде, да и тратить на это воду не особо хочется. Также салфетками можно протирать пульты управления, для красоты.

15. Технический формуляр. Книжка, в которой записана различная (малополезная на мой взгляд) информация. Возить этот формуляр обязательно по инструкции. Также с ним возится служебный формуляр, вторая подобная книжка, но она сдается в депо после поездки, и хранится там.

16. Инструкции, распоряжения, и прочие документы , которые могут резко потребоваться в поездке.

17.Еще одна инструкция, только в виде книжки. Также берется с собой "на всякий случай".

18. Запасные носки. После отдыха в пункте оборота всегда приятно надеть свежие носки. Опять же гигиена.

19. Блокнот для мелких записей. Обычно туда записываются показания счетчиков электроэнергии электровоза, которые необходимо списывать в начале и в конце поездки. Также используется для записи разной оперативной информации. Обычно блокнот находится не в сумке, а всегда лежит в нагрудном кармане.

20. Тряпка. Возможно что-то потребуется протереть в поездке. Для этого используется тряпка.

21. Чай в пакетиках. Для заваривания чая в термосе. Удобные компактные пакетики, или пирамидки.

22. Перчатки. Тоже весьма необходимый предмет для защиты рук от грязи, и прочих вещей, с которыми приходится контактировать в ходе работы.

23. Туалетная бумага. Ну тут все понятно.

24. Плоскогубцы. Полезная штука, чтобы что-то подкрутить/зажать/откусить, и вообще.

25. Расческа

26. Магнит. Им удобно прикреплять на металлические пульты электровоза различные бумажки с важной информацией, например, предупреждения (указания мест ограничений скорости).

27. Отвертка. Опять же полезный инструмент, когда нужно что-то открутить/подкрутить/расковырять:)

28. Тетрадь. В тетрадь ведутся различные важные записи в поездке: время отправления, время проследования определенных пунктов, оперативная информация, приказы, замечания, и прочие полезные вещи. Также в эту тетрадь вложены выписки скоростей на участках.

29. Ручка. Иногда две: одна в кабине, вторая в нагрудном кармане, для быстрых записей в блокнот. Ну или как резервная, если основная перестанет писать:)

30. Зарядка для телефона. В наше время никак не обойтись без телефона в поездке. Будет очень неприятно, если он вдруг разрядится во время какой-то внештатной ситуации, когда очень необходима связь. Телефон подзаряжается прямо в кабине электровоза, или в пункте отдыха.
К сожалению многие новые мощные смартфоны разряжаются очень быстро. У меня iPhone 4S - его заряда может и не хватить до приезда в пункт отдыха, а в кабине розетка есть только в новых электровозах 3ЭС5К, которые попадаются не каждую поездку. По этой причине я также беру с собой дополнительный аккумулятор:

С ним заряда телефона хватит даже на самый долгий путь!

31. Зарядка для нетбука.

32. Папка с различными полезными бумагами: схемами станций, электрическими и пневматическими схемами электровозов. Также необходима для оперативного решения возникших проблем.

33. Нетбук. Встречается далеко не в каждой сумке:) Но по-моему довольно необходим для скрашивания времени при долгих стоянках в поездке. Обычно используется для просмотра фильмов, но также можно подключить к нему интернет от телефона, или даже играть в примитивные игры. Также удобно хранить на нем всякие инструкции, чтобы не возить с собой тонны лишней бумаги. Можно было бы конечно вместо него взять что-то посовременнее, например iPad, но у айпада есть недостаток: очень ограниченный объем памяти даже по сравнению с этим дешевым нетбуком (64 Гб против 320). Можно конечно перед каждый поездкой записывать новые фильмы, но делать это лень, хехе:)
Кто-то берет с собой более устаревшие устройства, например, DVD-проигрыватели.
Некоторые отчаянные машинисты играют в энгрибёрдс смотрят фильмы прямо во время езды. Я против этого, так как это сильно отвлекает от управления и наблюдения за дорогой. Музыку слушать - еще куда ни шло, но фильмы смотреть...
Вообще при наличии мощного современного смартфона необходимость нетбука становится уже не такой острой.

