Презентация на тему блудный сын. Презентация к уроку литературы "Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести "Станционный смотритель" А.С

  • 16.06.2022

Презентация по Закону Божию прот. Серафима Слободского - притча о блудном сыне (12,7 Мв, ppt).
Вторая приготовительная неделя к Великому посту называется Неделей о блудном сыне. Помимо притчи о блудном сыне, в презентацию дополнительно включены текст притчи на церковнославянском языке и аудиофайл песнопения "На реках Вавилонских…".

Дополнительные адреса для скачивания:
Все презентации этой серии можно скачать или перебросить на свои аккаунты (выборочно или архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru

Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

К Иисусу Христу приходили мытари и грешники, чтобы слушать Его. Гордые фарисеи и книжники, учители еврейского народа, роптали за это на Иисуса Христа и говорили: "Он принимает грешников и ест с ними".
На это Иисус Христос сказал несколько притчей, в которых показал, что Бог с радостью и любовью принимает каждого кающегося грешника. Вот одна из них:
У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: "отец! дай мне следуемую мне часть имения". Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: "сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: "отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".
Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его.
Сын же начал говорить: "отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим"...
А отец сказал слугам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся". И начали веселиться.
Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: "что это такое?"
Слуга сказал ему: "брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым".
Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.
Но он отвечал отцу: "вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка".
Отец же сказал ему: "сын мой! ты всегда со мною, и все мое - твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся".

В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращение грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.
Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

  • Русская литература
  • 6 кл.
  • 29.05.2018

Легенды и мифы Нового Завета: «Притча о блудном сыне» Цель: - продолжить знакомство учащихся с Библией, легендами и мифами Нового завета; показать значение Библии для человечества и мировой культуры; - развивать духовность, образное и аналитическое мышление, речь, память; - воспитывать уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. Ход урока Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду. Ханс – Йоахим Хаан Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём. Дж. Кеннеди Шульц I. Организационный этап На доске написаны эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их, подумайте и скажите, о чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня? (О прощении.) Ассоциации к слову «Прощение» (обида, гордыня, самолюбие, зависть, эгоизм, страдание, боль, слезы, огорчение, поступки, помилование, извинение, милость, пощада, извинение, отпущение). Беседа. - Наш предыдущий урок был уроком знакомства с Библией, и мы с вами уже имеем представление о Библии. Давайте вспомним, что означает слово «Библия» (Библия – «книга книг».) - Что вы знаете о Библии? Часть Библии, созданная до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом. В В.З. рассказывается о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, об изгнании их из рая, о всемирном потопе… В Новом Завете рассказывается о рождении Христа, о Его земной жизни и мученической смерти, о Его учениках-апостолах… II. Актуализация - Сегодня вы познакомитесь с притчей «Блудный сын». Запись в тетрадь: Притча – маленькая нравоучительная история, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. - Ребята, а кто такой блудный сын? Ассоциации к выражению «Блудный сын» Прощение Блудный сын Грех, очищение, мудрость, понимание, наказание, изменение, обретение, спокойствие, расставание, обида, гордыня, самолюбие, зависть, эгоизм, страдание, боль, слезы, огорчение, поступки, помилование, извинение, милость, пощада, примирение. Возвращение, вседозволенность, душа, отец, семья, скитание, покаяние, раскаяние, грех, нравственность, бесстыдный, заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. бессовестный. Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче. III. Формирование новых понятий и способов действия. 1. Чтение притчи с остановками. Выводы. Чтобы вы лучше поняли ее смысл, я хочу немного рассказать вам о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, если они уходили из семьи (женились, выходили замуж) или когда и родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях считалось смертельной обидой. IV. Применение. Формирование умений и навыков. 1. Работа с картинами. Звучит музыка (минорная, “Реквием” Моцарта) В доме холодно, пусто и сыро. Дождь и ветер стучат о порог. Возвращение блудного сына Пишет Рембрандт, кончается срок. Не слышны приглушённые звуки, На холсте и в округе темно, - Лишь отца освещённые руки Да лица световое пятно. Не вернуться. Живём по-другому. Не округла, как прежде, земля. Разрушение отчего дома – Как сожжение корабля. Запустение, тьма, паутина, Шорох капель и чаячий крик. И предсмертную пишет картину Одинокий и скорбный старик. - Картина художника XVII века Рембрандта Ван Рейна. Эта тема является общечеловеческой. Эта тема касается любого человека. Не имеет значения его национальность, место жительства, вероисповедание. Проблемы во взаимоотношениях с родителями могут возникнуть у любого. Главное, не доводить эти проблемы до ситуации блудного сына. - Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Многие из них писали её: Мурильо, Рембрандт, Батони... Но картина Рембрандта – самая выразительная из них. 2. Работа в парах. Составление тонких и толстых вопросов. - Составьте по два тонкий и толстых вопроса. Тонкие вопросы Толстые вопросы - В каких действиях отца выразилось его прощение сыну? - Что сделал сын, чтобы получить прощение и благословение отца? - Что ответил отец старшему сыну, когда он простил младшего? - Как он реагирует на возвращение брата? - К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям? - Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения? (Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой). - Как встретил его отец? - Какой момент в притче является кульминационным? Сцена возвращения сына. - Что пережил отец, когда младший сын ушёл со своей частью наследства? - Как должны измениться образ жизни и поведение сына, после того, как отец простил его? - Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? - Понятна ли вам обида брата? Как поступили бы вы на месте старшего брата? - Достоин ли блудный сын любви отца? Любовь неразрывно связана с прощением. Простить человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию. V. Этап информации о домашнем задании Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне». VI. Этап рефлексии Синквейн. Отец. Младший сын Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас эта притча? Какова же основная мысль притчи? Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. Вывод: Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди.