Основа сего поста была написана с год назад. Теперь я уже не вожу нетбук, вместо него беру электронную книгу, читаю в доме отдыха, если не хочется спать .

34. Флешка. Никогда не предугадаешь, где и когда она может понадобиться.

35. Удостоверения, талоны предупреждения, корочки по электробезопасности, и прочие необходимые документы. Их положено обязательно иметь при себе.

36. Губка для обуви. Во время поездки обувь пачкается, покрывается пылью и прочими неприятными вещами. Чтобы не выглядеть как какой-то бомж, обувь лучше протирать.

37. Наушники. Обычно слушаю музыку прямо в кабине по дороге на работу и с работы. Но можно послушать и при езде пассажиром, чтобы скрасить время.

38. Лента регистратора скоростемера. Заправляется в этот адовый девайс:

На фото также видно возможное применение магнита и изоленты (правда вместо изоленты там кусок вышеуказанной ленты со скотчем - заклеивает яркие лампы сигнализации)

39. Солнцезащитные очки в футляре. Часто приходится ехать во время заката или восхода, когда солнце сильно слепит глаза. Чтобы удобнее было наблюдать за дорогой и сигналами лучше надевать очки (на самом деле просто пижонства ради)

40. Тушенка. Является удобным, компактным и непортящимся продуктом питания. Идеально подходит для долгих поездок во всех диапазонах температур. Употребляется с хлебом 11.

Сейчас в рамках моей программы "Нет жирному машинисту!" тушенка и батон не употребляются. Вместо этого небольшие перекусы печеньками с чаем.

41. Метелка. Если требуется что-то убрать/подмести я забиваю и нихрена не подметаю, хрю-хрю, например, мусор от семечек 6. :) Заметается все в совок 42.

Еще я беру с собой запасную прожекторную лампу, так как если ночью на локомотиве перегорит прожекторная лампа - ехать придется вслепую.
Вот эта лампа, она довольно большая по сравнению с бытовыми лампочками:) для сравнения спичечный коробок.
Иногда лампа разбивается прямо в сумке, и это печально:(

Вот все это я и вожу в своей дорожной сумке. Весит немало, нести тяжело, зато в поездке со всем этим удобно и комфортно. Содержимое сумок остальных машинистов и их помощников конечно отличается в той или иной степени. Но в целом основной набор предметов какой-то такой.

2.3.11.1. Помощнику машиниста, производящему маневры, запрещается заниматься делами и разговорами, не связанными с производством маневров.

2.3.11.2. Действия помощника машиниста, занятого на маневровой работе на оборотных путях станции, определяются Местной инструкцией электродепо с учетом особенностей эксплуатируемого типа подвижного состава.

2.3.11.3. В исключительных случаях, по указанию машиниста, обязанности по наблюдению за высадкой пассажиров из вагонов, закрытию дверей и отправлению состава на путь оборота допускается выполнять помощнику машиниста. В этом случае на него возлагаются все обязанности машиниста по отправлению состава на оборотный путь.

Действия помощника машиниста при обороте без участия машинистов, занятых на маневровой работе.

2.3.12.1. После остановки поезда на пути прибытия и открытия дверей помощник машиниста обязан выйти через дверь кабины в салон вагона и убедиться в выходе пассажиров из головного вагона поезда.

2.3.12.2. Помощник машиниста, убедившись в окончании выхода пассажиров, обязан подойти к кабине и вести наблюдение вдоль состава и за сигналами, подаваемыми дежурным по станции.

После получения сигнала на закрытие дверей, подать машинисту команду закрыть двери и назвать вслух показание маневрового светофора (сигнальное показание АЛС). При разрешающем показании маневрового светофора зайти в кабину управления и взяться за ручку стоп – крана.

2.3.12.3. При запрещающем показании маневрового светофора (сигнального показания АЛС), после закрытия дверей, помощник машиниста обязан остаться на платформе и продолжать наблюдать вдоль состава.

2.3.12.4. После получения сообщения от машиниста о разрешающем показании маневрового светофора (сигнального показания АЛС), помощник машиниста обязан убедиться и повторить разрешающее показание маневрового светофора (сигнального показания АЛС) и положение стрелки, войти в кабину, закрыть боковую дверь кабины и подать команду «Вперед».