Слайд 2

Послушайте, дети, какую интереснуюисторию рассказал Иисус Христос о добром отце и злом сыне.

Слайд 3

Один богатый и добрый человек имел двух сыновей.

Слайд 4

Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца выходками и наконец однажды сказал ему:

Слайд 5

Отец, дай мне мою часть всего имущества, я сам хочу распоряжаться им!

Слайд 6

Добрый отец выделил ему следуемую часть, а сын взял деньги и имущество и ушел в чужую страну.

Слайд 7

Там он подыскал себе глупых друзей и ежедневно устраивал с ними пиры и гулянья. Он покупал сладкие дорогие кушанья и вина и носил роскошные одежды.

Слайд 8

Каждый день у него играла музыка, и он не хотел работать, а только ел, пил и веселился.

Слайд 9

Скоро, однако, он истратил все полученные от отца деньги, промотал все имущество и начал нуждаться. Кстати, в том краю, где он жил, случился неурожай и голод.

Слайд 10

Блудный сын не имел даже куска хлеба, и никто не хотел помочь ему.

Слайд 11

Видя, что дело плохо, он вздумал приняться за труд. Но он не умел ничего делать, потому что, когда его сверстники учились, он только гулял и веселился. Тогда он пришел к одному человеку и сказал:

Слайд 12

Будь добр, возьми меня к себе в пастухи! -Отчего же? – сказал добрый человек. –Иди пасти моих свиней, но только кормись как знаешь, а той пищи, что я даю свиньям, не смей трогать! После них можешь подбирать остатки.

Слайд 13

Несчастный и тому рад. Вот до чего доводит своеволие и гулянье! Опомнился бедный юноша.

Слайд 14

Сидя в поле около свиней, голодный, оборванный и босой, он заплакал и сказал сам себе:

Слайд 15

Сколько у моего отца слуг, и все они сыты и одеты, а я умираю от голода. Пойду я к отцу и скажу ему: «Отец мой, я согрешил перед Богом и перед тобою и недостоин называться твоим сыном. Прими меня хотя бы в число твоих слуг».

Слайд 16

Скоро он так и сделал: собрался и пошел на родину.

Слайд 17

Отец издали увидел своего непослушного сына и побежал к нему навстречу.

Слайд 18

Он обнимал и целовал его и плакал от радости.

Слайд 19

Не такого приема ожидал сын, и ему стало стыдно. Он сказал отцу:

Слайд 20

Согрешил я перед Богом и перед тобою, дорогой отец, и не достоин, чтобы ты считал меня своим сыном. Возьми меня хотя бы в число твоих слуг.