2.3.12.5. После остановки состава и открытия машинистом дверей со стороны переходного мостика помощник машиниста обязан контролировать действия машиниста в кабине, запереть двери в кабину управления, проверить исправность красных сигнальных огней и вместе с машинистом перейти в кабину головного вагона.

2.3.12.6. После смены кабины управления, при запрещающем показании маневрового светофора помощник машиниста обязан зайти в кабину управления, взяться за ручку стоп – крана и контролировать показание маневрового светофора.



2.3.12.7. После открытия маневрового светофора на разрешающее показание помощник машиниста обязан назвать вслух его показание и положение стрелок, входящих в маршрут, и сообщить об этом машинисту электропоезда.

2.3.12.8. После повторения машинистом разрешающего показания светофора (сигнального показания АЛС), положения стрелок, входящих в маршрут следования - подать команду «Вперед».

Обязанности помощника машиниста при прохождении стажировки.

2.3.13.1. Во время прохождения стажировки для назначения на должность машиниста электропоезда, помощник машиниста обязан выполнять требования, определенные Должностной инструкцией машиниста электропоезда.

2.3.13.2. При работе на линии помощник машиниста обязан выполнять требования машиниста – наставника в части выполнения графика движения с соблюдением безопасности движения поездов.

Обязанности помощника машиниста, занятого на маневровой работе в электродепо.

Общие положения.

2.4.1.1. Началом работы помощника машиниста является время, указанное в графике работы смен или при вызове на работу. К этому времени он обязан явиться в здравпункт электродепо для прохождения предрейсового медицинского осмотра.

2.4.1.2. После прохождения предрейсового медицинского осмотра помощник машиниста обязан ознакомиться с вновь изданными приказами, указаниями, инструкциями и инструктажами. За их усвоение расписаться в «Книге ежедневного инструктажа», а за постоянно действующие нормативные документы в «Книге росписей за приказы и другие руководящие документы».

При выполнении должностных обязанностей иметь при себе: служебное удостоверение, со штампами на право прохода на объекты метрополитена; талон предупреждения; удостоверение проверки знаний нормативных документов по электробезопасности и проверки знаний документов по промышленной безопасности и других специальных правил; трехгранный ключ.



При участии в маневровых передвижениях иметь при себе: переносную радиостанцию, свисток, диэлектрические перчатки, а в темное время суток – сигнальный фонарь.

2.4.1.3. Во время движения состава помощнику машиниста запрещается переход из вагона в вагон, кроме случаев, когда возникает угроза безопасности движения, и при закрытии вагонных форточек во время мойки подвижного состава. При этом он обязан соблюдать правила охраны.

2.4.1.4. Обо всех выявленных недостатках по кругу своих обязанностей и нарушениях нормальной работы подвижного состава сообщить дежурному по электродепо.

2.4.1.5. Перед производством маневровых работ помощник машиниста обязан пройти инструктаж у дежурного по электродепо (или лица, его замещающего) о цели и характере предстоящих маневровых работ и их особенностей. Знать количество переставляемых вагонов и маршрут предстоящих маневровых передвижений, уделяя особое внимание обеспечению безопасности передвижения и соблюдению правил личной безопасности, контролируя включенное положение и исправность своей радиостанции.

2.4.1.6. При управлении маневровым составом из промежуточного или хвостового вагона помощник машиниста обязан находиться в голове состава, вести наблюдение за показанием маневровых светофоров и положением стрелок, входящих в маршрут следования и подавать машинисту необходимые команды и сигналы.

Перед началом маневрового передвижения помощник машиниста обязан обеспечить доступ к стоп – крану и проверить его работу.

2.4.1.7. При производстве маневровых передвижений в составе локомотивной бригады помощник машиниста обязан контролировать соблюдение машинистом установленных скоростей движения.

2.4.2. Обязанности помощника машиниста при подготовке состава (вагона) к маневровым передвижениям.