Слайд 21

Но отец воскликнул слугам: -Принесите скорее мою лучшую одежду и оденьте моего милого сына;

Слайд 22

дайте ему на руку мое кольцо, зарежьте самого лучшего теленка, будем веселиться, потому что сын мой умер, а теперь воскрес, пропадал и нашелся.

Слайд 23

Как горячо любил этот добрый отец своего негодного сына!

Слайд 24

Как он возрадовался, видя его чистосердечное раскаяние!

Слайд 25

Как охотно он простил его!

Слайд 26

Так, милые дети, и нас всех любит наш Небесный Отец, Бог, с такою же любовью и Он прощает нас, если мы поступили дурно, а затем каемся и просим у Него прощения.

Слайд 27

О чем рассказывает нам притча о блудном сыне? Младший сын не захотел заниматься тяжелой работой вместе с отцом и старшим братом. Он решил отправиться в странствие, при этом попросил отца отдать причитающуюся ему долю наследства. За самое короткое время парень промотал отцовские деньги и с лихвой познал нужду и горести. На первый взгляд, младший сын пренебрег своими обязанностями, отказался от родного дома ради удовольствий и получил достойное наказание. Отец имел полное право прогнать блудного сына со своих глаз. Но он этого не сделал. Отец простил своего сына, принял его в дом и на радостях захотел зажарить лучшего теленка. Возвращение блудного сына было для отца знаменательным событием. Ведь его сын нашел в себе мужество вернуться, искренне раскаявшись в своем поступке. Блудный сын осознал свое необдуманное поведение, понял, что глубоко заблуждался. Эта притча учит нас, что за любые поступки люди обязательно получают воздаяние. За хорошие и правильные деяния человек вознаграждается, а за плохие и необдуманные несет тяжелое наказание. Блудный сын не думал, что судьба обойдется с ним так жестоко.

Слайд 28

Он хотел легкой и веселой жизни. Пока у него были деньги, он не задумывался о правильности своих действий. Он жил на широкую ногу, необдуманно тратил деньги. И за это время блудный сын ни разу не вспомнил о своем отце, который зарабатывал эти деньги тяжким трудом. Не вспомнил он и о старшем брате, который трудился вместе с отцом. Задумываться о своей семье он стал только тогда, когда от него отвернулись все, кто жил за его счет. Только тогда блудный сын понял, что никому на свете, кроме родных, он не нужен. А отец при виде своего несчастного, измученного сына даже не стал задумываться о тех ошибках, которые тот допустил. В притче об этом не сказано, но отец, наверное, всегда помнил о своем сыне. И всегда переживал, как складывается его судьба. Поэтому отец был пo-настоящему счастлив, когда понял, что его сын все осознал. Осознал и навсегда вернулся в родной дом. Таковы уроки Библии... Здесь все объясняется на простых примерах. Человек может совершить много ошибок, но если он раскается, то Бог простит его, как простил отец своего блудного сына.

Посмотреть все слайды

Открытый урок по русской литературе в 6 классе

Значение евангельской притчи о блудном сыне в повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина




Музей «Дом станционного смотрителя»

Музей, основанный 15 октября 1972 года, стал первым музеем литературного героя, который расположился в здании почтовой станции Выра…






Эпиграф к повести «Станционный смотритель»:

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Князь Вяземский


Коллежский регистратор

самый младший гражданин, чин 14 класса .

Диктатор

- тот, кто ведет себя

по отношению к другим властно и нетерпимо.




Маленький человек” -

это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.




Притча -

краткий поучительный иносказательный рассказ



Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Вершиной голландской живописи стала картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Тема –евангельская притча…


Работа в группах

  • Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Докажем это .

История Дуни


История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации.

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла , проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.



Картины великих художников

Рембрандт Харменс ван Рейн

Ванециан А.В.


Кадры из кинофильма



Нравственные уроки по священному писанию:

  • Уважай и чти своих родителей за то, что они дали тебе жизнь и воспитали тебя.
  • Словом и делом выражай свое почтение.
  • Будь послушный.
  • Не ропщи на наказание.
  • Вовремя покайся в своих ошибках.
  • В нужде и старости ухаживай и корми их.