2.4.2.1. Получив указание от дежурного по электродепо, уяснив цель, характер и маршрут предстоящей маневровой работы, помощник машиниста обязан направиться на соответствующий деповской путь, убедиться в отсутствии напряжения 825 В на монорельсе этого пути (состав разгорожен, красные огни над деповскими путями и в смотровых канавах не горят, деповской путь заземлен, на разъединители 825В вывешена табличка «заземлено»).

2.4.2.2. Дальнейшая приемка маневрового состава помощником машиниста осуществляется согласно Местным инструкциям электродепо с учетом особенностей эксплуатируемого типа подвижного состава.

Вы решили в будущем выучиться на помощника машиниста или на машиниста? Тогда эта статья для вас. Здесь дана исчерпывающая информация о том, кого берут в эту сферу, какие виды подвижного состава бывают.

Мы с вами разберем основные моменты, касающиеся профессии «помощник машиниста»:

  • обучение;
  • профотбор;
  • медкомиссия;
  • виды локомотивов;
  • сфера деятельности;
  • обязанности;
  • ошибки;
  • средняя зарплата;
  • график работы.

Остановимся на каждом пункте и рассмотрим все подробно. Но все же давайте лучше начнем с того, что это за профессия и возьмут ли вас.

Медкомиссия

Почему это мы вдруг решили начать с нее? А потому что так оно и будет: сначала вас отправят в поликлинику для ее прохождения. Ниже мы приведем самые распространенные заболевания, из-за которых, к сожалению, в помощники машиниста не берут. Еще лет десять назад обучение проходил в железнодорожном колледже. В настоящее время система получения образования совершенно другая. Но уже тогда, прежде чем молодой человек сдавал он проходил медицинскую комиссию. В настоящее время практически в любом депо вновь устраивающегося будущего помощника машиниста предварительно отправляют в поликлинику. Итак, какие врачи основные? Давайте перечислим:

  • терапевт;
  • окулист;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • хирург.

Перечислены не все специалисты. Кроме того, вас направят в районную поликлинику за картой, в психоневрологический и наркологический диспансер. Очень важно, чтобы вы не состояли там на учете.

Терапевт вас слушает, спрашивает, есть ли жалобы на что-нибудь. Далее вам измерят артериальное давление. Оно должно быть в норме. Ни в коем случае не принимайте никакие препараты, чтобы симулировать хорошее состояние. Помните о том, что несчастные случаи с работниками транспорта случаются именно по этой причине: умалчивание о болезни.

У лора вам предстоит проверить слух, нос, горло, рот. Чуть-чуть пониженный слух на одно ухо уже является основанием, чтобы в заключении написали: «Не годен». Поэтому, если у вас есть проблемы в данной области или хотя бы регулярный звон в ушах, вас не пропустят в помощники машиниста.

Зрение у вас должно быть стопроцентным. Не должно быть отклонений и в цветовосприятии. Окулист очень тщательно проверяет ваши глаза. Если вы носите контактные линзы или делали лазерную коррекцию, то скрыть это не сможете. По-любому вы медкомиссию не пройдете.

Кардиолог должен на ЭКГ увидеть только идеальную кардиометрию без каких-либо отклонений.

Хирург осматривает вас, чтобы убедиться, что у вас целы все конечности и нет каких-либо нарушений в осанке. Координация движений также важна.

Профотбор

Поздравляем, если вы прошли медицинскую комиссию! Вы полагаете, что теперь можете рассчитывать на будущую должность «помощник машиниста»? Обучение предстоит вам не завтра, поверьте. Вам еще нужно пройти профотбор. Если вы успешно прошли всех врачей, то у психолога, к сожалению, можно проиграть.

Вас посадят за монитор, вы должны с ловкостью находить только что появившуюся точку на экране. Если у вас отличная реакция и повышенное внимание, то у вас все получится, важно не отвлекаться.

Возможно, вам придется пройти и другие виды тестирования. Все зависит от предприятия: метрополитен или РЖД. А также большую роль играет вид локомотива.

Сфера деятельности

Выберите заранее, где вы хотите работать: в метро или на железной дороге. Хотя и планируется в скором времени на московском метрополитене полностью отказаться от работы в два лица, то есть, не нужен помощник машиниста. Обучение в настоящее время ведется с уклоном, что вы будете потом работать только машинистом. В других метрополитенах, возможно, пока работают в два лица, но не везде.

На железной дороге, напротив, требуются оба. Помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебно-производственном центре и непосредственно у машиниста, к которому его закрепляют.

Виды локомотивов, электропоездов и особенности обучения

В метрополитене существуют электропоезда, мотовозы и дрезины (хозяйственные поезда). На кого вам учиться, выбираете сами. Обращаться нужно в электродепо, которое ближе всего к вашему дому.

На РЖД видов локомотивов больше:

  • мотор-вагонный подвижной состав (пригородные электрички);
  • электровоз (пассажирский или грузовой);
  • тепловоз (пассажирский, грузовой, магистральный/маневровый);
  • хозяйственные поезда и восстановительная техника.

Практически на всех (кроме маневровых) работа ведется в два лица.

Электропоезд

Обучение помощник машиниста электропоезда проходит около 3-4 месяцев. За это время он должен изучить все азы, касающиеся обязанностей, строения вагонов, узнать о возможных неисправностях и как их определить.

Электровоз

Не хотите работать на электричках, вас больше привлекает электровоз? Тогда вам нужно идти не в моторвагонное (локомотивное) депо, а в электродепо. Обучение помощника машиниста электровоза намного проще. Стоит отметить, что многие железнодорожные вузы и техникумы на летнюю практику направляют студентов (добровольцев) работать на РЖД. Время будет потрачено только на прохождение медкомиссии. Затем, если вы ее проходите (и психолога тоже), вас ставят дублером. То есть в кабине вас будет трое: машинист, помощник машиниста и вы. Ваша задача - наблюдать, задавать вопросы по теме, обучаться. Если вы успешно сдаете экзамен/зачет инструктору, то вас допускают к работе.

Тепловоз

Примерно такая же система обучения на тепловозе. Но хочу вас предупредить, что работать на таком виде локомотива намного вреднее, так как идет выброс от дизельного топлива в атмосферу. Многие тепловозники, проработавшие десяток лет, страдают болезнями легких и верхних дыхательных путей. Помощник машиниста тепловоза обучение проходит так же, как и электровозник.

Обязанности и ошибки

Не важно, какой вид локомотива вы выбрали, метрополитен или РЖД, вы обязаны выучить три самых главных книги:


Вам могут задать любой вопрос из этих книг. Поэтому в первый же день работы приобретите их и начните читать, изучать. В принципе обучение на помощника машиниста (РЖД) сводится к трем задачам:

  • заветные книги: ПТЭ, ИСИ, ИДП;
  • азы по устройству и ремонту локомотива (в том числе сцеп и расцеп);
  • внимательность.

Ваша задача во время движения поезда - следить за свободностью пути, светофорами, скоростью. Вы должны контролировать действия машиниста, в том числе сверять: не превышает ли он скорость там, где этого делать не нужно. При экстренных ситуациях помощник должен сорвать стоп-кран, если машинист не предпринимает никаких мер.

Ошибки помощников машинистов: русское «авось» и «ничего не случится». К сожалению, из-за отвлеченности локомотивных бригад на РЖД случаются крупные аварии. Нередко дежурные стрелочного поста ошибочно переводят стрелки не по маршруту. Задача помощника: следить за тем, как расположена стрелка.

Зарплата и график работы

Средняя зарплата помощника машиниста на РЖД - около 20 000 рублей. Все будет зависеть от региона, стажа работы. На Московской дороге оплата намного выше.

Что касается графика, то магистральные машинисты и помощники не имеют стабильного. Им дается регламентированный межсменный перерыв (от 16 часов), а также месячная норма часов. Когда вызовут в следующий раз, локомотивная бригада может и не знать. Поэтому если вы человек свободный во всех смыслах, то смело выбирайте данную профессию. Стоит в заключение напомнить: помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебном центре, при этом он получает стипендию.

Вот мы с вами и изучили профессию помощника машиниста, рассмотрели все нюансы. А вам остается только ответить себе на вопросы: имею ли я крепкое здоровье и есть ли у меня желание?