Домашнее задание: Написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни.


Тема. «Притча о блудном сыне». Утверждение в библейской притче общечеловеческих нравственных идеалов.

Цель: ознакомить учащихся с понятием «притча», отработать умение анализировать притчу, выделять основную мысль притчи; вызвать интерес к «Притче о блудном сыне», стремление к анализу и творчеству; вести работу по развитию речи учащихся; воспитывать любовь к родителям, доброту и сострадание, умение прощать, осознать вину и искренне стремиться к искуплению.
Оборудование: учебник, видеофрагменты из жизни Иисуса Христа (рождение, 12-летний Иисус в храме, крещение, чудесные исцеления больных), иллюстрации Рембрандта «Возвращение блудного сына», И. Босха «Блудный сын», Пюви де Шаванн «Блудный сын. XIX век», Олега Королёва «Блудный сын».
Тип урока: урок изучения новых знаний.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о необычной, уникальной книге, книге всех времён и народов – о Библии.
  2. Просмотр кадров из художественного фильма.
    • Предлагаю вам восстановить в памяти основные вехи жизненного пути главного героя этой книги – Иисуса Христа.
    • Какие события из жизни Иисуса Христа отражены в этих небольших отрывках? (беседа по ходу просмотра, дополнения, разъяснения).
  3. Чтение учителем стихотворения Г.А. Галина « Мать».

    Мать
    С какою нежностью покоит на руках
    Она своё дитя в задумчивом молчанье!..
    На сомкнутых губах лежит печать страданья,
    И ласка тихая в опущенных глазах...
    С тревогою прижав дитя к груди своей,
    В его грядущее она глядит с тоскою,
    И хочет мать закрыть беспомощной рукою
    Своё дитя от слёз, печали и скорбей...
    И в сердце у неё неясная болезнь
    Лишиться дорогой, единственной святыни...
    Ведь без него весь мир останется пустыней,
    А за него она пойдёт на казнь...