Главная > Инструкция

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция определяет порядок подготовки и назначения помощников машинистов для работы на тепловозах, основные обязанности и права помощников машинистов тепловозов, а также порядок организации их работы.

1.2. Помощники машинистов тепловозов относятся к работникам локомотивных бригад.

1.3. Работники локомотивных бригад руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящей Инструкцией.

2. Назначение (освобождение) на должность помощника

машиниста тепловоза

2.1. Помощником машиниста тепловоза может быть назначено лицо, имеющее документы установленного образца о присвоении профессии помощника машиниста тепловоза и успешно прошедшего проверочные испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.

2.2. Перед назначением на должность помощника машиниста тепловоза кандидат в помощники машиниста проходит предварительный медицинский осмотр и профессиональный отбор.

2.3. Назначение (освобождение) на должность помощника машиниста тепловоза производится начальником эксплуатационного локомотивного депо по представлению машиниста-инструктора и согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации.

3. Подготовка помощника машиниста тепловоза к самостоятельной работе в должности помощника машиниста тепловоза

3.1. Для назначения на должность помощника машиниста тепловоза кандидат в помощники машиниста тепловоза должен:

– иметь свидетельство помощника машиниста тепловоза установленного образца;

– пройти в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию;

– иметь акт о проведении испытаний при назначении на должность помощника машиниста.

3.2. Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист-инструктор по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии – машинист-инструктор прикрепленной колонны локомотивных бригад, проводит изучение с кандидатом в помощники машиниста нормативной документации, технико-распорядительных актов станций обслуживаемых участков, порядка действий в нештатных ситуациях, особенностей конструкции локомотива.

Обучение проводится по специальной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом эксплуатационном локомотивном депо с учетом местных условий.

3.3. Машинист-инструктор после завершения практической подготовки и обучения кандидата в помощники машиниста проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего с ним практическую подготовку, по результатам которого выдает кандидату в помощники машинисты письменную рекомендацию.

3.4. При наличии письменного заявления от кандидата в помощники машиниста, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии – машиниста-инструктора, кандидат в помощники машиниста допускается к прохождению испытаний в комиссии локомотивного депо.

Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний.

3.5. Машинист-инструктор представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования.

По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата в помощники машиниста на должность помощника машиниста тепловоза.

4. Порядок формирования локомотивных бригад
и организации работы помощников машинистов тепловозов

4.1. Количественный состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими тепловозов устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от наличия серий тепловозов и местных условий на основе утвержденных ОАО «РЖД» способов обслуживания тепловозов.

4.2. Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным.

4.3. Персональный состав локомотивных бригад корректируется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения поездов) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников, рекомендаций психолога и утверждается по представлению начальника эксплуатационного локомотивного депо приказом начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений – заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству.

4.4. Копии списков персонального состава локомотивных бригад должны находиться у заведующего локомотивными бригадами (старшего нарядчика), дежурного по эксплуатационному локомотивному депо и нарядчиков.

4.5. Внесение изменений в персональный состав локомотивных бригад допускается:

– по приказу начальника эксплуатационного локомотивного депо при подготовке к новому графику;

– в виде исключения, при вынужденных обстоятельствах (увольнение, перевод на другую работу, болезнь одного из членов бригады) машинистом-инструктором по согласованию с психологом с разрешения начальника эксплуатационного локомотивного депо или заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации в дневное время суток с изданием приказа начальника эксплуатационного локомотивного депо о формировании локомотивных бригад.

4.6. Руководители эксплуатационного локомотивного депо обязаны лично провести предрейсовый инструктаж вновь сформированной локомотивной бригаде перед ее первой совместной поездкой в соответствии с утвержденной начальником эксплуатационного локомотивного депо программой. Формирование локомотивной бригады в ночное время разрешается только при возможности проведения предрейсового инструктажа или если такой инструктаж был проведен заранее.

4.7. В эксплуатационных локомотивных депо, обслуживающих исключительно пассажирское движение, с разрешения заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству машинисты тепловозов, не имеющие первого или второго класса квалификации, могут допускаться к работе в пассажирском движении. В этом случае локомотивная бригада может формироваться из машиниста тепловоза, имеющего третий класс квалификации или не имеющего класса квалификации и помощника машиниста, имеющего стаж работы не менее двух лет.