  4. Беседа.
    • Откуда люди узнали обо всех этих событиях? (Из Библии).
    • Как переводится слово Библия? (Книга).
    • Зачем люди обращаются к Библии? Ответы на какие вопросы они хотят найти в этой книге? (Ответы детей).
    • Из каких частей состоит библия? (Ветхий завет, Новый завет).
    • Что такое завет? («Договор», «союз»).
    • Как по-другому называется Новый завет? (Евангелие).
    • Как переводится слово Евангелие? (Радостная весть).
    • О чём эта весть? Вспомните первые кадры фильма. (О том, что Бог людям обещает свою помощь – он посылает сына, чтобы спасти людей от зла, вывести их к свету «Столетья поплывут из тьмы..., то есть пытается научить людей, как нужно жить правильно).
  5. Жанр притчи.
    В литературе есть произведения, с помощью которых лучше всего учить людей чему-либо поучать, внушать им что-то. Они написаны в жанре притчи.
    Запись в тетради:
    Притча – это…
    Сегодня на уроке мы обратимся к «Притче о блудном сыне». Эту притчу Иисус рассказал своим ученикам, она является самой известной историей в Новом Завете.
  6. Чтение притчи. Беседа.
    • Какой дурной поступок совершает сын? (Сын обижает отца; сын грабит его; покидает его на старости, оставляет одного; сын совершает грех; сын не почитает отца, наносит ему обиду).
    • А как вы понимаете слово грех? (Плохой поступок; смертельная болезнь; ненавидеть друг друга; грех – зло в душе; злые дела, злость на товарища).
    • Как же ведёт сын себя вдали от дома? (Он ведет распутную жизнь; расточает свое богатство; заводит сомнительных друзей).
    • Какой на ваш взгляд он совершает грех? (Он грешен перед отцом, но и перед собой тоже. Он живёт не по совести, поэтому и грешен).
    • А какой была жизнь сына вдали от дома и принесла ли она ему радость?
      (Ему было трудно; он много работал и не получал ничего; был голоден; пас свиней и его мучила совесть; он вспомнил отчий дом и всей душой стремился туда, откуда ушел).
    • Подтвердите это текстом притчи (…Он прожил все, настал великий голод. Сын пристал к одному из жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней.. Он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему).
    • Как вы думаете, с какой мыслью возвращается сын домой? (Сын раскаивается в своем поступке; ему стыдно перед отцом; он осознал свою вину; он хочет просить прощения).
    • Приведем примеры из текста (…Придя же сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу и скажу: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою…»).
    • Как вы думаете, сын по-настоящему глубоко осознал свою вину? (Сын раскаялся в своих поступках; он хочет искупить свою вину, намерен просить у отца прощения).
    • Итак, сын искренне раскаялся, а прощает ли отец сына? (Он прощает его).
    • Подтвердите словами текста. («… Увидел его отец и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и поцеловал его…»; «…отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите его: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»).
    • Как вы думаете, чему учит притча? (Учит умению прощать обиды; учит осознавать свои ошибки и раскаиваться в них; учит любить друг друга; учит ценить и уважать родителей; учит искренности, не ложному покаянию, а истинному).
  7. Связь с искусством.
    Каждый из вас в своём воображении нарисовал образ блудного сына. А теперь я предлагаю сопоставить наше "произведение" с произведениями великих живописцев.
    «Работа в парах».
    Перед вами - репродукции картин разных художников. Всмотритесь в изображение, почувствуйте настроение художника, произведения, после чего определить основную мысль картины.
    1 группа. Пюви де Шаванн. Блудный сын. XIX век. Франция.
    (Вся фигура блудного сына выражает глубокую печаль, удручённость, раскаяние: он наг, сир и беден, голова его со стыдом опущена, руки прижаты к груди, словно в молитве. Он уже осознаёт, что вёл неправедную жизнь, что согрешил "против неба и отца" и готов покаяться)
    2 группа. Иероним Босх. Бродяга (Блудный сын).
    (За спиной героя - убогая деревенская харчевня: крыша её обветшала, оконные стёкла выбиты, в дверях солдат пристаёт к служанке, у стены справляет нужду какой-то пьяница. Видимо, здесь предавался беспутству молодой измождённый человек. Теперь, полный раскаяния, он направляется домой, решив оставить прежнюю греховную жизнь. Неуверенно, оглядываясь назад крадётся он к закрытой калитке, за которой мирный пейзаж, достойная жизнь. Босх словно задаёт себе и зрителю вопрос: вернётся ли бедный путник в родительский дом, или кривой путь вновь приведёт его в этот грязный и скучный притон? Блудный сын в пути...)
    3 группа. Харменс ван Рейн Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668-1669. Голландия.
    (Блудный сын вернулся, покаянно упав на колени перед стариком. В облике кающегося сына - само страдание, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя. Старик, склонившись над блудным сыном, любовно ощупывает его (глаза его уже плохо видят). Руки отца вливают в юное тело сострадание, прощение, неизмеримую заботливость и преданность)
    А как вы прокомментируете картину нашего современника Олега Королёва?
    4 группа. Олег Королёв. Блудный сын.
    (Блудный сын Олега Королёва - художника нашего времени - пытается разорвать порочный круг, выйти из тёмной, беспросветной жизни. Ему удаётся это сделать, так как руку помощи заблудшему протягивает Высшая сила. Глаза в глаза, лёгкое прикосновение...и происходит перевоплощение, рождение нового (светлого) человека).
    Сцена возвращения блудного сына в родной дом особенно привлекала живописцев. Как вы думаете, почему? (Именно в этой сцене выражена главная идея притчи - идея покаяния и прощения).

IV. Подведение итогов урока.

  1. Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.
  2. Чтение учителем проповеди.
    Старец призвал учеников и показал им лист бумаги, в середине которого стояла точка:
    - Что вы видите? – спросил он.
    - Точку, - ответил один.
    - Чёрную точку, - подтвердил второй.
    - Жирную чёрную точку, - уточнил третий.
    Тогда старец заплакал. А ученики удивились и спросили:
    - Скажи, учитель, о чём ты так плачешь?
    - Я плачу о том, что все мои ученики увидели чёрную точку, и никто не заметил чистого белого листа.
  3. Рефлексия.
    Продолжи фразу: «Сегодня я понял, что…»