Помощники машинистов тепловозов, не имеющие свидетельства на право управления тепловозом, допускаются к работе с пассажирскими поездами в составе локомотивной бригады с машинистом первого или второго класса квалификации.

5. Обязанности помощника машиниста тепловоза

5.1. Помощник машиниста тепловоза обязан:

– знать и точно выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по охране труда при эксплуатации, ремонте тепловозов, пожарной безопасности и настоящей Инструкции;

– повышать свою квалификацию и технические знания по вопросам технического обслуживания тепловозов, при сроке работы помощником машиниста тепловоза без получения свидетельства на право управления тепловозом более трех лет комиссией эксплуатационного локомотивного депо рассматривается вопрос о профессиональной пригодности этого работника;

– являться на работу в сроки, определяемые графиком работы или по вызову дежурного по эксплуатационному локомотивному депо;

– при выяснении обстоятельств, препятствующих явке на работу к установленному сроку, немедленно, но не позднее, чем за три часа, сообщить об этом дежурному по эксплуатационному локомотивному депо;

– проходить в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр, а также периодический медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности; перед каждым заступлением на работу знакомиться с вновь поступившими документами по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, и проходить инструктаж по безопасности движения поездов.

5.2. При выполнении должностных обязанностей иметь при себе:

– служебное удостоверение, а при наличии права управления локомотивом, с заверенной работником отдела кадров записью о сдаче свидетельства на право управления;

– удостоверение о допуске к работам на электроустановках;

– служебный и технический формуляры помощника машиниста;

– талон предупреждения;

– выписки об установленных скоростях движения поездов.

5.3. Выполнять оперативные распоряжения дежурных по эксплуатационному локомотивному депо, пунктов смены и явки локомотивных бригад, машинистов-инструкторов эксплуатационных локомотивных депо обслуживающих данный участок, машиниста.

5.4. При приемке и сдаче тепловоза, а также во время стоянок в пути следования производить его техническое обслуживание, строго соблюдая установленные требования нормативных документов и приказов.

5.5. При ведении поезда и выполнении маневровой работы помощник машиниста тепловоза обязан:

– руководствоваться законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в области безопасности движения, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящим Инструкцией;

– участвовать в соблюдении установленных режимов вождения поездов, обеспечивая при этом выполнение графика движения поездов и требований безопасности движения;

– контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности, радиосвязи, узлов и агрегатов тепловоза, проверять их состояние, в том числе исправность средств пожаротушения;

– при выявлении неисправности на тепловозе или в составе поезда принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время – к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов;

– не допускать вмешательства в работу устройств и систем безопасности, установленных на тепловозе;

– не покидать кабину управления тепловоза при следовании на запрещающий сигнал светофора, при следовании по станции, при проследовании мест ограничения скорости и во всех других случаях, определенных нормативными документами;

– вести учет и экономно использовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты.

Обо всех неисправностях тепловоза, выявленных при его эксплуатации, производить запись в журнале формы ТУ-152 по указанию машиниста.

5.6. После завершения поездки (смены) помощник машиниста тепловоза обязан сдать дежурному по эксплуатационному локомотивному депо в установленном порядке служебный формуляр, а также подлежащие сдаче инструменты и инвентарь;

6. Права помощника машиниста тепловоза

6.1. Помощник машиниста тепловоза имеет право:

– пользоваться нормативной и технической документацией, имеющейся в эксплуатационном локомотивном депо, по вопросам, входящим в круг его обязанностей;

– пользоваться служебной телефонной, телеграфной, электронной связью для информирования причастных руководителей о выявленных недостатках по обеспечению графика и безопасности движения поездов;

– обращаться к должностным лицам ОАО «РЖД» с предложениями по совершенствованию работы.

7. Ответственность помощника машиниста тепловоза

7.1. Помощник машиниста тепловоза после приемки локомотива несет ответственность за его техническое обслуживание и выполнение правил его эксплуатации, сохранность инвентаря, инструмента и оборудования тепловоза.